Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кубарова А.М. 1 Николаева Л.В. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
В статье дается описание новой технологии развития познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования лэпбука. «Лэпбук»– в дословном переводе с английского языка значит «накопленная книга», или тематическая интерактивная папка, коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог совместно с детьми и родителями собирает, оформляет. Лэпбук – это отличный способ закрепления и повторения материала, помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения. И как результат – улучшение качества развития детей, повышение интереса к знаниям; приобщение родителей к совместному творчеству. Лэпбук – разновидность метода проекта, т.к. его создание содержит все этапы проекта. Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательной деятельности.
познавательная деятельность
дети дошкольного возраста
лэпбук
проект
cовместное творчество
деятельностный метод
1. Блохина Е.Л., Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. № 4. С. 2325.
2. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. С. 162–164.
3. Носова Е.Ю., Федорова Т.В. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017. № 15.2. С. 136–138. URL: https://moluch.ru/archive/149/41656/ (дата обращения: 12.03.2019).
4. Нурисламова А.Д., Давыдова Н.С., Тазова Ю.С. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы 8 междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016). Самара: Асгард, 2016. С. 89–91.
5. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2012. 97 с.

Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. Для того, чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Так, им важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно – образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования. В связи с реализацией ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Актуальностью данной темы является то, что лэпбук – это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Цель:

– изучение новых подходов и идей в своей педагогической деятельности посредством использования метода «лэпбука»;

– приобщение родителей к воспитательно – образовательному процессу и совместному творчеству.

– повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

– изучить материалы о лэпбуке;

– создать схемы, кармашки, выбрать тему, материалы;

– применить на практике в педагогической деятельности;

– организовать выставки.

Предлагаем разобраться, что же означает понятие «лэпбук».

Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. [1]

«Лэпбук» – в дословном переводе с английского языка значит «накопленная книга», или тематическая интерактивная папка, коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог совместно с детьми и родителями собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях. [2]

Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта. [3]

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательско – познавательной деятельности. [4]

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

Лэпбук:

– информативен;

– полифункционален;

– пригоден к использованию одновременно группой детей;

– обладает дидактическими свойствами;

– является средством художественно-эстетического развития ребенка;

– обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Чем привлекательна данная форма работы?

1. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме.

2. Это отличный способ для повторения пройденного материала.

3. Ребенок может самостоятельно собирать и организовывать информацию.

4. При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому.

5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:

– умение планировать предстоящую деятельность;

– договариваться со сверстниками;

– распределять обязанности;

– искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

– самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

– принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

– используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Результат: улучшение качества развития детей, повышение устойчивого интереса к знаниям; приобщение родителей к воспитательно – образовательному процессу и совместному творчеству.

Лэпбук – эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

Родители обеспечивают поддержку:

– организационную;

– техническую;

– информационную;

– мотивационную.

Мероприятия

Месяц

План работы

1

Сентябрь

Изучение литературы по теме, в том числе источники в интернете.

Консультация для родителей «Лэпбук – одна из форм совместной деятельности детей и взрослых»

2

Октябрь

Изучение форм организации информации в лэпбуке (кармашки, конверты, кармашки – гармошки, книжки – малышки, окошки и дверцы, вращающиеся детали и.т.д.)

Изготовление лэпбука на тему «Овощи»

3

Ноябрь

Размещение стендовой информации для родителей «Информация о Лэпбуке»

Изготовление лэпбука «Дикие и домашние животные»

4

Декабрь

Практическое применение лэпбуков в педагогической деятельности

Лэпбук как способ обобщения пройденного материала по теме «Зима»

5

Январь

Изготовление лэпбука по правилам дорожного движения

6

Февраль

Развитие связной речи дошкольников посредством использования лэпбука

7

Март

Изготовление лэпбука свободной теме

8

Апрель

Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

9

Май

Демонстрация материала на педсовете. Презентация «Лэпбуки нашей группы»

Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их. [5]

Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы.

После того, как вы выбрали тему, вам надо взять бумагу, ручку и написать план. Ведь лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.

Следующий этап – самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого – текстового, до игр и развивающих заданий.

Все это рисуем на черновике, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком.

При анализе работы с дошкольниками были выявлены следующие проблемы:

1. Ограниченный запас знаний по тематикам лэпбуков.

2. Отсутствие объектов наблюдения в нашем городе.

3. Необходимость пополнения наглядного материала и методического сопровождения.

В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции детского сада и семьи к совместной творческой деятельности. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником – иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и познавательных способностей ребенка.

На сегодняшний день в ДОУ разработано уже несколько лэпбуков на разные темы. С целью реализации данной деятельности проводилась подготовительная работа: анализ творческого потенциала детей и родителей; изучение методической литературы; анкетирование родителей; проведение мастер – класса по изготовлению лэпбука; организация тематических экскурсий, посещение библиотек; проведение опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности; подбор игр, литературы для изготовлениям лэпбука. На родительских собраниях, в индивидуальных беседах происходила корректировка направлений изготовления лэпбука. Обсуждалась их актуальность и участие родителей на различных этапах её изготовления. По содержанию лэпбуки получились разнообразными. Тематика зависит от темы проекта и его событийности.

На наш взгляд, лэпбук – это эффективная технология дошкольного образования.


Библиографическая ссылка

Кубарова А.М., Николаева Л.В. ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 91-94;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2071 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674