Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ЗНАКОМСТВО С ФИЛОСОФСКИМИ КАТЕГОРИЯМИ КАК ОСНОВА ПОНИМАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пономарева Л.И. 1 Ган Н.Ю. 1 Обухова К.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
В данной статье рассматривается проблема освоения детьми дошкольного возраста философских категорий. В современной дошкольной дидактике ученые и практики все чаще обращаются к поиску новых методов и технологий, которые способствовали бы формированию у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе, обществе и человеке. Авторами статьи обосновано, что основным способом построения в сознании ребенка объективной картины мира является эмпирическое обобщение и структурирование чувственного опыта, накопленного в различных видах деятельности. В воспитательный процесс современной системы дошкольного образования активно входят философские категории. Авторами доказывается, что знакомство детей дошкольного возраста с мироустройством следует начинать с представлений о зависимостях, существующих в природе, как наиболее понятных ребенку. Затем детей погружают в сложный мир взаимодействия человека и природы, и далее происходит знакомство с миром человеческих переживаний и чувств, с нормами и правилами, принятыми в обществе. Причем формируемые у детей представления должны носить системный характер, то есть всесторонне раскрывать суть рассматриваемого предмета или явления, а также демонстрировать его связь с окружающей действительностью. Только интеграция системных представлений о природе, человеке и обществе способствует формированию основ понимания целостной картины мира.
категория
категориальная структура мышления
целостная картина мира
системные представления
дошкольник
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 15.10.2020).
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. № 1155. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 15.10.2020).
3. Бабайцев А.Ю. Мераб Константинович Мамардашвили / Гуманитарная энциклопедия: Персоналии // Центр гуманитарных технологий, 2006–2020 (последняя редакция: 22.11.2020). [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/personnels/merab-mamardashvili (дата обращения: 15.10.2020).
4. Королева Н.А. Содержание экологических знаний у старших дошкольников о природе // Вопросы дошкольной педагогики. 2020. № 7 (34). С. 19–22.
5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс: учебник. Часть 2. ФГОС. Вентана Граф, 2020. 172 с.
6. Коменский Я.А. Великая дидактика // Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. С. 11–106.
7. Поддъяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка (от рождения до школы). М.: Изд-во «Речь». 2010. 144 с.
8. Славская А.Н. Основы психологии С.Л. Рубинштейна. Философское обоснование развития. М.: ФГБУН Институт психологии РАН, 2015. 490 с.
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения: монография. М.: Интор, 1996. 544 с.
10. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Академия, 1996. 496 с. [Электронный ресурс]. URL: https://vse-ychebniki.ru/uchebnik-po-psixologii/petrovskij-vvedenie-v-psixologiyu/ (дата обращения: 15.10.2020).
11. Юлина Н.С. Философия для детей: обучение навыкам разумного мышления. М.: Изд. Канон+, 2005. 463 с.
12. Обухова К.А., Пономарева Л.И. Интеграция как средство организации образовательного процесса в дошкольном учреждении // Электронный Научно-образовательный Вестник «Здоровье и образование в ХХI веке». 2019. Т. 21. № 7. С. 31–36.
13. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление: логика и психология // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 3. С. 4–12. DOI: 10.17759/chp.
14. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. М.: Мозаика синтез, 2011. 330 с.

В настоящий момент заложенные в Закон «Об образовании в РФ» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования идеи гуманизации и гуманитаризации образования все чаще понимаются как философские идеи о роли системы образования в понимании дошкольниками целостной картины мира; концептуальные положения о взаимосвязи среды и развитии личности ребенка на основе субъектной вовлеченности в специально организованные виды деятельности [1; 2].

Это определяет модернизацию содержания дошкольного образования и поиск альтернативных методов и средств формирования основ категориального видения картины мира.

Цель исследования: теоретическое рассмотрение проблемы влияния ознакомления дошкольников с философскими категориями на понимание ими целостной картины мира. Обоснование роли дошкольного образования в усвоении детьми целостных представлений о природе, обществе, человеке.

Усвоение ребенком накопленного опыта человеческой культуры, т.е. его социализация, приводит к осознанию своей значимости, личного места в социуме и собственной позиции в целостной картине мира [3].

Система образования, в которую включен ребенок, начиная с дошкольного детства, предоставляет ему возможность постепенного и непрерывного вхождения в познание окружающего мира [4].

Именно гуманистическая парадигма образования определяет отражение в нем разных точек зрения человека на мир, совокупности способов изучения принципов построения природного и социального окружения, усвоение представлений которых обеспечивают раскрытие ценности как самой личности, так и богатства окружающего мира. Дошкольному образованию, как закрепленному Законом «Об образовании РФ» первому уровню общего образования, в этом процессе принадлежит приоритетная роль [1]. Именно в дошкольном детстве ребенку раскрываются различные взаимосвязи, ценности культуры и здоровья, многообразные закономерности в области разных знаний. Это способствует более широкому взаимодействию ребенка-дошкольника с окружающим миром, что, в свою очередь, обеспечивает усвоение не разрозненных представлений об объектах и явлениях, а закономерную их интеграцию и взаимопроникновение, а значит, понимание целостности картины мира [5].

Проблемой познания устройства мира интересовались ученые с древнейших времен. К ним следует отнести Гераклита Эфесского, Демокрита, Платона, Теофраста и других философов Древней Греции. В системе образования изучением методических аспектов ознакомления детей с окружающим миром занимались Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и другие. Эти ученые-методисты полагали, что ребенка надо воспитывать согласно принципу природосообразности, при этом материальный мир – это только отражение существующего независимо от человеческого сознания вечного мира идей, а цель обучения состоит в развитии мышления, а не в накоплении знаний.

Главную роль в познании окружающего мира Я.А. Коменский отводил активности личности. Он считал, что обучение должно основываться на развитии самодеятельности ребенка, который исследует окружающие его предметы и явления. Ученому принадлежит утверждение того, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. При этом каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства, люди учат, как ими пользоваться, предметы и явления обогащают опыт [6].

По мнению Н.Н. Поддьякова, категориальная структура мышления углубляет познание реального мира и обусловливает глобальные изменения в психическом и личностном развитии ребенка, где знание выступает интенсивным фактором изменения познавательного опыта ребенка [7].

Проблеме изучения подходов к построению современного образования, в котором человек мыслит категориально, посвящены исследования таких отечественных педагогов и психологов, как Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, М.В. Кларин, И.Я. Лернер, М.К. Мамардашвили, А.В. Петровский, Н.Ф. Талызина, В.Т. Фоменко, Д.Б. Эльконин и другие. Научные изыскания представленных ученых можно условно рассмотреть в нескольких направлениях: содержание обучения как средство развития личности; развитие учебной деятельности, принципы ее построения и способы овладения обучающимися логическим мышлением; концепции развивающего обучения; деятельностный подход в понимании целостной картины мира и др.

В связи с тем что содержание образования в настоящее время рассматривается не как цель образовательного процесса, а как средство развития личности, педагогическая наука и практика встали перед необходимостью поиска новых педагогических технологий, которые позволят построить путь познания ребенком окружающего мира не только как накопление, приобретение, расширение знаний о нем, но, прежде всего, как возможность развития интересов к учению, интеллектуальной рефлексии, имитационного и ролевого моделирования, дискуссионной культуры, поисковой деятельности обучающихся и др. Как отмечает в своем исследовании Е.Е. Сапогова, изменение взглядов на обучение детей в школе влечет за собой необходимость осуществления преобразований и в организации познавательной деятельности еще в системе дошкольного образования.

Справедливости ради следует отметить, что познавательная деятельность детей дошкольного возраста в целом, и содержание обучения в частности, давно волнуют умы ученых. Так, среди теоретиков психолого-педагогического направления дошкольной дидактики, рассматривающего познавательное развитие ребенка, следует отметить Л.А. Венгера, Н.Е. Вераксу, Р.И. Говорову, А.В. Запорожеца, С.Н. Николаеву, Н.Н. Поддьякова, А.П. Усову и др.

Среди многообразных точек зрения на содержание дошкольного образования в аспекте развития учебно-познавательной деятельности особый интерес вызывает сегодня точка зрения ученых на познание ребенком картины мира через философские категории (В.А. Петровский, Н.Н. Поддьяков, Р.М. Чумичева и др.).

По С.Л. Рубинштейну, категории – это наиболее общие понятия, отражающие основные свойства, взаимосвязи и закономерности реального мира [8]. Самыми широкими категориями, как отмечает В.В. Давыдов, являются философские категории, служащие методологической основой научного познания во всех областях человеческой деятельности, где знания трактуются как результат мышления (отражение действительности) и процесс его получения (мыслительные действия), когда личность присваивает способы учебной деятельности как особую форму социальной активности, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались эти продукты духовной культуры [9]. В своих исследованиях В.А. Петровский отмечал, что ребенок с раннего возраста усваивает начальные понятийные формы, то есть категории, в определенной логике, изменяющей структуру мыслительной деятельности, характер взаимодействий с миром и отношение к нему. Начальные формы категориальных знаний несут в себе мировоззренческую функцию, а их аккумуляция обеспечивает развитие интеллектуальных, нравственных, эмоциональных ценностей ребенка [10]. Именно усвоение категорий ставит дошкольника в позицию исследователя, когда диффузное, размытое представление о мире становится четким, приобретает ясность, целостность и системность. Это и помогает детям дошкольного возраста, с одной стороны, дифференцировать имеющиеся представления, а с другой – на основе аналитико-синтетической деятельности самостоятельно устанавливать взаимосвязи в окружающем мире.

Кроме вышесказанного, категориальное видение картины мира, по мнению Н.С. Юлиной, способствует развитию моральной и социальной ответственности за принятие разумных решений в различных социальных ситуациях (в том числе и конфликтных) [11].

По мнению многих ученых, старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития детей. Данный возрастной этап способствует эффективному освоению целостной картины мира при опоре на имеющийся у детей сенсорный опыт и активно развивающееся логическое мышление. Именно старший дошкольный возраст – важнейший этап, в котором происходит осознание необходимых существенных свойств, качеств, явлений для функционирования круговорота жизни [12]. У детей старшего дошкольного возраста достаточно интенсивно происходит формирование начальных форм следующих философских категорий: живое и неживое; пространство и время; количество и качество; добро и зло; любовь и дружба и др. Несмотря на то что эти начальные представления дошкольников еще несколько разрозненны, а некоторые свойства и отношения объективного мира еще слабо осознаются, тем не менее даже в таком виде они определяют ведущую роль в понимании и последующем объяснении устройства окружающего мира.

Основным способом построения в сознании ребенка целостной картины мира является эмпирическое обобщение и структурирование чувственного опыта, накопленного в различных видах деятельности.

По мнению Н.Н. Поддьякова, представления детей как о важнейших явлениях природы, так и общества взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому обогащение какого-либо одного из них ведет к заметным положительным сдвигам в развитии другого. Именно эта особенность делает имеющиеся представления основополагающими и, несмотря на их незрелость, осуществляет функцию мировоззренческого характера ребенка-дошкольника [7].

Однако следует помнить, что окружающий мир сможет стать кладезем знаний лишь в случае, когда дошкольник научается обобщать и абстрагировать. Только четкие образы объективной реальности позволяют детям замечать изменения, познавать взаимодействия, выявлять зависимости в окружающем мире (событие и обыденность, причина и следствие, различие и сходство, возможность и невозможность и др.).

Формирование начальных форм категориального строя, как отмечал Н.Н. Поддьяков, недопустимо отождествлять с развитием знаний и умений детей, так как он тесно связан с функционированием когнитивной сферы ребенка как целостной системы. Базовые представления дошкольников выполняют функции не только отражения основных свойств объективного мира, но и общей организации познавательного опыта детей [7].

Исходя из вышеизложенного, первоочередной задачей системы дошкольного образования является организация процесса ознакомления ребенка с целостной картиной мира, она позволит стать активным и сознательным участником последующей взрослой жизни. Понимание целостного образа мира происходит в процессе осуществления разных видов деятельности дошкольников. Способствует выстраиванию общей картины мира присущая ребенку-дошкольнику любознательность. Педагогу следует учитывать это и всячески способствовать развитию природной «пытливости ума» детей [13].

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме ознакомления дошкольников с окружающим миром позволяет заключить, что начинать работу в этом направлении следует с элементарных экологических моделей [5].

Объекты живой и неживой природы наиболее близки и понятны ребенку (в отличие от скрытых эмоций и взаимоотношений людей) [14]. Их дошкольник наблюдает в повседневной жизни: восход солнца, смена дня и ночи, дождь (снег, град), радуга, домашние и дикие животные и др.

Для ознакомления с элементарными экологическими представлениями мы рекомендуем несколько тем, которые помогут дошкольникам сформировать понимание целостности природного мира и взаимозависимостей, существующих в природе. При этом только совокупность разных методов, приемов и средств позволят получить интегрированные знания, что, в свою очередь, и обеспечит целостность понимания картины мира. Например, тема «Осень» включает:

– наблюдение за сезонными изменениями в природе (солнце светит, но не греет; небо затянуто тучами, часто идет дождь; понижается температура воздуха; деревья сбрасывают листья и т.д.);

– беседу о жизнедеятельности людей (осенью люди собирают урожай; дети идут в школу; люди одеваются по погоде и др.);

– беседу о поведении животных (некоторые животные готовятся к зимней спячке; меняют свои шубы; перелетные птицы улетают на юг и т.д.);

– рассматривание картин и иллюстраций с признаками осенних изменений;

– чтение художественной литературы;

– продуктивные виды детской деятельности (рисование, лепка, аппликация и др.).

Аналогично выстраиваются темы «Солнце и Луна», «Пищевые цепочки в природе», «Времена года», «Пространство и время» и др. Отдельная роль в системе организации образовательного процесса принадлежит детскому экспериментированию, в результате которого дети в доступной форме познают законы природы: «Агрегатные состояния воды», «Сила ветра», «Тонет – не тонет» и др.

Немаловажную роль в познавательном развитии дошкольников играет познание себя как физического и социального существа. Формирование реалистических представлений о собственном организме у ребенка в свою очередь ляжет в основу целостного «образа Я». Так, постепенно дошкольник переходит к более сложным по усвоению категориям – социальным. Они сложны для понимания, так как являются абстрактными. Основной формой ознакомления с такими категориями считаются беседы. При правильной организации занятия старшим дошкольникам доступны такие категории, как Красивое и Безобразное, Добро и Зло, Правда и Ложь и др. Мощным средством, способствующим всестороннему рассмотрению того или иного понятия, является художественная литература. Так, правильно подобранные педагогом (взрослым) произведения помогают познакомить ребенка с такими важными категориями, как Любовь и Дружба. Для этого следует подобрать малые фольклорные формы: пословицы и поговорки о дружбе и любви, в простой и доступной форме помогающие понять отношение людей к данным категориям. Например, «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Вещь хороша, когда новая, а друг – когда старый», «Друзья познаются в беде» и др. Задача взрослого объяснить скрытый смысл, а иногда метафорический перенос, которые содержит устное народное творчество. Полезными для чтения будут такие детские произведения, как «Крокодил Гена и его друзья» Э. Успенского, «Друг детства» В. Драгунского, «Настоящий друг» О. Уайльда и др., в которых сами герои понятной речью и яркими поступками помогают детям понять суть категории «Дружба». Аналогично происходит знакомство детей с категорией «Любовь». При этом очень важно объяснить детям, что любовь может быть разной: к маме (папе, дедушке и бабушке…), к природе, к спорту (искусству), к родному краю, к Родине и т.д. Ценными при организации образовательного процесса в ознакомлении дошкольников с различными философскими категориями могут стать детские произведения таких авторов, как Н. Носов («Фантазеры», «Огурцы»), В. Осеев («Просто старушка»), С. Михалков («Дядя Степа»), К. Чуковский («Федорино горе») и др.

Заключение

Таким образом, усвоение ребенком системных представлений о природе, человеке, обществе, через конкретные образы, помогает определить взаимосвязь природных явлений с жизнедеятельностью человека, а также понять свою роль и место в социуме (сын, брат, внук, друг, сосед…). Ознакомление с разными явлениями и отношениями через философские категории способствует формированию основ понимания детьми дошкольного возраста целостной картины мира.


Библиографическая ссылка

Пономарева Л.И., Ган Н.Ю., Обухова К.А. ЗНАКОМСТВО С ФИЛОСОФСКИМИ КАТЕГОРИЯМИ КАК ОСНОВА ПОНИМАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 6. – С. 32-36;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2335 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674