Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Лукьянова О.Л. 1 Пасечник О.С. 1
1 Филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Формирование волевых качеств является одной из существенных проблем развития личности в современной педагогике, волевые качества определяют самостоятельность, ответственность, способность качественно выполнять определенные функции в общественной жизни, успешно преодолевая внешние и внутренние препятствия. Волевые качества характеризуют человека как личность, имеют большое значение для успешной учебной и трудовой деятельности. У любого человека необходимо развить такие важные волевые качества, как целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность. Актуальность проблемы формирования волевых качеств вызвана потребностью педагогов в совершенствовании уже имеющихся подходов психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность дошкольника с целью развития самостоятельности, дисциплинированности, настойчивости, решительности и организованности. В ходе исследования мы использовали комплекс методов, в числе которых: изучение психолого-педагогической литературы, формализация, аксиоматический метод, сравнительный анализ, метод математической статистики. Теоретическая значимость заключается в том, что получены новые психолого-педагогические сведения о применении игровой деятельности с целью формирования волевых качеств старших дошкольников. Практическая значимость исследования: показаны возможные способы использования игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений при формировании волевых качеств.
волевые качества
познавательная деятельность
дошкольное образование
игра
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. СПб.: Детство-Пресс, 2014. 280 с.
2. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: методическое пособие. М.: Творческий центр Сфера, 2016. 96 c.
3. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста // Планирование образовательной деятельности. СПб.: Детство-Пресс, 2015. 256 c.
4. Микляева Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников (под ред. Н.В. Микляевой). М.: ТЦ Сфера, 2015. 208 c.
5. Корепанова М.В., Козлова С.А., Пронина О.В. Моя математика. Познавательное развитие детей 4–5 лет. М.: Баласс, 2014. 80 c.
6. Амосова Ю.В. Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. С. 57–60.
7. Зиновкина М.М., Горев П.М., Утемов В.В. Увлекательные игры с Совёнком: учебно-методическое пособие. Киров: АНО ДПО МЦИТО, 2015. 120 с.
8. Кирьянова Р.А. Игры со словами для развития речи. Картотека игр для детей дошкольного возраста: Пособие для логопедов, воспитателей и внимательных родителей: учеб. пособие. СПб.: КАРО, 2010. 296 с.
9. Детская психология: учебное пособие / составитель Л.П. Скрыльникова. 3-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2019. 104 с.
10. Князев Е.А. Отечественное дошкольное образование и педагогика. Исторический обзор: учебник. М.: ФЛИНТА, 2018. 305 с.
11. Педагогическая наука и современное образование. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции: сборник научных трудов. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 448 с.
12. Слюсарева Е.С., Мизина Н.Н., Шеховцова О.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников: учебно-методическое пособие / составители Слюсарева Е.С.; под ред. Слюсаревой Е.С., Шеховцовой О.Ю. Ставрополь: СГПИ, 2018. 162 с.
13. Сайфуллина Г.Г., Кашапова Л.М. Организация предшкольного образования: программа спецкурса и методические рекомендации: методические рекомендации. Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2009. 40 с.
14. Трофимова Н.Б., Гончаренко Е.С. Психология развития (теоретический аспект): учеб. пособие. Воронеж: ВГПУ, 2017. 180 с.
15. Баданина Л.П. Основы общей психологии: учеб. пособие. 3-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2017. 448 с.
16. Портнова А.Г., Теплинских М.В. Избранные проблемы психологии развития: электронное учебное пособие: учеб. пособие. Кемерово: КемГУ, 2015. 184 с.
17. Лункина Е.Н. Подготовка детей к школе. Программа и методические рекомендации: методические рекомендации. М.: Владос, 2015. 64 с.
18. Общая психология. Тексты: учебное пособие: в 3 т. / составители Ю.Б. Дормашев. 3-е изд. М.: Когито-центр, [б. г.]. Т. 2: Субъект деятельности 2013. 664 с.
19. Общая психология. Тексты: учебное пособие: в 3 т. / составители Ю.Б. Дормашев. 3-е изд. М.: Когито-центр, [б. г.]. Т. 2: Субъект деятельности 2013. 664 с.
20. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов: учеб. пособие. 3-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2017. 238 с.
21. Загорная Е.В. Диагностика и развитие познавательной сферы дошкольников: учебно-методическое пособие. Саратов: Вузовское образование, 2019. 197 c.
22. Коломийченко Л.В., Зорина Н.А., Половодова Л.С. Основы дошкольной педагогики / Под ред. Л.В. Коломийченко. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. 157 c.
23. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2005. 240 c.
24. Коломийченко Л.В., Григорьева Ю.С., Грибанова М.В. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования: учебник. Направления подготовки бакалавра: 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»; 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» / Под ред. О.В. Прозументик, Н.А. Зорина. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. 208 c.
25. Жегульская Ю.В. История социальной педагогики: учебно-методический комплекс по специальности 050711 «Социальная педагогика». Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2012. 88 c.

Нам кажется важным и целесообразным формирование и развитие волевых качеств личности у детей. Волевые качества возможно формировать в различных сферах деятельности, особенно важно начинать продуманное развитие и формирование воли с дошкольного возраста в деятельности, которая будет доступна и интересна детям в соответствии с их возрастными особенностями [1].

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, это естественное времяпровождение дошкольников, в игровой деятельности возможно без насилия над личностью формировать и развивать различные качества, в том числе и волевые. Игровая деятельность содействует познавательной активности детей, развивает двигательные умения, навыки, формирует волевые качества, укрепляет физическое и психическое здоровье детей и многое другое [2]. Игровая деятельность представляет собой совокупность различных способов и организационных форм работы с детьми, наиболее эффективных в дошкольном возрасте.

Использование игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе важно для формирования всесторонне развитой личности. Ценность данного вида деятельности трудно переоценить, в игре происходит не только развитие двигательной активности, но и побуждение проявлять волю, интеллектуальное развитие, желание взаимодействовать с другими людьми, быть активным участником общественной жизни [3]. Благодаря играм организм ребенка втягивается в работу, улучшается пищеварение, становится глубже дыхание, укрепляется нервная система, воспитываются такие черты характера, как воля, дисциплинированность, сдержанность и тому подобное [4, 5].

Выдающиеся педагоги прошлого и настоящего считали игровую деятельность основой развития дошкольника. Например, основатель системы физического воспитания дошкольников Е.А. Аркин считал игру «рычагом дошкольного воспитания». П.Ф. Лесгафт в системе физического воспитания основное место отводил подвижным играм [6].

Цель исследования: определение наиболее эффективных методов и приемов организации игровой деятельности дошкольников в целях формирования их волевых качеств.

Материал и методы исследования

Методологическую основу нашего исследования составляют труды отечественных психологов, педагогов, изучавших проблему развития и формирования волевых качеств, это Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович. Аспекты развития волевых качеств у дошкольников разрабатывали В.В. Котырло, В.С. Мухина. В ходе исследования был использован комплекс методов, включающих анализ, синтез психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, системный подход, формализацию, аксиоматический метод, сравнительный анализ, беседа, анкетирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Развитие волевых качеств начинается с детства, первые проявления воли мы видим в первых произвольных действиях ребенка [7, 8]. Инициативность, самостоятельность ребенка служит основой развития для произвольного поведения. Ребенок уясняет, что определенное волевое усилие способно помочь в достижении поставленной цели, преодолеть трудности. Развитие волевых качеств интенсивно проходит с трех до семи лет [9–11]. О степени развития волевых качеств свидетельствуют способности ребенка справляться с поручениями, для достижения которых необходимо преодолевать препятствия, прилагать определенные усилия [12, 13].

Изучение научной литературы по теме исследования ведущих ученых позволило сделать теоретические выводы. Для развития волевых качеств важен период становления самостоятельности ребенка, при этом ребенок еще не владеет многими знаниями и умениями, чтобы осуществлять самостоятельную деятельность [14–16]. В этот период ребенок болезненно воспринимает навязывание воли взрослых, зачастую возникает негативное отношение к любому требованию, совету со стороны. Отсутствие волевых качеств или недостаточное их развитие не позволяют ребенку адекватно воспринимать указания, просьбы взрослых людей, достигать поставленных целей и преодолевать трудности.

Дошкольный возраст отличается от других возрастов специфической деятельностью – игрой, в которой происходит процесс воспитания и обучения. Умелое использование игровой деятельности позволяет эффективно развивать различные стороны личности дошкольника. В разных видах игр проявляются и развиваются различные качества, в том числе и волевые, каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Рассмотрим, на наш взгляд, наиболее эффективные в плане развития дошкольника игры, позитивно влияющие на развитие волевых качеств детей старшего дошкольного возраста. Игра помогает дошкольникам познать окружающий мир, «отрепетировать» взаимоотношения в обществе, побыть во взрослом мире, это помогает развивать воображение и самостоятельность. В игре ребенок может почувствовать себя абсолютно самостоятельным, всемогущим, может проектировать будущее, возвращаться в прошлое, повторять действия, которые интересны, доставляют удовольствие [17].

К участию в детских играх рекомендуется привлекать родителей воспитанников, они могут выполнять функцию эксперта, профилактическая работа с родителями в индивидуальных беседах и на родительских собраниях также будет способствовать развитию волевых качеств дошкольников. Спонтанное развитие воли дошкольников, несогласованность действий родителей и педагогов может негативно отразиться на волевых качествах дошкольника, может проявиться в неадекватности поведения, нервозности, агрессивности, отклоняющегося поведения.

Первым доступным видом игры являются конструктивные предметные игры. Они способствуют развитию произвольной регуляции действий, умению реагировать на действия других, осуществлять самоконтроль [18].

Одним из первых видов деятельности являются подвижные игры. Они оказывают значительное влияние на формирование и развитие личности ребенка, различных свойств личности, морально-волевых качеств. В подвижных играх целесообразно использовать задания на закрепление определенных умений, навыков, которые еще не стали обыденными, повседневными. Подвижные игры отличает от других видов возможность выплеснуть накопившуюся энергию, относительная независимость, свобода от влияний извне, принуждений взрослых. В игре ребенок проявляет свою самостоятельность, свободу выбора, инициативность, решительность. В педагогике все вышеперечисленные показатели являются основой для развития такой сферы личности, как воля. Подвижные игры подготавливают ребенка к волевым поступкам: самостоятельно действовать на основе своих взглядов и убеждений, не поддаваться чужому влиянию, закреплять волевые качества, полученные ранее.

Коллективные подвижные игры закрепляют умение саморегулировать поступки. В старшем дошкольном возрасте у детей возникает психологическая потребность в прохождении специальных испытаний, подтверждающих ловкость, наличие упорства, решительности, выдержки и др.

Сюжетно-ролевые и ролевые игры представляют собой особую значимость в развитии волевых качеств, практически все основные волевые качества можно тренировать в процессе этих игр. Любую роль в процессе игры ребенок изучает, осознает, углубляя, обогащая тем самым свою личность, формируя при этом ряд морально-волевых качеств.

Хочется отметить значение творческих и дидактических игр в формировании волевых качеств. Творческие игры заинтересовывают ребенка, но в соответствии с возрастными особенностями, интерес быстро пропадает, и ребенок не хочет заканчивать начатое дело. Задача воспитателей активизировать волевые качества ребенка, чтобы закончить начатое, помочь проявить целеустремленность, усидчивость, настойчивость [19].

В ходе нашего теоретического исследования представляет особый интерес рассмотрение путей формирования и развития основных волевых качеств личности посредством использования в образовательном процессе различных игр [20]. Можно, наоборот, провести практическое соревнование, например мальчикам и девочкам дать задание разыграть одну и ту же сценку, а затем сравнить. Можно дать задание выполнить работу девочек мальчикам и наоборот.

Волевое качество решительность характеризуется умением без колебаний принимать быстрое решение в трудной ситуации, брать ответственность на себя, уверенностью в своих действиях, отсутствием растерянности, нерешительности в затруднительных ситуациях. Решительность возможно формировать и развивать несложными играми, в которых главное – определенный сигнал на начало выполнения действий и завершение деятельности. В качестве формирования и развития решительности у дошкольников можно использовать игру «Прыжок через пропасть» [21], выполнять ее следует в спортивном зале. Можно попросить детей пробежать над вращающейся скакалкой, преодолевая свой страх.

Педагог в учебно-воспитательном процессе должен грамотно подбирать игры с соответствующим содержанием, не все игры содействуют развитию волевых качеств, нравственному развитию. Игра должна соответствовать определенным критериям: увлекательность содержания, содержание игры должно отражать реальные общественные взаимоотношения, явления жизни, цели игры должны быть значимы и доступны детям, игры должны затрагивать нравственные чувства ребенка. В ходе игровой деятельности воспитатель должен играть направляющую роль, передавать свой взгляд на мир, нравственный опыт, приобщать к общественной жизни и взаимоотношениям в социальной сфере [22].

В игровой деятельности инициатива должна принадлежать детям, они должны интересоваться разными видами и темами игр, предлагать тему для игры, последовательность действий, в общих чертах представлять результат игры. В старшем дошкольном возрасте дети могут сами распределять роли, хотя иногда требуется помощь воспитателя.

Игра помогает дошкольникам познать окружающий мир, «отрепетировать» взаимоотношения в обществе, побыть во взрослом мире, это помогает развивать воображение и самостоятельность. В игре ребенок может почувствовать себя абсолютно самостоятельным, всемогущим, может проектировать будущее, возвращаться в прошлое, повторять действия, которые интересны, доставляют удовольствие [23].

К участию в детских играх рекомендуется привлекать родителей воспитанников, они могут выполнять функцию эксперта, профилактическая работа с родителями в индивидуальных беседах и на родительских собраниях также будет способствовать развитию волевых качеств дошкольников. Спонтанное развитие воли дошкольников, несогласованность действий родителей и педагогов может негативно отразиться на волевых качествах дошкольника, может проявиться в неадекватности поведения, нервозности, агрессивности, отклоняющемся поведении [24].

Следует отметить важную функцию взрослого, который направляет, показывает на собственном примере, как можно контролировать свое поведение. Для эффективного взаимодействия детей и взрослых для воспитания волевых качеств необходимо придерживаться определенных правил:

– постановка цели должна быть доступна для понимания ребенка, интересна и достижима в выполнении;

– оказывать помощь в выполнении задания, достижении цели;

– учить детей преодолению любых трудностей;

– учить детей использовать творчество для достижения результата деятельности;

– учить планированию своих действий, доводить их до логического завершения;

– интересоваться всеми результатами работы, поощрять успешное выполнение.

Заключение

Мы пришли к выводу, что волевые качества позволяют человеку добиваться поставленной цели, выполнять различные виды деятельности, преодолевая внутренние и внешние препятствия. Развитие волевых качеств оказывает непосредственное влияние на успешность в учебной и трудовой деятельности. Отсутствие волевых качеств или недостаточное их развитие не позволяют ребенку адекватно воспринимать указания, просьбы взрослых людей, достигать поставленных целей и преодолевать трудности.

Сенситивным периодом для развития волевых качеств является дошкольный период. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы к воздействию и взаимодействию со взрослыми. Развитие и формирование волевых качеств является неотъемлемой частью общего развития личности. Развивать волю необходимо систематически и последовательно, используя методы и приемы, соответствующие возрастным особенностям. Недостатки развития воли проявляются в капризах, непослушании, упрямстве, эгоизме, негативизме по отношению к окружающим, особенно часто к родителям.

В дошкольном возрасте существенным фактором, содействующим воспитанию волевых качеств, является точное соблюдение режима дня ребенка, что приучает к ответственности, организованности и порядку, дисциплинирует. Режимные моменты следует соблюдать не только в детском саду, но и дома. Родители должны поощрять самостоятельность детей, активность, следить за соблюдением режима дня, воспитывать ответственность, дисциплинированность у детей. Ежедневное планирование своего дня и вечернее подведение итогов позволяет осознать свою значимость для других, ощутить временные рамки.

Развитие воли происходит во всех видах доступной по возрасту деятельности: игре, общении, продуктивной деятельности. В этой деятельности важно пояснить смысл, определить цель и задачи, что повлечет за собой развитие трудолюбия, усидчивости, аккуратности, дисциплинированности. В старшем дошкольном возрасте помимо игры можно применять ряд других методов и приемов: беседа, экскурсия, продуктивная деятельность, наблюдение, тренировки.

Дошкольный возраст отличается специфической деятельностью – игрой, в которой происходит процесс воспитания и обучения. Умелое использование игровой деятельности позволяет эффективно развивать различные стороны личности дошкольника. В разных видах игр проявляются и развиваются различные качества, в том числе и волевые, каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Наиболее эффективные виды игр, на наш взгляд: предметные, коллективные, сюжетно-ролевые, дидактические и творческие [25].

Педагог в учебно-воспитательном процессе должен грамотно подбирать игры с соответствующим содержанием, не все игры содействуют развитию волевых качеств, нравственному развитию. Игра должна соответствовать определенным критериям: увлекательность содержания, содержание игры должно отражать реальные общественные взаимоотношения, явления жизни, цели игры должны быть значимы и доступны детям, игры должны затрагивать нравственные чувства ребенка. В ходе игровой деятельности воспитатель должен играть направляющую роль, передавать свой взгляд на мир, нравственный опыт, приобщать к общественной жизни и взаимоотношениям в социальной сфере.

Формирование волевых качеств дошкольников в процессе игровой деятельность – процесс сложный, многогранный и длительный. В нем должны быть задействованы и учителя, и психологи, и родители учащихся. Для эффективности данного процесса необходимо создавать специальные педагогические условия, использовать разнообразные педагогические методы и приемы, соответствующие возрастным особенностям дошкольника. Развитые волевые качества позволят детям успешно учиться в школе, выполнять порученную работу, адаптироваться в социальной среде.


Библиографическая ссылка

Лукьянова О.Л., Пасечник О.С. РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 6. – С. 43-47;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2247 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674