Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шишкин А.С. 1
1 Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ
На сегодняшний день научно-технический прогресс и экономическая составляющая общества как страны, так и всего мира активно развивается. Вопрос здравоохранения и его развития по праву считается одним из ключевых для нашей страны. Правительство РФ ведет активную политику по строительству и реконструкции медицинских зданий и сооружений, закупке и производству специального оборудования, подготовке профессиональных кадров. Согласно источникам СМИ и на личном примере мы наблюдаем значительный рост качества медицинского обслуживания. Но, к сожалению, показатели, которые мы имеем сейчас, далеко не идеальны. Наряду с финансированием из федеральных и региональных бюджетов, наблюдается острая нехватка денег. Одна из причин, по нашему мнению, это недоработанная система государственного управления. Данная проблема позволяет недобросовестным сотрудникам производить государственное хищение или превышение должностных полномочий. Ключевая особенность заключается в том, что данное явление происходит на управляющих местах, в чью компетенцию входит и вопрос финансов. В статье предлагается провести реформирование в области государственного контроля, развития медицинских учреждений и улучшение условий труда. Наша цель сделать государственное здравоохранение конкурентоспособным частным медицинских учреждениям.
здравоохранение
модернизация
здоровье
медицинские организации
ИСО
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ: [Электронный ресурс]: URL: https://www.rosminzdrav.ru/
3. Авксентьев Н.А. Прогноз расходов на здравоохранение в России до 2030 года // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал, 2017. № 1 (35). С. 63–76.
4. Баева А.А. Проблемы регионального управления в системе здравоохранения // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2017. № 6. С. 80–85.
5. Карташкин В.А. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) // Международные акты о правах человека. 2012. № 5. С. 33.

Современные тенденции развития общества выдвигают новые требования к медицинскому персоналу и к системе здравоохранения в целом. Здоровье человека – это ценность и величайшее благо для развития страны.

Существует определенная взаимосвязь между здоровьем нации и экономическим ростом. Поэтому при планировании и осуществлении политики государства первостепенно акцентируется внимание именно на здоровье населения. Таким образом, здравоохранение играет важнейшую роль в обеспечении экономического благополучия страны [1].

В Российской Федерации законодательно закреплены три ветви здравоохранения: государственная, муниципальная и частная, каждая из которых нуждается в грамотном и эффективном управлении. Следовательно, основная цель законодательства заключается в снижении потерь общества от заболеваемости и смертности, что требует продуктивной деятельности как всей сферы здравоохранения, так и организаций на муниципальных уровнях.

Без сомнения, всё должно базироваться на внедрении новых подходов, методов и моделей управления различными элементами, начиная с работы поликлиник, и заканчивая развитием медицинской промышленности. Предполагается управление трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами медицинской отрасли [2].

В последние годы система здравоохранения России пережила множество проблем в результате воздействия кризиса и растущей инфляции. Главная проблема связана с низким уровнем управления, проявляющегося в ошибочно расставленных приоритетах и непроизводственных расходах, в том числе, в ситуации сокращения объемов финансирования. Кроме того, наблюдается серьезная нехватка врачей, особенно в небольших городах и поселках. Достаточно сложно записаться к нужному специалисту, пройти качественное обследование.

Также выявляется то, что отсутствует необходимое оборудование, врачи не обладают профессиональными навыками, присутствуют огромные очереди в больницах и поликлиниках. При этом опрос граждан показывает отрицательные результаты по оценке российской системы здравоохранения, так 52% дают негативную оценку, 37% – удовлетворительную и лишь 9% респондентов отразили хорошее отношение к системе.

Коэффициент результативности, как соотношение полученного результата к затратам, составляет 9,6 баллов, что ниже средних показателей, неэффективные вложения в здравоохранение составляют от 40% до 60%, а государственные расходы на данную сферу не превышают 4% ВВП [3, с. 63].

Но, несмотря на все трудности в России существуют хорошие предпосылки для совершенствования системы здравоохранения посредством различных методов управления. Первое направление связано с подъемом фармацевтической и медицинской промышленности. В связи с санкциями, применяемыми против нашей страны, главным аспектом развития становится программа по использованию политики импортозамещения, состоящая в замене импортных лекарственных препаратов и медицинского оборудования аналогами российского производства.

По оценкам Минпромторга России при реализации политики и получении успешных результатов к 2020 году произойдет снижение импортозависимости с уровня 70-80% до 50-60%. Благодаря правильно выстроенной системе управления подобная мера может стать механизмом развития новых производств и привести к увеличению доли государственных закупок оборудований и лекарств отечественных производителей. На 1 января 2017 года уже разработаны и выведены на рынок 44 импортозамещающих лекарственных средств и 2 инновационных препарата, 75 медицинских изделия, 10 из которых являются новейшими разработками. Таким образом, можно сделать вывод, что следует активно инвестировать в высокотехнологические стартапы и проекты по развитию медицинской отрасли, особенно фармацевтического кластера и осуществлять этот процесс необходимо на всех уровнях управления здравоохранением: стратегическом, тактическом, оперативном и операционном. Такие действия позволят поднять экономику страны, модернизировать систему здравоохранения, следовательно, повыситься уровень здоровья населения.

Важным направлением остается совершенствование системы управления трудовыми ресурсами учреждений здравоохранения. Основные мероприятия должны быть связаны с улучшением управления подготовкой медицинских кадров, оптимизацией сети медицинских образовательных организаций и некоммерческих профессиональных объединений, разработкой инноваций в обучающем процессе, укреплением кадровой службы, повышением информированности медицинских работников о процессах, происходящих в текущей системе здравоохранения.

На наш взгляд основные задачи государства сводятся к следующим аспектам:

1. Анализ и прогноз потребностей в профессиональных кадрах конкретной специальности, планирование их обучения, а также формирование кадрового резерва;

2. Разработка мотивационных мер персонала для эффективного выполнения работы;

3. Содействие занятости специалистов через повышение их профессионализма и развитие компетентностных качеств;

4. Создание справедливой системы оплаты труда, социальной защиты работников;

5. Взаимодействие с организациями по вопросам труда и кадров;

6. Продление и расширение программы «Земский доктор».

Представленные мероприятия позволят ликвидировать недостаток медицинских кадров в стране. Государственные программы должны поэтапно сокращать имеющийся дефицит кадров и устранять диспропорции в медицинском персонале, повышая привлекательность отрасли и престиж медицинской научно-образовательной деятельности. Кроме того, Правительством РФ установлен и начал реализацию приоритетный национальный проект «Новые кадры современного здравоохранения».

Согласно данному проекту, в условиях трансформации экономики обеспечить медицинскую отрасль квалифицированными специалистами возможно за счет применения новой процедуры допуска к профессиональной деятельности, заключающейся в аккредитации и внедрении систем непрерывного дополнительного образования врачей с использованием интерактивных образовательных модулей.

Наряду с этим необходимо оптимизировать номенклатуру медицинских специальностей, выявить и обосновать нормативы обеспеченности кадрами в рамках изменения потребностей населения в предоставляемых медицинских услугах с ориентацией на особенности конкретно взятого региона страны.

На наш взгляд, вышеуказанным мониторингом должны заниматься органы власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления.

Особое внимание следует уделить созданию новой модели первичного звена здравоохранения. Базой развития данного направления является пилотный проект «Бережливая поликлиника», реализующийся в отдельных районах стран (площадками стали шесть поликлиник – в Ярославской, Калининградской областях и Севастополе). Суть проекта состоит в рационализации оказания медицинской помощи, сбережении ресурсов и времени всех участников процесса, то есть и пациентов, и врачей.

Каждое учреждение в условиях внедрения проекта использует различные меры по реформированию организации, например, работа регистратуры осуществляется по открытому типу, прием организуется по разным коридорам в зависимости от состояния здоровья пациента, при этом происходит разделение посетителей, кому требуется неотложная помощь, кто пришел по записи или же те, кому необходима просто получить справку [4, с. 80].

Также устанавливаются информационные стенды, указателями обозначены нужные отделения, разрабатывается цветовая навигация, учреждение делится на группы по принципу функционального зонирования и т.д.

Доступна запись на прием в онлайн-форме и с помощью электронных терминалов, расположенных в фойе поликлиник. Безусловно, подобные действия возможно осуществлять благодаря эффективному менеджменту. Можно сделать вывод, что проект «Бережливая поликлиника» – ключевой этап по совершенствованию системы здравоохранения, позволяющая сделать медицинское обслуживание граждан доступным, а самое главное, качественным.

Также важно в целом повышать эффективность управления, что потребует разработки стратегий развития системы здравоохранения, увеличения ответственности руководителей за полученные результаты и расходование средств.

Современные рыночные отношения ставят условия конкуренции врачей и медицинских учреждений по качеству предоставляемых услуг. Всё это приводит к выработке комплекса показателей оценки труда медицинских работников и деятельности организаций данной отрасли. Так, на наш взгляд, целесообразно на уровне субъектов РФ и местного самоуправления создать совещательно-консультативный орган при Министерстве здравоохранения и Департаменте здравоохранения. Первостепенными задачами совета будут инициирование предложений по совершенствованию защиты прав потребителей, рассмотрение и поддержка инициатив общественных объединений в сфере здравоохранения; развитие взаимодействия министерства (департамента), медицинских организаций, подведомственных ему, с общественными объединениями и гражданами, развитие общественного контроля. А в целях использования инновационных принципов в здравоохранении необходимо содействовать успешному развитию медицинских наук, повысить качество инновационных разработок. Особый акцент необходимо сделать на развитие управления качеством медицинской помощи. Для этого полагается создать в органах управления здравоохранением отделы по менеджменту качества и системы обязательной аккредитации медицинских учреждений на основе стандартов ИСО.

Рассмотренные направления по совершенствованию управления системой здравоохранения будет невозможно реализовать без увеличения объемов государственного финансирования, поэтому должны быть определены задачи, в полной мере касающиеся охраны здоровья граждан, разработаны показатели контроля, вследствие чего определены объемы и источники основного и дополнительного финансирования здравоохранения [5, с. 33].

Ведь главной особенностью реформирования станет быстрое развитие информационных технологий и электронного здравоохранения, что будет использовано в системе медицинского образования, сборе и анализе информации и оказанию медицинских услуг населению страны. Кроме того, нынешняя экономическая обстановка требует увеличения размера бесплатной медицинской помощи за счет государственных средств. Таким образом, рост финансирования должен находиться на уровне 8% ВВП, как это происходит во всех развитых странах.

В условиях трансформации современного общества создаются новые требования и условия для развития медицинской отрасли страны, при этом возникает ряд проблем, требующих незамедлительного решения. Так образовавшиеся трудности в области здравоохранения России возможно решить путем разработки направлений по совершенствованию медицинской сферы.

Здравоохранение является приоритетом социальной политики государства, а здоровье населения выступает в роли важнейшего звена экономического потенциала страны, и только благодаря мерам по модернизации управления системой здравоохранения в России будут достигнуты улучшения показателей здоровья населения.


Библиографическая ссылка

Шишкин А.С. МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-2. – С. 70-73;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2105 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674