Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ИСТОРИОГРАФИЯ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Долинина И.Г. 1 Рыбаков А.В. 1, 2
1 ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
2 ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище»
Обеспечение безопасности жизнедеятельности общества и отдельного человека с годами не теряет своей актуальности. Современный мир развивается стремительными темпами, вероятность возникновения угроз в тех или иных направлениях всё больше и больше увеличивается. Для того чтобы противостоять опасности, изначально необходимо провести ретроспективный и историографический анализ понятия «культура безопасности жизнедеятельности». В данной статье авторами обобщены и выделены основные аспекты, характерные для понятий «культура», «безопасность». Рассмотрены пути возможного достижения социальной безопасности в обществе. Осуществлено частичное истолкование и разъяснение понятия «безопасность жизнедеятельности». Определены основные вопросы, отвечая на которые возникает необходимость обоснования безопасности как социального явления научной категории. Неотъемлемой частью становится проведение тщательного анализа угроз и опасностей, в естественном стремлении развития безопасности жизни личности и общества как области знания. Обозначено то, что проблемы в изучении безопасности жизнедеятельности в очередной раз приводят нас к тому, что общество следует понимать как единое социально целое, как единый организм. Авторы попытались разобраться в вопросе формирования культуры безопасности жизнедеятельности, в том числе и с пониманием определения «культура безопасности жизнедеятельности».
культура
безопасность
безопасность жизнедеятельности
1. Долинина И.Г., Кушнарева О.В. Безопасность жизнедеятельности: состояние образовательной среды, формирующей профессиональную культуру обучающихся // Высшее образование сегодня. 2015. № 9. С. 83–85.
2. Цицерон М.Т. Избранные сочинения М., 1975.
3. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1996.
4. Культура. Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 25.01.2021).
5. Васильев С.Ф., Дёмин И.В. Учебное пособие «Базовый курс для бакалавров» Б., 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://www.altstu.ru/media/f/Vasilev-S-F-Dyomin-I-V.pdf (дата обращения: 25.01.2021).
6. Платон. Мысль // Соч.: Т. 3 М.: Мысль, 2010.
7. Балахонская Л.Ф., Балахонский В.В. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bezopasnost-obschestva-istoriko-filosofskie-i-teoreticheskie-aspekty-osmysleniya/viewer (дата обращения: 25.01.2021).
8. Губанов В.М., Капшунова И.К. Философская интерпретация безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. 2016. № 3.1 (6.1). С. 62–68. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1446/ (дата обращения: 25.01.2021).
9. Энциклопедический словарь И.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 5. СПб., 1889. С. 304.
10. Воронцов С.А. О необходимости совершенствования государственной политики и управления в сфере безопасности // Журнал «Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право» 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-neobhodimosti-sovershenstvovaniya-gosudarstvennoy-politiki-i-upravleniya-v-sfere-bezopasnosti (дата обращения: 25.01.2021).
11. Литвинов Э.П. Философские основы концепции безопасности // Пространство и время. 2012.
12. Долинина И.Г., Кушнарева О.В. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в политехническом вузе // Фундаментальные исследования. 2015. № 9–1. С. 19–22.
13. Долинина И.Г., Кушнарева О.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов: роль воспитательной деятельности куратора // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20934 (дата обращения: 25.01.2021).

С древних времён и по настоящее время укрепление безопасности отдельного государства, любого города, обеспечение устойчивого развития являлись и являются приоритетными и основными направлениями, которые заключаются в обеспечении защищенности граждан, общества и государства в целом как от внутренних, так и от внешних угроз.

Обеспечение интересов государства в сфере безопасности осуществляется посредством реализации стратегических национальных приоритетов, таких как наука, технологии и образование.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является актуальной проблемой как для всего общества, так и для каждого человека. В мире происходит постоянное обострение экологической ситуации, рост социальных и военных противоречий. Взаимодействие человека с природой, индивида с обществом всё чаще и чаще нарушается, что приводит к возникновению новых опасностей и, как результат, к увеличению человеческих жертв аварий, катастроф и стихийных бедствий, эпидемий. Поэтому формирование новых знаний, необходимых умений и навыков по обеспечению своей безопасности становится актуальным для любого человека.

В настоящее время возникла необходимость в исследованиях по обоснованию и педагогическому осмыслению феномена безопасности. Данная потребность обусловлена необходимостью обращения к определённым идеям и содержательным подходам. Философские мысли были ранее разработаны на разных этапах их развития.

Чтобы попытаться разобраться в этом, необходимо в первую очередь понимание простых на первый взгляд, но достаточно глубоких понятий, таких как «культура» и «безопасность»; кроме того, необходимо сделать анализ безопасности как социального явления и определить основные концепции безопасности.

Цель исследования: осуществить ретроспективный и историографический анализ понятия «культура безопасности жизнедеятельности».

Материалы и методы исследования

Проведен теоретический анализ источников по теме исследования; сравнение, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время понятие «культура» используется постоянно и повсеместно, чаще закладываются в него определённые виды творческой деятельности, хотя на самом деле культура относится ко всему образу жизни человеческого общества.

Это понятие включает в себя различные ритуалы и традиции, церемонии, семейную жизнь, трудовую деятельность. В неё входят предметы, созданные человеком, представляющие для него ценность: дома, техника, предприятия и многое другое. Существует тесная связь этого понятия с понятием «общество», так как культура имеет непосредственное отношение к жизни людей в том или ином обществе, к их обычаям, к привычкам, которые для них актуальны и естественны. Общество по сути своей несёт в себе определённую систему, которая связывает между собой отдельно взятого человека или индивида, принадлежащих к одной общей культуре. С одной стороны, ни одна культура не сможет обойтись без общества, с другой – ни одно общество не может обойтись без культуры. Не было бы культуры – мы не были бы «людьми» по своей сути, такими, как закладывается это в данный термин [1].

В Древней Греции идеалом культуры был гармонично развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. На формирование такого человека особое влияние оказывало образование и воспитание. Именно в эту эпоху возникают феномены античной культуры, такие как философия и наука.

Наивысшего подъёма древнегреческая цивилизация и культура достигает в классический период и связана с деятельностью мыслителей Сократа, Платона и Аристотеля, которые считали, что культурный человек в первую очередь должен обладать такими качествами, как мудрость, умение владеть собой и своими эмоциями, мужество, чувство меры. Он должен при любых обстоятельствах избегать крайностей и чрезмерностей.

Значительный вклад в толкование культуры внесли древнеримские философы. Например, Цицерон писал: «Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. Возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший результат». Философ и оратор считал, что нужно разум и душу воспитывать так, чтобы в итоге не дойти до варварства. Цицерон полагал, что культура – это не только образованность, развитие науки и искусства, но и особый уклад жизни, где духовное состояние каждого человека идет параллельно и неразрывно с общими интересами государства [2].

Дальнейшее развитие понятия «культура» происходит в период Возрождения и далее Просвещения. Великий философ И. Кант культуру воспитания противопоставлял культуре в широком смысле. «Внешний, "технический", тип культуры он называет цивилизацией, – отмечает А.В. Гулыга. – Кант видел динамичное развитие цивилизации и с тревогой отмечал её отрыв от культуры, в свою очередь тоже идущей вперед, но более медленно… Это несоответствие является причиной многих бед человечества» [3].

В XVIII в. – в первой четверти XIX в. термин «культура» в русском языке отсутствовал. Это можно увидеть в составленном Н.М. Яновским «Новом словотолкователе, расположенном по алфавиту». В подобных словарях предполагались различные варианты перевода термина на русский. Два немецких слова, которые предложил Гердер в качестве синонимов для обозначения понятия «культура», на русский переводились как одно – просвещение [4]. Соответственно в нашем лексиконе данное слово в это же время несло в себе два значения: земледелие и образованность.

Н.А. Бердяев считал, что культура в основе своей обязательно взаимосвязана с культом, затем она развивается из религиозного культа и становится результатом специализации данного культа, развертывания его содержания в разные стороны.

Со временем понятие «культура» стало всё больше и больше расширяться по своему содержанию до такой стадии, что в период развития человека предполагалось заложить сам факт формирования культурной личности.

Основными аспектами, характеризующими понятие «культура», являются следующие.

- Реализация общечеловеческих, духовных ценностей на практике, являющихся важными и значимыми, приносящими пользу кому-либо. В последующем образующие определенную систему, играющую роль в предметной или социальной действительности человека.

- Исторически сложившийся, устоявшийся уровень развития общества и индивида, выраженный в различных формах и типах организации жизнедеятельности людей, создаваемых материальных ценностей, необходимых для нормального существования.

- Набор определённых знаний, основанных на мышлении и социальном обучении. Как основу цивилизаций различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т.д.

- Иерархическая система (ритуальные и религиозные службы), включающая в себя приспособления и устройства для отслеживания параметров среды.

- Элитарная культура: признанный и значимый уровень в различных областях изящных искусств.

Современный мир не стоит на месте. День за днём социальные процессы ускоряются и, более того, усложняются. Как следствие, повышается степень рисков и опасных тенденций в развитии нашего общества, которые невозможно контролировать. Для того чтобы нам преодолеть возникающие социальные опасности, необходимо обеспечить высокий уровень безопасности человека и общества. Ученые реагируют на вызовы, проводят исследования, выявляя и изучая риски, предлагая варианты решений для предотвращения угроз. В последнее время особое внимание уделяется теоретическому осмыслению феномена безопасности. В свою очередь, оно должно основываться на предшествующих идеях и подходах в этапах развития этой мысли, начиная с античной философии, где природные и социальные явления воспринимались диалектически (в противопоставлении характеристик).

В качестве примера приведем высказывание Гераклита, указывающего на данное свойство явлений: «Должно знать, что война всеобща, что правда есть раздор и что всё возникает через борьбу и по необходимости» [5].

Эта установка важна для раскрытия понятия «безопасность» и, как следствие, напрямую является противопоставлением опасности. Иными словами, можно сформулировать краткое, но достаточно ёмкое по своему содержанию определение: «безопасность» – это отсутствие опасности.

Для полного понимания понятия «безопасность» необходимо чётко знать и представлять характер, категорию опасности. Несмотря на большой промежуток времени от возникновения данного термина в лексиконе и до сегодняшнего дня, безопасность была, есть и будет трактоваться как защита государства и его населения от многочисленных угроз.

Возвращаясь к древности, целесообразно обратиться к мнению Демокрита. Его суть заключается в связывании возможности приспособления человека к условиям окружающей среды, в том числе и социальной. Причина объединения в обществе проста: люди вынуждены повысить степень своей защиты и трудно это сделать в одиночку, иногда просто невозможно. Подобный подход развивал и Аристотель, относивший безопасность к естественным чувствам.

Платон при рассмотрении теории возникновения государства указывал на то, что подобное происходит в то время, когда каждый из нас не может удовлетворить самостоятельно свои потребности, возникает нужда в чём-либо и, как следствие, объединение людей в определённые группы, где первостепенно и характерно оказание помощи, обязательно и обеспечение безопасности [6].

Немалый вклад в теоретическое осмысление понятия «безопасность» внес Н.Ф. Федоров, русский философ. Он создал модель, при которой возможно достижение социальной безопасности. Модель основана на преодолении главной опасности для людей – опасности смерти. Федоров определил следующее:

1) выделение главного приоритета в системе опасности;

2) дифференциация опасностей случайных и закономерных;

3) попытка осознания временных параметров опасности [7].

Итак, понятие «безопасность» характеризуется следующими аспектами:

- непротиворечивость системы общественных отношений объективным законам функционирования социума;

- уровень безопасности зависит от усиления взаимосвязи потенциала защищённости всех аспектов жизни определенного общества [7];

- сущность защиты человека, общества, государства – степень защищённости от внутренних и внешних угроз;

- следует учитывать то, что мир постоянно развивается, поэтому степень и факторы опасности изменяются, соответственно, система обеспечения безопасности должна постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям.

Увеличение внешних и внутренних угроз влечёт столкновение между собой отдельных членов общества, которые являются носителями определённой информации и, как следствие, возникают социальные конфликты и последующее отталкивание или отчуждение друг от друга. Данные ситуации приводят к тому, что происходит увеличение вероятности, что социум будет подвержен опасности.

В связи с этим необходима интерпретация понятия «безопасность жизнедеятельности» и потребность поиска ответов на основные вопросы:

1. Какова необходимость обоснования безопасности как социального явления научной категории?

2. Удастся ли провести тщательный анализ угроз и опасностей?

3. Каковы тенденции развития безопасности жизни личности и общества как области знания?

Отсюда следует то, что проблемы в изучении безопасности жизнедеятельности в очередной раз приводят нас к тому, что общество следует понимать как единое социально целое, как один организм. Попытки ответов на данные вопросы испытывают сложность познания данных проблем и констатацию низкого уровня разработки как теоретических, так и практических направлений. Происходит повышение интереса к этому аспекту науки.

Тщательный анализ главных составляющих безопасности жизни – необходимое условие выделения аспектов безопасности жизни. В методологии изучения «безопасности жизнедеятельности» очерчены чёткие границы связи окружающей среды и человека, существующего в ней. Эта взаимосвязь характеризуется актуальными проблемами данного социума и среды вокруг него. Аксиология показывает определённые ценности, параллельно с этим проводит оценку происходящих явлений. Они в свою очередь связаны с безопасностью и их значением для каждого человека. Гносеология рассматривает пути освоения проблем в данной области. Онтология рассматривает проблемы выживания человека в этой среде.

Угрозы и опасности, которые возникают со временем, обязательно претерпевают изменения по качественным и количественным признакам. Следовательно, имеющийся опыт будет актуален в определенный момент далеко не всегда. Не факт, что его будет достаточно для обеспечения требуемого и достаточного уровня безопасности определённого социума.

Понимание и в дальнейшем анализ безопасности жизнедеятельности обязателен потому, что в социокультурном измерении наблюдается и прослеживается кризис духовно-ценностных устоев цивилизации [8]. Поэтому нравственность становится своего рода стратегическим ресурсом в выживании человека. Решение данной проблемы предполагает применение соответствующей системы – системы психического мира человека, который в данное время находится под постоянным давлением масс-медиа. Поэтому особое внимание необходимо уделить в том числе интегральным технологиям обеспечения безопасности личности, информации и всему, что с этим может быть связано.

Необходимость рассмотрения концепций безопасности обусловлена потребностью и способностью человека и общества противостоять различным отклонениям условий существования, пусть даже самым незначительным. Также не стоит забывать и о том, что чем больше опасностей возникает, тем больше людей, пользующихся ситуацией и возможностью обогатиться за их счет. Поэтому очевидно мнение о том, что количество происшествий или не должно убавляться, или не должно, напротив, увеличиваться. Также стоит добавить, что во многих кругах, в том числе, к сожалению, научных, бытует поверхностное видение понятия «безопасность» и не раскрывает ее сущность. И как следствие, не позволяет обосновать теоретические основы безопасности и очертить пути ее реального достижения.

Итак, общество, человек, государство непрерывно развиваются. Понятно, что происходит развитие в преодолении противоречий, следствием которых и являются опасности. Опасность может быть и в определенной деятельности, и в условиях неопределенности, преодоления рисков.

В свою очередь, безопасность – составляющая сложных социальных систем (человек, общество, экономика, политика, духовная сфера).

Необходимость понимания философских основ безопасности заключается и в формировании научного представления о данном явлении, и в раскрытии наиболее общих свойств, отношений, законов её становления, постоянного развития и функционирования.

В энциклопедическом словаре И.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, изданном в России в XIX в., содержится следующее определение безопасности: «Необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение» [9, 10]. Это объяснение указывает на основную цель государства, а именно на обеспечение как личной, так и общественной безопасности, но не затрагивается тот факт, каким путём это должно реализовываться.

Таким образом, можно утверждать, что безопасность отдельного элемента социальной системы связана с безопасностью других элементов и влияет на остальные элементы. То есть безопасность государства, общества и личности связаны между собой в своих отношениях.

Очевидно, что, размышляя над обозначенными проблемами и ища ответы на соответствующие вопросы, необходимо осуществлять не только анализ, но и обосновать безопасность как научную категорию и научно осмыслить ее. Это станет возможным только при обязательном условии теоретического осмысления безопасности [11].

В настоящее время проблемы безопасности касаются всех: специалисты всех возможных отраслей деятельности, политологи, экономисты, обязательно военные и учёные. Все они пытаются исследовать различные системы, куда входят и социальные системы безопасности. Для изучения этих непростых систем безопасности необходимо обязательное обобщение научных знаний, и только тогда междисциплинарный подход к изучению и поиску решения проблемы безопасности может дать максимальный эффект.

В Российской Федерации, прежде всего, необходимо углубить понимание теоретических основ безопасности, именно в этом пока мы совершенства не достигли. Остаются неисследованными, не выясненными до конца некоторые аспекты самого понятия. И на основе глубоких теоретических знаний можно выстроить систему практических задач и вариантов их решений, которые будут максимально эффективными.

К сожалению, надо об этом говорить, потому что сегодня уделяется больше времени и прилагается больше усилий именно для минимизации рисков и опасностей и усиления защиты от нее. Значительно проще и дешевле выстроить систему, которая опирается на точное научное знание, математически верный расчет и практическую значимость.

Преодоление указанных трудностей возможно, но при условии того, что необходимо это реализовывать, опираясь на историографические основания безопасности, которые позволят человеку, обществу и государству сформировать общие представления о характере изучаемой нами реальности, её наиболее общих свойствах, отношениях и законах, и способах её научного познания. Для того чтобы выявить сущность безопасности.

Процесс формирования такого качества личности, как «культура безопасности жизнедеятельности», всегда остаётся актуальным, это связано с тем, что каждый человек, являясь носителем биологической жизни, несёт в себе определённую индивидуальную цель – самосохранение, а являясь носителем духовных и нравственных ценностей – сохранение и обеспечение безопасности жизни других людей и среды обитания [12].

Таким образом, в понятии «культура безопасности жизнедеятельности» мы можем выделить следующие приоритеты:

- это система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности;

- соответствующее поведение и общение, которые выступают условием воспроизводства, изменения и безопасности социальной жизни;

- это программы деятельности, представленные многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций [13].

Данное понимание содержит потенциал целенаправленного педагогического воздействия с определенной целью и результатом – формирования культуры безопасности адекватного уровня обеспечения безопасности и преодоления возможных рисков опасности в индивидуальном и социальном значении.

Заключение

Историографический материал в данной статье позволяет сделать вывод о том, что философские трактаты и диалоги Сократа, Платона и Аристотеля в поисках решения данных проблем являются базисными в осознании теоретических и методологических основ безопасности личности. В настоящее время безопасность жизнедеятельности общества требует пристального внимания, с последующим поиском новых направлений исследований, как в теории, так и в практике. Уровень защищённости человека, общества и государства зависит от постоянной взаимосвязи потенциалов защищённости всех аспектов. Существует потребность и необходимость в постоянной защищённости социума от внутренних и внешних угроз, при всём при этом не стоит забывать о постоянной модернизации, развитии соответствующих технологий.


Библиографическая ссылка

Долинина И.Г., Рыбаков А.В. ИСТОРИОГРАФИЯ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 1. – С. 46-51;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2350 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674