Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ КАК ПЛОЩАДКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ

Тихомирова Е.Е. 1
1 ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» Министерство образования и науки РФ
Статья посвящена анализу различным направлениям работы студенческой научной лаборатории «Россия – Запад – Восток» Новосибирского государственного педагогического университета, которая создает условия для формирования культурной восприимчивости. Автор осмысляет культурно-специфические практики реализации студенческого потенциала на путях формирования взаимопонимания. Особое внимание уделяется анализу формирования культурной восприимчивости у российских студентов и студентов азиатско-тихоокеанского региона в рамках реализации совместных научных и культурных проектов. В статье делается попытка обосновать возможность применения культурных практик в условиях деформации бинарных оппозиций в пространстве современной культуры. Предлагается методика совместных научных, учебных и творческих проектов как вариант развития культурных и коммуникативных компетенция, адекватного вхождения в профессиональное сообщество. Важным представляется учет национальных культурных особенностей и мировоззренческих установок русских студентов и студентов стран Азиатско-тихоокеанского региона.
педагогика
культурная восприимчивость
межкультурная коммуникация
культурные нормы
культурные универсалии
студенческая научная лаборатория
1. Аверкина Т. Все это держится на энтузиазме // Научно-творческая студенческая газета Истина. – Новосибирск. – Вып. № 3 (29). – 2006. – С. 21–30.
2. Алексеева Е. Праздник с Востока на Запад // Научно-творческая студенческая газета Истина. Новосибирск. – Вып. № 5 (24). – 2005. – С. 23–28.
3. Видеркер В. В. Роль символистской теории соответствий в развитии ассоциативного мышления у студентов педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 2. – С. 88–92.
4. Дрёмова Л. И. Храмы и монастыри – источник изучения русской культуры // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 125–131.
5. Дремова Л. И., Тихомирова Е. Е. Восточный клуб как культурный проект // Межкультурная коммуникация: Запад – Россия – Восток: материалы Междунар. студ. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 9 нояб. 2012 г.) / Под ред. Е. Е. Тихомировой; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т истории, гуманитар. и соц. образования. – Новосибирск, 2012. – С. 3–10.
6. Дрёмова Л. И., Тихомирова Е. Е. Преподавание русской культуры студентам стран АТР в системе высшего профессионального образования // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 2. – С. 98–103.
7. Дружинина Ю. В. «Миллион, миллион, миллион алых роз...»: русские песни в сериалах Республики Корея // Научный поиск в современном мире сборник материалов 10-й международной науч.-практ. конф. – 2015. – С. 30–31.
8. Кочетова А. Воспитание в вузе на основе коллективной деятельности // Высшее образование в России. – 2006. – Вып. № 4. – С. 99–111.
9. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии.– 2004. С. 2–18.
10. Нигматов З. Г., Шакирова Л. Р. Теория и технологии обучения в высшей школе. Казань: Казан. ун-т. 2013. – 464 с.
11. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Иностранные и национальные словари, 2007. – 900 с.
12. Руднев В. П. Культурология XX в. – М.: Аграф, 1999. – 384 с.
13. Сорокин В. Н. Актуальные проблемы освоения европейской музейной практики музеями России // Восток – Запад: проблемы взаимодействия: Исторический, политический, социальный и религиозный аспекты: материалы Всерос. конф. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. – С. 206–212.
14. Сорокин В. Н., Гашенко А. Е. Опыт разработки авторской историко-культурной карты современного города (на примере Новосибирска) // Баландинские чтения. – 2014. – Т. 9. –№ 2. – С. 320–325.
15. Талызина Н. Ф., Печенюк Н. Т., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. ? 173 с.
16. Тихомирова Е. Е. Культурный универсализм естественного языка: Автореф. дис. канд. культурологии. – Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2009. – 24 с.
17. Тихомирова Е. Е. Межкультурная коммуникация и культурные нормы в развитии мирового и отечественного образовательного пространства // Философия образования. – 2012. – № 6 (45). – С. 49–52.
18. Тихомирова Е. Е., Дрёмова Л. И. Коммуникативные функции культуры: учебное пособие – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 273 с.
19. Тихомирова Е. Е., Линь Хай. Этические коннотации культурной универсалии «путь» в русском и китайском языках // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 3 (13). – С. 100–109.
20. Тихомирова Е. Е., Сун Чжиго. Культурные универсалии как основа межкультурных коммуникаций // Философия образования. – 2006. – № 2. – Спец. выпуск 2. – Новосибирск, НИИ ФО НГПУ, 2006. – С. 67–71.
21. Фролов Ю. В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки студентов // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 7–10.
22. Чапля Т. В. Коммуникативные стратегии в образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 132–137.
23. Чапля Т.В. Социально-философские аспекты коммуникации в искусстве // Философия образования. – 2011. – Т. 38. – № 5. – С. 247–253.

Сегодня способность жить в поликультурном и быстро меняющемся мире во многом зависит от образования, от качественной подготовки к реальной жизни будущего специалиста. От него требуют не только качественного знания изучаемых предметов, но и способности продуктивно взаимодействовать с окружающими, умения применить полученные знания на практике.

В основу составления ФГОС положена новая модель, заключающаяся в формировании компетентности студента. Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [9, c. 3–12].

Данный подход подразумевает, что уровень образованности определяется не количеством полученных знаний, а готовностью и способностью учащегося применить их в жизни. Стоит отметить, что компетентностный подход не отрицает значения роли полученных знаний, но акцентирует внимание на эффективности их использования на практике. Таким образом, важным аспектом обучения становится ориентация на практическую деятельность, способность реализации собственных научных и творческих проектов будущего учителя. Как утверждает О. Е. Лебедев, в меняющемся мире система образования должна быть направлена на формирование такого качества будущего специалиста, как профессиональный универсализм, который предполагает подготовку специалиста, готового к работе на практике и способного решать не только профессиональные задачи, но и быть готовым к стрессовым ситуациям [9, c. 6].

В настоящее время разработано множество научно-методических работ по анализу сущности компетентностного подхода и формированию необходимых компетенций. К ним относятся, например, «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения» А. В. Хуторского, «Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции» О. Г. Ларионовой и А. А. Вербицкого, «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании» И. А. Зимней, «Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования» Ю. Г. Татура и др.. Анализ данных учебно-методических работ позволяет выделить некоторые принципы и способы построения образовательной деятельности на основе компетентностного подхода [21, c. 7–10.].

С учетом личностно-гуманной ориентации образовательной деятельности в высшей школе можно выделить следующие принципы: взаимосвязь с гуманизацией образовательного процесса, обеспечивающей личностно-развивающий характер профессиональной подготовки и эффективную самореализацию, и саморазвитие студента; междисциплинарность и интегративность, что предполагает содержательно-технологическую интеграцию дисциплин социально-гуманитарного, естественнонаучного, общепрофессионального и специального блоков профессиональной подготовки и их связь в будущей социально-профессиональной деятельности педагогов; содержательно-технологичная преемственность обучения и воспитания будущих педагогов, обеспечивающая единство и согласованность педагогических требований и средств, направленное на развитие у студентов продуктивного мышления и деятельности, личностных качеств, определяющих сущность формируемых компетенций; диагностичность, что означает поэтапное выявление степени сформированности компетенций посредствам определенного диагностико-критериального аппарата.

При внедрении компетентностного подхода в процесс подготовки будущего специалиста акцентируется внимание на развивающих, игровых. Проектно-исследовательских технологиях. Основным методическим требованием к содержанию форм самостоятельной работы является ее организация в контексте будущей профессиональной деятельности студента. Что в свою очередь означает, что учебные программы и планы должны содержать все виды учебной деятельности, такие как: организация педагогических и других профессиональных практик с выполнением научно-исследовательских проектов; осуществление научно-проектной деятельности (участие в научных конференциях, занятие проектной деятельностью и так далее); участие в различных общественных организациях (клубы по интересам, спортивные объединения и так далее).

Реализация данных принципов и приобретение необходимых компетенций происходит через решение ряда учебных и воспитательных задач. К общепринятым относятся: образовательная (включает в себя предоставление студенту фундаментальных научных знаний общего характера и профессионально ориентированных (предметы по определенному профилю); воспитательная (направлена на развитие духовных качеств личности, воспитание общечеловеческих гуманных ценностей); развивающая (связана с развитием формирования потребности в постоянном саморазвитии студента за счет становления его творческой индивидуальности) [10, c. 31].

Стоит отметить, что уточнение данной формулировки задач происходит через непосредственное соотнесение их с конкретной сферой профессиональной деятельности будущего специалиста и зависит от специфики выбранной научной области. Помимо общепринятой системы задач, существуют авторские варианты формулировок.

Так, Н. Ф. Талызина выделяет следующие типы задач, способствующих воспитанию грамотного специалиста [15, c. 25–30.].

1. Задачи, которые должны решать все специалисты, независимо от конкретной профессии или места проживания. Например, экологические задачи, задачи непрерывного послевузовского образования (эффективный поиск, анализ и хранение информации, использование ее при решении профессиональных проблем), задачи общественного характера (умение наладить контакт с членами коллектива, планирование и организация совместной деятельности и так далее);

2. Задачи специфичные для данной страны. В России это задачи, связанные с экономической деятельностью, развитием рыночных отношений, задачи, связанные с проблемой межнациональных отношений, что продиктовано большим количеством национальностей, проживающих на территории нашей страны и ее большой площадью.

3. Профессиональные задачи. В самом общем виде эти задачи могут быть разделены практически для любой специальности на три вида:

– Исследовательские задачи (умение планировать и проводить исследовательскую работу в конкретной области знания или сфере деятельности);

– Практические задачи (направленные на получение конкретного результата в будущей профессиональной деятельности);

– Педагогические задачи (преподавание соответствующего предмета в учебном заведении или в условиях производственного обучения).

Исходя из поставленных задач, можно условно выделить ценности, которые должны быть сформированы у выпускников высшей школы и разделить их по группам:

– гуманистические: уважение к правам человека, к достоинству личности;

– социокультурные, относящиеся к искусству, литературе, этике и морали, религии, национальным и этническим особенностям, к науке и образованию;

– социальные, определяющие политическую, экономическую и правовую структуру общества;

– экологические, формирующие бережное отношение к природе, окружающей среде.

Для решения поставленных задач помимо учебных занятий существует множество дополнительных форм деятельности. В высшей школе к таковым справедливо можно отнести: научно-исследовательскую работу студентов, молодежные объединения, в частности, клубную деятельность.

Рассмотрим специфику работы каждого из данных понятий. Научно-исследовательская работа предполагает выступления студентов на конференциях, подготовки творческих проектов, выполнение учебно-исследовательских заданий и так далее. На современном этапе развития высшего образования на основе компетентностного подхода научно-исследовательская деятельность приобретает все большее значение. Это обусловлено тем, что эффективность научно-исследовательской деятельности определяется уровнем сформированности исследовательских знаний и умений, получением опыта вследствие самостоятельной исследовательской деятельности. Кроме того, овладение учебным предметом также требует от студентов владения методами научного познания, исследовательскими умениями. Подготовка собственных научных проектов, выступления на различных конференциях, помогают студенту в реализации личностных качеств (навыков оратора, самоорганизации, коммуникабельность и так далее), а также способствует профессиональному росту как специалиста. Так как благодаря участию в различных научных конференциях, конкурсах, проектных мероприятиях студенты имеют возможность реализовать полученные знания, опубликовать свои работы в научных и студенческих журналах, получить именные стипендии, гранты, что является мотивацией для дальнейшего продолжения работы в научной сфере деятельности.

В рамках вне учебных форм деятельности вуза, в частности, научной сферы, существуют общественные объединения и мероприятия, отвечающие за развитие творческих способностей студента. К ним относятся общественные объединения, созданные студентами при поддержке кафедры и преподавателей. К такого рода объединениям справедливо можно отнести клубную деятельность. Клуб – это общественная организация, объединяющая людей на основе общности, сходства, близости интересов [11, c. 116].

Поскольку единственным существенным критерием в организации клубной деятельности является общность интересов, то можно условно выделить два типа клубов: узкой направленности (шахматный клуб, волейбольный клуб, музыкальный клуб), широкой направленности, охватывающих широкий круг деятельности, например, Восточный клуб НГПУ.

Так как основная идея клуба – культурный обмен между представителями стран Запада и Востока реализуется через различную культурную и научную деятельность, включающую в себя подготовку творческих номеров к международному фестивалю «День Востока» (вокальные номера, танцевальные представления и так далее), выступления на международных конференциях «Россия – Запад – Восток», участие и проведение мастер – классов как на площадке вуза, так и в школах и гимназиях г. Новосибирска и так далее). По способам организационного оформления и степени сложности организационной структуры клуб может существовать как:

1. учебно-творческое объединение с организатором педагогом (куратором), обучающим по составленной в рамках клуба программе тех, кто хочет в него вступить;

2. клуб по интересам, или любительское объединение, где группа лиц, являющиеся инициаторами создания данного общественного объединения самостоятельно определяют правила, цели и задачи существования клуба;

По своей специфике клубная деятельность направлена решать не столько образовательные задачи, сколько проблемы социального характера. В процессе работы в клубе учащемуся необходимо взаимодействовать с разными людьми, благодаря чему развиваются его коммуникативные и организационные навыки. Кроме того, участие в деятельности клуба способствует личностному самоопределению через применение всевозможных ролей. Содержание и организационные формы клубной работы основываются на принципах, направленных на воспитание и развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности, готовой для полноценной жизни в обществе. Работа добровольного студенческого объединения Восточный клуб НГПУ преследует те же цели. Программой клуба предусмотрены мероприятия, направленные на развитие личностных качеств студента. К таким мероприятиям можно отнести: ежегодный Международный фестиваль «Праздник Весны», участие в котором способствует развитию организационных и коммуникативных навыков, через подготовку совместных выступлений (зачастую с представителями других культур, что усложняет задачу); ежемесячные клубные заседания, на которых студенты выступают с информационными докладами на выбранные ими темы, практикуя свои ораторские навыки и закрепляя полученные знания. Благодаря выездным мероприятиям (выезды на экскурсии в Санкт-Петербург, поездки в Умревинский острог) у студентов есть возможность расширить свой кругозор, применить полученные знания в области культуры на практике. Кроме того, студенты ежегодно в рамках работы клуба принимают участие в Международных конференциях «Россия – Запад – Восток», которые традиционно проводятся на площадке вуза.

Все мероприятия, разработанные участниками клуба, помогают студенту в раскрытии своей личности и выбору пути собственного развития.

Роль внеурочных мероприятий неоценима, потому что участие в различных объединениях носит неформальный характер. Это, во-первых, позволяет студентам отвлечься от повседневных обязанностей. Во-вторых, дает возможность расширить круг формальных и неформальных контактов. В-третьих, позволяет отработать полученные знания и умения на практике, получить новый опыт. Поэтому, на наш взгляд, участие в студенческих объединениях необходимо для формирования профессиональных компетенций будущего специалиста.

Целью создания студенческого объединения «Восточный клуб» НГПУ является установление дружеских отношений между представителями разных культур стран Запада и Востока, взаимного культурного обмена.

Задачи программы:

– создание условий для развития социальной ответственности молодежи, через участие в мероприятиях в рамках курса;

– организация учебно-научного, воспитательного процесса, досуга студентов;

– организация условий, способствующих профессиональной ориентации учащегося;

– создание условий для позитивного общения, сотрудничества между представителями стран Запада (в частности России) и Востока (а именно Китая, Японии, Кореи и т.д.);

– создание условий для реализации своих творческих способностей;

– активизация познавательной деятельности студентов, путем включения их в деятельность клуба.

Клуб задумывался как площадка для неформального общения студентов изучающих русский и восточные языки, встреч с гостями из Японии, КНР, проведения мастер-классов по восточному искусству, развития коммуникативных навыков студентов.

Клуб задумывался как площадка для неформального общения студентов НГПУ изучающих китайский и японский языки и студентов приезжающих по обмену из стран Востока, изучающих русский язык, встреч с гостями из Китая, Японии и других стран. Преподавателями кафедры разработана теоретическая база восточного клуба как культурного проекта в межкультурной коммуникации: Запад – Россия – Восток [5, c. 3].

Теоретическому осмыслению и их практическому применению в воспитательной работе в высшей школе были подвергнуты коммуникативные функции культуры [18, c. 12], коммуникативные стратегии в образовании [22, c. 133], межкультурная коммуникация и культурные нормы в развитии мирового и отечественного образовательного пространства, [17, c. 49], культурные универсалии как основа межкультурных коммуникаций [20, c. 68], культурный универсализм естественного языка [16, c. 21].

Реализация совместных научных, учебных, творческих проектов русских студентов и студентов Азиатско-тихоокеанского региона потребовало изучения социально-философских аспектов коммуникации в искусстве [23, c. 248], различных методов и подходов к преподаванию русской культуры студентам стран АТР в системе высшего профессионального образования [6, c. 98], этических коннотаций культурных универсалий в русском и китайском языках [19, c. 102].

Осуществление проектов в области искусства и их медийное продвижение было основано на разработках о роли символистской теории соответствий в развитии ассоциативного мышления у студентов педагогического вуза [3, c. 88], источниках изучения русской культуры [4, c. 125], трансляции русской традиционной и современной культуры в культурах востока, например, использование русских песен в сериалах Республики Корея [7, c. 30–31].

Активное введение студентов различных национальностей в пространство современного мегаполиса, в городские коммуникативные практики г. Новосибирска (посещение культурных мероприятий, участие в них сначала в качестве зрителей, а потом – активных участников) осмыслено в работах, посвященных актуальные проблема освоения европейской музейной практики музеями России в аспекте взаимодействия Востока и Запада[13, c. 207]. Эта же деятельность среди другого круга причин инициировала разработку авторской историко-культурной карты современного города [14, c. 321].

Результатом многоплановой системной деятельности русских и иностранных преподавателей и студентов в рамках Восточного клуба стала проводящаяся с 2012 года ежегодная Международная студенческая научно-практическая конференция «Межкультурная коммуникация: Россия – Запад – Восток» с изданием сборника студенческих исследований. Сборники являются репрезентацией опыта изучения межкультурной коммуникации (исторических и социальных аспектов, функций, культурных, религиозных, языковых и метаязыковых кодов) в конкретных регионах Запада, России и Востока. Иностранными студентами русский язык и русская культура анализируются сквозь призму иных культур, русскими студентами исследуются в кросс-культурном аспекте я системы образования как трансляция культурного опыта. Представленные работы являются практическим результатом успешного взаимодействия преподавателей и студентов, магистрантов, аспирантов в современном поликультурном пространстве.

Работа Восточного клуба направлена, с одной стороны, на проверку усвоенных знаний, полученных в процессе изучения предметов, входящих в культурологический цикл (мировая художественная культура, основы религиозных культур и светской этики и так далее) на предмет знаний о культуре других стран и т.п., а, с другой стороны, обеспечивает решение ряда принципиально новых задач по завершению формирования реалистической, целостной картины мира, организации помощи им в определении их дальнейшей профессиональной деятельности. Специфика программы заключается в том, что она позволяет применить полученные знания на практике в ходе занятий, и получить новый опыт, например, публичных выступлений (участие в конференциях, хореографических постановках и т.д.). У студентов имеется возможность контакта с представителями разных культур путем реализации совместных проектов, таких как постановка номеров на Международный фестиваль «Праздник Весны», проведение мастер – классов и т.п.

Работа неформального студенческого объединения Восточный клуб направлена на реализацию личностных качеств и умений ученика, таких как:

– умение определять собственные интересы в области культуры, предпочтительные виды творческой деятельности;

– создавать собственные тексты культуры, реализуя личные эмоциональные, духовные и познавательные потребности;

– осуществлять рефлексию процессов внутреннего развития, связанных с освоением культурного наследия человечества;

– формулировать и аргументированно излагать свое мнение (в том числе об объектах культурного наследия);

– работать с различными источниками информации (визуальными, вербальными, аудиальными, тактильными) с учетом их специфики;

– уметь вести диалог с представителями других народов.

Программа Восточного клуба НГПУ включает в себя все необходимые компоненты: образовательный (предполагает подготовку участников с информационными сообщениями на ежемесячных заседаниях клуба, участие в международной студенческой конференции Россия – Запад – Восток и так далее), воспитательный (предполагает воспитание уважение членов клуба к представителям других культур) и творческий (предполагающий активное участие членов клуба в культурных творческих мероприятиях, самостоятельную подготовку номеров для выступления на сцене и так далее). Деятельность клуба направлена в основном на профессиональную ориентацию студентов, поскольку в процессе участия в деятельности клуба у них есть возможность примерить на себя различные социальные роли (танцора, певца, переводчика, актера и так далее), а также на создание неформального климата, способствующего налаживанию дружественных связей между представителями культур Запада и Востока. Налаживание дружественных отношений между представителями данных культур способствует культурному взаимодействию между ними, ведению диалога культур через совместную деятельность участников клуба, например, представители культуры Японии помогают в постановке традиционного японского танца «Сакура» русским студентам, а русские студенты обучают русской песне «Валенки» японских студентов.

Такой подход позволяет расширить круг знаний участников клуба, помогает избежать «культурных стереотипов», снизить высоту культурного барьера между участниками клуба, поскольку в процессе культурного диалога они могут находить общие черты между своими культурами, что в свою очередь так же способствует сближению участников, пониманию и принятию другой культуры. Атмосфера клуба и участие в мероприятиях в рамках его программы помогает личностному росту студента, осознания им своего потенциала и возможности реализации личностных качеств, что, несомненно, помогает в определении им своего места в обществе.

В основу создания клуба заложена идея о взаимном культурном обмене между представителями русской и иных культур, путем проведения различных клубных мероприятий (подготовка совместных номеров для всевозможных фестивалей, которые проводятся как на площадке НГПУ, так и вне ее; проведение различных мастер-классов (kirigami, kirie, проведение чайной церемонии и так далее). Участие в мероприятиях, способствует личностному самоопределению его участников, развитию таких личностных и социальных умений как коммуникативные навыки, организаторские способности, умение держать себя перед большой публикой, способствует развитию грамотной речи и так далее. Благодаря тому, что участники выступают перед публикой на сцене с различного рода творческими номерами, или выступают на международных конференциях, со своими докладами они имеют возможность примерить на себя всевозможные социальные роли: танцора, певца, талантливого оратора, ведущего и так далее. Что в свою очередь способствует определению их дальнейшего пути развития.

Стоит отметить, что, учитывая межнациональный характер постановки номеров, участники приобретают не только полезные социальные навыки, но и в процессе совместной деятельности налаживают дружественные контакты, которые сохраняются и после выпуска из вуза.

Восточный клуб появился по инициативе студентов, изучающих восточные языки под руководством преподавателей кафедры теории, истории культуры и музеологии и при поддержке администрации Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». Новым этапом его развития стало участие в Программе развития деятельности студенческих объединений ФГБОУ ВПО «НГПУ» на 2012 – 2016 годы.

Свою историю клуб как неформальное студенческое объединение начинает еще в 1991 году. Уже в ноябре 2003 года в Сибирском государственном университете путей сообщения проходил международный фестиваль «День Востока», в котором принимали участие и студенты НГПУ. Первый фестиваль, проведенный силами участников Восточного клуба, так же был организован в 2003году в НГПУ. Восточный клуб получил статус студенческого добровольного объединения в 2012году, а с 2014 года – официальный статус Студенческой научной лаборатории [8, c. 99–102].

В 2006 году благодаря участию представителей японской культуры из центра Сибирь-Хоккайдо был поставлен традиционный танец «Сакура», который был вновь представлен на суд зрителей только в 2015 году. Разрыв обусловлен отсутствием хореографа, который мог бы поставить этот танец. В 2015 году за постановку танца взялась студентка из Китая. И под ее руководством была набрана группа, которая позже выступила с этим танцем на сцене НГПУ во время проведения международного фестиваля. Но сама студентка, выступила еще в двух номерах: хип-хоп танец «Сяо са сяо дзе» (номер поставлен совместными силами студентов, приехавших по обмену из Китая), сольный танец. Но помогают в постановке номеров не только студенты, приехавшие по обмену из других стран, но и русские студенты. Примером может служить традиционный русский танец «Валенки», который исполняли студенты-иностранцы вместе с русскими студентами. В процессе подготовки творческих выступлений и непосредственного общения с представителями других народов, культур участники могут узнать больше друг о друге (не только как об отдельных личностях, но и носителях культуры страны), истории и особенностях той страны, к культуре которой относится данный номер. Ведь традиционный танец – это не просто набор движений, он передает характер народа, которым был создан.

Проведение международного фестиваля «День Востока» носит традиционный характер. Фестиваль проводится ежегодно и ни на один год не прекращал свою работу. Период празднования фестиваля содержит идею объединения Праздника фонарей и Праздника Весны. Участие в фестивале могут принять не только участники клуба, но и гости. Фестиваль проводится с 2005 года и вплоть до наших дней (2016 год). Не смотря на цикличность проведения мероприятия, номера каждый год уникальны. Например, в 2005 году делегация студентов СИМОР прочли со сцены собственные переводы японских стихов [2, c. 2]; в 2006 году, с музыкальным номером выступила русская студентка, сыграв на традиционном японском инструменте – кото, а также был представлен уникальный фильм снятый аспиранткой НГПУ в Японии; в 2008 году были представлены комплекс тайцзицюань с веерами, кукольное представление на японском языке «Репка» (с русским переводом), дуэт русской студентки и представителя японской культуры (исполняли песню из японского мультфильма, примечателен тот факт, что японец согласился петь женскую партию) [1, c. 24]. В 2010 году интересным было выступление русских и японских студентов НГПУ – кукольный театр «Сказка о красной цунакокуси и сером волке», ширма и куклы были сделаны студентами самостоятельно.

Важны проекты в области искусства. В 2015 году староста группы магистров с базовой специальностью «Композиторское искусство», уже работающий в сфере компьютерной музыки, сыграл императора в новогодней постановке, выйдя на пространство сцены, убедительно держался и даже произнёс монолог. Написал авторскую музыку для мультфильмов, рисовали которые русские школьники, озвучивали китайские студенты, успешно овладевшие фонетикой русского языка, принял участие в проекте создания мультфильмов, тематика которых содержит универсальные смыслы культуры и была предложена участниками Восточного клуба: «Как головастики искали маму», «Почему у зайцев короткие хвосты», «Почему у панды темные пятна», «Учитель и ученик». Все это многообразие совместных студенческих проектов создает творческую, праздничную атмосферу, что тоже играет важную роль в укреплении отношений между разными странами и людей, чьи интересы, на первый взгляд, весьма различны. Одной из отличительных черт фестиваля является просветительская функция – знакомство с профессиональным искусством. Поэтому по возможности привлекаются профессиональные деятели в искусстве.

Не менее важными являются секции, которые проводятся ежегодно в рамках фестиваля по его завершению. Есть «классические» секции (из года в год), а есть разовые. К «классическим» секциям, справедливо будет отнести: мастер-класс каллиграфии, мастер-класс икебаны, секцию чайной церемонии, секцию русской народной культуры, мастер-класс оригами. Прийти на секцию может любой желающий получить новый опыт. Секции создавались для того, чтобы гости смогли сами соприкоснуться с другой культурой. Так как чтобы понимать, нужно получить собственный опыт, пережить эмоции при создании собственного творения, нужен опыт прочтения любого элемента культуры как текста. К тому же после создания некой вещи своими руками, ее можно унести домой как овеществленную «память». Таким образом, предмет напоминает о пережитом событии.

Секцию чайной церемонии, как правило, ведет студенты, приехавшие по обмену из Японии. Одну из первых церемоний проводила студентка из Хоккайдского педагогического университета (г. Саппоро, Япония). Японская чайная церемония представляет собой набор правил этикета и отражает нрав и быт японской культуры.

Всегда большую аудиторию собирает секция каллиграфии, на которой каждый ее участник может приобщиться к культуре Востока через написание различных иероглифов и составлении слов и фраз на японском или китайском, например, написать свое имя. А секцию народной русской культуры ведут русские студенты НГПУ. Эта секция представляет собой: проведение русских народных игр, например, «Ручеек»; разгадывание загадок и т. д. Работу секций завершает большое чаепитие, где все гости и участники клуба могут за чашкой чая обсудить, например, прошедший фестиваль или поделиться опытом и заодно завести новых знакомых.

Мастер-классы проводятся не только в рамках фестиваля, но и во время проведения ежемесячных собраний клуба. Например, мастер-класс по созданию русских кукол – заверток. Во время проведения мастер-класса идет непрерывная работа с его участниками: объясняется значение куклы, идет непрерывная семиотическая работа (объяснение скрытых смыслов, например, значение цветовой символики – синего, белого, красного цветов, нахождение общих и отличительных черт в процессе работы (отличие значения красного цвета в России и красного цвета в Китае). С мастер-классом по вырезанию филигранных узоров из бумаги – kirie – приезжала мастер из Японии. Интересным был результат проведения мастер-класса по росписи гжелью, потому что итогом оказалось наглядное взаимопроникновение культур: в работах китайских студентов цветовая гамма была соответствующая бело-синяя), а сам рисунок соответствовал китайским изображением.

Но участники Восточного клуба выступают не только в роли учеников, но и учителей, выезжая с различными мастер-классами в школы и гимназии г. Новосибирска. Например, МАДОУ № 8 «Солнышко» г. Бердска в рамках реализации проекта «Дружат дети всей Земли!».В мае 2014 года Вторую Новосибирскую гимназию посетила большая группа китайских студентов-участников Восточного клуба. Они представили для учеников 4 – 6 классов гимназии концерт. Школьники были не просто зрителями, они также рассуждали вместе со студентами о вечных ценностях, о добре и зле, о любви и семье и о многом другом. Разговор об этических проблемах шел не случайно – все присутствовавшие гимназисты изучали курс основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), который является обязательным для российских школьников. В рамках курса ОРКСЭ ребята изучают общекультурные ценности, важные для людей любой национальности и культуры» [5, c. 6–8]. Участники клуба выезжают на Международный фестиваль «Русские в Сибири» в Умревинском остроге, помогают в восстановлении исторического наследия Сибири, музеи г. Новосибирска и г. Санкт-Петербург.

Кроме того, члены Восточного клуба активно участвуют в конкурсах культурно-просветительского характера и научных конференциях и занимают призовые места. Так, в 2016 году студенты из КНР победили в Международном фестивале МГУ «В мире русской литературы...», в подготовке номеров им содействовали русские студенты. В традицию вошло ежегодное выступление членов клуба на Международной конференции «Россия – Запад – Восток» со своими докладами. «Они научились здесь и не боятся это сделать там», –отмечает Л. И. Дрёмова [5, c. 9–10 ].

Многообразие форм деятельности, который предоставляет Восточный клуб, дает возможность личностной самореализации, открытие в себе новых творческих качеств, приобретению или развитию профессиональных навыков, ведь одной из задач клуба является помощь в профессиональном самоопределении (грамотно поставленная речь, развитие ораторских навыков, умение держать себя на сцене и так далее). Культурологический подход, лежащий в основе организации Восточного клуба, подразумевающий вхождение в культуру через текст, дает возможность обогатить предметно-содержательную сторону речи внести значительный вклад в образование, воспитание, развитие личности, открытой для восприятия иной культуры и адекватного понимания места своей культуры в мировом культурном пространстве, сформировать ценностное отношение к истории, традициям, достижениям народов стран Востока и Запада.


Библиографическая ссылка

Тихомирова Е.Е. СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ КАК ПЛОЩАДКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-1. – С. 131-138;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1707 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674