Одним из важнейших требований современного этапа развития университетской подготовки является развитие научно-исследовательской деятельности студента (НИДС), ставшей основой современного обучения студентов вузов [1–3]. Исследовательская деятельность студентов в современном вузе достаточно разнообразна по своему содержанию и направлениям, формам и методам. НИДС включает два элемента: учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС) в рамках учебного времени и научно-исследовательскую работу (НИРС) в рамках внеучебного времени [4; 5]. У студентов в результате освоения учебных программ возникают определенные сложности – слабое представление значимости гистологии для дальнейшей практической профессиональной деятельности, низкий уровень осознания преемственности при изучении гистологии и других профессиональных дисциплин. Все это связано с несформированностью мотивации в получении знаний по осваиваемым дисциплинам и недостаточной разработкой дидактических материалов [1; 3; 6].
Повышение мотивации к освоению дисциплин в рамках профессиональных компетенций возможно путем внедрения в учебный процесс активного привлечения студентов в научное общество, что предполагает повышение уровня базовых теоретических знаний и навыков и объясняет междисциплинарную связь гистологии со смежными дисциплинами. Сообщества объединяют учащихся, которые наиболее заинтересованы в своем личностном и профессиональном росте. Безусловно, существование таких объединений повышает качество образования, ведь будущие врачи помимо базового опыта, полученного на занятиях, имеют возможность расширять свои навыки и умения, углублять теоретические знания, а также развивать научный потенциал благодаря активной деятельности в студенческих кружках. В работе студенческого научного общества предполагается участие в конференциях регионального, федерального и международного уровней, в грантовых проектах, профессиональных олимпиадах, в проектах на основе договора о научном сотрудничестве с различными организациями.
Цель работы: демонстрация и пропаганда научно-исследовательских достижений студентов, привлечение общественного внимания к формированию и развитию интеллектуального потенциала.
Задачи:
– повышение мотивации к изучению преподаваемых дисциплин и их междисциплинарных связей;
– вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность и популяризация интеллектуально-творческой деятельности;
– развитие навыков самостоятельной работы с научными трудами, документами, архивными материалами;
– формирование навыка публичного выступления.
Материалы и методы исследования
Студенты лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов (400 студентов, в том числе студенты ВятГГу и ВГСХ) – это студенты 1–3 курсов высших учебных заведений, осваивающих учебные программы по соответствующим профилю конференции направлениям. По результатам проведения конференции оформляется протокол. На защиту работы отводится 15 минут (10 минут на защиту работы и 5 минут на вопросы членов жюри и всех присутствующих по теме сообщения).
Общее руководство конференцией осуществляет организационный комитет (Оргкомитет). В состав оргкомитета входят проректор по научной и инновационой работе, деканы стоматологического, лечебного и педиатрического факультетов, заведующий кафедрой, профессорско-преподавательский состав кафедры гистологии, эмбриологии и цитологии ГБОУ ВПО «Кировская ГМА» Минздрава России. Начиная с 2015 по 2017 гг., на базе кафедры гистологии, эмбриологии и цитологии ГБОУ ВПО «Кировская ГМУ» Минздрава России были проведены 3 научные конференции. Нами были разработан план проведения конференции, который включал программу конференции, редактирование стендовых и устных докладов студентов, учебно-исследовательских пособий, научно-исследовательских статей.
Критерии защиты работы для оценки жюри:
1. Актуальность и новизна работы.
2. Логика изложения, убедительность рассуждения, грамотность изложения материала.
3. Ответы на вопросы.
Порядок подведения итогов и награждения
По окончании защиты работ проводится заседание жюри. По каждой работе члены жюри высказывают свое мнение и выставляют баллы по определенным параметрам. На основании голосования и количества набранных участниками баллов определяются победители и призеры конференции в различных номинациях. По итогам конференции работы студентов были высоко оценены конкурсной комиссией, лучшие работы были награждены дипломами лауреатов в номинациях: лучшая научно-исследовательская работа лучшая учебно-исследовательская работа, и сертификаты всем участникам конференции. По итогам конференции было проведено анкетирование студентов, чтобы выяснить их мнение о конференции.
Анкетирование участников, проведенное после конференции, дало следующие результаты. Почти 60 % студентов оценили свое участие в конференции на «отлично» и 20 % – на «хорошо» (рис. 1). На конференции 23 % учащихся участвовали в конкурсе альбомов, 16 % – стендовые выступления по учебной работе, 14 % – стендовые сообщения по воспитательной работе и 10 % – конкурс рисунков (рис. 2). То есть студенты предпочли более «творческие» направления конференции, которые способствуют раскрытию их возможностей.
Рис. 1. Ваше участие в конференции по пятибалльной шкале
Рис. 2. С какой работой Вы выступали?
Рис. 3. Какие навыки Вы приобрели при подготовке конференции?
Рис. 4. Повлияла ли Ваша подготовка к конференции на процесс изучения дисциплины «Гистология, эмбриология и цитология»
Рис. 5. Оцените работу конференции по пятибалльной шкале
Рис. 6. Что Вы хотите получить от этой конференции?
В процессе подготовки к конференции и участия в ней учащиеся приобрели следующие навыки: 24 % – научились делать презентацию, 16 % – выступать с докладом, 14 % – подготавливать стендовые сообщения, 10 % – оформлять плакаты и по 7 % – работать с литературой и выполнять научную работу (рис. 3). Кроме того, участие в конференции заинтересовало почти 80 % студентов в изучении дисциплины «Гистология, эмбриология и цитология», а 5 % – вызвало «бурю эмоций» (рис. 4).
Работу конференции оценили на «отлично» 70 % студентов, на «хорошо» – 30 % (рис. 5).
Основным мотивом участия студентов в конференции было получение новых знаний – в 44 % случаев, 20 % – получение дополнительных баллов к экзамену, 10 % – новые навыки (рис. 6). То есть у студентов в основном преобладал познавательный мотив.
Также у 78 % учащихся в результате участия в конференции повысился интерес к своей будущей профессии и только 3 % студентов разочаровались в ней (рис. 7).
Рис. 7. Повлияла ли конференция на отношение к Вашей будущей профессии?
Рис. 8. Изменились ли после конференции взаимоотношения с сокурсниками из России и других стран?
Как видно на рис. 8, подготовка к конференции и участие в ней способствовали изменению взаимоотношений между сокурсниками: 64 % студентов сдружились, у 8 % учащихся отношения улучшились.
Заключение
Таким образом активизация познавательной деятельности студентов медицинского вуза путем применения различных форм и методов способствует повышению уровня знаний учащихся при изучении дисциплины «Гистология, цитология и эмбриология». Внеурочные занятия являются эффективной формой активизации познавательной деятельности студентов. В частности, участие в конференции заинтересовало почти 80 % студентов в изучении дисциплины «Гистология, эмбриология и цитология». Основным мотивом участия студентов в конференции было получение новых знаний – в 44 % случаев, 20 % – получение дополнительных баллов к экзамену, 10 % – новые навыки. Подготовка и участие в конференции заинтересовало почти 80 % студентов в изучении дисциплины «Гистология, эмбриология и цитология», а у 5 % – вызвало «бурю эмоций». То есть у студентов в основном преобладал познавательный мотив. У 78 % учащихся в результате участия в конференции повысился интерес к своей будущей профессии. Кроме этого, 64 % студентов сдружились, а у 8 % учащихся отношения улучшились.
Выводы
В результате проведенной работы были достигнуты следующие результаты:
1. При подготовке к докладам и разработке учебно-исследовательских работ повысился уровень базовых теоретических и практических знаний.
2. Среднее значение экзаменационного балла по дисциплине повысилось с 3,8 до 4,5.
3. Полученные дипломы и сертификаты могут быть использованы студентами для индивидуального портфолио.
Таким образом, научный кружок на кафедре гистологии, эмбриологии и цитологии вносит огромный вклад в повышение качества образования в Кировском государственном медицинском университете.
Библиографическая ссылка
Сунцова Н.А., Окулова И.И., Жданова О.Б., Часовских О.В., Ковалева Л.К., Мутошвили Л.Р. СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ КАК МЕТОД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 4. – С. 41-46;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1769 (дата обращения: 03.12.2024).