Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Хандрамай А.А. 1 Анискин В.О. 1
1 ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
В статье рассматривается история развития объединений аудиторов (саморегулируемых организаций аудиторов). Анализируется текущая деятельность саморегулируемых организаций в России по таким показателям как: количество саморегулируемых организаций аудиторов (на данный момент в России осталось две саморегулируемых организации аудиторов – Российский союз аудиторов и Ассоциация Содружество), количество членов саморегулируемых организаций аудиторов (обязательным условиям является наличие либо 2000 организаций, либо 10000 аудиторов в составе саморегулируемой организации), методическая работа саморегулируемых организаций аудиторов. Рассматриваются результаты осуществления контроля деятельности членов саморегулируемых организаций аудиторов. Практика показывает, что наблюдается сокращение случаев применения мер дисциплинарного воздействия на членов саморегулируемых организаций. Думается, что это связано, прежде всего, со страхами самих саморегулируемых организаций аудиторов потерять членов и лишится своего статуса. В ходе статистической обработки использованы, как абсолютные, так и относительные величины, методы сравнения, группировки и анализа. В ходе проведённого исследования делается вывод о том, что имеется негативная тенденция развития саморегулирования в сфере аудиторской деятельности, вызванное снижением реализации принципов независимости и саморегулирования деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, угрозой монополизма в саморегулировании и снижением эффективности деятельности саморегулируемых организаций аудиторов.
аудит
негосударственное регулирование
профессиональные аудиторские объединения
саморегулируемые организации аудиторов
1. Тюпаева А.И., Азарова Л.В. Развитие саморегулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 1–9.
2. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: https://goo.gl/VgF6sR (дата обращения: 22.02.2019).
3. Основные показатели деятельности саморегулируемых организаций аудиторов в 2017 г. [Электронный ресурс] // Министерство финансов РФ [Офиц. сайт]. URL: https://goo.gl/GQeF6J (дата обращения: 22.02.2019).
4. О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: https://goo.gl/ggCRxv (дата обращения: 22.02.2019).
5. О состоянии развития саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в Российской Федерации: Доклад за 2018 год [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ [Офиц. сайт]. URL: https://goo.gl/9YHGMr (дата обращения: 22.02.2019).
6. Турбанов А.В., Лисовская И.А. Через смену регулятора к реформе аудита // Деньги и кредит. 2017. № 11. С. 21–28.

Развитие аудиторского саморегулирования в России началось в 90-х годах XX века, в то же период, когда началось становление аудиторской деятельности. Однако лишь несколько лет спустя на законодательном уровне впервые был определён статус профессиональных аудиторских объединений в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 2001 года. Перед данными объединениями стояла задача развития аудиторской и бухгалтерской деятельности, повышение престижа соответствующих профессий. Кроме того, объединения должными были иметь определённое количество участников и обязательную аккредитацию органа, ответственного за регулирование в сфере бухгалтерского учёта и аудита (Министерство финансов Российской Федерации) [1].

С принятием в 2008 году нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» существенно изменилось положение данных организаций. С тех пор профессиональное аудиторское объединение стало именоваться саморегулируемой организацией аудиторов. Изменились требования к количеству членов в одной организации, а также основные функции и предназначение организаций. Наличие таких СРО стало обязательным требованием регулирования аудиторской деятельности, что сделало их роль более значимой.

Продвигалась концептуальная идея передачи контроля от органов исполнительной власти, государства к общественной саморегулируемой организации как институту гражданского общества. Данная реформа предполагала передачу функций контроля в аудиторской деятельности саморегулируемым организациям аудиторов. Инструментами осуществления контроля выступили различные установленные стандарты деятельности в каждой саморегулируемой организации, проведение проверок членов организации и применения различных мер дисциплинарной ответственности за нарушения деятельности.

Несколько раз вносились поправки к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», которые изменяли требования к саморегулируемым организациям аудиторов.

В настоящее время особенностью данных организаций является обязательное членство аудиторов – физических лиц, а также аудиторских организаций. Кроме того, минимальное число аудиторов – физических лиц должно составлять не менее 10 000 человек, а аудиторских организаций не менее 2 000 [2].

Вносимые поправки в нормативно правовое регулирование СРО аудиторов привели к изменениям, направленным на улучшение и повышение качества надзора за деятельность аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимые организации. В частности, произошло изменение периода ротации представителей СРО аудиторов в составе Совета по аудиторской деятельности, который создан при Министерстве финансов РФ, а также расширились основания для исключения аудиторских организаций из членов СРО аудиторов.

Таблица 1

Количество саморегулируемых организаций аудиторов, шт.

На 1 января 2017 года

На 1 января 2018 года

Изменение

5

2

-3

Примечание. Источник: составлено авторами [3].

Рассмотрим текущее положение саморегулируемых организаций аудиторов. Так, на 1 января 2018 года в России в государственном реестре числилось две саморегулируемые организации аудиторов (табл. 1):

– СРО «Российский Союз аудиторов» (РСА);

– СРО Ассоциация «Содружество» (ААС).

В 2017 в том же реестре содержались сведения о пяти СРО аудитор, однако три из них исключены из него по причине несоответствия численности членов в объединении.

Заметно сократилось количество членов СРО аудиторов. На 1 января 2018 года членами являлись 23815 человек, в том числе 19592 аудитора – физическое лицо и 4223 аудиторские организации (табл. 2). Однако фактически число участников двух саморегулируемых организаций аудиторов увеличилось в основном благодаря переходу индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций из трёх других СРО, которые были исключены из государственного реестра.

Таблица 2

Количество членов СРО аудиторов, физ./ юр. лиц

СРО

На 1 января 2017 года

На 1 января 2018 года

Изменение

РСА, в том числе:

10566

12318

+1752

– аудиторские организации

2073

2044

-29

– индивидуальные аудиторы

8493

10274

+1781

ААС, в том числе:

7964

11497

+3533

– аудиторские организации

2128

2179

+51

– индивидуальные аудиторы

5836

9318

+3482

Примечание. Источник: составлено авторами по [4].

Важно отметить, что у саморегулируемой организации аудиторов Ассоциация «Содружество» имеются нарушения в части выполнения требования минимального числа членов СРО аудиторов, а именно по количество индивидуальных аудитор не превышает установленные 10 000 лиц.

Рассмотрим подробней как саморегулируемые организации аудиторов выполняли свои функции по выработке отраслевых стандартов деятельности аудиторов (табл. 3).

Таблица 3

Методическая работа СРО

Показатель

2016

2017

Тем роста, %

РСА

Количество принятых стандартов аудиторской деятельности

0

0

0,0

Количество принятых методических материалов по вопросам аудиторской деятельности

25

26

104,0

Количество иных принятых правил (стандартов)

0

0

0,0

Количество проведённых методических (в том числе обучающих) мероприятий

49

92

187,8

ААС

Количество принятых стандартов аудиторской деятельности

0

0

0,0

Количество принятых методических материалов по вопросам аудиторской деятельности

21

25

119,0

Количество иных принятых правил (стандартов)

0

0

0,0

Количество проведённых методических (в том числе обучающих) мероприятий

34

74

217,6

Примечание. Источник: составлено авторами по [3].

Произошедший переход на международные стандарты аудита привёл к отмене ряда федеральных стандартов аудиторской деятельности. При этом в России отсутствуют принятые саморегулируемыми организациями аудиторов стандарты аудиторской деятельности. Таким образом, нарушается главный принцип саморегулирования – установление стандартов деятельности в сфере действия СРО, что свидетельствует о прямом нарушении положений Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [1].

На начало 2018 года саморегулируемые организации аудитор существенно сократили количество проверок своих членов на 69,6 % по сравнению с предыдущим годом при охвате членов данными проверками в 14,5 % (в 2017 – 29,7 %). При этом в разы увеличилось количество выявленных нарушений (+113,0 %). Таким образом, прослеживается негативная тенденция сокращения числа проверок и рост числа выявленных нарушений (табл. 4).

Таблица 4

Результаты осуществления контроля деятельности членов СРО аудиторов в 2016-2017 гг.

Показатель

2016

2017

Тем роста, %

Плановые проверки

11263

3419

30,4

Внеплановые проверки, в том числе по основаниям:

80

48

60,0

– жалоба

51

44

86,3

– иные, предусмотренные СРО основания

29

4

13,8

Общее количество проверок

11343

3467

30,6

Количество членов СРО аудиторов, в отношении которых были проведены проверки

7292

3467

47,5

Количество выявленных нарушений, в том числе в ходе:

2145

4569

213,0

– плановой проверки

2118

4464

210,8

– внеплановой проверки

27

105

388,9

Количество выявленных случаев нарушения стандартов деятельности СРО аудиторов

1880

4183

354,5

Примечание. Источник: составлено авторами по [5].

Наблюдается тенденция снижения практики применения мер дисциплинарного воздействия на членов соответствующих СРО аудиторов несколько лет подряд. В 2017 году на 4569 выявленных нарушения пришлось 532 случая применения мер дисциплинарного воздействия (табл. 5).

Таблица 5

Количество случаев применения СРО аудиторов мер дисциплинарного воздействия в 2016-2017 гг.

Показатель

2016

2017

Тем роста, %

Предписание

50

75

150,0

Предупреждение

163

173

106,1

Штраф

14

3

21,4

Приостановление членства

141

134

95,0

Исключение из членов

244

144

59,0

Иные меры

41

3

7,3

Всего мер

653

532

81,5

Примечание. Источник: составлено авторами по [5].

Таким образом, намечаются следующие тенденции развития саморегулирования аудиторской деятельность в России.

Снижение проявления принципов независимости и саморегулирования деятельности СРО аудиторов. В настоящее время при данных условиях экономической среды индивидуальные аудиторы и аудиторские организации сильно зависят от своих клиентов. Независимость института саморегулирование подрывается тем, что реформа аудита превратит СРО аудиторов в придаток государственного регулятора (Центрального банка РФ). Поэтому необходимо создавать условия обеспечения реальной независимости аудиторов и одновременно с этим повышать эффективность саморегулирования [6].

Угроза монополизма в саморегулировании. Уже в настоящее время в Росси сохранилось лишь два крупных СРО аудитов. По мнению Министерство финансов РФ такие укрупнение СРО аудиторов позволит увеличить их финансовую устойчивость, а значит сохранить возможность ими исполнять возложенные на них функции регулирование аудиторской деятельности. Однако, не совсем ясно какие критериями апеллирует исполнительная власть при установлении минимального числа членов СРО аудиторов, так как имеется явные тенденция общее сокращения числа аудиторов. Наличие двух саморегулируемых организаций аудиторов в ситуации изменения критериев обязательного аудита может в конечном счёте изжить всех СРО аудиторов. Наступит момент, когда ни одна из имеющихся саморегулируемых организаций не сможет набрать необходимое минимальное количество членов.

Снижение эффективности деятельности СРО аудиторов. В настоящее время имеют явные нарушения деятельности саморегулируемых организаций аудиторов в ходе выполнения своих функций. Так, СРО аудиторов не устанавливают стандарты аудиторской деятельности, что прямо противоречит федеральному закону. Кроме того, наблюдается негативная тенденция сокращения числа проверок и рост числа выявленных нарушений членами СРО.


Библиографическая ссылка

Хандрамай А.А., Анискин В.О. РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-2. – С. 128-131;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1878 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674