Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

РОЛЬ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II В РАЗВИТИИ И СТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Мусина М.С. 1
1 Институт исторического и правового образования БГПУ им. М. Акмуллы
В статье рассматривается развитие образовательной системы в период царствования императора Николая II Романова и его роль в становлении системы начального образования в России. Приводятся полярные точки зрения на значение деятельности Николая II в образовательной системе и как рассматривается данный вопрос в советской историографии. Особый акцент в статье сделан на личностном отношении императора Николая II к образованию и науке. Проанализированы изменения, произошедшие в данной сфере, после прихода к власти государя Николая II, а также суть и ход реформ, проведенных Министерством Народного Просвещения. Рассматривается вопрос «школьных сетей», определение и их роль в становлении всеобщего начального образования, а также разграничиваются понятия «всеобщего начального образования» и «всеобщего начального обучения». В свою очередь одной из первостепенных по важности задач Императора Николая II отмечено создание единой системы образования, что в целом повлияло на ход развития образования в России в последующие года и в советское время в том числе. Отображены основные итоги реформ и вклад государственной деятельности государя в систему образования России.
Николай II
образовательная система
грамотность населения
всеобщее начальное обучение
«школьная сеть»
реформа
1. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009. 176 c.
2. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. М.: Центрполитграф, 2016, 628 с.
3. Толстой И.И. Заметки о народном образовании. СПб., 1907. 131 с.
4. Анфимов А.М., Корелин А.П. Статистико-документальный справочник. СПб.: Российская Академия Наук Институт Российской истории, 1995. 322 с.
5. Киселева Т.Г. Состояние и тенденции развития народного образования в России во второй половине XIX – начале XX вв. М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2002. 26 с.

Личность государя Николая II Романова является одной из самых загадочных фигур в истории XX века. Ему посвящено бесчисленное множество книг, статей, документальных фильмов, воспоминаний современников. Настолько противоречивы авторы в своих трудах, что невозможно сделать какого-то однозначного вывода об его государственной деятельности и в вопросе развития образовательной системы в России в том числе. Рассматривая эту тему перед нами сразу представляются 2 полярные точки зрения. Какова же была политика в сфере образования в начале XX века, какую роль в ней занимал сам государь и какое влияние он оказал на дальнейший ход истории развития образовательной системы в России.

В советской историографии по традиции отмечался крайне низкий уровень грамотности населения дореволюционной России начала XX века, неспособность и нежелание государя и его правительства решать проблемы развития образовательной системы. В сознании большинства советского народа укоренилось мнение, что в то время был закрыт доступ к высшему образованию для простого народа. Да что там к высшему – народ вообще не допускали до образования, разве что кто-то кровью и потом добивался возможности элементарную грамоту освоить, чтобы необразованная и потому покорная масса людей больше работала, меньше думала. А революция открыла доступ к образованию. Особенно революционно то, что оно стало бесплатным и всеобщим, а также к высшему образованию был допущен крестьяни н и женщина.

Вторая полярная точка зрения сводится к тому, что государственная деятельность императора Николая II «обеляется» и оправдывает все действия и решения его. Государь был правителем слабым, но ведь для православия важнее дух, а не «эффективный менеджмент»; да, образование, как и всегда тесно связанная с ним промышленность, загибалось и не соответствовало времени, но так и надо, главное – православие, а не образование. Николая II не понимал требований времени, зато был молитвенником за Русь Святую и семью Свою любил.

Но прежде чем «прощать», ставить «огрехи» в «заслугу» необходимо, разобраться, какой же была политика Императора Николая II в сфере образования, и какую роль он занимал на пути становления всеобщего начального образования в России.

Взаимосвязь процесса модернизации общества с реформами системы образования приобретает особую яркость в период становления новых общественных отношений, что вполне закономерно повлекло за собой противостояния различных слоев общества в период реформирования. За время правления Николая II в Министерстве Народного Просвещения чиновники сменялись один за другим, проводя реформы и внося свой вклад в становления образовательной системы. Какие-то реформы проходили одобрение государя, какие-то нет. Это было сложное время для реализации резких перемен, в связи постоянным недовольством чиновничьего круга, обострения социально-политического кризиса, вызванного Русско-японской войной, Первой революцией и Первой мировой войной. Но совершенно точно можно сказать, что государь Николай II уделял пристальное внимание к образовательным вопросам, именно в этот период была построена просуществовавшая с незначительными изменениями до настоящего времени «школьная сеть» и созданы организационные и материальные условия для осуществления всеобщего образования. Сам термин «школьные сети» возник, когда в последние десять лет царствования Николая II был осуществлен своего рода «национальный проект»: программа строительства сетей школьных зданий по всей стране, обеспечивших доступность школ для всех детей Империи с радиусом три версты. Под ним понималась вся созданная Николаем II материальная инфраструктура национальной школьной системы, доставшаяся в наследство советской власти. К 1916 году в Российской империи было около 140 тысяч школ разных типов, сегодня в России около 65 тысяч общеобразовательных учреждений всех типов [1].

Накануне революции система обучения в России приобрела следующий вид. Первая ступень – 3-4 года начальное образование; затем еще 4 года в гимназии либо курс высших начальных училищ и других соответствующих профессиональных учебных заведений; третий этап – еще 4 года полного среднего образования, и, наконец, высшие учебные заведения. Отдельным образовательным сектором были учебные заведения для взрослых.

В 1894 году, то есть в самом начале правления Николая II, число учащихся гимназического уровня составляло 224 100 человек, то есть 1,9 ученика на 1000 жителей нашей страны. В 1913 году абсолютное число учеников достигло 677 100 человек, то есть 4 на 1000. Но это без учета военно-учебных, частных и некоторых ведомственных учебных заведений. Сделав соответствующую поправку, получим около 800 000 учащихся гимназического уровня, что дает 4,9 человека на 1000 [1].

Для сравнения возьмем Францию той же эпохи. Правда, данные есть не за 1913, а за 1911 год, но это вполне сопоставимые вещи. Так вот, «гимназистов» во Франции было 141 700 человек, или 3,6 на 1000. Как видим, «лапотная Россия» смотрится выигрышно даже на фоне одной из самых развитых стран всех времен и народов.

Образование, наука и техника были приоритетными в политике государя. В Высочайшем Рескрипте от 25 марта 1901 г. Николай II провозгласил: «Правильное устройство народного образования составляло всегда одну из главных забот русских государей, твердо, но постепенно стремившихся к его усовершенствованию в соответствии с основными началами русской жизни потребностями времени» [1]. Данные слова подтверждают цифры и почти десятикратное увеличение государственного финансирования образования между 1894 и 1916 гг. Долю образовательных расходов в консолидированном бюджете Российской Империи в последние десять лет царствования Николая II можно оценить в 15-17 % и она превосходит соответствующие доли расходов, как в советских бюджетах, так и в бюджете Российской Федерации и вообще является очень высокой по мировым стандартам.

Необходимость просвещения народа осознавалась и правительственными чиновниками: Министр народного просвещения, профессор римского права Н.П. Боголепов, вступая в должность в 1898 г., сказал: «Я осознаю, что во всех областях образования жизнь выставила требования усовершенствования и нововведения. Но я держусь того мнения. Что и то и другое должно проводить с большей осторожностью и постепенно. Я не сторонник радикальных реформ» [2]. Эта позиция была сохранена и при дальнейших реформах, которые изначально возможно и были более радикальными. В свою очередь министр народного просвещения И.И. Толстой заявил: «дело широкого насаждения образования в народе является первейшей задачей и правительства и народных представителей» [3]. Бывший лидер фракции трудовиков I Госдумы И. Жилкин писал: «Снова более и более выпукло выступает одна знаменательная черта – стихийно растет дело народного образования. <…> Совершается громадный факт: Россия из безграмотной становиться грамотной. Вся почва громадной российской равнины как бы расступилась и приняла в себя семена образования – и сразу на всем пространстве зазеленела, зашелестела молодая поросль» [2].

В конце XIX века общегосударственной проблемой стала проблема введения в стране всеобщего начального образования. При рассмотрении широкого круга источников стоит заметить, что историками высоко оцениваются реформы Министерства Народного Просвещения, деятельность депутатов государственных дум и земств по развитию системы российского образования и ведению всеобщего начального обучения. Но стоит четко разграничивать понятия «всеобщего начального образования» и «всеобщего начального обучения». Под первым понимают требование наличия соответствующего образования у всех граждан, прежде всего, работающих и военнослужащих как непременного условия допуска к выполнению должностных обязанностей. То есть требование всеобщей ликвидации неграмотности населения со школьного возраста (в России грамотным считался человек, умеющий читать, в других европейских странах – читать и писать). Под «введением всеобщего начального обучения», как правило, понимали организацию начальных школ для детей соответствующего возраста. В начале XX в. российской общественностью и правительством рассматривались и просчитывались возможности введения всеобщего начального обучения как права реализовать образовательные потребности. В 1906г. Госдумой и Госсоветом был принят законопроект о введении в России всеобщего начального обучения. Эта реформа в области народного образования должна была быть законченной в 1922 г. В связи с этим в России ежегодно строилось 10.000 начальных школ и открывалось 60 средних учебных заведений.

Одной из первостепенных по важности задач Императора Николая II стало создание единой системы образования. Именно благодаря Его усилиям в Российской Империи в период с 1900-го по 1916 год сложилась «непрерывная» система образования, впервые в мире осуществившая полную координацию общего и профессионального образования, в частности, возможность переходов между общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями одного уровня [4].

В рамках этой системы любой учащийся, закончивший полный курс начального обучения в любом учебном заведении первого уровня мог поступить в любую среднюю или поcленачальную школу. Ученик, закончивший «высшее начальное училище», мог поступить в третий или четвертый класс гимназии или соответствующего ей по уровню образовательного учреждения. После окончания заведения гимназического уровня он мог поступить уже в высшее учебное заведение при условии сдачи соответствующих экзаменов.

Свое окончательное оформление эта единая система образования получила в процессе реформ, проведенных по поручению Императора Министром Народного Просвещения графом Павлом Николаевичем Игнатьевым в 1915-1916 годах.

Реформы образования, осуществлявшиеся при Николае II, сохраняли традиционную социальную дифференциацию, но обеспечивали высокую социальную мобильность [5]. Одним из главных пунктов реформ было привлечение общества в целом, семьи и родителей к полноценному участию в образовании детей. Государь активно, планомерно и постепенно вводил всеобщее образование в Империи, вместо того, чтобы однажды декретом всех согнать в неподготовленные помещения.

Многочисленность правительственных проектов реформирования системы народного просвещения, усиление внимания со стороны высших органов государственной власти при правление императора Николая II к вопросам образования, а также создание сложной структуры управления образованием подтверждают выводы о намерении государства использовать потенциал системы образования в деле модернизации страны, и миф о желании государственной власти и императора «иметь покорную массу людей, меньше думающих, а больше работающих», сложившейся в советской историографии, легко развенчивается. Однако незавершенность и противоречивость реформационного процесса в образовании подтверждают не нежелание, а скорее неспособность правящих кругов России в то время – время войн, потрясений и революций – встать на путь последовательного реформирования всех общественных институтов, среди которых образование должно быть признано приоритетным, что неоднократно подчеркивал государь Николай II Романов.

Закончить рассматриваемую нами тему хотелось бы словами государя Николая II из Высочайшего рескрипта 10 июня 1902 г.: «Прежде всего, подтверждаю мое требование, чтобы в школе с образованием соединялись воспитание в духе веры, верности престолу и Отечеству и уважения к семье, а также забота о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи приучать ее с ранних лет к порядку и дисциплине. Школа, из которой выходит юноша лишь с курсовыми познаниями, не сродненный религиозно-нравственным воспитанием с чувством долга, не только не полезна, но часто вредна, развивая столь пагубные для каждого дела своеволие и самомнение» [2].


Библиографическая ссылка

Мусина М.С. РОЛЬ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II В РАЗВИТИИ И СТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-2. – С. 46-49;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2099 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674