Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

СЕРВИСЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Ежеманская С.Н. 1 Александрова Г.В. 1 Куцевалов А.П. 1
1 ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
Рассмотрены современные тенденции использования эффективных информационных технологий и приоритеты государственной политики в области образования. Рассмотрены понятия и определения следующих терминов: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии и электронная информационно-образовательная среда образовательной организации. Определены цели использования электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и электронной информационно-образовательной среды образовательной организации. Рассмотрены требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, предъявляемые к электронной информационно-образовательной среде образовательной организации. Также рассмотрены требования, предъявляемые к учебному процессу в условиях электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Европейским фондом гарантий качества e-learning (EFQUEL). Сформулированы требования, предъявляемые к организации электронных сервисов сопровождения учебного процесса в электронной информационно-образовательной среде. Рассмотрены категории сервисов, входящих в состав электронной информационно-образовательной среды федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет», в том числе инфраструктурные сервисы, сервисы обеспечения и сопровождения учебного процесса, сервисы обеспечения задач управления учебным процессом. Рассмотрено функциональное наполнение сервисов электронной информационно-образовательной среды, а также вопросы доступа к электронным сервисам: аутентификация пользователей и управление учетной записью в электронной информационно-образовательной среде Сибирского федерального университета.
электронное обучение
дистанционные образовательные технологии
электронная информационно-образовательная среда
электронный сервис
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 27.06.2018 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.01.2019).
2. Программа развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СФУ на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: утверждена приказом ректора СФУ от 16 марта 2016 г. № 336. – Режим доступа: http://about.sfu-kras.ru/node/9241 (дата обращения 10.08.2018).
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 № 922. // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. – Режим доступа: http://fgosvo.ru (дата обращения 20.01.2019).
4. Официальный сайт European Foundation for Quality in e-Learning (EFQUEL) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://efquel.org/ (дата обращения: 20.01.2019).
5. Положение об электронной информационно-образовательной среде ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» [Электронный ресурс]: утверждено приказом ректора СФУ от 26 апреля 2018 г. № 648. – Режим доступа: http://about.sfu-kras.ru/node/10065 (дата обращения 20.01.2019).

Современная тенденция постепенного перехода от индустриального общества к информационному, в котором научные знания и информация становятся определяющими факторами для развития социально-экономической, политической и культурной сфер жизни людей, создают условия для широкого использования эффективных информационных технологий в области образования.

Электронное обучение (ЭО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ) выступают сегодня в качестве одного из приоритетов государственной политики в сфере образования и рассматриваются как неотъемлемая часть целостной системы образования.

Целью использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является повышение эффективности и качества предоставляемых образовательных услуг, интенсификация процесса обучения и предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ независимо от их местонахождения и времени обращения к электронным ресурсам.

Впервые определение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий было дано в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1].

Внедрение ЭО в образовательной организации предполагает существенное отличие от реализации образовательного процесса по традиционной технологии: обязательное применение баз данных и информационно-телекоммуникационных сетей. Фактически речь идет о создании и использовании в процессе обучения электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), через которую осуществляется доступ к электронным образовательным ресурсам, а также может осуществляться взаимодействие с педагогическим работником.

В ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.12 электронная информационно-образовательная среда (далее – ЭИОС, среда), определена как совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [1].

Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» определяется «Программой развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СФУ на 2016-2020 годы» Одним из мероприятий программы является построение электронной информационно-образовательной среды университета, обеспечивающей единую точку доступа ко всем информационно-образовательным ресурсам и информационным системам университета [2].

Целью работы ЭИОС университета является обеспечение условий для полноценной цифровой поддержки учебного процесса по образовательным программам всех уровней, а также создание условий для реализации современных образовательных технологий и методов обучения.

Формирование и развитие в образовательной организации собственной электронной информационно-образовательной среды, как составляющей единого информационного образовательного пространства, является не только одной из основных стратегических задач высшей школы для того, чтобы адаптироваться к быстро изменяющимся внешним условиям, но и фактически, с выходом новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, нормативным предписанием необходимости ЭИОС независимо от использования ЭО, ДОТ. В стандартах определен и краткий перечень требований к системе по обеспечению учебного процесса обучающихся.

Электронная информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать:

– доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), практик;

– формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок на эти работы.

В случае реализации программы бакалавриата с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий электронная информационно-образовательная среда Организация должна дополнительно обеспечивать:

– фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;

– проведение учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

– взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети «Интернет».

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих [3].

В связи с постоянно меняющейся обстановкой, появлением новых нормативных актов, и, как следствие, новых требований к электронной информационно-образовательной среде, разумно рассматривать электронную среду образовательной организации как комплекс взаимосвязанных электронных сервисов с возможностью их дополнения и расширения.

На основе анализа требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами к электронной информационно-образовательной среде, а также требований, предъявляемых к учебному процессу в условиях ЭО и ДОТ Европейским фондом гарантий качества e-learning (EFQUEL) [4] в рамках прохождения институциональной аккредитации e-learning ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», был сформулирован ряд требований, предъявляемых к организации электронных сервисов сопровождения учебного процесса:

– централизованное автоматизированное управление обучением;

– быстрое и эффективное размещение и предоставление учебного контента обучаемым;

– единая платформа для решения основных задач в рамках планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации;

– поддержка современных стандартов в сфере ДОТ;

– персонализация учебного контента и возможность его многократного использования;

– широкий диапазон средств организации взаимодействия между всеми участниками учебного процесса.

Данные требования были взяты за основу при формировании технического задания на реализацию электронных сервисов сопровождения процесса обучения в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».

На данный момент электронная информационно-образовательная среда ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» включает следующие категории сервисов:

– инфраструктурные сервисы, обеспечивающие функционирование платформы ЭИОС, ее отказоустойчивость и информационную безопасность;

– сервисы обеспечения и сопровождения учебного процесса;

– сервисы обеспечения задач управления учебным процессом.

Инфраструктурные сервисы включают: мультисервисную корпоративную информационно-вычислительную сеть университета, сервисы центра обработки данных, сервисы администрирования пользователей ЭИОС, аппаратные и программные средства мониторинга и управления сетевой инфраструктурой.

Сервисы обеспечения и сопровождения учебного процесса включают:

– сервис управления аккаунтом для доступа к другим сервисам ЭИОС (https://users.sfu-kras.ru);

– кольцо сайтов университета (www.sfu-kras.ru), включая его специализированные разделы и сервисы на русском и английском языках для студентов, поступающих, сотрудников и других категорий пользователей;

– сервисы управления учебным планированием, учета контингента студентов, разработки учебных планов и рабочих программ дисциплин (www.asup.sfu-kras.ru) и др.;

– электронные сервисы научной библиотеки, обеспечивающие онлайн доступ к электронным научным журналам и базам данных, электронным образовательным ресурсам и иным, как внешним, так и внутренним, информационным ресурсам (www.bik.sfu-kras.ru);

– корпоративный социальный сетевой сервис для студентов и аспирантов, преподавателей и сотрудников университета «Мой СФУ» (https://i.sfu-kras.ru);

– информационная обучающая система «е-Курсы» (https://e.sfu-kras.ru);

– корпоративная электронная почта для сотрудников (https://mail.sfu-kras.ru) и обучающихся (https://mail.stud.sfu-kras.ru/);

– сервис вебинаров и видеоконференций (https://webinar.sfu-kras.ru);

– официальные сообщества университета в социальных сетях. Ссылки на сообщества указываются на главной странице сайта университета [5].

Порядок доступа к отдельным сервисам ЭИОС университета устанавливается соответствующими локальными актами (положениями, регламентами, инструкциями).

Информационное наполнение ЭИОС определяется потребностями реализации образовательных программ, а также участниками образовательного процесса в соответствии с планами работы институтов, кафедр, лабораторий и иных подразделений, определяющих содержание учебного процесса.

Аутентификация пользователей в ЭИОС осуществляется с использованием пароля. Для каждого пользователя ЭИОС в момент зачисления на образовательную программу (для обучающихся) или в момент приема на работу (для сотрудников) создается учетная запись и соответствующие ей уникальные логин (имя пользователя) и пароль.

Управление учетной записью осуществляется с помощью специального сервиса https://users.sfu-kras.ru и заключается в выполнении следующих действий: получение информации о текущем логине (имени пользователя); смена пароля, восстановление пароля; установление привязки электронной почты для восстановления пароля. На сайте https://users.sfu-kras.ru размещается информация о порядке работы с учетной записью и информация по доступу к сервисам ЭИОС.

Таким образом, ЭИОС университета развивается в направлении развития отдельных сервисов, а также их интеграции для обеспечения персонализированного виртуального образовательного пространства.

Электронная информационно-образовательная среда СФУ полностью соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, что показала прошедшая в ноябре 2018 года государственная аккредитация образовательной деятельности университета.


Библиографическая ссылка

Ежеманская С.Н., Александрова Г.В., Куцевалов А.П. СЕРВИСЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-2. – С. 51-54;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1860 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674