Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ

Мосина Н.А. 1 Казакова Т.В. 2 Захарова Т.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
2 Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
Статья посвящена одной из важнейших проблем в практике образования – проблеме учебной мотивации, что связано с неоднозначностью подходов к определению мотива, мотивации и детерминант ее развития в работах отечественных и зарубежных исследователей. Обобщая результаты исследования учебной мотивации младших школьников с разным уровнем успеваемости, выяснили, что учащиеся с разным уровнем успеваемости имеют и разные учебные мотивы: при доминирующем познавательном и социальных мотивах дети более успешны в обучении, а трудности в обучении чаще имеют дети с узколичностными мотивами, поэтому для повышения успеваемости детей необходимо повышать уровень их учебной мотивации. С целью коррекции уровня учебной мотивации младших школьников нами была апробирована психологическая программа «Путь к успеху», которая состояла из цикла тренинговых занятий с детьми, направленных на повышение уровня учебной мотивации, учебно-познавательных мотивов детей, выделение в детях качеств, необходимых для успешного обучения в школе, стимулирование их активной учебной деятельности, на формирование их адекватного отношения к своим успехам и неудачам в учебной деятельности, развитие навыка уверенного поведения, развитие навыков межличностного взаимодействия с другими людьми (сверстниками, взрослыми); повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
мотивация
учебная мотивация
особенности учебной мотивации
младшие школьники
уровень успеваемости обучения
успешность обучения
1. Березнева Е.Ю. Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 6–2.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
3. Венгер Л.А. Психология: для высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение, 2010. – 190 с.
4. Гончарик Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации // Начальная школа. – 2004. – № 11. – С. 45–48.
5. Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2011 . – № 3 . – С. 33–45.
6. Григорьева М.В. Структура мотивов учения младших школьников и её роль в процессе школьной адаптации // Начальная школа. – 2009. – № 1. – С. 8–12.
7. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 439 с.
8. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. – Ноябрьск, 2005. – С. 12–24.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
10. Изучение мотивационной сферы учащихся: Монография. – Улан-Удэ, 2004, С. 139–141.
11. Климина Н.А. Мотивация учения и ее формирование у учащихся начальной школы // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/11/01/motivatsiya... (дата обращения: 18.03.2016).
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с. – (Серия: Классическая учебная книга).
13. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Изд-во: Питер, 2001 – 592 с.
14. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
15. Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 22–24 апреля 2010 года. Санкт-Петербург / Под науч. ред. О.Ю. Щелковой. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – 513 с.
16. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение:.-М: Издательский центр «Академия», 2011. – 144 с.
17. Мищенко Л.В. Учебная мотивация младших школьников // Психология обучения. – 2013. – № 3.
18. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2011. – 640 с.
19. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно–психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2012. – 632 с.
20. Планируемые результаты начального общего образования: Стандарты второго поколения / Под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. – М.: Просвещение, 2011. – 120 с.
21. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 400 с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – 2-е издание. – СПб.: Питер, 2009. – 720 с.
23. Титова Т.Е. Мотивация успеха // Начальная школа. – 2007. – № 10. – С. 11–14.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
25. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. – 2011. – № 1. – C. 45–54.
26. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. – М.: Генезис, 2013. – 128 с.
27. Цукерман Г.А. Две фазы младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 2.
28. Шинкоренко М.П. Правильная мотивация учеников – залог успеха урока // Математика в школе. – 2012. – № 2. – С. 47–54 .
29. Шпика И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа. – 2007. – № 2. – С. 18–19.
30. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 2002. – 286 с.

Учебная деятельность составляет основу, представляет главенствующий принцип системы школьного обучения, ведь именно в этот период жизни ребенка идет активное получение информации, необходимой для дальнейшего существования. Конечным же результатом данного процесса должно всегда являться формирование полноценной личности, способной к анализу ситуаций, решению поставленных задач, взаимодействию с социумом. По окончании школы ребенок должен овладеть всеми необходимыми знаниями, навыками и умениями, которые обеспечат ему нормальное существование в дальнейшем. Именно учебная деятельность способствует этому процессу в наибольшей мере.

Но успешное осуществление данного процесса невозможно без наличия некоторых факторов. Прежде всего, конечный результат учебной деятельности зависит от компетентности преподавателя, ответственного за сознание детей. Но в не меньшей степени успех обучения зависит и от личностных качеств каждого конкретного ученика, а также значение имеет учебная мотивация.

Каждый педагог в ходе учебного процесса сталкивается с проблемой неодинакового усвоения учащимися с нормальным уровнем развития интеллектуальных способностей одного и того же учебного материала. Корень этой проблемы кроется в разных уровнях сформированности учебной мотивации. По наблюдениям педагогов, у успешных в учебной деятельности учащихся развиты не только познавательные мотивы, но и социальные мотивы (стремление к самореализации, направленность на будущее и др.). У детей, которые имеют трудности в обучении, чаще ведущими являются узколичные мотивы (получение хорошей отметки, похвала взрослых и др.).

Таким образом, проблема несформированности учебной мотивации проявляется в том, что при равных интеллектуальных возможностях учащиеся демонстрируют различные показатели качества обученности. Поэтому проблема повышения качества овладения учащимися знаниями решается совместно с проблемой развития и формирования у детей мотивов учения, которая проявляется не только в познавательной активности, но и в осознании личностной и общественной значимости учения.

О степени изученности проблемы мотивации учения свидетельствуют многочисленные научные публикации, в которых рассматриваются: различные мотивы учебной деятельности в трудах Н.Ц. Бадмаевой, М.В. Матюхиной, А.К. Марковой, М.Г. Морозовой, Т.Е. Титовой и других; способы и методы воздействия учителя на развитие мотивационной сферы учащихся затрагиваются в трудах Л.В. Гончарик, А.Н. Леонтьева, Т.И. Шамовой и др.

Но, несмотря на многообразие разработанных теоретических положений и методических рекомендаций, по-прежнему существует проблема мотивации учебной деятельности у некоторых школьников, в том числе и у учащихся младших классов, что препятствует успешному овладению ими школьной программой.

В связи с чем проблема исследования заключается в том, каковы условия, методы и способы формирования учебной мотивации у младших школьников.

Проблема мотивации, мотивов учения является одной из фундаментальных проблем в отечественной и зарубежной психологии. В отечественной психолого-педагогической литературе сущность мотивации раскрывается в концепциях Л.И. Божович [2], А.Н. Леонтьева [12], С.Л. Рубинштейна [22] и других отечественных ученых.

Понятие «мотива» уже понятия «мотивации», которую большинство ученых рассматривает как сложный регулятор жизнедеятельности человека (его поведения и деятельности). Что касается понятия и сущности мотива, то среди отечественных ученых не существует единой точки зрения, хотя все ученые соглашаются, что в основе мотивов стоят потребности личности.

Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы А.Н. Леонтьева является наиболее разработанной концепцией мотивации. У А.Н. Леонтьева концепция мотивации раскрывается в связи с анализом становления человеческого сознания. Ученый приходит к выводу, что «формирование личности человека находит своё психологическое выражение в развитии её мотивационной сферы» [12:130]. И сущность мотивации, по его мнению, проявляется в том, что это единственный побудитель направленной деятельности, который является предметом, побуждающим эту потребность – мотив деятельности. По мнению ученого, действие становится деятельностью, только когда имеет самостоятельный мотив. От того, каким мотивом побуждается деятельность, зависят ее эффективность в целом. У А.Н. Леонтьева мотивы – это ядро личности [13].

С.Л. Рубинштейн полагал, мотивы – это психическое явление, они являются побудителями к действию [22].

Но наиболее полным, по нашему мнению, является определение мотива, которое было предложено Л.И. Божович. Согласно ее мнению, мотив – это «внутренняя позиция личности», то, из-за чего осуществляется сама деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [цит. по кн.: 9:198].

Учебная мотивация в трудах ученых определяется как «частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность» [9:201]. Мотивация и мотивы учения разрабатывались в трудах Л.И. Божович и её сотрудников.

Проводя исследования среди учащихся по проблеме их отношения к обучению, Л.И. Божович выявила, что психическую сущность этого отношения раскрывает совокупность мотивов, определяющих учебную деятельность школьников. Она приходит к выводу, что проблема устойчивости личности имеет тесную связь со становлением социальных по происхождению и нравственных мотивов поведения [2].

Согласно теории деятельности, мотивация возникает лишь тогда, когда норма деятельности соответствует имеющейся потребности. То есть отсюда следует, что учащимся необходимо предлагать деятельность, соответствующую их потребностям. И для сохранения их учебной мотивации, а также ее развития необходимы такие условия, как необходимый уровень самостоятельности, успешность выполняемых ими действий, обязательное обеспечение положительной обратной связи, сформированность нравственных качеств.

Отталкиваясь от пирамиды человеческих потребностей А. Маслоу, можно выделить:

1. Социальные потребности школьника, которые являются основой учебной деятельности, условиями формирования и развития их учебной мотивации: быть принятым и признанным в коллективе, общности; самостоятельно достичь успеха, признания; иметь возможность самореализовывать своё «Я»;

2. Мотивы учения:

– учебно-познавательные мотивы, которые проявляются в интересе к новым знаниям, в познавательной потребности, любознательности, саморазвитию, познанию нового и др.;

– непосредственно-побуждающие мотивы, к которым относятся такие качества знаний, как яркость, новизна, занимательность и др.;

– перспективно-побуждающие (социальные) мотивы, к которым относятся мотив долга, ответственности, мотив хорошей оценки, а также мотив работать на благо коллективной деятельности, обеспечивают успешность в начале учения, а продуктивность от этих мотивов школьник получит на последующих этапах возрастного развития;

– личностные мотивы: стремление к благополучию и достижению результата [30].

Изучая учебную мотивацию исследователи (Л.И. Божович [2], Д.Б. Эльконин [30] и др.), приходят к выводу, что структура мотивов – важнейший фактор психологической адаптации личности. И структура учебных мотивов состоит из внешних и внутренних побудительных сил:

1. Внутренние мотивы заложены в учебной деятельности: например, стремление узнать новые сведения, овладеть новыми знаниями, действиями, желание проникнуть в суть каких-либо явлений, а также стремление проявить свою интеллектуальную активность, умение рассуждать и т.п.

2. Внешние мотивы, в отличие от внутренних, связаны с тем, что лежит вне учебной деятельности. К ним относят:

– широкие социальные мотивы (долг, ответственность),

– узколичные мотивы (получить одобрение, похвалу, хорошие отметки, занять достойное место среди сверстников).

Некоторыми психологами и педагогами (А.К. Марковой [14] и др.) были выделены и отрицательные учебные мотивы, к которым они отнесли стремление ученика избежать наказания от родителей, осуждения со стороны сверстников, педагогов и т.п. [6].

Кроме того, в учебной мотивационной структуре существуют осознанные (проявляются в умении ребенка рассказать о причинах, которые побуждают его к действию, умению выстраивать их по степени значимости) и неосознанные (существуют в неконтролируемых сознанием влечениях) мотивы; также мотивы реальные (осознаются участниками учебного процесса, и объективно определяющие достижения в учебной деятельности) и мотивы мнимые (надуманные, иллюзорные).

Таким образом, изучив понятие учебной мотивации, можно сделать вывод, что психическую сущность этого отношения раскрывает совокупность мотивов, определяющих учебную деятельность школьников. Структура учебных мотивов состоит из внешних (вне учебной деятельности: долг, ответственность, похвала и др.) и внутренних (в учебной деятельности: интерес, любознательность и др.) побудительных сил.

Рассмотрев содержание и структуру мотивации учения, далее перейдем к изучению особенности учебной мотивации у младших школьников.

Специфика учебной мотивации у детей младшего школьного возраста имеет тесную связь с особенностями психолого-педагогической характеристики младшего школьника, которые заключаются в том, что:

1. В системе отношений появляется учитель, который является непререкаемым авторитетом.

2. Ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым ребенок вступает в конфликт с «обществом» (при этом он не может получить эмоциональной поддержки, как в семье).

3. Ребенок становится объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам.

4. Взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских.

5. Преодолевается реализм мышления, что позволяет видеть закономерности, не представленные в плане восприятия [7].

6. Ведущая деятельность младшего дошкольника – учебная, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал».

7. Новообразованиями младшего школьного возраста являются:

– формирование теоретического мышления;

– рефлексия как осознание своих собственных изменений;

– способность к планированию.

Интеллект опосредует развитие всех остальных функций: происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность [14].

Учение – основа приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, а также их социальной адаптации. Д.Б. Элькониным были выделены мотивы учения, проявляющиеся в учебной деятельности младших школьников:

– учебно-познавательные мотивы: стремление к познанию нового, саморазвитию;

– социальные мотивы: мотив долга, ответственности, мотив хорошей оценки, а также мотив работать на благо коллективной деятельности обеспечивают успешность в начале учения, а продуктивность от этих мотивов школьник получит на последующих этапах возрастного развития;

– личностные мотивы: стремление к благополучию и достижению. Если не реализуются личностные мотивы, может проявиться отрицательная мотивация, в виде избегания неприятностей, неудач [30].

Такие мотивы учения, как мотив достижения успеха и мотив получения высокой оценки, характерны для начала обучения в школе и нередко становятся доминирующими мотивами учения. Мотивация достижения успеха (желание ребенка хорошо и правильно выполнить задание, получить необходимый результат) наряду с познавательными интересами (стремление к получению новых знаний, навыков, действий и др.) – наиболее ценные мотивы учения [8].

Стоит отметить, что в мотивации достижения успеха часто наблюдается и другая ее тенденция – мотив избегания неудачи. Эта тенденция проявляется в том, что дети стараются избежать «двойки» и возможных последствий, которые влечёт за собой низкая отметка (недовольство педагога, санкции родителей).

Этот мотив интенсивно развивается на протяжении всего обучения в начальных классах, и к окончанию начальной школы у неуспешных в учебной деятельности школьников чаще всего этот мотив становится доминирующим, а мотивы достижения успеха и получения высокой отметки становятся менее заметными. Мотивация избегания неуспеха приобретает значительную силу, которая сопровождается повышенной тревожностью, негативной окрашенностью отношения к учению [23].

Отечественные психологи (Л.А. Венгер и др.) отмечали, что в младшем школьном возрасте у детей существует определенная динамика их отношения к учению – правильное отношение к учебной деятельности формируется не сразу. Например, в первых классах дети сначала воспринимают положительно перспективу их нахождения в школе, так как осуществляют свою потребность в изменении социального статуса (из дошкольника в школьника; потребность узнать что-то новое, но механизм этого познания еще сознательно ими не анализируется [6].

Поэтому педагогам необходимо на данном этапе подкреплять и потребность быть школьником положительными эмоциями, чтобы сформировать их мотивацию к учению, к познанию чего-то нового. Если же потребность быть школьником не реализуется и ребенок получает негативные эмоции от своего нахождения в школе и от всего учебного процесса, то тяга к учению, стремление познавать что-то новое может остаться в зачаточном состоянии.

Младший школьный возраст является достаточно значимым периодом жизни, поскольку в это время закладываются основы характера и поведения, проявляется темперамент, а также стремление занять определенный социальный статус в обществе. Приобретая новые качества и навыки, школьник учится действовать в разных жизненных обстоятельствах самостоятельно, благодаря чему на его плечи ложится личная ответственность за свои действия и поступки. Все это приводит к тому, что у ребенка меняется мировосприятие и повышается уровень интеллектуального развития. Как и в любом жизненном периоде, здесь есть свои психологические особенности, зная которые младший школьный возраст можно использовать в качестве закладки основных жизненных ценностей ребенка, а также приобретения положительных качеств. Нужно учитывать, что иногда в это время может возникнуть частая утомляемость, что связано с интенсивным физическим ростом ребенка, который опережает его психоэмоциональное развитие [18].

Главной задачей детей в этом периоде становится учебная деятельность, направленная на освоение новых знаний и умение воспринимать новую информацию. Именно поэтому в это время происходит следующее:

– наглядно-образное мышление сменяется словесно-логическим;

– доминирующей мотивацией становится достижение знаний и получение хороших отметок в качестве поощрения;

– смена распорядка дня и референтной группы, а также новые требования приводят к смене восприятия ребенком своего места в коллективе.

Младший школьный возраст характеризуется самоутверждением ребенка, которое может проявляться по-разному. Если у одних детей становление происходит вместе с хорошей учебой и поведением, то у других это может происходить абсолютно наоборот. Именно поэтому здесь следует учитывать психологические особенности младших школьников, которые заключаются в стремлении к постоянному движению, необходимости делиться со взрослыми своими достижениями и результатами, а также в потребности похвалы. Последнее, между прочим, является чрезвычайно важным моментом в жизни ребенка, поскольку похвала придает ему уверенность в правильно выбранной позиции по тому или иному вопросу [13].

Следует также учитывать, что в этом возрасте все школьники стараются копировать друг друга и психологи отмечают так называемое коллективное поведение. В этом ничего плохого нет, поскольку это очень важный период в жизни каждого человека, при котором ребенок начинает чувствовать ответственность не только за себя самого, но и за своих товарищей. У него появляется чувство сопереживания за своих друзей, понимание долга.

Помимо всего прочего, младший школьный возраст характеризуется стремлением детей к различным видам творческой деятельности, поэтому именно в это время необходимо отдавать своего ребенка в разнообразные кружки по интересам, которые окажут ему неоценимую пользу. При воспитании ребенка каждый взрослый человек, будь то родитель или учитель, должен считаться с его мнением и прикладывать все усилия к тому, чтобы стать ему другом. В таком случае будет обеспечено доверие маленького человека, а также возможность осуществлять его правильное воспитание [11].

Способов мотивации существует масса, начиная от нестандартного вида и поведения учителя и заканчивая задействованием специального оборудования. Заинтересованность школьников в обучении должна быть первоочередной задачей каждого учителя. Добиться же этого далеко не просто, поскольку есть целый ряд факторов, препятствующих достижению данной цели. К примеру, одним из самых распространенных можно назвать неправильную организацию самих занятий. Сюда можно отнести нерационально составленное расписание или неподходящую продолжительность урока. Мотивация учебной деятельности требует и формирования определенной атмосферы в классе, так как детям в этом возрасте свойственно постоянно отвлекаться, отказываться от обучения и всячески препятствовать этому процессу. Учитель в таком случае должен не только заинтересовать школьника, но и объяснить ему, насколько важна тема, которая изучается на данном уроке. Учебная деятельность детей может быть простимулирована, к примеру, постановкой проблемной ситуации или распределением заданий для самостоятельной работы [2].

В случае младшей школы отлично подходят специально разработанные ведущими педагогами техники вроде «Знаю – не знаю – хочу узнать», которые помогают не только определить уровень компетенции ученика, но и обратить внимание на его интересы, склонности. Хороша в данном случае технология ведения «Бортового журнала», в котором ученики записывают различные факты и установки, определенные на каждом конкретном уроке. Учебная деятельность младшего школьника подразумевает немного большую степень контроля, поскольку в этом возрасте у детей часто бывают проблемы с дисциплиной. Однако есть и преимущества, заключающиеся в разнообразии применяемых ее видов. Кроме того, дети младшего возраста охотнее участвуют во всевозможных интерактивных, нестандартных формах организации учебного процесса.

Закрепившаяся социальная роль школьника развивает у детей стремление получать поощрение, похвалу от педагога, родителей. И мотив получения высоких отметок занимает главное место среди разнообразных социальных мотивов учения. Высокая отметка – это залог эмоционального благополучия ребенка, предмет его гордости. Отметка педагога становится в этот период самоцелью учения, стремясь получить хорошие оценки, ребенок старается ответственно выполнять задания и выполнять все требования школы [14].

Так происходит качество получения знаний и формируется положительная установка к учению – учебный труд порождает интерес к содержанию учения. То есть обнаруживая и понимая интересное и полезное в учебе, дети приобретают и другие широкие социальные мотивы учения – осознанное чувство долга и ответственности, необходимость получения образования. Конечно, эти мотивы учения появляются ближе к окончанию начальной школы, так как являются достаточно абстрактными для их понимания, в отличие от высокой отметки – реально действующего мотива здесь и сейчас, побуждающего их к учебной работе. Но социальные мотивы учения важны для личностного развития школьника, поэтому их также необходимо формировать и поддерживать начиная с первого класса.

К концу обучения в начальной школе важным в успешности обучения у младших школьников становится мнение их сверстников: и положительные и отрицательные мотивы формируются за счет мнения класса, социометрического статуса ученика. Для детей в этот возрастной период важно не только как оцениваются их знания, им также интересна оценка всей их личности, соотнесения ее с другими. Именно поэтому, хорошая успеваемость развивает у детей высокую самооценку, а плохая – снижает их самооценку. Успешность в учебной деятельности является источником внутренних сил ребенка, и в нем развивается стремление преодолевать трудности [23].

Стоит отметить, что положительное отношение к учению закрепляется радостью от успеха, поэтому взрослым даже маленький успех ребенка необходимо замечать и концентрировать внимание ребенка на этом, для поддержания в нем положительного отношения к учению.

Таким образом, можно сделать вывод, что особенности учебной мотивации младших школьников заключаются в том, что в учебной деятельности младших школьников проявляются такие мотивы учения, как учебно-познавательные мотивы (стремление к получению новых знаний), социальные (долг, ответственность) и личностные мотивы (стремление к благополучию и достижению). Но в младшем школьном возрасте доминируют в основном личностные мотивы, которые, если не реализуются, то проявляются в виде негативной их тенденции – мотив избегания неприятностей и неудач.

Таким образом, мотивация учебной деятельности – это самый первый и главный ключ к успеху, в том числе и в учебе, так как ребенок лучше всего воспринимает именно ту информацию, которая ему интересна.

1. Учебная мотивация – совокупность мотивов, которые определяют учебную деятельность учащихся.

2. Особенности учебной мотивации младших школьников заключаются в том, что в этом возрасте доминируют в основном личностные мотивы (стремление к благополучию и достижению), которые, если не реализуются, то проявляются в виде негативной их тенденции – мотив избегания неприятностей и неудач, что отражается на успешности их обучения.

Экспериментальное исследование проводилось в течение 2016–2017 учебного года в МБОУ СОШ п. Березовый Хабаровского края.

Объект исследования: группа детей младшего школьного возраста – учащиеся 3 «а» класса, в количестве 20 человек в возрасте 9,4–9,8 лет.

Диагностический материал для изучения мотивационной сферы учащихся был подобран и адаптирован в соответствии с возрастом испытуемых, их индивидуальными возможностями и способностями.

Перед процедурой исследования проведено наблюдение за работой детей на учебных занятиях, с целью получения информации об индивидуальных возможностях и способностях испытуемых и особенностях их личностно-волевой сферы, а также чтобы дети привыкли к экспериментатору и вели себя более свободно, не стеснялись его во время тестирования по методике.

1. Методика «Мотивационная сфера учащихся» (автор М.В. Матюхин [10]). С помощью данной методики, состоящей из 21 тестовых вопроса, мы смогли выявить доминирующие мотивы учения у испытуемых. Мотивы, представленные в данной методике, разделены на три группы: широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования), узколичностные (благополучия и престижа), учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения) и мотивы избегания неприятностей.

2. Метод изучения документации. С помощью данного метода выявлялась степень успешности/неуспешности учащихся.

Итак, определившись с методиками исследования, подготовив диагностический материал, провели констатирующий эксперимент, в результате которого выявлялся уровень учебной мотивации испытуемых и степень их успешности обучения в школе.

Итак, согласно протоколам исследования, были получены следующие результаты:

1. Анализ учебной мотивации учащихся показал, что:

– учебно-познавательные мотивы к процессу учения обнаружены у 9 школьников (45 %), которое проявляется в их значимости таких суждений, как «Нравится, когда учитель рассказывает что-нибудь интересное» и «Люблю узнавать новое»;

– мотивы благополучия, в качестве ведущего мотива учения – у 14 школьников (70 %), у которых в разряд значимых суждений по отношению к учению стали «Хочу получать хорошие отметки», «Хочу получать одобрение учителей и родителей»;

– мотивы престижа, в качестве ведущих мотивов учения – у 12 школьников (60 %) («Хочу быть лучшим учеником в классе» и «Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех»).

Менее всего из обнаруженных мотивов учения у испытуемых, они отдают предпочтение мотиву избегания неудач и неприятностей – у 4 школьников (20 %), которые не хотят получать плохие отметки, чтобы их не ругали учителя и родители («Не хочу получать плохие отметки» и «Хочу, чтобы не ругали родители и учителя»); и мотив ответственности – у 2 детей (10 %), который проявляется в том, что они понимают, что «ученик должен хорошо учиться». Наглядно полученные результаты представлены на рис. 1.

mosin1.tif

Рис. 1. Анализ учебной мотивации на констатирующем этапе исследования

mosin2.tif

Рис. 2. Анализ уровня успеваемости учащихся на констатирующем этапе эксперимента

2. Анализ сведений об оценках учащихся позволили выявить, что в классе на «отлично» учатся 7 детей (35 %), хорошо учатся 8 человек (40 %), удовлетворительно – 3 человека (15 %) и два ученика (10 %) имеют неудовлетворительные отметки по многим предметам.

Наглядно полученные результаты представлены на рис. 2.

Сравнив сведения об успеваемости учащихся с результатами их учебной мотивации, было выявлено, что у тех учащихся, у которых в качестве доминирующих учебных мотивов были обнаружены учебно-познавательные мотивы к процессу учения («Люблю узнавать новое», «Нравится, когда учитель рассказывает что-нибудь интересное»), широкие социальные мотивы (мотив ответственности, долга «Понимаю, что ученик должен хорошо учиться» и пр.) и мотивы престижа, благополучия («Хочу, чтобы мои ответы на уроках были лучше всех», «Хочу получать одобрение учителей и родителей» и т.п.) – хорошая успеваемость – эти дети учатся на «отлично» и «хорошо».

У учащихся с менее успешными показателями успеваемости в качестве ведущих мотивов учения были обнаружены в основном мотивы узколичностного характера: мотивы благополучия, мотив избегания неудачи («Не хочу получать плохие отметки», «Хочу получать одобрение учителей и родителей», «Хочу, чтобы не ругали родители и учителя»).

Итак, первичная диагностика выявила, что большинству учащихся в классе присущи мотивы престижа и благополучия, а также учебно-познавательные мотивы к процессу учения. И эти учебные мотивы характерны для детей с хорошим уровнем успеваемости. Для учащихся с высоким уровнем успеваемости кроме мотива престижа и учебно-познавательных мотивов к процессу учения характерны и более широкие социальные мотивы – мотив ответственности и долга («Ученик должен хорошо учиться»). У детей же с низкими показателями успеваемости в качестве доминирующих мотивов учения были обнаружены мотивы благополучия и мотив избегания неудач и неприятностей («Не хочу получать плохие отметки», «Хочу, чтобы не ругали родители и учителя»).

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что в данном классе существуют дети, уровень сформированности учебной мотивации которых недостаточно развит, и носит преимущественно узколичностный характер, что в свою очередь негативно сказывается на успешности их обучения.

С целью оказания психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся начальных классов в формировании у них учебной мотивации была разработана и апробирована программа учебной мотивации «Путь к успеху».

Задачи программы:

– способствовать повышению уровня учебной мотивации, учебно-познавательных мотивов;

– выделение в детях качеств, необходимые для успешного обучения в школе (формирование умения ставить перед собой цель, добиваться ее, прогнозировать результат своей деятельности и др.);

– дать уверенность учащимся в том, что они способны хорошо учиться;

– стремиться к преодолению негативных эмоций, связанных с обучением в школе;

– дать детям представления об умениях и навыках успешного обучения;

– стимулирование активной учебной деятельности учащихся;

– формировать адекватное отношение к своим успехам и неудачам в учебной деятельности, развитие навыка уверенного поведения;

– способствовать формирование навыков межличностного взаимодействия с другими людьми (сверстниками, взрослыми);

– повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность.

Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению (или формированию определенных психологических компонентов).

Сроки реализации программы: 3 месяца.

Форма, способы реализации программы:

– тренинговые занятия с учащимися, которые может проводить школьный психолог и классный руководитель, работающий с детьми данного класса;

– работа с родителями детей анкетирование родителей, просветительская работа в форме лекций, семинаров – практикумов и круглых столов);

Продолжительность тренинговых занятий: программа повышения учебной мотивации состоит из серии коррекционных занятий (1–2 занятия в неделю), продолжительностью – 40 минут (школьный урок).

Ожидаемый результат: повышение качества уровня учебной мотивации; сформированность «внутренней позиции ученика», возникновение положительного отношения к школе, овладение успешными способами взаимодействия со сверстниками и педагогами; формирование представлений о себе, о своих возможностях.

Структура занятий: 1) приветствие, 2) разминка, 3) занятия, включающие различные упражнения, 4) рефлексия занятия, 5) прощание.

Основные принципы программы:

1. Принцип позитивности – создание доброжелательной атмосферы поддержки и сотрудничества.

2. Принцип индивидуального подхода – учет психологического своеобразия каждого ребенка, его индивидуального опыта.

3. Принцип развития личности – активизация творческих возможностей каждого ребенка, развитие его способности к самопознанию и самоусовершенствованию.

Тематический план: тематический план психологической программы состоит из трех основных разделов:

1 раздел – состоит из тренингов-занятий с младшими школьниками, которые направлены на формирование положительной мотивации учения, а также нормализацию взаимоотношений в общении между детьми, умение адаптироваться к изменяющимся социальным условиям (обучению в школе).

2 раздел программы – направлен на работу с педагогами, так как учебная мотивация учащихся, учебно-познавательные мотивы учения во многом зависит от личности педагога, его методов работы на уроках. В связи с чем в программу входят лекции, семинары, круглые столы с педагогами по проблеме повышения учебной мотивации у учащихся начальной школы; методические рекомендации.

3 раздел программы – индивидуальные консультации с родителями по проблеме повышения учебной мотивации детей, практические рекомендации.

Для педагогов и родителей были разработаны рекомендации. Например, педагогам на лекциях (семинарах) были даны следующие рекомендации, которые способствуют повышению учебной мотивации школьников.

1. Постепенное увеличение сложности заданий. Необходимо, чтобы учебная деятельность приносила учащимся положительные чувства, так как радость от успешной деятельности, способствует потребности в этой деятельности, устойчивый мотив к занятию ею. Например, ученикам можно давать сначала легкие задания, и хвалить их за успешное выполнение, и лишь когда у школьников появится уверенность в своих способностях решать задачи, можно переходить к поручению более сложных задач. Таким образом, успешно решая задачи, учащиеся приобретают устойчивую мотивацию к учебной деятельности.

2. В процессе обучения, с целью повышения учебно-познавательной активности детей учителю нужно придерживаться таких принципов, как сотворчество; диалогичность; наличие вариативности решений в поставленных учебных задачах; возможность осуществления детьми импровизационного поиска решения.

3. Применять на уроках методы и приемы обучения, которые способствуют активизации мыслительных и творческих способностей. Например, использовать на уроках прием занимательности или необычной формы преподнесения учебной информации. К примеру, на уроке ИЗО по теме «Осень» можно с помощью ИКТ организовать виртуальную экскурсию по осеннему городу (там, где открыт доступ к веб-камерам, установленным в городе). С детьми наблюдают, во что одеты люди, как преобразился город с приходом осени, какие краски преобладают в парках и т.п. Познавательный интерес детей к уроку влияет на уровень их учебно-деятельностной активности. Например, детям можно предложить решить сказочные задачи: «На что похоже» – показать рисунок и описать его; найти цифры или буквы в игре «Волшебные кляксы», «Дорисуй-ка» – дорисовать необходимые детали рисунка и т.п.

3. Индивидуальный подход к ребенку. То есть максимально дать каждому ребенку возможность проявить себя на уроке, не опрашивать только детей, которые тянут руку.

4. Стимулирование детей. Эффективный стимул к учебной деятельности – это ситуация успеха, поощрение, например в виде грамоты, хорошей оценки, выставки работ и т.п.

5. Коллективное сотворчество. Данный метод способствует приобретение детьми умения работать совместно, возможности вести обсуждения.

После апробации программы, с целью эффективности ее применения, приступили к заключительному этапу эксперимента: провели повторную диагностику уровня развития учебной мотивации учащихся по той же методике, что и в первоначальной диагностике.

Итак, опираясь на протоколы повторной диагностики были, получены следующие результаты: увеличился процент учащихся, у которых в качестве ведущих мотивов учения являются такие мотивы, как: учебно-познавательные мотивы к процессу учения обнаружены у 11 школьников (55 %); мотивы благополучия у 15 школьников (75 %); мотивы престижа – у 14 школьников (70 %); увеличился также процент детей, у которых в качестве ведущих мотивов обнаружены широкие социальные мотивы – мотив ответственности и долга – у 4 детей (20 %), который проявляется в том, что они понимают, что «ученик должен хорошо учиться». Мотив избегания неудач в качестве ведущего мотива учения обнаружен среди детей не был.

Наглядно полученные результаты представлены на рис. 3.

Таким образом, мы видим, что анализ повторной диагностики учебной мотивации учащихся после апробации программы повышения учебной мотивации показал, что в группе детей произошли качественные и количественные изменения мотивации учения. Наглядно динамику развития мотивации учения можно увидеть на рис. 4.

mosin3.tif

Рис. 3. Анализ учебной мотивации на контрольном этапе эксперимента

mosin4.tif

Рис. 4. Динамика развития мотивации учения младших школьников (первичная и контрольная диагностика)

mosin5.tif

Рис. 5. Динамика учебной успеваемости в классе (первоначальная и контрольная диагностика)

Произошедшие изменения наглядно представлены на рис. 5.

Изучение табелей учебной успеваемости учащихся экспериментальной программы после апробации также выявило некоторые изменения: если ранее в классе хорошие отметки получали 8 человек (40 %), то сейчас количество детей, входящих в эту группу успешности обучения повысилось на 1 ученика – 9 человек (45 %), неудовлетворительные показатели успеваемости показывает теперь 1 ученик (0,5 %). Остальные показатели успешности остались без изменений.

Итак, полученные данные позволяют нам сделать вывод, что мотивы учения имеют тесную связь с показателями учебной успеваемости: учащиеся, у которых в качестве ведущих мотивов учения первоначальная диагностика выявила узколичностные мотивы (мотивы избегания неудач, мотивы благополучия (погоня за отметками)), имеют трудности в обучении. Дети стараются избежать «двойки» и возможных последствий, которые влечёт за собой низкая отметка (недовольство педагога, санкции родителей), и если у них это не получается, то у детей наблюдается негативное отношение к учению, дети перестают верить в свои силы и возможности.

После апробации программы занятий с детьми у одного ребенка, который ранее показывал неудовлетворительные оценки, не только повысилась успеваемость по многим предметам, но и изменились учебные мотивы: если ранее в качестве ведущих мотивов у него обнаруживался мотив избегания неудачи (хочу, чтобы не ругали родители и учителя), то теперь доминирующим мотивом стали учебно-познавательные мотивы к процессу учения (нравится, когда учитель рассказывает что-нибудь интересное), и мотив престижа и благополучия (хочу получать хорошие отметки).

А такие мотивы учения, как мотив достижения успеха, благополучия (желание ребенка хорошо и правильно выполнить задание, получить необходимый результат), наряду с познавательными интересами (стремление к получению новых знаний, навыков, действий и др.) – характерны для детей с хорошими показателями учебной успеваемости.

Итак, полученные результаты контрольной диагностики свидетельствуют, что после апробации программы по повышению учебной мотивации в группе детей произошли качественные и количественные изменения успеваемости обучения и мотивации учения (значимыми становятся не только мотивы благополучия и престижа, но и социальные мотивы учения такие как долг, ответственность, а также широкие познавательные мотивы к процессу и к содержанию учения).

Таким образом, выводы повторной диагностики говорят об эффективности разработанной нами психологической программы по формированию учебной мотивации младших школьников.


Библиографическая ссылка

Мосина Н.А., Казакова Т.В., Захарова Т.В. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-2. – С. 290-301;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1726 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674