Коррупция является довольно острой социальной проблемой, распространенной практически во всех сферах. Последствия коррупции однозначно негативны и масштабны. Наиболее эффективным средством борьбы с данной социальной проблемой является профилактика, воспитание молодого поколения в рамках антикоррупционного мировоззрения.
В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства (ПГУАС) реализуется ряд молодёжных общественных проектов направленных на выявление у студентов активной гражданской позиции [4], адаптации выпускников в университете [1], повышение их конкурентоспособности на рынке труда и т.д [3]. Разработчиками проектов выступают специалисты Центра практики студентов и содействия трудоустройства выпускников ПГУАС.
В рамках одного из антикоррупционных проектов, проводится социологическое исследование уровня восприятия коррупции среди студентов различных факультетов и институтов ПГУАС [2,5].
Рассмотрим и проанализируем результаты опроса студентов архитектурного факультета, в ходе которого анкетирование было проведено с выборкой в 100 человек: юноши– 6%, девушки – 94%. Распределение по возрастному признаку:
18 лет – 27%, 19 лет – 14%, 20 лет – 25%, 21 г. – 26%, 22 г. -7%, 23 г. – 1%.
При ответе на вопросы анкеты студенты могли выбрать несколько понравившихся вариантов ответов. Поэтому сумма ответов не дает 100%.
При определении коррупции, большинство студентов (70%) выбрали вариант «взяточничество», злоупотребление властных полномочий выбрали 49%, казнокрадство – 19%, превалирование личного интереса над общественным – 14%, злоупотребление властью – 12%, организованная преступность – 7%. Как мы видим, студенты считают, что коррупция - это явление, включающее несколько проявлений.
Рис. 1. Вопрос о понимании понятия «коррупция»
Большая часть студентов знает о том, что коррупция разнообразна и существует во многих сферах, например:
- в правоохранительных органах (68%);
- в высших эшелонах власти в центре и на местах (63%);
- в коммерческих и иных организация в виде подкупа (50%);
- в шоу бизнесе и спорте (40%);
- в виде мелких поборов с населения (31%).
Рис. 2. Мнение студентов о видах коррупции
Студенты считают, что коррупции больше в «верхах» власти (53%) чем в «низовых органах власти» (25%). Затруднились ответить на данный вопрос 22%.
Рис. 3. Мнение студентов, в каких органах власти больше коррупции
Среди последствий коррупции были отмечены: потеря доверия к власти 47%; неэффективное распределение бюджетных средств 43%; спад экономики страны в целом 43%, рост теневой экономики 27%, монополизация экономики 18%.
Рис. 4 Мнение студентов о последствиях коррупции
Сталкивались с явлениями коррупции 37% опрошенных, не сталкивались 44%. Затруднились ответить на данный вопрос 19%. Стоит отметить, что в данном вопросе имеется ввиду сталкивались студенты с коррупцией в жизни, а не конкретно в ВУЗе.
Рис. 5. Вопрос: «Сталкивались ли вы с коррупцией?»
Среди наиболее коррумпированных сфер, по мнению респондентов, были отмечены:
Властные структуры – 67%;
Органы правопорядка – 54%;
Образование – 36%;
Здравоохранение – 22%.
Рис. 6. Вопрос: «Знаете ли вы, куда обращаться в случаях возникновения фактов коррупции?»
Профилактическая просветительская деятельность по профилактике коррупции достаточно актуальна и это подтверждается распределением ответов студентов. Так, не знают, куда обращаться за помощью при возникновении фактов коррупции большинство - 56%. По итогам опроса со студентами были также проведены разъяснительные лекции по вопросам обращений о фактах с коррупцией, видах «горячих линий» и анонимных электронных способов обращение в органы государственной власти.
В ходе опроса, в анкете, было оставлена строчка с пустой графой, где студенты смогли бы написать своё видение мер способных противостоять коррупции. В качестве мер рекомендованных студентами для усиления борьбы с коррупцией были предложены:
- правовое, вырабатывающие нетерпимость к коррупции, воспитание;
- следование принципу «не давать и не брать взятки»;
- увеличение материальных штрафов;
- введение смертной казни;
- улучшение кадровой политики;
- усиленный контроль;
- ужесточение наказаний за данные преступления;
- проведение открытого (общественного) аудита доходов должностных лиц.
Рис. 7. Готовность студентов участвовать в антикоррупционной деятельности
Принять участие в борьбе с коррупцией готовы 48% опрошенных. Наиболее предпочитаемые формы участия: деятельность общественные организации 33%, просветительская работа 14%, народная экспертиза 12%.
Проанализировав результаты анкетирования, нами были получены результаты:
Отношение студентов архитектурного факультета ПГУАС к коррупции резко негативное;
В большинстве случаев коррупция отождествляется с взяточничеством;
Студенты считают, что коррупции подвержены практически все сферы жизни общества;
Фактически каждый третий сталкивался с коррупцией в жизни;
Более половины опрошенных не знают, куда обращаться в случае факта коррупции;
Почти половина респондентов готовы к участию в профилактической деятельности, которая является важным направлением в борьбе с коррупцией;
Борьба с коррупцией должна быть усилена, а наказания за преступления такого рода быть более строгими.
По мнению авторов, реализация общественных проектов является важным звеном получения знаний студентами всех направлений и уровне подготовки [5]. Антикоррупционное же образование не только играют важную воспитательную функцию, но и способствует повышению уровня конкурентоспособности студентов и выпускников, особенно для тех, кто в бушующем решить связать свою карьеру с государственной или муниципальной службой.
Библиографическая ссылка
Гарькин И.Н., Медведева Л.М., Назарова О.М. ВОСПРИЯТИЕ СТУДЕНТАМИ АРХИТЕКТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПОНЯТИЯ КОРРУПЦИЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-1. – С. 34-36;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1693 (дата обращения: 22.11.2024).