Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО КЛУБА

Копырина М.Д. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
В статье раскрываются проблемы семейного воспитания и взаимодействия детского сада с семьей по воспитанию детей. Особое внимание уделяется организации клуба отцов «Боотурдар» («Богатыри»). Представлен план работы клуба отцов, обобщение опыта работы с папами, что благоприятно сказывается на воспитании детей. Дети видят пример родителей, их активную жизненную позицию. Совместные мероприятия сплачивают родителей и детей, педагогов и родителей. Силами пап создается предметно-развивающая среда, специальная мебель, спортивные атрибуты для игровой площадки. Стали традиционными следующие мероприятия: «Вечер с Байанаем»; конкурс «Зимние забавы», «Зима начинается с Якутии», субботники; посадка деревьев, конкурс «Мы с отцом», день открытых дверей, совместные конкурсы рисунков, поделок, спортивное соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья», «Экология – наше будущее» с выездом на природу, рыбалка. Для мальчиков создан театр моды «Урдэл». Руками мам создаются модели героев олонхо, которые демонстрируют мальчики в различных конкурсах и фестивалях. Совместное творчество детей и родителей отмечено дипломами победителей и грамотами многих республиканских конкурсов и фестивалей. Семейный клуб «Боотурдар» стал центром работы с родителями, а папы стали активнее заниматься с детьми.
семейное воспитание
взаимодействие детского сада и семьи
клуб отцов
социализация
предметно-развивающая среда
1. Григорьева А.А. Этнопедагогическое пространство семьи как основа практики духовной преемственности поколений // Духовно-ценностное развитие личности детей: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Васильевские чтения-2» (Якутск, 20–30 марта 2015 г.). Краснодар: ООО Издательский дом «ХОРС», 2015. С. 11–14.
2. Ушинский К.Д. Избранные труды: в 4 книгах. М.: Дрофа, 2005.
3. Баишева М.И., Григорьева А.А. Этнопедагогические воззрения народа саха на материале олонхо / Под ред. В.В. Илларионова. Новосибирск: Наука, 2008. 168 с.
4. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1977.
5. Николаева Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста. Якутск: Северо-Восточный федеральный ун-т им. М.К. Аммосова, 2013. 163 с.

Одна из главных задач детского сада с семьей – совершенствование педагогической культуры родителей путем целенаправленного, систематического просвещения о новых технологиях в воспитании детей. Не секрет, что работа с родителями является одной из проблем работы детского сада. В последнее время в силу создавшихся экономических, социальных проблем и трудностей в сельском местности семья как – то отошла от воспитания ребенка, переложив все заботы по воспитанию и обучению детей на плечи педагогов. А ведь для полноценного развития ребенка родитель стоит на первом месте. Ребенок воспитывается на примере своих родителей на ценностях семьи. Проблема повышения роли в семье – сложное явление, включающее в себя решения ряда вопросов, от правильности которых зависит весь процесс воспитание и образования детей. Поэтому и на сегодняшний день проблема является актуальной, и требует к себе пристального внимания со стороны науки и практики. Как отмечает А.А. Григорьева, семья является ядром любой национальной системы воспитания [1, с. 11]. Аналитическое рассмотрение деятельности активно действующих субъектов этнопедагогического пространства якутской семьи позволяет предвидеть перспективы возрождения многих положительных сторонсемьи как важнейшего из социальных институтов общества, ее воспитательного пространства, восстановления традиций духовно-нравственной преемственности поколений, обеспечивающих массовость и перманентность воспитательного влияния. Этап детства является для ребенка самым важным, решающим периодом в процессе становления его личности [2].

Ушинский К.Д. в своем знаменитом труде «О народности в общественном воспитании» говорил, что для всех есть только одна общая «прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание это народность… Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах [3].

Принцип воспитания реальной жизньюзаложен в основу педагогической системы А.С. Макаренко. Он считал, что детский коллектив – составная часть общества, «социальный живой организм» и утверждал, что «детский коллектив решительно не хочет жить подготовительной жизнью к какой то будущей жизни, он хочет быть полноценным явлением общественной жизни…» [4].

В народной системе воспитания центральное место занимает пример родителей. Народ справедливо утверждает: «Чему научились в гнезде, то и делают в полете». Влияние отца на сына считается могучим средством воспитания. «Если сердца отца и сына едины – земля превратится в золото» – говорит народ [5, с. 40].

Приоритетным направлением в работы нашего детского сада стало привлечение молодых отцов и мам к воспитательное – образовательной деятельности и обучению детей на лучших народных традициях. С 2007 года у нас в саду функционирует клуб «Боотурдар», цель которого: своими условиями и добрым примером помочь в воспитании детей и обогащению материального технической базы детского сада. Сегодня ни для кого не секрет, что наибольшую ответственность за семью, за детей наши безработные как бы переложили на хрупкие плечи женщин, хотя они любят и волнуются за своих детей одинакова. Вот и согласились наши молодые папы на призыв объединять свои усилия в воспитании своих детей в клуб пап «Ботурдар», благодаря которому родители – отцы стали активными участниками совместного процесса воспитания детей. Проводятся следующие формы работы.

– Общие и групповые родительские собрание.

– Анкетирование.

– Дни открытых дверей.

– Семинары-практикумы, конференции.

– Организация выставок.

– Досуги, развлечения.

– Участие в спортивных праздниках.

– Конкурсы

– Совместное создание предметно развивающей среды.

– Субботники

– План работы клуба «Боотурдар»:

– Принимать участие в организации и создании предметно – развивающей среды;

– «Байанай – киэьээтэ»;

– конкурс «Зимние забавы»

– субботники; посадка деревьев,

– конкурс «Мин а5абынаан»

Так появились, вошедшие в традицию День открытых дверей, совместные конкурсы рисунков, поделок, спортивные соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья», «Экология – наши будущее» с выездом на природу, рыбалка. В результате проводимых нами разнообразных работ, наши отцы стали более серьёзно относиться к воспитанию своих детей, с большим понятием относятся к нашей деятельности и каждый учебный год способствуют в развитии и обогащении материального- технической базы детского сада, мастерили своими руками различную мебель, спортивные атрибуты для игровой площадки.

И что особенно нас радует – папы принимают самое активное участие в жизни ДОУ, чем и содействуют эффективной социализации каждого ребенка. Почти каждое мероприятие проходит с участием родителей, которые своим положительным примером пробуждают в детях лучшие человеческие качества. Необходимо не только ждать помощи от пап, но и активно помогать им в решении тех проблем воспитания, образования, общение с ними, с которыми они, безусловно, сталкиваются. Все проводимые нами мероприятия, несомненно, помогли упрочить семейные традиции, наладить контакты между папами и их детьми, а также установить доверительное отношения между воспитателями и родителями. Так постепенно с помощью осуществления нашего плана «Повышение роли отца в семье» мы добились следующих результатов.

– Родители – отцы приобретали ценный практический опыт общения с детьми.

– Отцы стали больше играть с детьми.

– Улучшился микроклимат как в группе, так и дома.

– Наметились изменения в отношениях между воспитателями и родителями отношения ко всему коллективу детского сада.

– Повысились эффективность взаимодействие родителей и воспитателей, активность членов семьи в участии в педагогическом процессе.

Следующим направлением нашей работы с мальчиками является организация Театра мод «Урдэл» в форме кружка. Кружок был создан в 2006 году. Его посещают мальчики старшей и подготовительной группы. Целью: кружка является приобщение детей к общечеловеческим и культурным ценностям через включение в творческую деятельность. Задачи кружка:

1) пробудить в детях интерес к национальному костюму и одежде, обычаям через развитие исторической памяти;

2) развивать средствами искусства способность воспринимать прекрасное, обеспечить положительное воздействие на духовный мир, творческое воображение ребенка;

3) с помощью национальных костюмов героев олонхо знакомить с произведениями олонхо и национальной литературы

Создание коллекции костюмов вручную создают наши мамы.

Наши успехи: 2016 год «Зима начинается с Якутии» Лауреат 3 степени;

2017год «Полярная звезда» Лауреат 1 степени;

2017 год. «Муру Чуораанчыктар» Лауреат 1 степени;

2017 год. «Магия моды» Номинация «Сохранение традиционного национального костюма». 2017 год. «Зима начинается с Якутии» Диплом 2 степени.

2018 год. «Первые шаги» Лауреат 2 степени. 2018 с «Международный детско – юношеский фестиваль» Лауреат 2 степени.

2018 год. «Кемус ыллык» Надежды Макаровой. Лауреат 2 степени. 2018 с. «Сааскы таммахтар» Саморцевой. У. Е. Лауреат 2 степени.

2019 год «Первые шаги» Лауреат 1 степени.

Театр Моды – синтез нескольких творчеств, направленных на создание художественных образов (костюмов), через режиссуру, показ, музыку, сценографию и хореографию. Театр Моды представляет собой жанр демонстрации коллекций костюмов, воплощенный в мини спектакле с элементами пластики и танца. Участники Театра Моды знают, как красиво носить одежду, учатся с помощью движений и пластики передавать идею, которую несет в себе костюм, использовать «язык» одежды для достижения желательного впечатления в общении, умеют подчеркивать свою природную красоту. Это не просто структура воспитательной системы, это яркий, талантливый коллектив моделей, умеющий не только красиво двигаться на подиуме, но и проявляющий свои творческие способности с помощью самобытной коллекции одежды, музыки, актерского таланта и в результате создающий красочное, запоминающееся шоу, способное украсить любой праздник. Каждая коллекция одежды разрабатывается с учетом направления моды, творческих задумок. Это находит отражение в использовании различных материалов для костюмов: как традиционных тканей разных фактур, так и нетрадиционных материалов.

Но, мало обладать внешностью и фигурой модели, нужно также уметь держать осанку и показать одежду так, чтобы она выглядела «объемно» и зритель понял ее идею и назначение. Здесь большую роль играет уже внутренняя красота модели, ее артистизм, владение искусством мимики и жеста. Поэтому мода и театр – понятия близкие и очень гармоничные, так как они приобщают нас к миру искусства: искусства игры, поэзии, сотворения костюма.

Именно театр дает возможность проявить себя неординарной личностью. Поэтому в детско-юношеских Театрах Моды не только стандартные модели могут демонстрировать одежду, а также дети с различными параметрами фигуры, но обладающие творческими способностями.

kopir1.tif

kopir2.tif

Повысилась активность и ответственность родителей, детей. Свое творчество дети с родителями показывают традиционно в День защитника Отечества и на празднике ысыах. Каждый ребенок знает историю своего костюма, героя, которого изображает, и содержание произведения. У детей появляется гордость за свою Родину.

Нравственное воспитание, основанное на народной педагогике, традициях, обычаях, помогает глубокому взаимопонимаию между детьми и родителями [4, с. 33]. Наиболее ценным является использование народных традиций. Организация кружка «Боотурдар» дало возможность практического осмысления и применения в системе воспитания нравственных качеств на основе реального примера.

Таким образом, организация семейного клуба «Боотурдар» для отцов и кружок «Урдэл» для мальчиков сыграли большое значение для развития и социализации мальчиков.


Библиографическая ссылка

Копырина М.Д. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО КЛУБА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 83-86;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2069 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674