Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Романова М.М. 1 Зуйкова А.А. 1 Берлева С.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Актуальность данной статьи обусловлена современными преобразованиями и значительной трансформацией высшей школы. Статья посвящена анализу компетентностного подхода в медицинском вузе при преподавании поликлинической терапии в процессе формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Образовательный процесс на кафедре поликлинической терапии в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (3+) по дисциплине «Поликлиническая терапия» организован в соответствии с компетентностным подходом, что нашло свое отражение при определении целей образования, отбора содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Формирование компетенций у обучающихся происходит ежедневно во время практических занятий, решения профессиональных задач, тестовых заданий, в ходе выполнения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы, прохождения лекционного курса и летней производственной практики в качестве помощника врача участкового терапевта, заполнения дневников, протоколов курации больных, использованием в образовательном процессе на кафедре современных педагогических технологий. В статье подчеркивается роль непрерывного образования педагогов в совершенствовании профессиональной компетентности в области педагогической теории и профессиональной практической педагогической деятельности. Реализации компетентностного подхода на кафедре поликлинической терапии раскрывает целостный опыт выполнения, освоения и совершенствования компетенций, постоянное и непрерывное самообразование и саморазвитие всех участников образовательного процесса.
компетентностный подход
компетенции
поликлиническая терапия
медицинский вуз
педгогический процесс
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://2016-god.com/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gody (дата обращения: 15.10.2018).
2. Кондаков А.М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя // Педагогика. 2010. № 10. С. 37.
3. Акапьев В.Л., Немыкина Н.В., Немыкин Н.И. Роль компетентностного подхода в современном образовании // Фундаментальные исследования. 2013. 11–7. С. 1402–1406.
4. Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012). М.: Буки-Веди, 2012 [Электронный ресурс]. URL-https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (дата обращения: 15.10.2018).
5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия. 2000. 321 с.
6. Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Академия. 2003. 256 с.
7. Селевко Г.К. Компетентности и их квалификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 138.
8. Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога // Педагогика. 2010. № 5. С. 35.
9. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология. М.; СПб.; Ниж. Новгород; Киев, 2009. С. 32.
10. Болотских В.И., Зуйкова А.А., Романова М.М., Красноруцкая О.Н. Опыт применения новых педагогических технологий на старших курсах медицинского университета // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12–3. С. 476–479.
11. Романова М.М., Зуйкова А.А., Красноруцкая О.Н. К вопросу о нравственном воспитании студентов медицинского университета // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2016. № 63. С. 79–84.
12. Романова М.М., Зуйкова А.А. Особенности организации преподавания поликлинической терапии в современных условиях // Успехи современного естествознания. 2015. № 1–8. С. 1308–1310.
13. Романова М.М., Зуйкова А.А., Бабкин А.П. Актуальные аспекты преподавания терапии в медицинском университете в амбулаторных условиях // Высшее образование в России: история и современность / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2017. С. 262–273.
14. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 10.
15. Розов Н.Х. Проблемы психолого-педагогических кадров в непедагогических вузах // Педагогика. 2010. № 10. С. 80.

Развитие и совершенствование системы образования в нашей стране проходит в рамках Болонского процесса, поэтому возрастает роль компетентностного подхода в педагогической деятельности, в том числе в высшем отечественном образовании, в медицинских высших учебных заведениях. В соответствии с «Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы» [1] для образовательных учреждений страны ставится задача «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования», создавать условия для формирования личности [2]. И это актуально на всех уровнях отечественного образования и для любого образовательного учреждения. В том числе и для системы высшего медицинского образования, и для преподавания поликлинической терапии в медицинском вузе.

Так сложилось, что для отечественной педагогической традиции характерен был преимущественно знаниевый характер образования; часто можно было наблюдать невостребованность результатов обучения в социальной и экономической практике и низкую личностную значимость педагогических процессов [3, 4]. Компетентностный подход выступает как бы в качестве альтернативы или, скорее, дополнения к сложившему исторически характеру отечественного образования. Его цель – личностная способность выпускника-специалиста решать определенный круг проблем – компетентность, которая формируется из определенно описанного качества – компетенции.

В настоящее время в педагогической науке и практике определенные общие принципы, цели, содержание образования, особенности организации и оценки образовательного процесса и результатов составляют компетентностный подход. Образовательные компетенции включают базовые, ключевые, общепредметные и предметные [5, 6]. Среди ключевых образовательных компетенций выделяют ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникационные, социально-трудовые, личностные и др. В отечественной педагогической научной литературе встречаются такие компетенции, как ценностно-смысловые (способность к видению и пониманию мира, готовность к выбору смысловых установок), общекультурные (знание и личностное отношение к культуре), досуговые (способность к организации и самоорганизации культурного досуга) и др. [7–9].

В каждой отрасли знания, для осуществления любой профессиональной деятельности необходим свой уникальный набор компетенций. Поэтому требуется специфическая формулировка целей образования в компетентностном подходе, что представляет собой отдельную важную задачу. В то же время необходим и новый подход к построению педагогического процесса, который предполагает не только и не столько изменение структуры целеполагания, но и перестройку всего образовательного процесса. И в медицинском высшем образовании страны в настоящее время такие компетенции сформулированы, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах для разных факультетов медицинских вузов страны.

Цель исследования: изучение особенностей компетентностного подхода при преподавании поликлинической терапии в медицинском вузе.

Материалы и методы исследования

В работе применялся метод теоретического анализа и синтеза научных источников по педагогике, собственный педагогический опыт преподавания медицинских и психолого-педагогических в медицинском вузе, в высшей отечественной школе. В работе были использованы данные литературных источников, нормативно-правовые акты, рабочая программа по дисциплине; применялись методы системного анализа, оценки информационного и дидактического содержания; психолого-педагогический опыт.

Результаты исследования и их обсуждение

В системе высшего образования в медицинском вузе стратегия преподавания всех дисциплин, в том числе поликлинической терапии, основана на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) (3+) высшего медицинского образования. Образовательный процесс формируется на принципах компетентностно-ориентированного подхода, ориентирован на базисные особенности современной медицинской науки и практического здравоохранения, акцентирован на подготовку врача терапевта первичного звена, осуществляющего свою профессиональную деятельность в амбулаторно-поликлинических условиях [10].

Кафедра поликлинической терапии организована в Воронежском государственном медицинском университете им. Н.Н. Бурденко, который отмечает в 2018 г. свой 100-летний юбилей, 15 лет назад. За этот период кафедра прошла сложный и серьезный путь становления, постоянного обновления и совершенствования, роста и развития. В соответствии с новыми Федеральными законами «Об образовании» и «Об основах охраны здоровья граждан», подзаконными актами министерств образования и здравоохранения страны, с изменяющимися и совершенствующимися Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования на кафедре поликлинической терапии происходит трансформация и оптимизация педагогического процесса, качество и эффективность обучения студентов-медиков.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета) (ФГОС 3+) ставит задачу формирования определенных компетенций, полученных выпускниками в ходе обучения [11]. Образовательный процесс на кафедре поликлинической терапии ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (3+) по дисциплине «Поликлиническая терапия» организован в соответствии с компетентностным подходом, что нашло свое отражение при определении целей образования, отбора содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [12, 13].

У студентов в процессе обучения и освоения учебной дисциплины «Поликлиническая терапия» формируются общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции. Все они сформулированы в соответствии с ФГОС в рабочей программе дисциплины, отражены в методических рекомендациях преподавателям и методических указаниях обучающимся к каждому практическому занятию. Формирование компетенций у обучающихся происходит в ходе обучения при реализации учебного плана и рабочей программы дисциплины. Рассмотрим их подробнее.

К общекультурным компетенциям относится способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу; формируется во время ежедневных практических занятий, лекционного курса и прохождения летней производственной практики в качестве помощника врача участкового терапевта. Среди общепрофессиональных компетенций – готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с учетом различных новейших ресурсов, терминов, и технологий, в том числе с применением компьютера и интернет-ресурсов; способность применять принципы этики и деонтологии и другие.

Студент лечебного факультета должен в процессе освоения учебной дисциплины «Поликлиническая терапия» уметь применять и систематизировать знания, полученные на других дисциплинах, проводить анализ клинических случаев с позиций современных научных концепций, проводить анализ актуальной литературы, экспериментальных и клинических данных, стандартов и законопроектов в области медицины; должен владеть научными понятиями и навыками научного анализа, а также современной методологией в ходе практической деятельности и научно-исследовательской работы; должен владеть принципами медицинской этики и врачебной деонтологии; навыками общения с пациентами и их родственниками.

Среди профессиональных компетенций знание, владение, умения проводить диспансеризацию и диспансерное наблюдение, профилактические осмотры, клиническое обследование пациента в амбулаторных условиях – сбор и анализ жалоб пациента, данных его анамнеза, проведения клинического обследования пациентов, а также использование лабораторных и инструментальных исследований для постановки диагноза, особенностям применения природных лечебных факторов и способов лечения, назначения немедикаментозного лечения и фармакологических препаратов, решение вопросов экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности, санаторно-курортного лечения, реабилитационных программ, программ профилактики, направления в дневной стационар, центр здоровья, отделение медицинской профилактики, консультацию узкого специалиста и другие.

Обучающийся в рамках этих компетенций должен знать показатели в норме и при патологии результатов современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей: лабораторных методов диагностики; методов функциональной диагностики; знать алгоритм постановки предварительного и клинического диагноза; должен знать международную классификацию причин болезни и смерти; тактику клинического обследования больного на амбулаторно-поликлиническом этапе, диагностический алгоритм и стандарты обследования пациента с заболеваниями различного генеза при проведении амбулаторно-поликлинического наблюдения, при направлении на госпитализацию, в дневной стационар, на санаторно-курортное лечение, в реабилитационные центры, при оказании гериатрической и паллиативной помощи; методику обследования больных на дому; знать показатели в норме и при патологии результатов современных диагностических технологий: лабораторных, функциональных и других методов диагностики; выполнять алгоритмы обследования больного, особенности проведения медицинских экспертиз; текущие регламенты по экспертизе временной и стойкой утраты трудоспособности;

При формировании профессиональных компетенций в медицинском вузе на кафедре поликлинической терапии особое внимание уделяется тому, что студент должен уметь пользоваться законодательством, установками по экспертизе трудоспособности; определить причину временной нетрудоспособности, критерии выздоровления и восстановления трудоспособности; своевременно выявлять признаки инвалидности, определять группу, оформлять документы для направления на медико-социальную экспертизу. Умения и навыки по заполнению медицинской документации врача участкового терапевта отрабатываются при ежедневном заполнении студентом дневника, включающего протоколы курации больных, выписку рецептов, другой документации участкового врача-терапевта и т.д.

В процессе обучения поликлинической терапии студент в рамках этих компетенций должен освоить особенности анализа эффективности назначенного лечения; тактики ведения пациентов в амбулаторных условиях с патологией различных органов и систем с учетом гендерных и возрастных особенностей, их атипичных форм, внезапных, острых и неотложных состояний, дифференциального диагноза, анализа результатов диспансеризации, формирования здорового образа жизни, санитарно-просветительской работы и т.д.

Несколько отдельно выделяются такие профессиональные компетенции как способность к участию в проведении научных исследований по проблемам заболеваний различного генеза и готовность к анализу и публичному представлению медицинской информации о заболеваниях различного генеза на основе доказательной медицины. Эти профессиональные компетенции реализуются в ходе выполнения обучающимися учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы под руководством преподавателя.

При обучении на кафедре поликлинической терапии освоение студентами медицинского вуза всех этих компетенций – и общекультурных, и общепрофессиональных, и профессиональных – происходит ежедневно во время практических занятий, в ходе выполнения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы, прохождения лекционного курса и летней производственной практики в качестве помощника врача участкового терапевта, заполнения дневников, протоколов курации больных, решения профессиональных задач, тестовых заданий. Компетентностный подход реализуется и при использовании в образовательном процессе на кафедре современных педагогических технологий, таких как технологии развивающего обучения, критического мышления, мозгового штурма, информационно-коммуникативные, поисковые, исследовательские, проектные и др. [3, 10, 11]. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

Вместе с тем компетентностно-ориентированный подход определяет также необходимость овладения педагогом ключевыми компетенциями, чтобы быть профессионально подготовленным к модернизации системы высшего образования в России. Преподаватель высшей школы в свою очередь должен владеть и совершенствовать свои компетентности, компетенции и метакачествах педагога, которые обеспечивают совершенствование профессионализма на современном этапе их модернизации, подчеркивая при этом его педагогический профессионализм «как важнейшую составляющую часть в избранной им предметной области; психолого-педагогическую, методическую и технологическую подготовку и его высокие личностные качества» [14, 15].

Компетентностный подход нацеливает преподавателя высшей школы на совершенствование образовательного процесса, поиск новых приемов, методов, методик и технологий при преподавании, а также на непрерывное самовоспитание, саморазвитие и самосовершенствование. И в рамках непрерывного профессионального образования это в том числе становится возможным и реальным. В Воронежском государственном медицинском университете им. Н.Н. Бурденко совершенствование профессиональной компетентности в области педагогической теории и профессиональной практической педагогической деятельности на кафедре педагогики и психологии этот процесс постоянно осуществляется всеми преподавателями высшей школы.

Только преподаватель-профессионал, обладая глубокими, многоаспектными знаниями и навыками их применения в самом образовательном процессе формирует в процессе педагогической деятельности индивидуальный педагогический почерк, который, совершенствуясь, вырастает в высокую педагогическую компетентность [15], что в свою очередь способствует совершенствованию педагогического процесса и совершенствованию формирования профессиональных компетенций у выпускников медицинского вуза в системе отечественного высшего образования.

Специфика работы врача участкового терапевта поликлиники требует большой оперативности, необходимости самостоятельно и быстро принимать решения, назначать лечение с учетом возможности приобретения пациентом нужных лекарств; надо уметь оценить эффективность лечения и причины ее отсутствия. В достаточно сложных условиях современного периода отечественного здравоохранения еще более возрастает роль первичного звена оказания медицинской помощи, в учреждениях которого начинают и заканчивают лечение 80–85 % пациентов. Терапия как специальность остается наиболее массовой и востребованной в практическом здравоохранении, поэтому потребность в подготовке специалиста-терапевта на современном уровне, в том числе и особенно работающего в амбулаторно-поликлинических учреждениях, является актуальной [10, 12, 13].

Невозможно переоценить вклад качества обучения в медицинском вузе на кафедре поликлинической терапии, в том числе в формировании профессиональных компетенций врача-терапевта участкового. Хорошо известно, что в современной ситуации участковый терапевт, врач общей практики должен быть универсалом, поскольку к нему обращаются пациенты с самой разнообразной патологией. Важнейшие разделы работы врача познаются только в первичном звене здравоохранения, в амбулаторно-поликлинических условиях и требуют большого объема дополнительных знаний и умений: медико-социальная экспертиза, ранняя диагностика заболеваний, вопросы профилактики, диспансеризации, амбулаторной реабилитации, особенности патологии и лечения разных возрастных групп.

Заключение

Таким образом, проведенный анализ реализации компетентностного подхода на кафедре поликлинической терапии подчеркивает целостный опыт выполнения, освоения и совершенствования профессиональных и социальных функций и компетенций, решения профессиональных и жизненных проблем, постоянное и непрерывное самообразование и саморазвитие, раскрывает необходимость и целесообразность непрерывного совершенствования формирования профессиональных компетенций обучающихся и педагогической профессиональной компетентности.


Библиографическая ссылка

Романова М.М., Зуйкова А.А., Берлева С.Ю. ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 6. – С. 41-45;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1786 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674