Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

КОРРЕКЦИЯ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Маховых Ю.А. 1
1 ФГАОУ ВО СГУ
В статье изучены возрастные особенности подростков, описаны стратегии поведения в конфликтах и конфликтных ситуациях. Данный возраст является кризисным периодом в жизни человека. Подросток плохо управляет эмоциями и поведением и это нередко сказывается на отношениях с окружающими. Выбор стратегии поведения в конфликте подростком является актуальной темой, так как неадекватная реакция на конфликт или нахождение неверного решения проблемы влекут за собой негативные последствия, особенно в подростковом возрасте, когда идёт становление личности. Выделяют 5 стратегий поведения в конфликтных ситуациях: конкуренция, избегание, приспособление, сотрудничество и компромисс. Проведен анализ результатов эмпирического исследования наиболее предпочитаемых стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях с помощью комплекса подобранных методик: «Тест на конфликтность» Кноблоха-Фальконетта и «Оценка способов реагирования в конфликте» Томаса-Килманна. Создан инструментарий для их психологической коррекции в виде метафорических ассоциативных карт с учетом менталитета личности, так как человеку важнее всего психологически работать со стимульным материалом, который ближе ему по культуре, поэтому мы создали колоду, на которых изобразили героев поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.
стратегии поведения в конфликтных ситуациях
подростковый возраст
метафорические ассоциативные карты
1. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст]: Учебник для вузов. / А.Г. Маклаков – СПб: Питер, 2005. – 512-533 с.
2. Багаева В.В. Стратегии поведения в конфликте [Текст] / В.В. Багаева // Сибирский торгово-экономический журнал – 2015. – С. 91-92.
3. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи [Текст] / Б.И. Кононенко – М.: Вече 2000, АСТ, 2003. – 512 с.
4. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. Практическое пособие [Текст] / В.В. Драгунский – Мн.: Харвест, 1999. – 448 с.
5. Пушкин А.С. Руслан и Людмила. Поэма [Текст] / А.С. Пушкин – М., 2015. – 111 с.

Подростковый возраст характеризуется становлением собственного «Я», осознанием себя, формированием определённого взгляда на жизнь. Именно в этот период человек сравнивает свои ценности, интересы и мировоззрение с другими людьми. Из-за этого часто возникают конфликты с родителями, друзьями, учителями и просто знакомыми. На данном этапе особую роль играют реакция подростка на конфликт, его способность или неспособность найти конструктивное решение проблемы. На это оказывают влияние не только среда, в которой человек рос и воспитывался, но и его личностные качества.

Социализация подростка зависит от выбора стратегии поведения в конфликте, который способен также многое сказать про подростка, так как этот выбор диктуется не только социальным контекстом, но и психологическими особенностями личности. Неправильный выбор стратегии может оказаться не только неэффективным, но и вредить подростку, так как в этом возрасте он плохо контролирует эмоции и вместо нахождения пути решения конфликтной ситуации, он может прибегать к прекращению общения, вербальной и физической агрессии, уходу из дома и т.д.

Вопросами выбора стратегии поведения в конфликтных ситуациях занимались К. Томас, Р. Килманн, В.В. Багаева, Н.А. Рождественская, А.Н. Сизанов, Н.В. Фалейтор, Е.М. Рябущенко, А.М. Мамонтова, Н.В. Степанова, А.В. Семенов, Н.В. Гришина.

Одного мнения о том, какой возраст охватывает подростковый период, нет. Между подходами разных авторов есть различия. «А.Н. Леонтьев выделяет 7 стадий развития психики, последней из них является подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет). Б.Г. Ананьев также выделяет 7 стадий и 6 это подростковый период (12-16 лет для мальчиков и 12-15 лет для девочек)» [1, с. 98-99].

В этом возрасте у ребёнка продолжается обучение, появляется стремление к самореализации, он задумывается о будущей профессии. Таким образом, именно в этом возрасте у ребёнка появляются осознанные цели, долгосрочные планы. Тогда и формируется личность школьника, его мировоззрение, происходит осознание своего внутреннего «Я», гуманистических ценностей, таких как гражданская позиция, отношение к жизни и смерти, осознание места человека в мире. В данный период жизни человека конфликтные ситуации, которые часто возникают при общении с другими людьми, влияют на становление личности.

Чаще всего выделяют 5 стратегий поведения в конфликтных ситуациях: конкуренция (при этом человек старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб, интересам других, вынуждая их принимать нужное ему решение проблемы), избегание (индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения или уклоняется от решения конфликта), приспособление (действия совместно с другим человеком «без попытки отстаивать собственные интересы), сотрудничество (человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с другим человеком) и компромисс (обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном) [2, с. 91].

Эмпирическое исследование проводилось с помощью комплекса подобранных методик: «Тест на конфликтность» Кноблоха-Фальконетта и «Оценка способов реагирования в конфликте» Томаса-Килманна. Базой исследования было выбрано ГБОУ города Севастополя «Гимназия № 1 имени А.С. Пушкина». Выборку составили 14 человек (7 человек, возраст 12-13 лет, 7-А класс и 7 человек, возраст 15-16 лет, 10-Б класс).

Результаты по тесту на конфликтность Кноблоха-Фальконетта отображены в виде диаграммы и представлены ниже на рис. 1.

mah1.wmf

Рис. 1. Результаты по тесту на конфликтность Кноблоха-Фальконетта

mah2.wmf

Рис. 2. Результаты по методике Томаса-Килманна у 7 и 10 классов

Анализ полученных данных показывает, что у 57 % испытуемых преобладающим компонентом является эгохватание, у 29 % – гармоничность и у 14 % – нет преобладающего компонента или он не выражен ярко. Это говорит о том, что у большей половины подростков, которые прошли данный тест, может наблюдаться внутренняя конфликтность личности, неуверенность в себе и потребность в постоянной опеке и только у менее, чем четверти испытуемых присутствуют такие характеристики личности, как спокойствие, уверенность в себе, сбалансированность желаний и последовательность поведения.

Результаты по методике «Оценка способов реагирования в конфликте» Томаса-Килманна отображены в виде гистограммы и представлены ниже на рис. 2.

Анализ полученных данных показывает, что у учеников 7 класса преобладает стратегия приспособления, которая является стилем пассивного поведения и выражается в том, что человек, использующий данную стратегию пренебрегает своими интересами и смягчает конфликт посредством уступчивости, ни один из испытуемых, как показал результат, не использует сотрудничество в качестве основной стратегии поведения в конфликтной ситуации. У учеников 10 класса преобладающей стратегией поведения является компромисс, а также никто из них не использует стратегию приспособления в качестве основной. Данные результаты говорят о том, что в 12-13 лет подросток чаще использует стратегию приспособления, а к 15-16 годам на первый план выходит компромисс.

Отличия в результатах 7 и 10 класса могут быть связаны с тем, что в 15-16 лет школьник решает вопросы, связанные с его будущим, то есть от старших подростков требуют хотя бы первоначальное профессиональное самоопределение, поэтому многие из них могут быть тревожны в связи со сложностью выбора. Также можно отметить, что в данном возрасте интимно-личностное общение со сверстниками, в отличие от младших подростков (12-13 лет), у которых оно только становится ведущей деятельностью, постепенно уходит на второй план, поэтому и изменяется преобладающая стратегия поведения: приспособление заменяется компромиссом.

Наиболее предпочитаемой стратегией поведения является сотрудничество, так как при его использовании удовлетворяются потребности всех сторон, сохраняются хорошие отношения между участниками конфликта и происходит разрешение возникшей проблемы.

По результатам исследования можно сделать вывод, что подростки крайне редко используют данную стратегию, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на то, чтобы подростки выбирали сотрудничество в качестве основной стратегии поведения как можно чаще. Именно поэтому мы решили создать психологический инструментарий, который будет способствовать этому в виде метафорических ассоциативных карт (МАК).

Изучив многие колоды МАК, мы пришли к выводу, что они направлены на решение разных проблем и способы их решения зависит от того, что вложено в их основу, однако ни одна из колод не учитывает менталитет. Но именно это очень важно, так как менталитет разных стран сильно отличается и этот фактор будет влиять на коррекцию. Менталитет – присущая индивиду или определенной социальной общности совокупность специфического склада мышления и чувств, ценностных ориентаций и установок, представлений о мире и о себе, верований, мнений, предрассудков [3, с. 39]. Не менее важно в создании инструментария правильно подобрать цвета, так как это влияет на восприятие испытуемым карт, что также влияет на результат. Выбор основан на методике Макса Люшера, автора цветового теста оценки личности. Были использованы выводы В.В. Драгунского, приведённые в его монографии «Цветовой личностный тест. Практическое пособие», которая является методическим руководством к цветовому тесту Макса Люшера [4, с. 53-64].

Мы создали свою колоду ассоциативных карт, на которых изобразили героев поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. Некоторые созданные карты и их описание, которые были выполнены авторами, используя сказку [5], мы систематизировали в виде таблицы.

Созданные карты и их описание

Карты

Описание характера героя

Взятые цвета

mah3.tif

Главный герой поэмы, богатырь, собравший в себе различные качества: храбрость, верность, чувствительность, нетерпеливость, решимость, великодушие, он силен и физически, и духовно. Цельный потому, что соединил все эти черты характера в себе.

Чтобы показать его обладание большим количеством качеств мы использовали множество ярких цветов. Наличие красного говорит о силе, в том числе духовной. Темно-синий говорит о глубокомысленных размышлениях. Присутствие светло-серого говорит о готовности реагировать на раздражитель.

mah4.tif

Идеальная женщина: красивая, верная, нежная, стройная, про нее сказано: «прелестна прелестью небрежной». Является скромной, чувствительной. Наделенной добротой и умом.

Мы видим явное преобладание зеленого цвета. Это говорит о ее способности сохранять спокойствие и терпении, о ее настойчивости, выдержке и саморегуляции. Также присутствует большое количество желтого. Это говорит о том, что она ищет освобождение.

mah5.tif

Живая и говорящая голова великана, брата Черономора. Он охранял богатырский меч, который после Руслан использовал в борьбе с Черномором. Он дул с такой силой, что сносил богатыря, однако был повержен.

Беззаботное веселье, беспечность. «Очаровательное ничто» Гёте – именно голубой цвет преобладает на карте. Мы не использовали темно-синий, так как Голова не имел глубоких раздумий, зеленый и серый, так как не было свободы ни внутренней, ни внешней.

mah6.tif

Когда-то в молодую Наину влюбился финн, но она отказала ему, потому что считала недостойным себя. Она – гордая, самовлюбленная и капризная женщина, злая ведьма, которая ненавидит людей и желает Руслану всего самого плохого.

Множество фиолетового в сочетании с синим дает понять, что наблюдается склонность к тоскливому настроению и меланхолической серьёзности. Красный в одежде говорит о возбужденности, ярости, силе и раздражении старухи. От нее веет угрозой.

На данный момент создано 10 метафорических ассоциативных карт со всеми основными героями поэмы «Руслан и Людмила». В будущем будут создаваться карты по другим сказкам А.С. Пушкина, в перспективы входит разработка специальных упражнений с созданными картами для коррекции выбора стратегии поведения в конфликтных ситуациях.


Библиографическая ссылка

Маховых Ю.А. КОРРЕКЦИЯ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-1. – С. 47-50;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1835 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674