Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Захарова В.И. 1 Абрамова Н.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Статья посвящена проблеме изучения особенностей развития словаря у детей раннего возраста с задержкой речевого развития. В статье раскрывается педагогический опыт работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития, проводимой на базе детского сада «Чуораанчык» Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия), в группе службы ранней помощи и группе общеразвивающей направленности. С целью выявления проблем в развитии словаря у детей раннего возраста с задержкой речевого развития авторами использованы методики отечественных педагогов. На основании полученных результатов сделан сравнительный анализ уровня развития словаря у детей раннего возраста с задержкой речевого развития и у детей раннего возраста с нормативным уровнем речевого развития. В ходе исследования выявлено, что уровень развития словаря у детей раннего возраста с задержкой речевого развития значительно ниже, чем у детей с нормативным уровнем развития. Проанализировав ответы детей, выявлен стойкий речевой негативизм, бедность словаря, непонимание смысла слов, необдуманное употребление слов. Отмечается необходимость развития лексической стороны речи у детей раннего возраста с речевыми нарушениями.
развитие словаря
дети раннего возраста
задержка речевого развития
1. Выготский Л.С. Детская речь. М: Просвещение, 1996. 420 с.
2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед.институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». М.: Просвещение, 1989. 223 с.
3. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. М., 1969. 74 с.
4. Грибова О.Е. Что делать если ваш ребенок не говорит? М.: Айрис-пресс, 2004. 48 с.
5. Короткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед. 2004. № 1. 24 с.

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой. Важнейшей причиной роста ее актуальности является высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. Исходя из положения Л.С. Выготского о том, что первичное нарушение непосредственно вытекает из биологического характера болезни, можно предположить, что дети с осложненным медицинским анамнезом составляют резерв коррекционной работы дефектологов, психологов, логопедов [1, c. 420]. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения.

Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее значимым периодом, так как в это время развиваются сенсорные и моторные функции, эмоциональная сфера, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности. Но у некоторой категории детей наблюдается отставание в речевом развитии.

В настоящее время в логопедии нет единой системы определений речевых нарушений, особенно для детей раннего и начала младшего дошкольного возраста. В специальной литературе встречаются следующие группы речевых нарушений в возрасте 2-3 лет: задержка речевого развития, нарушение речевого развития, недоразвитие речи, которые по своим проявлениям во многом схожи. В связи с недостаточной дифференцированностью диагностики этих нарушений в данной работе использован общий эмпирический диагноз – ЗРР, который наиболее широко распространен сегодня в представленной возрастной группе.

Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также, как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

Словарь русского языка в процессе своего исторического развития непрерывно меняется и развивается. Словарный состав общенародного языка можно разделить на две большие группы: активный словарь и пассивный словарь. Исследователи выделяют различное количество этапов в становление речи детей, по-разному их называют, указывают разные возрастные границы каждого. А.Н. Леонтьев определяет четыре этапа в становлении речи детей: подготовительный – до 1 года; преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет; дошкольный – до 7 лет; школьный [2, c. 223].

В любом из этапов можно выделить два важных момента: развитие пассивного словаря и развитие активного словаря. Возможность улучшения понимания речи (пассивного словаря) на первом году жизни формируется уровнем зрительного и слухового восприятия. У детей полутора лет уже можно сформировать связь между предметами, действиями и словами, их обозначающими. На основе этой связи у ребенка появляется первичная ориентировка в окружающем, умение выполнять иные простые действия (покажи, дай, сядь, на), выговаривать осмысленные слова. С полутора лет появляется вероятность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. Второй год жизни ребенка – это период интенсивного развитие всех сторон речи, особенно ее понимания. От понимания отдельных слов и коротких фраз ребенок проходит путь к выполнению словесных задач взрослого, включающих ряд действий, к пониманию доступного сюжета в показах – инсценировках и на картинках. Понимание речи детьми до 1 год 6 месяцев – 1 года 8 месяцев значительно опережает развитие у них активной речи. Однако при правильном воспитании и здесь наблюдаются серьезные сдвиги.

С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. В этот период у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и с удовольствием повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. На протяжении второго и третьего года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. – 10-15 слов; к концу 2-го г. – 300 слов (за 6 мес. около 300 слов); к 3 г. – около 1000 слов (то есть за год около 700 слов). Значения слов становятся все более определенными. Благодаря развитию подражания в речи детей появляются короткие фразы, ребенок пользуется словами по разным поводам, развивается речь как средство общения со взрослым. А.А. Леонтьев думает, что: «помимо произнесения осмысленных слов в разнообразных ситуациях, у детей и в самостоятельной деятельности, и в подражании взрослому отмечается как бы «игра в слова». К концу второго года, а особенно на третьем году жизни, эта «игра в слова» превращается в своеобразное словотворчество» [3, c.74].

Следовательно, развитие словаря в раннем возрасте протекает с постепенным накоплением запаса слов. Эти слова относятся к лицам, реальным предметам, игрушкам, изображениям на картинке. Дети различают элементарные звуки, должны уметь их произносить, понимать лексическое значение каждого слова.

О.Е. Грибова перечисляет следующие признаки значительной задержки речевого развития: если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка; если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки; если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов – своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь»; если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием [4, c.48].

Детям раннего возраста с ЗРР характерны: стойкий речевой негативизм, бедность словаря, непонимание смысла слов, необдуманное употребление слов в тексте. У них отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом. Одной из выраженных особенностей речи детей с ЗРР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дети раннего возраста с ЗРР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. А. В. Короткова считает: «Бедность словаря проявляется, например, в том, что дети с ЗРР раннего возраста не знают многих слов: названий посуды (стакан, чашка, ложка, вилка), цветов (роза, подснежник, ромашка), диких животных (лось, белка, заяц, волк), птиц (аист, ворона), инструментов (пила, молоток), профессий (учитель, повар, врач), частей тела и частей предмета (рука, живот, голова, ноги, руки) и др.» [5, с.24].

Мы провели опытно-экспериментальную работу по развитию словаря у детей раннего возраста с ЗРР на базе МБДОУ «ЦРР-д/с Чуораанчык» Чурапчинского улуса, в группе службы ранней помощи и группе общеразвивающей направленности.

В исследовании приняли участие 20 детей: 10 детей с ЗРР экспериментальной группы и 10 детей с нормативным речевым развитием контрольной группы. Мы провели диагностики И.А. Смирновой, Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. Данные методики были проведены нами с целью выявления проблем в развитии словаря у детей раннего возраста с ЗРР. По итогам эксперимента мы имеем следующие результаты: в экспериментальной группе высокий уровень – отсутствует (0 %); средний уровень выявлен у 3 детей (30 %); низкий уровень – у 7 детей (70 %). В контрольной группе имеем следующие показатели: высокий уровень показал 1 ребенок (10 %); средний уровень – 4 детей (40 %); низкий уровень – 5 детей (50 %).

На основании полученных результатов и анализа уровня развития словаря у детей раннего возраста с ЗРР и у детей раннего возраста с нормативным уровнем развития выявлено, что уровень развития словаря у детей раннего возраста с нормативным уровнем развития значительно выше, чем у детей с ЗРР, у которых он снижен из-за различных причин органического происхождения.

Таким образом, развитие словаря у детей раннего возраста с ЗРР, безусловно, является одним из важнейших направлений деятельности логопеда, которое обеспечивает дальнейшее психическое развитие ребенка. Данный факт диктует необходимость создания условий, при которых дети смогут учиться устанавливать контакты путем словесного обращения к взрослому или сверстнику, развивать мыслительные процессы.


Библиографическая ссылка

Захарова В.И., Абрамова Н.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 73-75;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2066 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674