Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ВОСПРИЯТИЕ СТУДЕНТАМИ АРХИТЕКТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПОНЯТИЯ КОРРУПЦИЯ

Гарькин И.Н. 1 Медведева Л.М. 1 Назарова О.М. 2
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
2 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
Анализируются результаты проведённого социологического исследования среди студентов Пензенского государственного университета архитектуры и строительства по вопросам восприятия понятия коррупция и готовность к борьбе с ней на основе участия в общественной работе. Исследование в виде анкетирования проводилось среди 100 студентов Архитектурного факультета. Опрос проводился специалистами Центра практики студентов и содействия трудоустройства выпускников в рамках общественного проекта «Молодёжная школа антикоррупционной политики». Данная статья является частью более обширного исследование, которое в будущем охватит все факультеты и институты Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. Основная задача выявить студентов, имеющих активную гражданскую позицию, для последующего участия в просветительском проекте направленного на выработки неприятия коррупции среди молодёжи.
коррупция
социологическое исследование
студенты
образовательный процесс
архитектура
общественный проект
1. Болдырев С.А., Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Адаптация студентов в строительном ВУЗе: социологический аспект // Региональная архитектура и строительство. –2017. –№1.– С.84-90
2.Болдырев С.А., Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Роль ВУЗа в формировании антикоррупционого мировоззрения студентов // Образование и наука в современном мире. Инновации. –2017 . –№2(9). – С.14-19
3. Болдырев С.А., Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Формы работы центра практики студентов и содействия трудоустройству выпускников // Региональная архитектура и строительство.–2016. – №3.– С.187–191
4. Гарькин И.Н., Медведева Л.М., Назарова О.М. Формирование антикоррупционного мировоззрения у студентов ВУЗа // Вестник ПГУАС: строительство, наука и образование.– 2016.– №3.– С. 101-104
5. Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Восприятие коррупции студентами экономических направлений подготовки // Вестник Сургутского государственного педагогического университета.– 2016.– №4(43).– С.13-19
6. Данилов А.М., Гарькина И.А., Гарькин И.Н. Подготовка бакалавров: компетентностный подход, междисциплинарность // Региональная архитектура и строительство. –2014. – №2. – С.192-199
PERCEPTION BY STUDENTS OF ARCHITECTURAL SPECIALTIES OF THE CONCEPT OF CORRUPTION

Garkin I.N. 1 Medvedeva L.M. 1 Nazarova O.M. 2
1 Penza State University of Architecture and Construction
2 Penza State University

Abstract:
The results of the conducted sociological research among students of the Penza State University of Architecture and Construction on the perception of the concept of corruption and readiness to combat it are analyzed on the basis of participation in public work. The survey was conducted in the form of questionnaires among 100 students of the Faculty of Architecture. The survey was conducted by specialists from the Center for Student Practice and Employment Assistance for Graduates in the framework of the public project “Youth School of Anti-Corruption Policy”. This article is part of a more extensive study that will cover all faculties and institutes of the Penza State University of Architecture and Construction in the future. The main task is to identify students who have an active civic position, for the subsequent participation in an educational project aimed at developing an aversion to corruption among young people.

Keywords:
Corruption
sociological research
students
educational process
architecture
public project

Коррупция является довольно острой социальной проблемой, распространенной практически во всех сферах. Последствия коррупции однозначно негативны и масштабны. Наиболее эффективным средством борьбы с данной социальной проблемой является профилактика, воспитание молодого поколения в рамках антикоррупционного мировоззрения.

В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства (ПГУАС) реализуется ряд молодёжных общественных проектов направленных на выявление у студентов активной гражданской позиции [4], адаптации выпускников в университете [1], повышение их конкурентоспособности на рынке труда и т.д [3]. Разработчиками проектов выступают специалисты Центра практики студентов и содействия трудоустройства выпускников ПГУАС.

В рамках одного из антикоррупционных проектов, проводится социологическое исследование уровня восприятия коррупции среди студентов различных факультетов и институтов ПГУАС [2,5].

Рассмотрим и проанализируем результаты опроса студентов архитектурного факультета, в ходе которого анкетирование было проведено с выборкой в 100 человек: юноши– 6%, девушки – 94%. Распределение по возрастному признаку:

18 лет – 27%, 19 лет – 14%, 20 лет – 25%, 21 г. – 26%, 22 г. -7%, 23 г. – 1%.

При ответе на вопросы анкеты студенты могли выбрать несколько понравившихся вариантов ответов. Поэтому сумма ответов не дает 100%.

При определении коррупции, большинство студентов (70%) выбрали вариант «взяточничество», злоупотребление властных полномочий выбрали 49%, казнокрадство – 19%, превалирование личного интереса над общественным – 14%, злоупотребление властью – 12%, организованная преступность – 7%. Как мы видим, студенты считают, что коррупция - это явление, включающее несколько проявлений.

garkin_1.eps

Рис. 1. Вопрос о понимании понятия «коррупция»

Большая часть студентов знает о том, что коррупция разнообразна и существует во многих сферах, например:

- в правоохранительных органах (68%);

- в высших эшелонах власти в центре и на местах (63%);

- в коммерческих и иных организация в виде подкупа (50%);

- в шоу бизнесе и спорте (40%);

- в виде мелких поборов с населения (31%).

garkin_2.eps

Рис. 2. Мнение студентов о видах коррупции

Студенты считают, что коррупции больше в «верхах» власти (53%) чем в «низовых органах власти» (25%). Затруднились ответить на данный вопрос 22%.

garkin_3.eps

Рис. 3. Мнение студентов, в каких органах власти больше коррупции

Среди последствий коррупции были отмечены: потеря доверия к власти 47%; неэффективное распределение бюджетных средств 43%; спад экономики страны в целом 43%, рост теневой экономики 27%, монополизация экономики 18%.

garkin_4.eps

Рис. 4 Мнение студентов о последствиях коррупции

Сталкивались с явлениями коррупции 37% опрошенных, не сталкивались 44%. Затруднились ответить на данный вопрос 19%. Стоит отметить, что в данном вопросе имеется ввиду сталкивались студенты с коррупцией в жизни, а не конкретно в ВУЗе.

garkin_5.eps

Рис. 5. Вопрос: «Сталкивались ли вы с коррупцией?»

Среди наиболее коррумпированных сфер, по мнению респондентов, были отмечены:

Властные структуры – 67%;

Органы правопорядка – 54%;

Образование – 36%;

Здравоохранение – 22%.

garkin_6.eps

Рис. 6. Вопрос: «Знаете ли вы, куда обращаться в случаях возникновения фактов коррупции?»

Профилактическая просветительская деятельность по профилактике коррупции достаточно актуальна и это подтверждается распределением ответов студентов. Так, не знают, куда обращаться за помощью при возникновении фактов коррупции большинство - 56%. По итогам опроса со студентами были также проведены разъяснительные лекции по вопросам обращений о фактах с коррупцией, видах «горячих линий» и анонимных электронных способов обращение в органы государственной власти.

В ходе опроса, в анкете, было оставлена строчка с пустой графой, где студенты смогли бы написать своё видение мер способных противостоять коррупции. В качестве мер рекомендованных студентами для усиления борьбы с коррупцией были предложены:

- правовое, вырабатывающие нетерпимость к коррупции, воспитание;

- следование принципу «не давать и не брать взятки»;

- увеличение материальных штрафов;

- введение смертной казни;

- улучшение кадровой политики;

- усиленный контроль;

- ужесточение наказаний за данные преступления;

- проведение открытого (общественного) аудита доходов должностных лиц.

garkin_7.eps

Рис. 7. Готовность студентов участвовать в антикоррупционной деятельности

Принять участие в борьбе с коррупцией готовы 48% опрошенных. Наиболее предпочитаемые формы участия: деятельность общественные организации 33%, просветительская работа 14%, народная экспертиза 12%.

Проанализировав результаты анкетирования, нами были получены результаты:

Отношение студентов архитектурного факультета ПГУАС к коррупции резко негативное;

В большинстве случаев коррупция отождествляется с взяточничеством;

Студенты считают, что коррупции подвержены практически все сферы жизни общества;

Фактически каждый третий сталкивался с коррупцией в жизни;

Более половины опрошенных не знают, куда обращаться в случае факта коррупции;

Почти половина респондентов готовы к участию в профилактической деятельности, которая является важным направлением в борьбе с коррупцией;

Борьба с коррупцией должна быть усилена, а наказания за преступления такого рода быть более строгими.

По мнению авторов, реализация общественных проектов является важным звеном получения знаний студентами всех направлений и уровне подготовки [5]. Антикоррупционное же образование не только играют важную воспитательную функцию, но и способствует повышению уровня конкурентоспособности студентов и выпускников, особенно для тех, кто в бушующем решить связать свою карьеру с государственной или муниципальной службой.


Библиографическая ссылка

Гарькин И.Н., Медведева Л.М., Назарова О.М. ВОСПРИЯТИЕ СТУДЕНТАМИ АРХИТЕКТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПОНЯТИЯ КОРРУПЦИЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-1. – С. 34-36;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1693 (дата обращения: 28.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074