Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ВНЕДРЕНИЕ АВТОРСКОГО АНГЛОЯЗЫЧНОГО УЧЕБНО-СПРАВОЧНОГО ПОСОБИЯ «CINEMATOGRAPHY» В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ИВГУ)

Шамова Н.А. 1 Маник С.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
В статье рассматривается англоязычное учебно-справочное пособие «Cinematography», основанное на авторском корпусе и ориентированное на запросы потенциальных пользователей в соответствии с ключевыми направлениями развития современной методики. Объясняется идеографическое построение пособия и особенности его композиции. Мегаструктура пособия включает глоссарий (100 входных единиц), приложение (14 дополнительных блоков информации) и упражнения (35 заданий). Пособие представляет собой систематизированный источник разнообразного материала по теме «киноиндустрия», отвечает требованиям современного образовательного стандарта и учитывает компетентностный подход. Целевая аудитория учебно-справочного пособия состоит из студентов языковых вузов. Описывается практический опыт использования пособия на занятиях по английскому языку на факультете Романо-германской филологии Ивановского государственного университета. Статья представляет интерес для преподавателей английского языка.
учебно-справочное пособие
кинематограф
LSP
перспектива пользователя
учебный процесс
корпусная лингвистика
1. Балакирева Э.В., Власова Е.З. Электронный учебно-методический комплекс как средство обеспечения качества подготовки специалистов // Человек и образование, 2012. – № 4 (33). – С. 75-80.
2. Тряпицына А.П. Перспектива создания учебной литературы нового поколения // Universum: Вестник Герценовского университета, 2006. – С. 16-18.
3. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. – Ижевск: Издательский центр» Удмуртский университет», 2016. – 176 с.
4. Аннотация рабочей программы дисциплины ОП бакалавриата 45.03.01. Филология (Зарубежная филология). URL: http://ivanovo.ac.ru/upload/DocOP/EAnnotation/Annot_Disc_450301.02.pdf (дата обращения 15.12.2018).
5. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. – М.: Когито-Центр, 2002. – 396 c.
6. Спичкина Е.А., Камович Ж.М. Методические рекомендации по разработке вузовских учебных изданий. – Краснодар, 2016. – 34 с.
7. Шамова Н.А. Электронное учебно-справочное пособие, основанное на узком корпусе, как одна из форм организации учебного процесса в вузе // Материалы II международного конкурса научно-исследовательских работ студентов, магистрантов и аспирантов: В мире науки: вопросы филологии, лингводидактики и переводоведения: Часть 1. Вопросы методики преподавания иностранных языков и межкультурной коммуникации : сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т; отв. ред. Н.В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. – C. 200-203.
8. Маник С.А., Шамова Н.А. К вопросу создания учебно-справочного пособия «Cinematography» (на материале английского языка) // Вестник Костромского государственного университета, 2018 – Том. 24. – № 2. – C. 235-239.
9. Кандалова Г.А., Майорова Ю.А. Роль электронных учебных пособий в организации самостоятельной работы студентов при модульном подходе в обучении грамматике // Поволжский педагогический вестник, 2016. – № 4 (13). – С. 51-55.

В XXI веке разработка узкоспециальных учебных изданий в частности для учащихся в высших учебных заведениях становится частым объектом научного изучения. Цель, которую ставят перед собой ученые и методисты, заключается в создании авторитетных пособий, имеющих большую практическую пользу, отвечающих запросам потенциальных пользователей и повышающих интерес студентов к процессу обучения.

Подготовка специалистов в ВУЗе осуществляется в условиях информационной образовательной среды, которая рассматривается как совокупность систематизированных образовательных ресурсов, в том числе современной учебной литературы [1, с. 75]. А.П. Тряпицына справедливо отмечает, что «создаваемое в университете учебно-методическое обеспечение должно быть ориентировано на достижение профессиональной компетентности студентов, отражать логику становления специалистов в области образования в условиях многоуровневого педагогического университета» [2, с. 16]. С.Л. Троянская акцентирует внимание на том, что компетентностный подход – «это приоритетная ориентация образования на его результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию» [3, с. 7].

Подчеркнем, что образовательные стандарты учитывают компетентностный подход, так как система образования ориентирована на обеспечение качества обучения в соответствии с вызовами современности. Не вызывает сомнения тот факт, что будущим специалистам, планирующим связать свою профессиональную деятельность с иностранным языком, особенно важно изучать актуальный языковой пласт разных предметных областей, в том числе и лексику искусства, в частности киноиндустрии, чтобы повышать свое профессиональное мастерство. В соответствии с аннотацией рабочей программы дисциплины «иностранные языки (английский)» у студентов должны быть сформированы следующие компоненты компетенций: способность к коммуникации в устной и письменной формах (ОК-5), способность работать в коллективе (ОК-6), владение навыками перевода с иностранного языка и на иностранный язык (ПК-10) и т.д [4]. Отметим, что учебно-справочное пособие «Cinematography» формирует компоненты данных компетенций.

Согласно классификации, предложенной Дж. Равеном, разработанное нами пособие способствует развитию дополнительных важных для человека компетенций: самостоятельного мышления, оригинальности; способности слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят; вовлечения эмоций в процесс деятельности, готовности и способности обучаться самостоятельно [5]. Развитие данных компетенций во многом достигается, благодаря включению в пособие творческих заданий, направленных на использование воображения и формирование нестандартного мышления (например, студентам предлагается написать новости от лица человека, связанного с киноиндустрией, используя подсказки в виде названия фильмов, фактов из жизни).

Безусловно, учебная литература является важной и неотъемлемой составляющей учебного процесса. С каждым годом репертуар пособий данной направленности значительно расширяется, что позволяет делать обучение эффективным и результативным. Кроме того, необходимо отметить широкий спектр вузовских учебных изданий, которые в зависимости от целевого назначения подразделяются на следующие виды: учебно-программные; учебно-теоретические; учебно-практические; учебно-методические; учебно-справочные; учебно-наглядные; учебно-библиографические [6, с. 5]. В соответствии с предлагаемой классификацией, отметим, что учебное издание по киноиндустрии относится к учебно-справочному виду.

Электронное учебно-справочное пособие «Cinematography» создано совместно с научным руководителем кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английской филологии С.А. Маник в рамках гранта на право выполнения научно-исследовательских работ студентами, аспирантами и молодыми учеными ИвГУ в 2018 году по заказу Ивановского государственного университета (№ 10-11-18).

Пособие ориентировано на студентов очной формы обучения направления подготовки 45.03.01 «Филология» Ивановского государственного университета, а именно на студентов 3 курса факультета Романо-германской филологии (английского отделения). Отметим, что предлагаемое учебно-справочное пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования, содержит аутентичный материал, так как основано на лингвистическом корпусе (corpus-based), содержащем 1051528 слов и в основу которого положены издания журнала «American Cinematographer» 2013-2015 годов [7]. Кроме того, пособие удовлетворяет потребности современного пользователя, поскольку выбор компонентов и их способ организации основываются на проведенном анкетировании потенциальных пользователей.

В настоящее время пособие проходит апробацию на практических занятиях по английскому языку у студентов 3 курса факультета РГФ ИвГУ, изучающих тему кинематограф, также оно выложено в электронную среду «Мой университет», где активно используется студентами и преподавателем дисциплины, который координирует работу студентов по выполнению заданий. Подчеркнем, что пособие может быть использовано в рамках аудиторного обучения и в качестве материала для дистанционных заданий при изучении темы «Men and the Movies» по аспекту Практика речи [8, с. 237]. Г.А. Кандалова и Ю.А. Майорова справедливо отмечают, что самостоятельная работа в высшей школе является важной формой обучения, так как на самостоятельную подготовку отводится достаточное количество учебного времени [9]. Разработанное пособие используется, в том числе и для организации самостоятельной работы бакалавров, которая направлена на повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Внедрение данного пособия в обучение обеспечивает студентов исчерпывающей информацией при изучении темы кинематограф.

Мегаструктура англоязычного учебно-справочного пособия включает логически организованный и систематически сгруппированный материал, который поделен на следующие разделы: глоссарий, приложения, упражнения. Макрокомпозиция глоссария включает алфавитно-тематическое расположение 100 словарных статей. В глоссарии выделены следующие тематические группы: «Types of films», «Sub-genres (and hybrids) of films», «Filmmakers», «Types of shooting», «Film development». Раздел «приложения» включает 14 дополнительных блоков информации, цель которых расширить кругозор студентов при изучении данной темы, а также способствовать учебной автономии (learner’s autonomy). Составленные 35 упражнений включают задания в зависимости от вида деятельности: «reading», «writing», «speaking», «listening». Цель упражнений – проверить и закрепить знания учащихся путем подачи разнообразных заданий. Предполагается, что пользователи пособия владеют английским языком на уровне не ниже Upper-Intermediate.

При разработке учебно-справочного пособия особое внимание уделяется его полиграфическому оформлению, например, использованию разных шрифтов, цветов и графической наполняемости. Входные единицы в глоссарии снабжены красочными иллюстрациями, использование которых помогает эффективнее создавать визуальный образ термина, чем просто словесное описание. Отметим, что иллюстрация отсутствует у небольшого количества входных единиц, потому что в некоторых случаях нельзя подобрать изображение, которое бы не вызывало путаницы в понимании значения, например, при некоторых видах съемки, где вместо иллюстрации необходима анимация.

Созданное учебно-справочное пособие «Cinematography» имеет высокий потенциал, поскольку оно может служить основой для проведения различных дополнительных лингвистических и лексикографических исследований, также оно может быть модернизировано с помощью добавления мультимедийных технологий, которые позволят сделать продукт еще больше ориентированным на пользователя, живущего в эпоху научно-технического прогресса. Вместе с тем мы надеемся, что пособие будет иметь не только академическую направленность, но также станет активно использоваться любителями кино, которые будут иметь возможность дополнять компоненты пособия – глоссарий и приложения (crowd-sourcing). Электронный формат пособия позволяет вносить новый материал, тем самым это способствует своевременному обновлению содержания.

Таким образом, современное англоязычное учебно-справочное пособие «Cinematography» является отличным дополнением к справочным пособиям, которые используются на языковых факультетах, в частности на факультете Романо-германской филологии Ивановского государственного университета. Внедрение данного пособия в учебный процесс позволяет предоставлять студентам систематизированную информацию по узкоспециальной теме, тем самым повышая качество учебного процесса.


Библиографическая ссылка

Шамова Н.А., Маник С.А. ВНЕДРЕНИЕ АВТОРСКОГО АНГЛОЯЗЫЧНОГО УЧЕБНО-СПРАВОЧНОГО ПОСОБИЯ «CINEMATOGRAPHY» В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ИВГУ) // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-1. – С. 100-102;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1848 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674