Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семенова А.А. 1 Максимова Л.И. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
В статье описаны вопросы развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников посредством музыкально-ритмических движений. Раскрыты следующие содержательные аспекты, во-первых, проблема развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях, во-вторых, особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста и в третьих, значение музыкально-ритмических движений как средства развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Для проведения исследования были использованы методики выявления эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, изучения способности к эмоциональной отзывчивости на музыку. На основе выявления уровня развития эмоциональной отзывчивости была обоснована необходимость проведения целенаправленной работы по ознакомлению детей с музыкально-ритмическими движениями. На основе проведенного исследования определено, что использование специально подобранных музыкально-ритмических движений для развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста позволило эффективно решить задачи по обучению восприятию музыкальных образов, выражению их в движениях, определению музыкальных жанров (марш, песня, танец) и т.д. Определено, что на основе развития этих музыкальных способностей успешнее развиваются социальные навыки, позволяющие проявлять эмоциональную отзывчивость – способность понимать эмоциональное состояние человека, правильно реагировать и соответствующим образом действовать.
эмоциональная отзывчивость
эмоциональный интеллект
музыкально-ритмические движения
старший дошкольный возраст
детские музыкальные произведения
1. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М.: ТЦ Сфера, 2004. 38 с.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.06.2019).
3. Лаврентьева М.В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста. СПб., 1998. 336 с.
4. Курносова С.А. Эмоциональная отзывчивость личности: психолого-педагогический аспект // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2007. № 1. С. 56–62.
5. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. 128 с.

Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста, определяет следующие характеристики: «ребенок имеет положительное отношение к окружающим, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно идет на контакт со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты». Л.С. Выготский, А.В. Запорожец указывают на то, что лишь согласованное функционирование эмоциональной и интеллектуальной сфер, их единство способны обеспечить полноценное развитие ребенка [1, с. 23].

Ю.А. Афонкина предлагает обращать внимание на следующие характеристики эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Во-первых, имеет четкие, обобщенные, информативные представления об эмоциях и чувствах (радость, страх, гнев, интерес, удивление, сомнение, грусть, стыд, чувство прекрасного). Во-вторых, понимает и объясняет причины возникновения тех или иных эмоций. В-третьих, знает приемы преодоления отрицательных переживаний, опираясь на свой опыт, мнение и рассказы взрослого, опыт литературных персонажей [2, с. 26].

Эмоциональный отклик старшего дошкольника на эмоции окружающих близких людей и друзей, характеризуется следующими проявлениями: замечает эмоциональные проявления, реагирует на эмоциональные состояния окружающих людей, замечает нюансы эмоциональных переживаний и говорит о них в развернутой речи; сопереживает. Ребенок старшего дошкольного возраста начинает осознавать и обобщать свои переживания, а также этот период формируются устойчивая самооценка.

«Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является разделение в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни» [3, с. 36].

Поведение ребенка старшего дошкольного возраста становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел – осознал – сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

Далее, остановимся на рассмотрении деятельностной сферы ребенка старшего дошкольного возраста. У старшего дошкольника происходит изменение роли эмоций в самостоятельной деятельности. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих. Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций – пантомимика, мимика, интонация. Словесные одобрения (выражающие оценки) становятся основой формирующихся у детей чувств, а в дальнейшем и жизненно важных понятий и суждений [4, с. 17].

Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. В рамках нашего исследования рассмотрим подробнее особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы выявить уровень развития эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста мы проводили диагностику Л.П. Стрелковой «Диагностика эмоциональной сферы ребенка», который состоит из пяти заданий. Диагностику мы проводили в частном детском саду «Уу-чуку-чук» в старшей группе «Мичээр» г. Якутска. В исследовании принимали участие 14 детей. С каждым ребенком мы работали индивидуально.

Диагностика развития эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:

– адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

– дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

– широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

– адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

По результатам диагностики можно сделать следующие выводы, на первом задании, 10 (60 %) детей при показе каждого эмоционального состояния использовали мимику, а 4 (40 %) детей использовали пантомимику. На втором задании, дети произносили фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно. И лишь 4 (40 %) детей при произнесении фразы использовали пантомимику, а остальные использовали мимику. Данные 1 и 2 задания подтверждают, что у детей слабо развита пантомимика, которая выражается в совокупности движений тела, мимики и эмоций. На третьем задании 14 (100 %) детей ответили правильно, при котором дети рассматривали графические изображения эмоциональных состояний, и отвечали на уточняющий вопрос «Какое это лицо?». Это подтверждает, что дети хорошо ориентируются в наглядном изображении эмоциональных состояний человека. На четвертом задании у 10 (60 %) детей ответы были одинаковые, например, на вопрос «Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?», они все дети ответили «удивится», а у 4 (40 %) детей ответы были разного характера. Этот результат дает нам понять, что этим детям сложно определять чувства и эмоции человека на вербальном уровне.

И на последнем пятом задании детям мы предлагали нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость. Всего 11 (70 %) детей нарисовали ситуацию «радость», 2 (10 %) детей – «интерес» и 1 (5 %) ребенок – «удивление». Как показали результаты, детьми чаще переживается чувство «радости», оно им хорошо знакомо, так как при этом они испытывают удовольствие, поэтому они и отразили ситуации переживания радости в своих рисунках. Чувство интереса и удивления более сложные чувства, связанные с познавательной активностью, мыслительными процессами, интеллектуальной деятельностью, поэтому не все дети отобразили ситуации с данными чувствами.

Как показало наше исследование, дети затрудняются в передаче своих эмоций, используя средства пантомимики. В целом, наши респонденты достаточно хорошо ориентируются в наглядных проявлениях разных эмоций на основе мимических рисунков. Из вышесказанного можно отметить, что эмоциональный мир ребенка очень богат и разнообразен, но требуется целенаправленная работа по развитию у детей эмоциональной отзывчивости.

Далее для изучения способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки, мы проводили тест В.П. Анисимова «Музыкальная палитра» [5, с. 80]. Стимулирующим материалом были музыкальные произведения В. Котельникова «Колыбельная», А. Хачатурян «Андантино», С. Прокофьева «Сказочка», Р. Шуман «Хорал», «Шахерезада», Г. Свиридова «Колыбельная песенка», К. Тушинок «Я играю блюз», А. Гречанинов «Марш», К. Тушинок «Великан», «Силачи», К. Тушинок «Менуэт слонов». А также известных якутских композиторов З.К. Степанович «Колыбельная», Н.С. Берестов «Здравствуй, утро», М.Н. Жирков «Полевой цветок», В.В. Ксенофонтов «Жаворонок». Эмоциональную отзывчивость на содержание музыкальных фрагментов измеряли как в вербальной, так и невербальной форме. Следовательно, дети сумели самостоятельно определить конгруэнтно-понятийное содержание музыкального фрагмента. Дети к названному определению дополняли свои синонимичные характеристики – мыслеобразы. Адекватно выбрали графические изображения эмоционального состояния из рисунков соответствующего сектора. На основе анализа результатов оценки двигательной, психомоторной отзывчивости на музыку мы определили средний уровень развития эмоциональной отзывчивости.

На основе полученных результатов, мы можем констатировать, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и (или) вербальной характеристикой ребенком своих переживаний, и мьслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения). Отсюда следует отметить, что у детей старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации.

Таким образом, диагностика развития эмоциональной сферы ребенка позволило выявить, что дети при условии вербального описания ситуации не всегда могут уловить ее абсурдное содержание и определить свою реакцию на это обстоятельство. Дети не всегда адекватно реагируют на различные явления окружающей действительности. В процессе, когда детям предлагалась дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей достаточно хорошо могли определить чувства и эмоции.

У исследуемых детей широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка на среднем уровне. Это требует организации специальной образовательной деятельности. Таков же уровень был получен при выявлении умений детей адекватно проявлять эмоциональное состояние в коммуникативной сфере в процессе специально организованной беседы.

Полученные данные, позволяют нам определить следующие особенности эмоциональной отзывчивости детей:

– показатели эмоциональной отзывчивости старших дошкольников соответствует среднему уровню, при этом лучше всего дети выражают свои эмоции через мимику;

– у детей наблюдается большие индивидуальные различия: у всех преобладают эмоции положительной модальности, т.е. удивление, радость, интерес;

– дети старшего дошкольного возраста справляются с сильным волнением, например, сдерживать слезы, подчиняется требованиям взрослого.


Библиографическая ссылка

Семенова А.А., Максимова Л.И. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 115-117;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2078 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674