Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

СОСТОЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Старикова И.В. 1 Радышевская Т.Н. 1 Чаплиева Е.М. 1 Журавлева М.В. 1 Александрина Е.С. 1
1 ФГБУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет»
Были обследованы 52 студента стоматологического факультета 5 курса медицинского вуза в возрасте от 18 до 21 года. Определяли состояние тревожности и уровень мотивации к обучению. В результате исследования выявлено, что у зарубежных студентов в большей степени выражено повышение уровня тревоги, психического напряжения и психической усталости, чем у российских студентов. У отечественных студентов степень тревоги и личностная тревожность связана в первую очередь с адаптацией к учебному процессу. Высокий уровень тревоги и личностной тревожности у зарубежных студентов связан не только с адаптационными механизмами к учебному процессу, но и с языковым барьером, изменениями в социально-бытовой среде. Анализ мотивов к учебной деятельности студентов выявили следующее: желание стать высококвалифицированным специалистом было у 15 (56,7%) зарубежных студентов и у 17 (65,3%) российских студентов. Приобрести глубокие и прочные знания хотели 18 (69.2%) зарубежных и 16 (61,5%) российских студентов. Получение диплома приоритетным посчитали 20 (77%) иностранных и 22 (84,6%) российских студентов, одобрения родителей 13 (50%) и 16 (61,2%) соответственно.
мотивация
учебная деятельность
уровень тревожности
адаптация
1. Спиркина И.Б. Профессиональная мотивация как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности студента медицинского вуза / Современная система воспитания студента медицинского вуза: состояние и направления развития / Под общей редакцией д.м.н., профессора Р.Е. Калинина и д.м.н., профессора В.А. Кирюшина. – 2016. – С. 133–136.
2. Кварацхелия А.Г., Никитюк Д.Б., Клочкова С.В., Алексеева Н.Т. Формирование мотиваций профессиональной деятельности и компетентностный подход при работе со студентами медицинского вуза // Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. – 2016. – Т. 6. № 3. – С. 237–239.
3. Квач Н.В. К вопросу о формировании профессиональной готовности студентов вузов средствами мотивации // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/viewid=12245 (дата обращения: 19.05.2018).
4. Старикова И.В., Алешина Н.Ф., Триголос Н.Н., Попова А.Н., Крайнов С.В., Рукавишникова Л.И., Чаплиева Е.М. Использование ролевых игр в процессе обучения студентов-стоматологов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/viewid=19821 (дата обращения: 19.05.2018).
5. Артюхина А.И., Чумаков В.И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе: учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2012. – 212 с.
6. Кремнева Д.С., Старикова И.В., Радышевская Т.Н., Марымова Е.Б. Сравнение мотивации к обучению иностранных и российских студентов стоматологического факультета ВолгГМУ // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статей V Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. – С. 326–329.

Повышение мотивации студентов к учебной деятельности имеет огромное значение, так как уровень обучения студента определяется не только его способностями, но и «силой» мотивации, а также применяемыми методами обучения. К ориентации на успех будущего специалиста может привести знание особенностей потребностно-мотивационной сферы личности, умение преподавателя заинтересовать студента в процессе обучения.

Преподаватель должен выполнять обучающую, воспитательную и исследовательскую функции, от этого зависит интерес студентов к дисциплине. В основе подготовки будущих врачей лежит высокая мотивация студентов на получение знаний, которая должна опираться на потребность человека в признании, что делает человека более уверенным, дает ему чувство собственного достоинства [1].

Термин «мотивация» появился в литературе для объяснения особых форм поведения (так называемых мотивационных) и в течение долгого времени существовал самостоятельно. Любое поведение в той или иной степени включает мотивацию, но формы проявления её разнообразны. Формирование социальных мотиваций человека (получение образования, занятие определенной профессии, интерес к предметам искусства, литературы) происходит в процессе общественного воспитания [2].

Учебная деятельность студента – это усвоение знаний, самостоятельное приобретение их. Знания строения потребностно-мотивационной сферы личности студента и её элементах необходимы преподавателю для увеличения интереса к получению знаний. Преподавателю необходимо создавать такие ситуации, которые отвечают потребностям студентов, используя различные методики обучения.

Успешность обучения студента зависит от развития потребности в достижении цели, в нацеленности на успех. У разных студентов различные мотивации, такие как стать высококвалифицированным специалистом, получить диплом, отсутствие мотивация к учебной деятельности. Следовательно, преподаватели вузов мотивацию к обучению в вузе должны рассматривать как начало всей последующей работы [3]. Помимо общей профессиональной мотивации, у студентов появляется определённое отношение к разным учебным предметам, которое определяется важностью их для профессиональной подготовки, качеством преподавания, взаимоотношением с педагогом.

Мотивация – является движущей силой поведения человека и связана с такими сторонами личности, как характер, потребности, чувства, эмоции, воля, самореализация и самооценка. Проблема профессиональной мотивации в развитии личности, несомненно, является актуальной. Проведение исследования в этой области позволит разработать методические рекомендации для преподавателей и студентов. Чтобы повысить мотивацию студентов к приобретению знаний и умений будущей профессии, можно включать проведение тренинга развития мотивации для студентов. Это могут быть тренинги по формированию знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности; формированию потребностей и мотивов профессионального развития; оценки профессиональных способностей и возможностей, по самовоспитанию, саморазвитию и так далее. В результате таких тренингов студенты осознают цель обучения в вузе, учатся работать над собой. Раскрыть потенциальные возможности личности студента поможет правильная организация учебного процесса. Для этого в обучении необходимо использовать активные методы обучения, организовать работу студентов в малых группах, привлекать их к научно-исследовательской работе [4].

Особые требования предъявляются к студентам-медикам. Процесс повышения качества подготовки будущих врачей сложен, в его основе должна лежать мотивация студентов на получение знаний и работы с людьми. Отсутствие мотивации к учебной деятельности не может способствовать формированию высококлассного специалиста в дальнейшем. Студент должен научиться самостоятельно получать знания и иметь навыки клинического мышления [5]. Только целенаправленная работа над повышением своих знаний приведет к успешной деятельности в избранной профессии в дальнейшем.

Если у студента имеется познавательная потребность, то целесообразно заинтересовать его научно-исследовательской деятельностью, привлечь к работе в научном кружке, вместе с ним разработать тему исследования, наметить цель работы, определить задачи и пути их решения. Конечной целью будет выступление его на конференциях, написание научных работ, что стимулирует его дальнейшую научно-исследовательскую деятельность в ординатуре, аспирантуре и в качестве молодого ученого.

При преобладании у студента потребности в аффилиации целесообразно создавать ситуации активной взаимопомощи, а при преобладании доминирования создать ситуацию дискуссии и обсуждения. Преподаватель должен иметь отчетливое представление о личности студента, использовать активные и интерактивные методы в процессе обучения, что в дальнейшем приведет к повышению мотивации студента [6].

Требования, предъявляемые вузом к студентам, постоянно возрастают. Знание психофизиологических основ обучения и индивидуально-типологических различий студентов позволяют преподавателю максимально расширить объем преподаваемой студентам учебной и научной информации. Повышение качества учебного процесса требуют новых форм преподавания. Высшая школа должна выработать у студентов умение самостоятельно овладевать знаниями, профессиональными навыками.

Изучение психологических возможностей и физиологических резервов организма студента является актуальной проблемой, знание которой позволит повысить качество знаний, работоспособность и усвоение учебного материала.

В ряде исследований рассматривается роль эмоционального напряжения в психических процессах (внимание, мотивация). Особая роль отводится способности анализировать, разрабатывать и реализовывать различного вида информацию, получаемую в процессе обучения.

При анализе активности студента в вузе необходимо учитывать личностные характеристики студентов: уровень тревожности, лабильность нервной системы, которые отражаются на психофизиологических параметрах и адаптации студентов к новым условиям обучения. Адаптация – это процесс, обеспечивающий оптимальный уровень жизнедеятельности индивида в непривычных условиях социокультурной, информационной и физической среды. Высшая школа должна не только дать сумму знаний, но и выработать у студентов умение самостоятельно овладевать знаниями, профессиональными навыками.

У иностранных студентов, проходящих обучение в российских вузах, период адаптации в новых условиях затягивается на несколько лет, что определяется религиозными, социальными факторами. Основным препятствием, затрудняющим процесс адаптации иностранных студентов, является языковой барьер, при этом снижается мотивация к обучению. Они попадают в новую социокультурную среду с разными традициями и бытовыми условиями. В начале обучения процесс адаптации характеризуется наличием психоэмоциональной напряженности, с преобладанием влияния симпатической нервной системы. Важным для процесса адаптации является измененный темп и ритм жизни, климатогеографические условия, отсутствие у организма «опыта» приспособления к ним, новый пищевой рацион. Показатели функционального состояния, физической подготовки зарубежных студентов в начальном периоде обучения ниже, чем у российских студентов. Основными трудностями адаптации отечественного студента является переход от социальной роли «вчерашний школьник» к статусу «студент», непривычные методы преподавания, большие учебные нагрузки, новая система оценивания знаний и умения учиться и овладения знаниями. При этом снижается скорость переработки информации, зрительная память.

Целью настоящего исследования явилось изучение состояния тревожности и мотивации отечественных и иностранных студентов в медицинском вузе.

Материалы и методы исследования

Всего обследовано 52 студента в возрасте 18–21 год, из них 26 иностранных и 26 российских студентов стоматологического факультета 5 курса медицинского вуза. По методике Ч. Спилберга определяли состояние тревожности, адаптированной в нашей стране Ю.Л. Ханиным. По опроснику А.А. Рейно «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи», а также при помощи методики: «Изучение мотивации обучения в вузе (Т.И. Ильина)» определяли уровень мотивации студентов к обучению. Методика состоит из 50 утверждений, которые могут оцениваться личностью по отношению к себе положительно либо отрицательно. Результаты обрабатываются в соответствии с ключом. Основой жизненной активности человека является надежда и потребность в достижении успеха, что является позитивной мотивацией. Негативная мотивация – это мотивация на неудачу, потребность избежать срыва, получить порицание или наказание. Второй тест «Изучение мотивации обучения в вузе» включало список вопросов о причинах, которые мотивируют студентов к обучению.

Всем испытуемым было проведено анкетирование в начале цикла по терапевтической стоматологии и в конце. На занятиях использовались интерактивные методы обучения: презентации, обсуждение проблемы, круглый стол, дискуссии, ролевые игры. Студенты, интересующиеся предметом, привлекались к научно-исследовательской работе.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате исследования выявлена низкая степень реактивной тревожности у 2 (7,8 %) иностранных студентов и у 18 (69,2 %) российских. Низкая степень личностной тревожности встречалась у 2 (7,7 %) иностранных студентов и у 19 (73 %) российских студентов. Средняя степень реактивной тревожности у 10 (38,4 %) иностранных и у 5 (19,2 %) российских студентов; средняя степень личностной тревоги составляла у 16 (23,1, %) иностранных и у 4 (15,4 %) российских студентов. Высокий уровень реактивной тревоги встречался у 14 (53,8 %) иностранных студентов и у 3 (11,5 %) российских, высокая степень личностной тревожности у 18 (69,2 %) иностранных и у 3 (11,5 %) российских соответственно.

Личностная тревожность – относительно устойчива индивидуальная характеристика студентов, которые склонны воспринимать многие ситуацие как угрожающие, реагировать на них проявлением состояния стресса и тревоги. Закономерность формирования психофизиологической адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни имеет разнонаправленный характер. К концу учебного года у них в большей степени, чем у отечественных студентов, повышается уровень тревоги, психическое напряжение и психическая усталость.

При выявлении мотивационной активности студентов к учебной деятельности по опроснику «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» А.А. Рейно установлена мотивация на успех у 18 иностранных и 22 российских студентов. Мотивационный полюс был не выражен у 8 иностранных и 4 российских студентов. Студенты с мотивацией на неудачу не инициативны, на занятиях остаются в тени, изыскивают причины для отказа отвечать по теме занятия, не участвуют в приеме пациентов и приобретении профессиональных мануальных навыков. Студенты, имеющие интерес к предмету, читают дополнительную литературу, активны на занятиях, инициативны во внеаудиторное время.

Анализ мотивов учебной деятельности студентов выявил следующее: желание стать высококвалифицированным специалистом было у 15 (56,7 %) зарубежных студентов и у 17 (65,3 %) российских студентов. Приобрести глубокие и прочные знания хотели 18 (69,2 %) зарубежных и 16 (61,5 %) российских студентов. Получение диплома приоритетным посчитали 20 (77 %) иностранных и 22 (84,6 %) российских студентов, одобрения родителей 13 (50 %) и 16 (61,2 %) соответственно. Остальные мотивы встречались в единичных количествах.

В конце цикла по терапевтической стоматологии анализ мотивационной активности студентов учебной деятельности показал: мотивация на успех выявлена у 20 иностранных студентов и 23 российских. Повысился мотивационный полюс у иностранных и российских студентов. За время цикла к научно-исследовательской работе было привлечено 4 студента, которые занимались в научном кружке. Результатом проведенной работы было написание 5 научных публикаций.

Для повышения мотивации к учебной деятельности студентов было важно применение следующих обучающих технологий: новизна содержания учебного материала; углубление уже усвоенных знаний; раскрытие практической, научной значимости знаний; использование методов активного и интерактивного обучения; использование в учебном процессе диалога, уважение личности, педагогический такт, создание ситуации успеха неуверенным в себе студентам; учет интересов и потребностей студентов.

Посредством конструктивного взаимодействия минимизация признаков авторитарного стиля, проявляющихся в недоброжелательном отношении преподавателя к студентам.

Целенаправленная работа преподавателя с каждым студентом над повышением уровня своих знаний и адаптационных возможностей, способствует превращению имеющихся неустойчивых побуждений в целостную мотивационную сферу с устойчивой структурой.

Заключение

Изучение и выявление факторов психологических условий и закономерностей повышения адаптированности студентов являются важными задачами педагогов. Динамика учебной мотивации зависит от многих факторов, например учеба в группе, где нет мотивов ни к учебе, ни к профессии (обычно это наблюдалось в группе с наихудшей успеваемостью). В таких группах высокая степень дезадаптированности, и как результат – снижение успеваемости, отрицательные эмоции на неудачу.

В ходе исследования выявлен повышенный уровень тревожности у зарубежных студентов по сравнению с российскими. У отечественных студентов степень тревоги и личностная тревожность связана в первую очередь с адаптацией к учебному процессу. Высокий уровень тревоги и личностной тревожности у зарубежных студентов связан не только с адаптационными механизмами к учебному процессу, но и с языковым барьером, изменениями в социально-бытовой среде.

Для повышения мотивационной учебной деятельности возможно применение следующих технологий обучения: заинтересованность новизной содержания учебного материала; раскрыть практическую и научную значимость; использовать методы активного и интерактивного обучения в учебном процессе. Учет интересов и потребностей студентов, диалог вместо монолога, уважение личности обучаемого, педагогический такт, поддержка неуверенных в себе студентов позволит улучшить не только качество преподавания, но и более полно раскрыть способности личности.

Целенаправленная работа преподавателя с каждым студентом повысит уровень полученных знаний и будет способствовать превращению имеющихся неустойчивых побуждений в целостную систему. Формирование готовности студентов к будущей профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом его будущей профессии и личностных характеристик.


Библиографическая ссылка

Старикова И.В., Радышевская Т.Н., Чаплиева Е.М., Журавлева М.В., Александрина Е.С. СОСТОЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 3. – С. 58-61;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1761 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674