Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МАТЕРИ И РЕБЕНКА

Платонова А.А. 1 Николаева Л.В. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
В статье раскрываются особенности эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка в семье. Доказана роль доброжелательных, доверительных отношений матери к ребенку для полноценного благополучного развития личности ребенка. Дано определение понятия «эмоции», рассмотрены основные типы эмоциональных взаимоотношений детей и их мам. Выделены основные компоненты межличностного взаимодейстаия – гностический, аффективный, поведенческий. Рассмотрены все типы эмоциональных взаимоотношений ребенка и матери, их положительное и отрицательное влияние на психическое развитие ребенка. Даны методические рекомендации по гармонизации взаимоотношений матери и ребенка. В статье приводятся результаты проведенного эксперимента по исследованию эмоциональных взаимоотношений матерей и детей. База проведения экспериментальной работы – «Комната матери и ребенка» в общежитии Педагогического института Северо-Восточного федерального университета. Результаты исследования показали, что студентки, имеющие детей, придерживаются авторитарного типа отношений, что объясняется их занятостью, точным распределением времени, желанием иметь послушных детей. Второй тест «Выбери лепесток» показал, что дети привязаны к мамам, они выбрали цвета, характеризующие привязанность к маме, нехватка внимания со стороны матери , активное взаимодействие, чувство защищенности, комфорта.
эмоции
эмоциональные взаимоотношения
психическое развитие
личностное развитие
социализация
1. Бодалев А.А., Спивакова А.С., Карпова Н.Л. Популярная психология для родителей. М.: Просвещение, 1998. 356 с.
2. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.: Изд. института психотерапии, 2002. 240 с.
3. Марцинсковский Т.Д. Детская практическая психология. М.: Гардарики, 2004. 255 с.
4. Немов Р.С. Психология. Часть 1. М.: Владос, 1994. 608 с.
5. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. М.:ПЕР СЭ, 2004.176 с.

Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально – психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально – психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение.

Особое место в процессе личностного развития занимает любовь к ребенка к матери и его отношения с матерью. Удовлетворение всех потребностей ребенка осуществляется через мать, в ней – источник всех его радостей, чувства защищенности и эмоционального благополучия.

Цель: исследование роли эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства – специфическая форма отражения действительности.

Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

С помощью эмоций осуществляется установление отношений: организуя реакцию, эмоции тем самым определяют отношение человека к ситуации. Внутреннее отношение выражается в готовности к определенному поведению. Организующее влияние эмоций на формирование отношений подчеркивается большинством исследователей (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон). Отношение всегда несет в себе тот или иной эмоциональный отклик на окружающую действительность или личность.

Исследованию проблем межличностного взаимодействия матери и ребенка посвящено много работ (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, А. В. Петровский). В структуре межличностного взаимодействия выделяют три основных компонента (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов) – гностический, аффективный, поведенческий. Во взаимоотношениях всегда существуют эмоциональные отношения, которые представляют собой целостную систему связей личности с различными сторонами объективной действительности. Аффективный компонент межличностного взаимодействия представляет собой субъективное переживание отношения к другой личности. Эмоциональное взаимодействие является специфической формой эмоционального контакта между людьми, предполагающего возникновение эмоционального переживания, предметом которого служит другое эмоциональное переживание [1].

Наиболее ранняя форма взаимодействия – это чисто эмоциональное взаимодействие матери и ребёнка. От эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка зависит личностное развитие ребенка, его успешность в учебе и социальном развитии. Особенно важным является возраст ребенка до 3 лет. Именно в этот период развиваются основы эмоционального материнско-детского взаимодействия [2, с. 119].

О начальных проявлениях привязанности можно говорить уже к середине первого жизни, когда возникает беспокойство при временном отсутствии матери (отчетливо это выражается в 8 месяцев) и появлении сторонних (в 8 месяцев). На втором году жизни беспокойство присутствия посторонних сходит на нет, частично выражаясь смущением и застенчивостью. Беспокойство же при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5, у мальчиков до 3,5 лет. В 3 года дети все еще чувствуют себя увереннее рядом с мамой, несмотря на возросший интерес к общению с отцом и сверстниками. Некоторые тревожные и властные по характеру матери непроизвольно привязывают к себе да до такой степени, что создают у них болезненно заостренную зависимость от себя и своего настроения. Эти матери, как правило, испытывают страх одиночества, изживая чрезмерной заботой о ребенке. Нередко ему внушается, что чувствовать себя в безопасности он будет только в присутствии матери, а это блокирует нарастающую потребность общения с другим взрослыми и сверстниками. Подобная невротическая привязанность формирует у ребенка инфантильность, несамостоятельность, неуверенность [3, с. 95].

Другая крайность отношения родителей к детям состоит в недостатке эмоциональной заботы – их рано отдают в ясли или перепоручают уход за ними бабушкам, дедушкам или другим родственникам. Наблюдения специалистов показывают, что если возраст ребенка превышает 6 месяцев, то адаптация к яслям проходит менее болезненно, поскольку еще нет выраженной привязанности к матери. Но в последующем у ясельного ребенка становится заметно отставание в развитии, так как только в семье возможен необходимый уход, словесный, физический и эмоциональный контакт. Начиная с 7 месяцев определение малыша в ясли действует на него как психически травмирующий фактор, поскольку ребенок начинает переживать отторжение от матери, к которой он привязан.. Наиболее сильной угроза невротизации ребенка будет при отделении его от матери в возрасте от 7 месяцев до 1,5–2 лет, когда является не только беспокойство при разрыве сложившегося стереотипа эмоционального контакта с матерью, но и страх при посторонних, незнакомых взрослых.

Таким образом, по крайней мере до 3 лет нарушение эмоционального контакта с матерью наносит травму чувству привязанности и является невротизирующим фактором в психическом развитии детей.

Серьезным препятствием для эмоционального контакта и привязанности между матерью и ее ребенком является недостаточная эмоциональная отзывчивость матери. Чаще всего это проявляете по отношению ко второму ребенку того же пола, что и первый. Эмоционально «перегорая» на первенце, второму она уделяет меньше внимания. Как правило, мать уже физически вымотана и загружена работой [3, с. 195].

Все, что затрудняет развитие эмоционального контакта детей с водителями, в том числе привязанности, относится и к такой высшей человеческой эмоции, как любовь. Ее предпосылкой является ответное чувство ребенка на проявления нежности и любви матери. И здесь многое зависит от того, какой душевной щедростью и отзывчивостью обладает сама мать, как она способна беззаветно любить, не связывая это с какими-либо принципами и условиями, чувством долга.

Недостаток любви могут ощущать дети, пол которых не соответствует ожидаемому. Мальчик тогда любим (а хотели девочку), если оправдывает ожидания: тихий и незаметный в поведении. Когда же он своеволен и упрям, то встречает у родителей подчеркнутое чувство неприятия, раздражения и недовольства. В этом случае значительно больше и физических наказаний. При появлении вместо мальчика девочки недовольство родителей часто вызывает мягкостью характера девочки, ее повышенной эмоциональной чувствительностью, нежностью и ранимостью.

Также неблагоприятна ситуация, когда ребенок желанный, но вызывает разочарование тем, что не оправдывает надежд: не так быстро развивается, не такой, как все.

Препятствует выражению любви к ребенку и невротического состояние матери или характерологическими особенностями матери. Есть тип женщин, у которых чрезмерно развито чувство долга, обязанности, ответственности, отсутствуют компромиссы. Такие матери излишне серьезны и рациональны, никогда не смеются, если не считать иронических улыбок, не переносят детского шума, крика и смеха. Пойти лишний раз навстречу ребенку, купить по его просьбе игрушку считается непростительной ошибкой и баловством. Эти матери чрезмерно сдержанны, редко держат детей на руках, не ласкают, не хвалят, зато читают много нравоучений, часто не терпящим возражения голосом. При невыполнении детьми бесчисленных требований на малышей может обрушиться поток обвинений, оскорблений и угроз, нередко физических наказаний. Но даже и это отрицательное, но непосредственное и эмоционально искреннее отношение воспринимается ребенком иногда менее травматично, чем постоянно сдержанное, в чем-то равнодушное и не отступное чувствам ребенка состояние матери.

Все это осложняет отношения родителей с ребенком, обычно единственным. Не испытывая к нему нежных чувств и будучи недовольными возникшими препятствиями на пути личного самоутверждения, такие матери стремятся перепоручить воспитание няням, родственникам и знакомым, поместить детей в специализированные школы, нередко интернатного типа. Такая ситуация также вредит эмоционально психическому развитию ребенка.

Все рассмотренные ситуации нужно вовремя понять, чтобы, одной стороны, не создавать лишних барьеров на пути эмоционального развития детей, которые отрабатывают на родителях модели общения со сверстниками, а с другой – всемерно развивать соответствующие полу навыки и умения любить и чувствовать себя счастливым.

Любовь к родителям, к сожалению, не всегда сопровождается только положительными эмоциями. Возможны случаи, когда ребенок пытается излить на них свое раздражение и недовольстве. Чаще всего таким объектом служит мать как наиболее эмоционально близкое, доступное лицо.

Если родители нетерпимы к непосредственности ребенка, аффекту и спонтанному выражению отрицательных эмоций, наказывают его за малейшее их проявление, окружают частоколом нравоучений и угроз – картина развития ребенка будет иной. Подобное блокирование отрицательных эмоций создаст состояние хронического психического напряжения, возникнет скрытое чувство раздражения, обиды и недовольства. Обычно тихий дома и вежливый на людях, ребенок будет пытаться разрядить чувство напряжения на сверстниках, проявляя агрессивность и недружелюбие или делая все исподтишка, оставаясь вне подозрений для взрослых. Таким образом, истина лежит где-то посредине, и следует избегать как репрессий, так и вседозволенности [1, с. 117].

К концу дошкольного возраста, в 6–7 лет, чувства и переживания детей усложняются, дифференцируются. При сохранении эмоциональности и впечатлительности нет уже прежней наивности и доверчивости. Повышаются самоконтроль, самокритичность, обязательность, появляются чувства вины («я понимаю, я просто так»), справедливости, красивого (возвышенного) и некрасивого (грязного, уродливого, постыдного), склонность к глубоким переживаниям – все то, что станет категорией совести в младшем школьном возрасте. Дети этого возраста повышенно самолюбивы, чувствительны к словам и их оттенкам, отношению окружающих. У них развито чувство собственного достоинства, они не переносят несправедливого, предвзятого отношения, оскорблений и обид, насмешек: «Мне так обидно, когда ты на меня кричишь», «Я переживаю», «Я плачу не от боли, а от обиды». Проявляются остроумие, ирония, юмор, понимание условностей, «срытого смысла пословиц, подоплеки происходящих событий. По-прежнему выражена потребность в признании, одобрении, понимании, поддержке и любви. Причем все в большей степени эти чувства начинают обращаться на сверстников, образуя сложную канву групповых отношений, включая увлеченность сверстником другого пола, чувство любви к нему. Развита эмоциональная память – помнится ряд эпизодов, происшедших несколько лет назад. Развивается умение ставить себя на место другого человека, в известной мере представлять и ощущать его чувства и переживания.

Мы провели исследование эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка среди мам-студентов, проживающих в общежитии. Эксперимент проводился в разновозрастной группе «Комнаты матери и ребенка» в общежитие № 18 СВФУ.Якутске. В исследовании приняли участие 14 детей и их мам. Исследование проходило в двух направлениях: анкетирование мам, методика «Выбери лепесток» для выявления взаимоотношений детей с членами семьи [4].

Анкетирование показало, что 40 % современных родителей придерживаются авторитарного стиля воспитания. В ответах опросника они выбрали показатели – требовательность, строгость, контроль. Ответы 40 % родителей показали эмоциональную близость с ребенком. Они выбрали ответы совпадают с показателями «эмоциональная близость», «принятие», «сотрудничество», «удовлетворенность отношениями». Ответы 20 % родителей показали тревожность. Для них характерны тревожность, непоследовательность, конфронтация в семье.

По методике «Выбери лепесток» дети должны были выбрать лепесток цветка, который они отдали бы маме, папе и другим членам семьи [6].

Желтый цвет выбрали 3 детей: «Близко, рядом, вместе». Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета. Эмоциональная зависимость. Красный выбрали 6 детей «Активное взаимодействие». Голубой – 2 ребенка: «Рядом, но не всегда вместе». Зеленый выбрали 3 детей: «Надежда и опора». Результаты диагностики показали, в основном, привязанность детей родителям.

Таким образом, от эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка зависит личностное развитие ребенка, его успешность, психическое состояние и социальное развитие. Эмоциональные взаимоотношения матери с ребенком положительно влияют на адаптацию ребенка в социальном окружении.


Библиографическая ссылка

Платонова А.А., Николаева Л.В. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МАТЕРИ И РЕБЕНКА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 104-107;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2075 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674