Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сёмина М.В. 1 Максименко Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»
В статье рассматриваются теоретические основы и практические условия формирования учебно-познавательной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Акцентирована значимая роль предшкольного образования, обеспечивающего непрерывность и преемственность в подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Авторы предполагают, что в ходе обучения в школе дети неизбежно сталкиваются с проблемами, связанными не столько со слабой дошкольной подготовкой, сколько с недостаточной сформированностью значимых качеств личности, составляющих учебно-познавательную компетентность. В современном обществе, которое характеризуется информационной стадией своего развития, пересматриваются существующие парадигмы образования. На смену устаревшей традиционной парадигме, нацеленной на передачу определенной суммы знаний, приходит новая парадигма образования, которая ориентирована на формирование потребности в постоянном пополнении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции. Показано, что основу современного дошкольного образования сегодня составляет компетентностный подход, актуализирующий поиск адекватных, практикоориентированных образовательных технологий. В статье описан опыт применения технологии проектной деятельности в конкретном дошкольном учреждении. В контексте компетентностно-ориентированного подхода проведено психологическое исследование предпосылок формирования познавательных универсальных учебных действий, представлены его результаты, сформулированы рекомендации для педагогов-психологов и родителей детей, находящихся на предшкольной ступени психосоциального развития. Доказано, что метод проектов эффективен для развития творческих способностей, формирования интереса к познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
компетентностный подход
учебно-познавательная компетентность
универсальные учебные действия
метод проектов
старший дошкольный возраст
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 03.01.2019).
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 22 декабря 2009 г. № 15785). [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 03.01.2019).
3. Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель, 2016. 170 с.
4. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. 464 с.
5. Грудненко Е.А. Психологическая готовность ребенка к школе. – СПб.: ООО ««Издательство «Детство-Пресс», 2013. 176 с.
6. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных организациях (методики, тесты, опросники). – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2017, 318 с.
7. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2010. 64 с.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
9. Свирская Л.В. Организационно-педагогические условия становления начал ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста: дис. …канд. пед. наук. – М.: 2004. 158 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http:// http://www.dslib.net (дата обращения 03.01.2019).
10. Морозова Н.А. К проблеме реализации компетентностного подхода в дошкольном образовании / Н.А. Морозова // Народное образование. Педагогика. 2014. (с. 1-7). [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения 03.01.2019).

Образовательная система в современном мире претерпевает значительные изменения. Основополагающей причиной этих изменений является информатизация образовательного процесса. На сегодняшний день социальный заказ на выпускника образовательного учреждения требует в первую очередь умения самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, активно реагировать на возникающие жизненные ситуации. Вслед за Н.А. Морозовой мы считаем, что в обществе намечается осознанный переход от концепции приобретения знаний, умений и навыков к новой образовательной парадигме, развивающей личность обучающегося [10, с. 3].

В качестве одной из важнейших задач сегодня декларируется создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования, отмечает Л.В. Свирская [9, с. 6]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования (далее – ФГОС НО) четко прослеживаются идеи непрерывного образования и воспитания личности, гуманизации учебно-воспитательного процесса [1, с. 5]. В качестве главной цели выступает приобретение детьми начальных представлений и опыта, которые позволяют им в будущем стать успешными в школе и в жизни. Исходя из этого, остро обозначается проблема формирования совокупности «универсальных учебных действий» (далее – УУД), обеспечивающих не только освоение ребенком конкретных предметных знаний и навыков, но и компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Овладение данной компетенцией выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду и семье.

Известно, что высокий уровень готовности к школе позволяет прогнозировать высокую степень успешности школьного обучения [2, с. 17]. Именно поэтому инновация в системе дошкольного образования сегодня основывается на внедрении в процесс обучения идей и методов компететностного подхода. Компетентностный подход нашел отражение в трудах многих исследователей в области дошкольного образования (О.В. Дыбина, А.Г. Гогоберидзе, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.). В рамках компетентностного подхода осуществляется формирование комплекса ключевых компетенций, которые к концу дошкольного детства переходят в компетентности. С точки зрения А.В. Хуторского, компетенция – это совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, другими словами, компонентов содержания образования, необходимых для эффективного осуществления деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов. По мнению И.А. Зимней, под компетентностью принято понимать формирование у ребенка – дошкольника адекватной его возрасту системы первоначальных знаний, опыта соответствующих той или иной области деятельностей, позитивных ценностно-смысловых отношений, желания и готовности реализовать их в своей жизнедеятельности [8, с. 4].

Среди ключевых компетентностей, представленных современными авторами (А.Г. Гогоберидзе, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.), особое значение в свете проблематики развития личности дошкольника, приобретает формирование учебно-познавательной компетентности. По мнению И.А. Зимней, А.Г. Гогоберидзе суть формирования учебно-познавательной компетентности рассматривается не в увеличении суммы знаний, а в поддержке развития интереса к познанию окружающего мира, способности работать с информацией, ориентироваться в ее неисчерпаемых потоках, умения извлекать ее из разных источников. Как пишет О.В. Дыбина, обязательным условием для формирования учебно-познавательной компетентности является тесное сотрудничество педагогов и родителей, задача которых – создать для этого соответствующие условия, предложить разные источники и способы извлечения интересующих знаний, обеспечить успешность в освоении разных сторон природного, предметного и социального мира [7, с. 15]. Эту же мысль продолжают А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, указывая, что важным моментом является формирование у детей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, когда ребенок сам может ставить перед собой познавательные задачи, искать и находить пути их решения, обращаться к разным источникам информации, в том числе и к помощи взрослого [4, с. 49].

На базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 65» г. Читы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование, в котором приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 24 человек, их родители и педагоги. Содержание исследования базировалось на применении диагностического комплекса, включающего в себя методику «Кодирование», тест «Копирование точек», методику «Дополни набор», тест «Найди несколько различий», субтест «Закончи предложение», субтест «Расскажи». Проведенное опытно-экспериментальное исследование состояло из первичной и вторичной психодиагностики сформированности предпосылок познавательных УУД у детей старшего дошкольного возраста. Проанализировав полученные данные первичной психодиагностики можно сделать вывод, что 29, 2 % детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень сформированности предпосылок познавательных УУД, 61, 1 % детей имеют средний уровень и у 9, 7 % детей отмечается низкий уровень. В целом, по итогам первичной психодиагностики сформированности предпосылок познавательных УУД детям старшего дошкольного возраста можно определить как преобладающий в группе средний уровень.

По итогам первичной психодиагностики была реализована и апробирована коррекционно-развивающая программа «Ребенок на пороге школы», в рамках которой с детьми старшего дошкольного возраста была проведена работа по развитию познавательных способностей. Как известно, наиболее результативным в воспитании любознательности, познавательной активности, успешности ребенка в решении задач познавательной деятельности является активное внедрение метода проектов в практику дошкольного учреждения. Главным событием, произошедшим на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 65» г. Читы стало проведение масштабного развивающего проекта «Азбука». В проекте приняли участие педагоги, родители и дети старшего дошкольного возраста. Работа с воспитателями детей старшего дошкольного возраста включала в себя вводную беседу, проведение мастер-класса по ознакомлению с двумя способами проектной деятельности, консультативный час, семинар и решение психолого-педагогических ситуаций. Работа с родителями носила консультативно-просветительский характер: производилось информирование об особенностях и способах развития у детей творческого воображения, изобретательской смекалки, высокого познавательного уровня в процессе проектной деятельности и о важности участия в ней самих родителей; проводились мастер – классы по обучению родителей самостоятельной организации развивающих видов деятельности с детьми в домашних условиях; организовывались индивидуальные и групповые консультации для родителей по частным вопросам воспитания дошкольника. Работа с детьми осуществлялась посредством проведения занятий с участием их родителей, дидактических игр, обогащались знания детей о школе с помощью беседы и рассказов. Реализация проектной деятельности в детском саду способствует существенному повышению уровня формирования предпосылок познавательных УУД у детей старшего дошкольного возраста.

После проведения коррекционно-развивающих мероприятий была проведена итоговая психодиагностика и дан анализ динамики формирования познавательных УУД у детей экспериментальной группы. Расчет полученных показателей осуществлялся с помощью Т-критерия Вилкоксона, что подтверждает достоверность результатов. Результаты итоговой психодиагностики показали положительную динамику формирования предпосылок познавательных УУД у детей старшего дошкольного возраста. У 50 % детей наблюдается высокий уровень сформированности предпосылок познавательных УУД, у 46, 5 % детей был выявлен средний уровень и низкий уровень был зафиксирован лишь у 3,5 % детей. Можно сказать, что основы познавательных УУД у детей старшего дошкольного возраста развиты достаточно. У детей проявляется стремление к приобретению новых знаний и умений. При поддержке взрослого они могут ориентировать собственную деятельность на планируемый результат, но не всегда правильно оценивают себя и свои поступки. Под руководством взрослого могут увидеть проблему, определить цель, участвовать в планировании действий.

Опираясь на мнение Ю.А. Афонькиной, Е.А. Грудненко, Е.В. Доценко и других, рассмотрим некоторые рекомендации, которые могут быть полезны для педагогов-психологов при формировании предпосылок познавательных УУД у детей на предшкольной ступени:

1. Особое внимание необходимо уделять развитию восприятия окружающего мира (рассматривайте с детьми всё, что будет в поле зрения (деревья, кусты, цветы, птицы, насекомые; легковые и грузовые машины, автобусы, камни, ветки и т. д.).

2. Старайтесь чаще заниматься продуктивной деятельностью (необходимо помочь понять ребенку принцип «подражания образцу», потому что в школе ребенку необходимо будет переписать текст задачи, перерисовать геометрические фигуры, вырезать точно так, как показано в книге).

3. Развивайте воображение в словесном и продуктивном творчестве (придумывайте вместе с детьми интересные описательные загадки по картинке, игрушке, по памяти; рассказы и сказки по заданной теме, например, «Я дома», «В гости к бабушке» и т.д.).

4. Формируйте у ребенка адекватную самооценку (хвалите его за правильно выполненное поручение, благодарите за оказанную вам помощь, поддерживайте его инициативы).

5. Помните, что каждый ребенок – это индивидуальная личность, со своими взглядами и убеждениями, увлечениями. Постарайтесь найти в нем его индивидуальные личные особенности и используйте их как опорные «точки роста» [3, с. 52].

При подготовке детей к предстоящему обучению в школе важно, во-первых, помочь своему ребенку овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности. Для этого используйте наглядные схемы, чтобы обеспечить прочное усвоение системы знаний [6, с. 111]. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте разнообразными способами, чаще практикуйте творческие задачи. Во-вторых, научите ребенка высказывать свои мысли, не боясь ошибиться. Во время его ответа на вопрос, если ребенок затруднятся продолжить, задавайте ему наводящие вопросы. В-третьих, помните, что в жизни ребенка взрослый это тот человек, который помогает ему понять и изучить реальный мир, сделать свои открытия. Помогите ему найти и раскрыть в себе сильные и позитивные личные качества, и умения. Особое внимание уделяйте формированию школьной мотивации. Рассказывайте ребенку интересные случаи из вашей школьной жизни, с чувством благодарности и гордости рассказывайте про своих школьных учителей. Настраивайте ребенка на кропотливый, трудоемкий, но такой захватывающий труд – познание нового и интересного [5, с. 12].

Таким образом, в своем опытно-экспериментальном исследовании мы сделали попытку максимально сблизить компетентностно-ориентированную теорию с практикой. На наш взгляд, в решении отмеченной проблемы мы достигли значимых результатов. Проведена плодотворная работа по формированию учебно-познавательной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством организации различных видов деятельности детей: познавательно-исследовательской, игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, продуктивной, трудовой, двигательной. Посредством организованной коллективной деятельности, наше исследование было направлено на овладение ребенком знаниями в результате собственного поиска. Нам удалось достигнуть цели – научить дошкольника самостоятельно добывать знания, чтобы в последующем быть успешным в школе и компетентным в жизни.


Библиографическая ссылка

Сёмина М.В., Максименко Е.В. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-1. – С. 51-54;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1836 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674