Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ WEB-СЕРВИСОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Кочеткова О.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
В статье рассматриваются содержательно-методические особенности использования web-сервисов в школьном курсе информатики. Применение web-сервисов в процессе обучения информатике способствуют лучшему осмыслению материала учащимися и развитию у них интереса к предмету, позволяют повысить у них мотивацию к обучению, улучшить качество и эффективность образовательного процесса, реализовать личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы. По мнению автора статьи, web-сервисы можно применять на различных этапах уроках, учитывая возрастные особенности и уровень подготовки учащихся: на этапе актуализации знаний и изучения нового материала, на этапе закрепления и в качестве домашнего задания, при проведении практических работ учащихся и организации их самостоятельной работы. Исходя из целей обучения информатике в школе, сформулированных во ФГОС, в статье выделены web-сервисы, которые целесообразно применять в образовательном процессе (wiki-сервисы, карты знаний, ленты времени, контролирующие сервисы, ментальные карты и т.д.), описаны их общие характеристики. Рассмотрены некоторые возможные варианты использования сервисов на различных этапах урока информатики в школе, помогающие сделать учебный процесс эффективнее и интереснее, приведены примеры разработанных заданий по информатике.
школа
информатика
информационные технологии
урок
этапы урока
образовательные web-сервисы
1. Кочеткова О.А., Полякова А.И. Использование сервисов web 2.0 в работе учителя информатики и ИКТ // Актуальные проблемы обучения физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе: Сборник статей VII Межрегиональной научно-практической конференции учителей / Под общ. ред. М.А. Родионова. 2016. С. 158–161.
2. Несговорова Н.П., Савельев В.Г. Cтандартизация образования и готовность педагогов к реализации ФГОС ОО: перспективы, проблемы, риски // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19075 (дата обращения: 13.03.2019).
3. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю, 2-е изд., испр. М: Интуит.ру, 2007. 64 с.
4. Моглан Д.В. Методические аспекты использования сервисов Веб 2.0 в процессе смешанного обучения // Открытое образование. 2018. № 22 (1). С. 4–12.
5. Кочеткова О.А., Пудовкина Ю.Н. Методические рекомендации по построению урока информатики с использованием интерактивных пособий. Актуальные проблемы современного образования: опят и инновации: материалы научно-практической конференции с международным участием, г. Ульяновск, 2015. С. 139–141.
6. Кречетников К.Г., Кречетникова И.В. Социальные сетевые сервисы в образовании // Открытое и дистанционное образование. 2010. № 3 (39). С. 45–51.

Современный урок в школе трудно представить без применения информационных технологий: электронные образовательные ресурсы, образовательные web-сервисы, онлайн-доски, различные анимированные приложения и т.д. [1]. Согласно ФГОС успешность современного учителя, в том числе и учителя информатики, фактически определяется необходимостью использовать в учебно-воспитательном процессе ИКТ, в частности образовательные web-сервисы [2]. В настоящее время однозначного определения данному термину не существует, но обобщив большинство из них можно сказать, что рассматриваемые сервисы предполагают создание приложения, функциональность которого была полностью определена автором на этапе разработки [3, 4].

Применение web-сервисов в процессе обучения информатике позволяет повысить мотивацию учащихся к обучению, улучшить качество и эффективность образовательного процесса, способствуют лучшему осмыслению материала учащимися и развитию у них интереса к предмету, реализовать личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы, изменить способы обучения и усвоения учебного материала и т.д. Вышесказанное определяет актуальность данной статьи. Целью работы является рассмотрение технологии и возможности применения web-сервисов на уроках информатики в школе. В работе использовались следующие методы исследования:

- анализ методической литературы и образовательных сервисов;

- изучение нормативных документов, определяющих структуру и содержание обучения информатики в школе;

- анализ содержания различных дидактических материалов по информатике;

- беседы с учителями информатики и ИКТ, учащимися.

В научной литературе обучающие web-приложения рассматриваются с различных позиций: средство реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению; возможность самостоятельно или с помощью учителя освоить учебный материал; нахождение решения каких-либо поставленных задач в том или ином контексте изучаемой темы. Рассматриваемые сервисы обеспечивают для каждого из учащихся индивидуальный режим работы; активируют их самостоятельность; формируют навыки исследовательской деятельности; способствуют всестороннему познанию изучаемого объекта, позволяют эффективно решать практически весь спектр дидактических задач; усовершенствуют контроль качества знаний.

В настоящее время разработано множество электронных образовательных ресурсов по разным предметам с помощью web-сервисов, которые можно применять на различных этапах уроках, с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся: на этапе актуализации знаний и изучения нового материала, на этапе закрепления и в качестве домашнего задания, при проведении практических работ и организации самостоятельной работы учащихся [5]. Не всегда готовые электронные ресрсы по предметам удовлетворяют всем требованиям учителя, а изменение их содержания требует больших временных и интеллектуальных затрат, специальных навыков в области информационно-коммуникационных технологий.

Выделим преимущества web-сервисов в сравнении с традиционными методами обучения:

- интерактивность и непрерывность – высокий уровень взаимодействия учителя и учащихся;

- быстрота создания интерактивного задания и моментальная проверка правильности его выполнения;

- возможность встраивания задания на html?страницу;

- поддержка многими шаблонами работы с картинками, звуком и видео;

- содержание большой коллекции уже созданных другими учителями упражнений;

- возможность самостоятельного или совместного создания сетевого учебного материала;

- возможность поиск и обмена упражнений по категориям (по предметам) [6].

Исходя из целей обучения информатике в школе, которые формулируются во ФГОС, в статье выделены web-сервисы, которые эффективно применяются в образовательном процессе: wiki-сервисы, карты знаний, ленты времени, контролирующие сервисы, ментальные карты и т.д. Одни из них предназначены для закрепления знаний и умений, другие ориентированы на усвоение новых понятий. Рассмотрим некоторые возможные варианты использования сервисов на различных этапах урока информатики в школе.

1. Сервис Symbaloo (https://www.symbaloo.com) используется для создания визуальной коллекции закладок по изучаемой теме. Данный сервис может быть использован как учителями, так и учениками при подготовке к урокам, практическим и лабораторным работам, написанию рефератов и сообщений. На любом этапе урока учащимся может быть предложена ссылка на какой-либо сайт по изучаемой теме и дается задание. Например, при изучении темы «Компьютерные сети. Интернет» (9 класс) учащиеся получают задание: на сервисе Symbaloo найдите вкладку «География» Интернета. Определение маршрута прохождения информации», выполните практическую работу.

2. Социальный фотосервис Flickr (https://www.flickr.com/) предназначен для хранения и дальнейшего использования пользователями цифровых фотографий и видеороликов. Например, сервис может применяться на этапе объяснения нового материала при изучении темы «Топологии компьютерных сетей» (рис. 1).

kochet1.tif

Рис. 1. Топологии компьютерных сетей

kochet2.tif

Рис. 2. Тест, разработанный с помощью сервиса drive.google

3. Вики сервис Letopisi (http://letopisi.org/) используется для создания коллективных стенгазет и представлен в виде путеводителя для учеников и учителей. Этот сервис поможет при коллективной работе, а также парной и индивидуальной. Например, сервис может применяться в качестве группового задания по теме «Компьютерные сети. Интернет» для повторения пройденного результата.

4. Сервис для создания опросов и тестов Google Диск (https://www.google.ru/intl/ru/forms/about/), включающий хранение файлов в Интернете, общий доступ к ним и совместное редактирование. В состав Google Диска входят Google Документы, Таблицы и Презентации. На рис. 2, представлен разработанный тест по теме «Системы счисления» на сервисе drive.google.

Сервис используется для проверки знаний учащихся, а также при подготовке и проведении контрольных и самостоятельных работ.

5. Сервис LearningApps (https://learningapps.org/) используется при подготовке и проведении контрольных и самостоятельных работ, а так же для решения нестандартных задач. На сайте есть много готовых упражнений, которые могут быть непосредственно включены в содержание обучения. Например, дидактическая игра «Найдите слова» может применяться для закрепления знаний в конце урока при изучении новой темы «Компьютерные сети. Интернет» (рис. 3).

kochet3.tif

Рис. 3. Дидактическая игра «Найдите слова»

Задание «Вставь пропущенные слова» используется вначале урока, в качестве актуализации знаний, при изучении темы «Компьютерные сети. Интернет» (https://learningapps.org/display?v=pw79o5zka18).

В табл. 1 представлены разработанные в сервисе learningapps.org интерактивные задания по информатике для 7–11 классов.

Таблица 1

Интерактивные задания по информатике

Класс

Тема урока

Интерактивное задание

Ссылка

11

Одномерные массивы. Основные определения

Задание «Вставьте пропущенные слова»

http://learningapps.org/349806

11

Локальные и глобальные компьютерные сети

Задание «Составьте слова из данных букв»

http://learningapps.org/display?v=p3zvu7cf201

7

Текстовый редактор

Игра «Кто хочет стать миллионером»

http://learningapps.org/display?v=pqivwddg301

9

Коммуникационные технологии

Задание «Разгадайте кроссворд»

http://learningapps.org/display?v=ponp6sccj01

8

Устройства компьютера

Задание «Найти пару»

http://learningapps.org/display?v=pbh1z9x1k01

9

Растровые и векторные графические изображения

Задание «Викторина с вводом текста»

http://learningapps.org/display?v=ptqefycut01

8

Устройства ввода – вывода информации

Задание «Подпишите части компьютера»

http://learningapps.org/display?v=p1k33te3201

9

Измерение информации

Задание «Расставить единицы измерения в порядке возрастания»

http://learningapps.org/380327

10

Программное обеспечение компьютера

Задание «В соответствии с темами закладок, выберите все программы, соответствующие данным разделам

http://learningapps.org/279165

7

Инструменты Paint

Задание «Вставьте пропущенные слова»

http://learningapps.org/516050

6. Сервис Tiki-Toki (https://www.tiki-toki.com/) позволяет создавать интерактивные таймлайны или ленты событий, привязанных к конкретному промежутку времени. Ленты времени можно применять на уроках информатики для отображения учебного материала в четкой хронологической последовательности, а так же представление результатов исследовательской и проектной деятельности учащихся, анализа и систематизации информации. Например, на уроках информатики сервис Tiki-Toki удобно использовать при изучении тем «История развития сети Интернет», «История развития ЭВМ», «Компьютерное пиратство: история возникновения», «История появления и развития вирусных и антивирусных программ», а также при выполнении проектных заданий, таких как «Появления и развития игровых программ» или «История развития искусственного интеллекта».

В табл. 2 приведены примеры сервисов, которые могут применяться в работе учителя информатики как в классно-урочной, так и во внеурочной деятельности.

Таблица 2

Образовательные web-сервисы

Название сервиса и его адрес

Назначение

Области применения в образовательном процессе

Wikipedia

(http://www.wikipedia.org/)

Создание справочных статей

Оформление справочных статей по изучаемому материалу.

Организация внутришкольных ресурсов на базе платформы Wiki

Твой тест

(http://www.make-test.ru/)

Создание и прохождение тестовых заданий

Организация тестирования учащихся с целью проверки уровня знаний или выполнения иных исследований

Фабрика кроссвордов

(http://puzzlecup.com/)

Решение кроссвордом

Создание и решение кроссвордов в процессе изучения и освоения учебного материала

Diagramly

(https://www.draw.io/)

Построение диаграмм, схем, графиков и рисунков различных типов

Оформление докладов и презентация

Timetoast

(https://www.timetoast.com/)

Создания лент времени. Размещение событий в хронологическом порядке с привязкой ко времени и месту

Оформление докладов и презентация

Открытый класс

(http://www.openclass.ru/node/195)

Сервис для общения учителей, учащихся и их родителей, позволяющий обсуждать, создавать, оценивать различные образовательные ресурсы Интернета и организовывать проекты

Организация научной конференции, проектной и исследовательской работы

Апробация разработанных заданий проведена в МБОУ СОШ № 12 г. Пензы имени В.В. Тарасова. Не смотря на эффективность применения web-сервисов на уроках информатики, отметим некоторые сложности их применения:

1. Отсутствие или ограничение в свободном доступе Интернета в школе.

2. Низкая компетентность учителей в вопросах использования web-сервисов в образовательном процессе.

3. Недостаточно разработаны методики использования сервисов в школе.

4. Практически отсутствует понимание педагогической целесообразности интерактивного обучения.

Таким образом, проведенная работа позволила сделать вывод о том, что применение web-сервисов на уроках информатики в школе влияет не только на успешное усвоение материала, но и на отношение учащихся к предмету, способствует формированию умений самостоятельной работы с различными источниками информации и умений усваивать и анализировать новый материал.


Библиографическая ссылка

Кочеткова О.А. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ WEB-СЕРВИСОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-1. – С. 7-11;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1826 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674