Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВ О РАЗВ ИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семенова М.В. 1 Николаева Л.В. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Статья посвящена развитию речи детей младшего дошкольного возраста на основе использования театрализованных игр. Подражание, театрализация, проигрывание знакомых сюжетов в разных играх характерны для детей дошкольного возраста. Эффективное использование воспитателем элементов театрализации имеет большое значение для развития речи дошкольников. Цель статьи – теоретически и практически обосновать использование театрализованных игр по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. В статье дается анализ психолого-педагогической литературы по развитию речи детей, описание опытно-экспериментальной работы во второй младшей группе детского сада. Подробно описаны методики исследования уровня развития речи детей, проанализированы результаты, выявлены проблемные аспекты речевого развития детей. Для развития речи детей младшего дошкольного возраста автор предлагает активно использовать театрализованные игры, практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации, обыгрывание этюдов, инсценировка. Из словесных методов применяются рассказ, беседы, чтение художественных произведений, сказок, потешек. Для занятий театрализованной деятельностью автор предлагает организовать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду: оформление «центра ряжения», в котором находятся костюмы сказочных персонажей, различные маски, реквизит для постановок, создание различных видов театров: варежковый, пальчиковый, кукольный, настольный театр. Проведенная работа дала положительные результаты.
дошкольный возраст
развитие речи
мышление
театрализованные игры
сказки
театр
практические методы
словесные методы
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244 (дата обращения: 06.05.2020).
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения языку дошкольников. Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 400 с.
3. Пуйлова М.А. Роль театрализованных игр в речевом развитии дошкольников // Концепт. 2017. № 7. С. 49–54.
4. Комлева В.В. Театральные занятия с детьми дошкольного возраста как основа культурно-творческой деятельности // Педагогика искусства. 2013. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine (дата обращения: 06.05.2020).
5. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128 с.
6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2013. 105 с.

Речь является основным показателем уровня развития ребенка дошкольного возраста. С помощью речи ребенок получает возможность социализироваться в окружающей среде, обращаться к другим с просьбой, быть понятым родителями, детьми, воспитателями. Психологами давно установлено, что речь и мышление взаимосвязаны.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1].

Развитие речи ребенка считается основой его общего развития, предпосылкой успешности обучения в школе и в дальнейшей жизни. Развитию речи детей дошкольного возраста посвятили свои работы такие психологи и лингвисты, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская, A.M. Леушина, О.II. Соловьева и др.

Рассмотрим сущность понятия «речь» в контексте работ ученых-исследователей в отношении детей дошкольного возраста. По определению С.Л. Рубинштейна, «речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения посредством языка. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. Речь, слово являются специфическим единством чувственного и смыслового содержания» [2, с. 49].

Театрализованные игры способствуют развитию речи детей на основе использования принципа – обучать в процессе игры. «Ребенок выражает свои эмоции, чувства, публично выступает. Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь» [3, с. 5].

Как отмечает В.В. Комлева, «театрализованное образовательное культурно-творческое пространство – это поле активного продуктивного взаимодействия дошкольника, педагога, родителей и особой среды, в которой коллективное творчество благотворно влияет на развитие речи ребенка. В этом пространстве действуют особая педагогическая модель, особые отношения «педагог – ребенок», «ученик – родитель». У детей появляются способности к творческому воображению, стремление к совместному творчеству и сценическому действию» [4, с. 49].

С.Л. Рубинштейн так говорил о взаимодействии мышления и речи: «Мышление и речь, не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается» [5, с. 24].

Идеи Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого о роли родного языка в развитии и воспитании детей разрабатывали в своих работах по методике развития речи дошкольников Е.И. Тихеева, A.M. Леушина.

Любой родитель, любой воспитатель знает, что важно начинать развитие речи с младшего дошкольного возраста. Как отмечает М.Д. Маханева, «речевое развитие детей младшего дошкольного развития характеризуется его высокой активностью. Малыш постоянно разговаривает, между ребенком и родителем, а также между ребенком и сверстниками появляются диалоги. Чаще это вопросы, побуждения к чему-либо или сообщения о себе или о чем-либо. Тут на первое место выходит познавательная функция, ведь малыш постоянно задает вопросы и развивается, получая на них ответы. Главной отличительной особенностью становится то, что малыш начинает говорить, действуя при этом, то есть речь становится частью действия» [6, с. 20].

Мы согласны с мнением Е.А. Антипиной о том, что «театральная игра – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям» [5, с. 3].

С помощью театрализованных игр дети легко овладевают родной речью через многократное проговаривание и осмысливание фраз героев сказок, которых они играют. При этом они часто используют игрушки, куклы, исполняя за них их речь. В такой режиссерской игре ребенок выступает как режиссер действия и как исполнитель роли. В такой игре у детей развивается воображение, фантазия, в своей речи они используют разные эмоциональные выражения: радость, грусть, обиду, сожаление и др. – в зависимости от роли персонажа.

Разновидностями форм театрализованной деятельности являются кукольный театр, настольный театр, инсценировки, постановки и др.

Цель статьи: теоретически и практически обосновать использование театрализованных игр по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Материалы и методы исследования

Наше исследование проводилось на базе МБДОУ детского сада «Ромашка» с. Ерт, Горного улуса РС (Якутия). В опытно-экспериментальной работе приняли участие 10 детей второй младшей группы: 7 детей – 4 года, 3 ребенка – 3 года, в группе 5 мальчиков, 5 девочек.

На констатирующем этапе были использованы следующие методики.

Пересказ якутской народной сказки «Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами». Материал: небольшая мягкая игрушка – зайчонок «Куобахчаан». Куобахчаан просит ребенка рассказать ему сказку про старушку Бэйбэрикээн с пятью коровами.

В ответе ребенка учитывается содержательность, самостоятельность, логичность и последовательность рассказа.

Критерии:

– 3 балла – ребенок без затруднения, свободно сам пересказывает сказку.

– 2 балла – ребенку удается рассказать сказку при помощи и подсказке взрослого.

Воспитатель: Жила-была…

Ребенок: старушка Бэйбэрикээн.

Воспитатель: И были у старенькой бабушки…

Ребенок: пять коров.

– 1 балл – ребенок не умеет составлять связный рассказ, может сказать только некоторые слова.

Задание 2. Понимание значения слова Сэргэ.

В задании ребенок должен назвать слово и объяснить, что оно означает, для чего используется.

Критерии:

– 3 балла – ребенок правильно отвечает, что это сэргэ, и объясняет, для чего он используется: это столб для привязывания коня.

– 2 балла – ребенок правильно называет предмет, но не знает его точного назначения. По его объяснению, сэргэ – это столб для украшения.

– 1 балл – ребенок не знает, что это.

Задание 3. Игра в водящего. Дети по очереди играют роль водящего. Водящий по указанию воспитателя прячет игрушки (машинку, куклу, Мишку). Другие дети в это время выходят из комнаты. Например, воспитатель говорит: «спрячь машинку под стол, куклу в шкаф, Мишку – около коробки». После того, как водящий спрячет игрушки, дети заходят. Водящий спрашивает»: «Где машинка (кукла, Мишка)?» В этой игре проверяется понимание детьми предлогов.

Критерии:

– 3 балла получает ребенок, если он показал умение понимать предлоги, выполнил 3 задания правильно (спрятал книгу под столом, за столом, в ящике стола).

– 2 балла – если он показал умение понимать предлоги, выполнил 2 задания правильно (спрятал книгу под столом, в ящике стола).

– 1 балл ставится ребенку, который выполнил 1 задание правильно (спрятал книгу под столом).

Задание 4. Умение образовывать названия детенышей животных, образовывать ласкательные слова.

Материал – картинки: корова – теленок; лошадь – жеребенок; осел – ослёнок; заяц – зайчонок; медведь – медвежонок.

Критерии:

– 3 балла – ребенок без труда, свободно и самостоятельно называет детеныша животного.

– 2 балла – ребенок словесно не понимает задания, но по картинке может назвать детеныша животного.

– 1 балл – ребенок называет по картинке и только с помощью взрослого.

Задание 5. Исследование словарного запаса и звукопроизношения.

Материал – картинки:

1 серия: диван, кресло, телевизор, полка.

2 серия: белый стакан, синий чайник, сковородка, ложка.

3 серия: зеленая футболка, коричневая куртка, синяя юбка, черные джинсы

Критерии:

– 3 балла – ребенок правильно называет предмет, цвет и умеет классифицировать в одну группу.

– 2 балла – ребенок может назвать предмет и определить цвет.

– 1 балл – ребенок затрудняется называть предмет и цвет предмета.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования показали, что по методике 1 высокий уровень развития речи показали 30 % детей, средний уровень выявлен у 50 % детей, низкий уровень показали 20 % детей. По методике 2 высокий уровень у 60 % детей, средний и низкий – у 20 % детей. Дети показали понимание слова «сэргэ». По методике 3 высокий уровень выявлен у 30 % детей, средний – у 60 %, низкий – у 10 %. По методике 4 высокого уровня не оказалось, средний уровень показали 60 % детей, низкий уровень – 40 %. По методике 5 – самый низкий показатель. Высокий уровень не выявлен, средний уровень только у 10 % детей, низкий уровень – у 90 % детей. В таблице представлены результаты.

В виде диаграммы (рисунок) дан сравнительный анализ уровня развития речи детей по всем методикам.

Таким образом, мы выявили проблемные зоны в речевом развитии детей. Наибольшие трудности вызвало задание 5, сравнительно лучше дети выполнили задание 2.

Для развития речи детей второй младшей группы мы разработали перспективный план с использованием театрализованных игр на сюжеты народных сказок. Были использованы сказки «Теремок», «Курочка и цыплята», «Довольный котенок», «Зимовье зверей», «Новый год в лесу», «Зайцы и медведь», «Заяц и лиса», «Пушистые снежинки», «Глупые мышата», «Лиса, заяц и петух», «Девушка-хвощинка», олонхо «Нюргун Боотур Стремительный»

Результаты исследования уровня развития речи у детей

Экспериментальная

группа

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Задание 1

5

50 %

3

30 %

2

20 %

Задание 2

6

60 %

2

20 %

2

20 %

Задание 3

3

30 %

6

60 %

1

10 %

Задание 4

0

0 %

6

60 %

4

40 %

Задание 5

0

0 %

1

10 %

9

90 %

semen1.wmf

Показатели уровня развития речи детей второй младшей группы

Успех любого обучения и воспитания во многом зависит от педагогического мастерства педагога. В организации театрализованной деятельности широко используем народные сказки, считалки, народные песенки, стишки, загадки. Из словесных методов применяем рассказ, беседы, чтение художественных произведений, сказок, потешек.

Игровые упражнения, этюды, считалки, пальчиковые игры помогают подготовить детей к театрализованной деятельности. Широко используем чтение, просмотр и обсуждение видеофильмов, анализ картин по сказочным сюжетам.

Этапы работы над сказкой:

1. Чтение, прослушивание.

2. Обсуждение содержания, характера персонажей.

3. Проговаривание диалогов по ролям.

4. Показ воспитателем характерных особенностей образов героев (хитрая лиса, неуклюжий медведь, трусливый зайка, храбрый воин и т.д.).

5. Этюды по формированию умений передавать характер героев, эмоциональный настрой.

Такая работа подготавливает детей к инсценировке сказки. Дети с интересом ждут занятия, на занятиях увлеченно вживаются в образы героев, в содержание сказки. Воспитатели стали замечать, что во время самостоятельных игр дети включают в свою речь заученные фразы из диалогов сказки, за счет чего намного обогащается их речь.

Целенаправленная, плановая работа по обогащению словарного запаса детей с помощью театрализованных игр позволяет добиться хороших результатов, так как дети младшего и среднего дошкольного возраста очень открыты, восприимчивы, сензитивны, склонны к подражанию.

В процессе работы над развитием речи детей на основе театрализованной деятельности мы подготовили для родителей такие постановки, как «Рукавичка», «Девушка-хвощинка», «Гусь и журавль». В формате кукольного театра были подготовлены любимые детские и вечные сказки «Колобок», «Репка».

Постановки были приурочены к праздникам «Новый год», «8 марта», «23 февраля», «День сказок», к родительским собраниям.

Самым зрелищным и кульминационным событием явилась инсценировка олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» к национальному празднику ысыах, который традиционно проводится в конце учебного года, к началу лета. В инсценировке принимали участие все дети, так как в олонхо участвуют не только главные герои, но и народ в изображении детей. Обязательно должна быть массовость, показ национальных обычаев, национальные спортивные игры, парад национальных костюмов, хороводный танец осуохай. Родители принимали активное участие в подготовке праздника. Готовили костюмы, декорации, национальные блюда. Сами родители тоже все были в национальных костюмах.

Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью работы любого педагога, так как без участия семьи в воспитании и развитии ребёнка невозможно сделать этот процесс эффективным.

В повседневной жизни группы родители также принимают активное участие. Их руками в группе создан «Центр сказки». Здесь собраны атрибуты героев якутских и русских сказок, такие как доспехи богатырей, шлемы, копья для мальчиков, кокошники, бастынга, короны принцессы для девочек, маски животных для театрализованных игр. Здесь куклы, созданные руками мам для различных форм театрализованной деятельности. Проводится лекторий для родителей.

Заключение

Нами проведена повторная диагностика уровня развития речи по тем же методикам, что и в начале эксперимента. Результаты исследования показали, что по методике 1 высокий уровень развития речи показали 40 % детей, средний уровень выявлен у 60 % детей. По методике 2 высокий уровень у 70 % детей, средний у 30 % детей. По методике 3 высокий уровень выявлен у 45 % детей, средний – у 55 %. По методике 4 высокий уровень – у 40 %, средний – у 60 % детей. По методике 5 высокий уровень – у 30 %, средний – у 70 % детей. Детей с низким уровнем нет.

Таким образом, проведенная работа подтвердила гипотезу о том, что театрализованные игры играют большую роль в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.


Библиографическая ссылка

Семенова М.В., Николаева Л.В. ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВ О РАЗВ ИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 3. – С. 28-32;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2293 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674