Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ВОСПРИЯТИЕ СТУДЕНТАМИ АРХИТЕКТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПОНЯТИЯ КОРРУПЦИЯ

Гарькин И.Н. 1 Медведева Л.М. 1 Назарова О.М. 2
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
2 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
Анализируются результаты проведённого социологического исследования среди студентов Пензенского государственного университета архитектуры и строительства по вопросам восприятия понятия коррупция и готовность к борьбе с ней на основе участия в общественной работе. Исследование в виде анкетирования проводилось среди 100 студентов Архитектурного факультета. Опрос проводился специалистами Центра практики студентов и содействия трудоустройства выпускников в рамках общественного проекта «Молодёжная школа антикоррупционной политики». Данная статья является частью более обширного исследование, которое в будущем охватит все факультеты и институты Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. Основная задача выявить студентов, имеющих активную гражданскую позицию, для последующего участия в просветительском проекте направленного на выработки неприятия коррупции среди молодёжи.
коррупция
социологическое исследование
студенты
образовательный процесс
архитектура
общественный проект
1. Болдырев С.А., Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Адаптация студентов в строительном ВУЗе: социологический аспект // Региональная архитектура и строительство. –2017. –№1.– С.84-90
2.Болдырев С.А., Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Роль ВУЗа в формировании антикоррупционого мировоззрения студентов // Образование и наука в современном мире. Инновации. –2017 . –№2(9). – С.14-19
3. Болдырев С.А., Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Формы работы центра практики студентов и содействия трудоустройству выпускников // Региональная архитектура и строительство.–2016. – №3.– С.187–191
4. Гарькин И.Н., Медведева Л.М., Назарова О.М. Формирование антикоррупционного мировоззрения у студентов ВУЗа // Вестник ПГУАС: строительство, наука и образование.– 2016.– №3.– С. 101-104
5. Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Восприятие коррупции студентами экономических направлений подготовки // Вестник Сургутского государственного педагогического университета.– 2016.– №4(43).– С.13-19
6. Данилов А.М., Гарькина И.А., Гарькин И.Н. Подготовка бакалавров: компетентностный подход, междисциплинарность // Региональная архитектура и строительство. –2014. – №2. – С.192-199

Коррупция является довольно острой социальной проблемой, распространенной практически во всех сферах. Последствия коррупции однозначно негативны и масштабны. Наиболее эффективным средством борьбы с данной социальной проблемой является профилактика, воспитание молодого поколения в рамках антикоррупционного мировоззрения.

В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства (ПГУАС) реализуется ряд молодёжных общественных проектов направленных на выявление у студентов активной гражданской позиции [4], адаптации выпускников в университете [1], повышение их конкурентоспособности на рынке труда и т.д [3]. Разработчиками проектов выступают специалисты Центра практики студентов и содействия трудоустройства выпускников ПГУАС.

В рамках одного из антикоррупционных проектов, проводится социологическое исследование уровня восприятия коррупции среди студентов различных факультетов и институтов ПГУАС [2,5].

Рассмотрим и проанализируем результаты опроса студентов архитектурного факультета, в ходе которого анкетирование было проведено с выборкой в 100 человек: юноши– 6%, девушки – 94%. Распределение по возрастному признаку:

18 лет – 27%, 19 лет – 14%, 20 лет – 25%, 21 г. – 26%, 22 г. -7%, 23 г. – 1%.

При ответе на вопросы анкеты студенты могли выбрать несколько понравившихся вариантов ответов. Поэтому сумма ответов не дает 100%.

При определении коррупции, большинство студентов (70%) выбрали вариант «взяточничество», злоупотребление властных полномочий выбрали 49%, казнокрадство – 19%, превалирование личного интереса над общественным – 14%, злоупотребление властью – 12%, организованная преступность – 7%. Как мы видим, студенты считают, что коррупция - это явление, включающее несколько проявлений.

garkin_1.eps

Рис. 1. Вопрос о понимании понятия «коррупция»

Большая часть студентов знает о том, что коррупция разнообразна и существует во многих сферах, например:

- в правоохранительных органах (68%);

- в высших эшелонах власти в центре и на местах (63%);

- в коммерческих и иных организация в виде подкупа (50%);

- в шоу бизнесе и спорте (40%);

- в виде мелких поборов с населения (31%).

garkin_2.eps

Рис. 2. Мнение студентов о видах коррупции

Студенты считают, что коррупции больше в «верхах» власти (53%) чем в «низовых органах власти» (25%). Затруднились ответить на данный вопрос 22%.

garkin_3.eps

Рис. 3. Мнение студентов, в каких органах власти больше коррупции

Среди последствий коррупции были отмечены: потеря доверия к власти 47%; неэффективное распределение бюджетных средств 43%; спад экономики страны в целом 43%, рост теневой экономики 27%, монополизация экономики 18%.

garkin_4.eps

Рис. 4 Мнение студентов о последствиях коррупции

Сталкивались с явлениями коррупции 37% опрошенных, не сталкивались 44%. Затруднились ответить на данный вопрос 19%. Стоит отметить, что в данном вопросе имеется ввиду сталкивались студенты с коррупцией в жизни, а не конкретно в ВУЗе.

garkin_5.eps

Рис. 5. Вопрос: «Сталкивались ли вы с коррупцией?»

Среди наиболее коррумпированных сфер, по мнению респондентов, были отмечены:

Властные структуры – 67%;

Органы правопорядка – 54%;

Образование – 36%;

Здравоохранение – 22%.

garkin_6.eps

Рис. 6. Вопрос: «Знаете ли вы, куда обращаться в случаях возникновения фактов коррупции?»

Профилактическая просветительская деятельность по профилактике коррупции достаточно актуальна и это подтверждается распределением ответов студентов. Так, не знают, куда обращаться за помощью при возникновении фактов коррупции большинство - 56%. По итогам опроса со студентами были также проведены разъяснительные лекции по вопросам обращений о фактах с коррупцией, видах «горячих линий» и анонимных электронных способов обращение в органы государственной власти.

В ходе опроса, в анкете, было оставлена строчка с пустой графой, где студенты смогли бы написать своё видение мер способных противостоять коррупции. В качестве мер рекомендованных студентами для усиления борьбы с коррупцией были предложены:

- правовое, вырабатывающие нетерпимость к коррупции, воспитание;

- следование принципу «не давать и не брать взятки»;

- увеличение материальных штрафов;

- введение смертной казни;

- улучшение кадровой политики;

- усиленный контроль;

- ужесточение наказаний за данные преступления;

- проведение открытого (общественного) аудита доходов должностных лиц.

garkin_7.eps

Рис. 7. Готовность студентов участвовать в антикоррупционной деятельности

Принять участие в борьбе с коррупцией готовы 48% опрошенных. Наиболее предпочитаемые формы участия: деятельность общественные организации 33%, просветительская работа 14%, народная экспертиза 12%.

Проанализировав результаты анкетирования, нами были получены результаты:

Отношение студентов архитектурного факультета ПГУАС к коррупции резко негативное;

В большинстве случаев коррупция отождествляется с взяточничеством;

Студенты считают, что коррупции подвержены практически все сферы жизни общества;

Фактически каждый третий сталкивался с коррупцией в жизни;

Более половины опрошенных не знают, куда обращаться в случае факта коррупции;

Почти половина респондентов готовы к участию в профилактической деятельности, которая является важным направлением в борьбе с коррупцией;

Борьба с коррупцией должна быть усилена, а наказания за преступления такого рода быть более строгими.

По мнению авторов, реализация общественных проектов является важным звеном получения знаний студентами всех направлений и уровне подготовки [5]. Антикоррупционное же образование не только играют важную воспитательную функцию, но и способствует повышению уровня конкурентоспособности студентов и выпускников, особенно для тех, кто в бушующем решить связать свою карьеру с государственной или муниципальной службой.


Библиографическая ссылка

Гарькин И.Н., Медведева Л.М., Назарова О.М. ВОСПРИЯТИЕ СТУДЕНТАМИ АРХИТЕКТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПОНЯТИЯ КОРРУПЦИЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-1. – С. 34-36;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1693 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674