Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИНГВО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Заболотная С.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет»
В статье рассматривается значимость работы в студенческом научном обществе (СНО) в процессе профессионального становления личности студента медицинского вуза. Студенческое научное общество рассматривается автором как общественное добровольное, аксиологически значимое объединение студентов медицинского вуза, взаимодействующих на основе общности научных интересов и активно занимающихся научно-исследовательской и инновационной работой. Приводится обоснованность раннего привлечения студентов к работе в СНО. Автор также отмечает важность работы в СНО для лингво-профессионального развития будущих специалистов в области медицины. Лингво-профессиональное развитие студентов в процессе работы в СНО способствует воспитанию профессионалов новой формации, способных и готовых решать исследовательские, научные и профессиональные задачи средствами иностранного языка. Основным вектором развития студенческой науки является более широкое внедрение элементов научных исследований в образовательный процесс медицинского вуза. Особой ценностью обладают знания, полученные студентами в результате научного творческого поиска под руководством преподавателя. Участие студентов медицинского вуза в работе СНО способствует формированию мотивации к исследовательской деятельности и содействует овладению современными научными методами познания, углубленному и творческому освоению учебного материала. Привлечение студентов медицинского вуза к научно-исследовательской деятельности находит отражение в сближении медицинского образования и современных научных школ.
СНО
студенты медицинского вуза
аксиологический потенциал
высшее медицинское образование
1. Moller R. et al. Medical students’ perceptions of their learning environment during a mandatory research project // Int. J. Med. Educ., 2017. – 8:375-381.
2. Заболотная С.Г. Лингво-профессиональное развитие студентов медицинского вуза в контексте аксиологического подхода / С.Г. Заболотная // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12–2. – С. 167–170.
3. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова. – М.: Дом педагогики, 2009. – 318 с.
4. Торкунова Ю.В. Формирование инновационно-исследовательской компетентности студентов как результат оптимизации внедрения новых организационных форм в учебный процесс вуза // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – Т. 16, № 10. – С. 336–340.
5. Кирьякова А.В. Ценностные ориентации студентов – аксиологический ресурс качества университетского образования / А.В. Кирьякова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017. – С. 2847–2853.

Развитие современной медицины диктует новые условия подготовки будущих специалистов в данной области. Обеспечение инновационного характера медицинского образования в стремительно меняющемся мире является необходимым условием формирования и развития личности высококвалифицированного специалиста в области медицины [1]. Особая значимость в реализации инновационного подхода к медицинскому образованию состоит в гармоничном сочетании теоретической и практической подготовки, сближении высшего медицинского образования и современных научно-исследовательских школ, создании научно-образовательных кластеров. Все это дает возможность студентам медицинских вузов с первых дней обучения в вузе активно участвовать в исследовательской, а далее и научной работе.

Именно в студенческом научном обществе (СНО) будущие специалисты в области медицины делают свои первые шаги в науке, приобщаясь к исследовательской и научной культуре. Студенческое научное общество представляет собой общественное добровольное, аксиологически значимое, объединение студентов медицинского вуза, взаимодействующих на основе общности научных интересов и активно занимающихся научно-исследовательской и инновационной работой. Целью СНО является активизация профессионального роста студентов-медиков, объединения их усилий для решения актуальных научных проблем и приоритетных научных задач. Участие студентов медицинского вуза в работе СНО способствует формированию мотивации к исследовательской деятельности и содействует овладению современными научными методами познания, углубленному и творческому освоению учебного материала. Основным вектором развития студенческой науки, прежде всего, является все более широкое внедрение элементов научных исследований в образовательный процесс медицинского вуза. Аксиологически значимыми являются знания, полученные студентами в результате научного творческого поиска под руководством преподавателя.

Система поэтапного включения студентов медицинского вуза в перспективные медицинские исследования включает два направления:

– познавательное, подразумевающее участие в факультативах, работу с литературой и профессионалами – специалистами в области медицины;

– профессионально-творческое, означающее участие студентов в учебно- и научно-исследовательской работе, а также занятость будущих специалистов в области медицины в профессионально ориентированной деятельности.

С элементами исследовательской деятельности студенты впервые знакомятся на практических занятиях при проведении учебно-исследовательской работы (УИРС). УИРС выполняется в учебное время на занятиях, согласно регламенту учебного плана дисциплины. УИРС предусматривает (в качестве теоретической части) изучение студентами методологии проведения исследовательской работы с последующим закреплением умений и навыков проведения исследования (практическая часть). Использование УИРС в процессе обучения студентов медицинского вуза направлено на формирование у будущих специалистов в области медицины умений самостоятельного пополнения знаний в частности, а также навыков самостоятельной работы в целом, что способствует развитию у них клинического мышления и естественным образом оценивается как средство повышения качества подготовки будущих специалистов в области медицины. Следовательно, основной задачей УИРС является приобретение студентами навыков самостоятельной работы теоретического и экспериментального характера, а также развитие познавательного интереса.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), проводимая в рамках СНО, осуществляется во внеурочное время и является одним из важнейших средств повышения уровня подготовки будущих врачей в аксиологически значимом образовательном пространстве медицинского вуза. НИРС представляет собой непосредственное сочетание теории и практики, поскольку позволяет студентам не только ставить перед собой реальные задачи, но и проектировать их решения, реализуя свои предложения на практике. Участие студентов в УИРС и НИРС в пространстве вузовского образования мы можем охарактеризовать следующими критериями:

– ценностно-мотивационный (определяет характер мотивации, осознание личностной и социальной ценности и значимости будущей профессии);

– когнитивный (подразумевает степень ознакомления студентов с профессиональной деятельностью; включенность в деятельность по освоению общих и специфических свойств профессии; степень развития профессионально – значимых качеств). Работа в СНО способствует выработке таких аксиологически значимых для врача качеств, как умение брать на себя ответственность, дисциплинированность, ответственность, требовательность, сострадание, милосердие, коммуникабельность;

– практико-ориентированный или деятельностный (определяет степень владения основными приемами деятельности, а также степень удовлетворенности деятельностью и ее результатом).

При привлечении студентов к НИР и ее реализации, особое внимание уделяется воспитанию познавательного интереса, созданию положительной мотивации к получению практико-ориентированных знаний, развитию интеллектуальной сферы личности, а также познавательной активности и самостоятельности, что позволяет студенту сформировать собственный стиль деятельности и развить профессиональное (клиническое) мышление.

Таким образом, НИРС представляет собой особую форму деятельности студентов под руководством научного руководителя или консультанта, направленную на расширение и обогащение имеющихся знаний, формирование навыков аналитической, практической, творческой и исследовательской деятельности, а также на выработку умения осуществления исследовательской и экспериментальной работы. Немаловажную роль в формировании ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности у студентов медицинского вуза играют различные формы и подходы к осуществлению УИРС и НИРС. Разнообразие форм НИРС (реферативная и экспериментальная работа, участие в предметных олимпиадах, конференциях, выполнение конкурсных работ, рецензирование историй болезни, подготовка таблиц и тематических альбомов, учебные конференции, публикация результатов исследований и др.) ставит студента перед необходимостью не только овладевать все возрастающим объемом информации, отбирать, перерабатывать, но и, что самое главное, использовать ее должным образом в своей профессиональной деятельности. Это позволяет студенту быть готовым к выработке индивидуального маршрута собственного личностного и профессионального развития. Подобная готовность возможна в том случае, когда студент осознает свой собственный интеллектуальный потенциал, ресурсы и резервы интеллектуального развития, выявлению которых способствует работа в СНО. Выполнение студентами медицинского вуза целого комплекса различных видов работ в рамках СНО способствует развитию их инициативы и творческого подхода к достижению поставленной цели. Студенты получают возможность увидеть реализацию результатов своего труда на практике, опубликовать их, подготовить сообщение и выступить перед аудиторией, в том числе и на иностранном языке. Подготовка материала к публикации или выступлению помогает совершенствовать навыки работы со специальной профессиональной литературой (в том числе и на иностранном языке), анализа и обобщения полученного материала, активизируя иноязычную компетенцию. Успешное выступление приносит студенту моральное удовлетворение, уверенность в себе и желание более глубокого проникновения в изучаемую проблему. В ходе нашего исследования 24,3 % студентов, в рамках реализации программы по академической мобильности, приняли непосредственное участие в перспективных научных исследованиях в Самаре, Воронеже, Ульяновске, Лиссабоне, Братиславе.

Не вызывает сомнения тот факт, что участие студентов в работе СНО формирует культуру умственного труда: умение работать с профессионально ориентированной литературой, осуществлять поиск и переработку информации (в том числе и иноязычную), выделять главное в полученной информации, анализировать и обобщать. Знание иностранных языков, возможность их активного применения непосредственно сказывается на доступности актуальной медицинской информации. Становление личности профессионала, специалиста в области медицины, в условиях глобализации невозможно без совершенствования его ценностной структуры в аксиологически значимой образовательной иноязычной среде. Таким образом, особую значимость получает лингво-профессиональное развитие будущих специалистов в области медицины.

Действенным средством лингво-профессионального развития студентов в рамках СНО стало участие будущих врачей в научных онлайн-конференциях, позволяющих транслировать аудио- и видео-материалы в режиме реального времени. Участие студентов в подобных конференциях по различным отраслям медицины способствует обеспечению связи теории с практикой, стимулирует познавательный и научный интерес участников за счет возможности работать с клиническим демонстрационным материалом, содействуя формированию информационной компетентности, воспитанию творческого отношения к своей профессии через научную и исследовательскую деятельность. В процессе лингво-профессиональной подготовки студентов медицинского вуза происходит присвоение профессиональных ценностей, формирование как лингвистических, так и профессиональных умений и навыков [2]. Совокупность ценностных ориентаций личности будущего специалиста в области медицины составляет аксиологический компонент лингво-професионального развития, включая систему ценностных ориентаций, жизненных установок, ценностного отношения жизни и здоровью человека [3].

В рамках нашего исследования все студенты принимали участие в лингвострановедческих конференциях, самостоятельно выбирая и разрабатывая тему, определяя средства и способы достижения цели, представляя результат работы и принимая участие в обсуждении. Студенты, члены СНО, участвовали в подготовке анатомических, физиологических, биохимических и др. препаратов; реферативной работе по различным клиническим темам. Однако следует отметить, что в СНО приходят студенты, как правило, успешно занимающиеся по основным учебным дисциплинам и обладающие довольно высоким интеллектуальным уровнем. В отличие от УИРС (при 100 % охвате студентов), в кружках СНО (являющихся факультативными) занимаются студенты (меньшая часть), проявляющие интерес к науке. Исследование показало, что работа в СНО, участие в викторинах, конкурсах рефератов, предметных олимпиадах, непосредственной исследовательской работе, а в дальнейшем и научной работе стимулирует интерес, активность и самостоятельность студентов в применении полученных знаний на практике, развитию коммуникативных умений, адекватной работе в коллективе. Все это свидетельствует о стремлении будущих специалистов в области медицины к достижению цели, успеху и признанию.

Согласно результатам анализа полученных данных, 40,54 % студентов достигли успеха и признания за работу в СНО; 13,5 % студентов получили грамоты за участие в конкурсе наглядных пособий; 32,43 % студентов – за участие в викторине «Знаешь ли ты страну изучаемого языка?», 45,94 % студентов – за участие в викторине «Выдающиеся ученые-медики»; 18,9 % студентов приняли участие в межвузовских научно-практических конференциях; 16,2 % студентов приняли участие в конференциях с международным участием (наличие призовых мест); 13,5 % студентов приняли участие в конкурсе рефератов; около 19 % студентов выступили с публикациями в сборниках научных трудов (Оренбург, Самара, Тюмень, Красноярск, Чебоксары); 13,9 % участвовали в лекторской группе при реализации просветительской и профориентационной работы; от 27,02 % до 34,7 % студентов приняли участие в предметных олимпиадах; 100 % студентов приняли участие в конкурсе переводов профессионально ориентированных текстов, из них 13,5 % студентов завоевали призовые места. Признание результатов деятельности побуждает студентов работать активнее в этом направлении, стимулируя интерес, делая исследовательскую деятельность личностно значимой. Достаточно высокая результативность исследовательской работы не только подразумевает ее эффективность, но и побуждает студентов к тому, чтобы доводить начатое дело до конца, преобразуя свои ожидания в реальные успехи. Эффективной формой активизации самостоятельности и познавательной активности студентов медицинского вуза становится проведение факультетских и межвузовских билингвальных конференций СНО, что позволяет реализовать принципы диалогичности, аксиологичности, этапности, преемственности и интеграции. При проведении подобных конференций происходит выстраивание диалога между студентами разных лет обучения, преемственности в исследовательской работе в контексте лингво-профессионального развития личности студента медицинского вуза, его ценностного отношения к собственной деятельности и деятельности своих коллег. Безусловно, это оказывает положительное влияние на студентов первого курса, поскольку они получают возможность увидеть перспективы развития своего научного творчества, принять участие в более сложных исследовательских проектах. Студенты старших курсов, в свою очередь, получают навыки планирования и организации хода работы. Обеспечение интегративных связей достигается путем участия в конференциях студентов, обучающихся на разных факультетах, делает возможным целостное понимание определенной исследуемой проблемы.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что участие студентов в перспективных научных исследованиях на кафедрах гуманитарного, медико-биологического и клинического циклов способствует приобретению навыков исследовательской работы, ориентации студентов на постоянное самообразование, формированию умения решать задачи исследовательского характера, развитию профессиональной самостоятельности, самосознания, познавательного интереса, творческой инициативы и социальной ответственности за здоровье людей.

Следовательно, работа в СНО представляет собой действенную форму профессионального воспитания будущего специалиста в области медицины, способствуя переводу студента из объекта в субъект деятельности.

Включение студентов в поэтапную, постепенно усложняющуюся исследовательскую деятельность в режиме УИРС – НИРС – СНО доказывает свою высокую эффективность, поскольку дает студентам возможность убедиться в правильности выбора профессии, познать мир будущей профессии, быстрее адаптироваться не только к учебной, но и к профессиональной деятельности; подняться на более высокую ступень творческого и профессионального (клинического) мышления. Преемственность научных исследований на этапе профессиональной подготовки обеспечивает подготовку специалистов новой формации, готовых находить нестандартные профессиональные и жизненные решения, средствами в том числе и иностранного языка, обретающие в дальнейшем уникальное значение.

Следует отметить, что СНО создает условия для развития научного творчества студентов медицинского вуза, что, в свою очередь, положительно влияет на степень удовлетворенности сделанным студентами профессиональным выбором, оказывая закономерное воздействие на структурную организацию системы регуляции личностной активности [4]. Студенты, принимающие активное участие в работе СНО, проявляют себя как более инициативные, адаптированные к современным условиям обучения в вузе и жизни в целом, более реалистично представляют свое будущее, чему способствует активное вовлечение студентов медицинского вуза в профессиональное научно-образовательное пространство медицинского вуза. Значительный акцент в личностном развитии будущего профессионала в области медицины делается на саморазвитие, творчество, активность и самостоятельность, ориентированные на выработку каждым студентом медицинского вуза реалистичных прогнозов и планов развития своей жизни и профессиональной деятельности в будущем [5]. Участие студентов медицинского вуза в работе в СНО способствует эффективному лингво-профессиональному развитию личности студента-медика через принятие им субъектной позиции, основанной на присвоении ценностей будущей профессии, формировании позитивного отношения к миру выбранной профессии и к самому себе как субъекту учебно-профессиональной деятельности, направленной на сохранение жизни и здоровья людей.

Интересной, на наш взгляд, является двойственная особенность работы в СНО. С одной стороны, работа в СНО является идеальной моделью формирования готовности студентов медицинского вуза к обучению, с другой стороны, она служит показателем эффективности и результативности проделанной ими работы.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что СНО служит действенным аксиологическим потенциалом лингво-профессионального развития будущих специалистов в области медицины. К тому же, работа в СНО, представляя собой интеграцию науки и образовательного пространства медицинского вуза, является первым шагом на пути к развитию и совершенствованию профессионального медицинского образования, что в итоге является одним из основных условий модернизации как медицинского образования в частности, так и российского здравоохранения в целом.


Библиографическая ссылка

Заболотная С.Г. СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИНГВО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 1. – С. 23-27;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1735 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674