Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Гущин А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки»
В статье раскрывается актуальность развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в деятельности современной высшей образовательной организации. Приведен подробный перечень показателей сформированности электронной информационно-образовательной среды высшей образовательной организации. Раскрыты мероприятия необходимые для достижения контрольных результатов, подтверждающих практическую реализацию формирования электронной информационно-образовательной среды высшего образовательного учреждения. Сделан акцент на том, что приведенный подробный перечень ключевых показателей, основных мероприятий их достижения и предполагаемых полученных результатов при реализации намеченных мероприятий формирования электронной информационно-образовательной среды высшей образовательной организации, может являться инвариантным, и поможет создать информационно-технологическое обеспечение для вузов различного профиля. Материал статьи учитывает личный практический опыт, комплексного построения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в вузе.
электронное обучение
дистанционно-образовательные технологии
электронная информационно-образовательная среда
цифровые образовательные ресурсы
информационно-технологическое обеспечение
1. Гущин А.В. Концептуальные основы создания информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования / А.В. Гущин // Фундаментальные исследования [Электронный ресурс]. № 9 (часть 4). – 2014. – С. 849-853. – URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10004208
2. Гущин А.В. Методическое обеспечение создания информационно-технологического обеспечения педагогического вуза / А.В. Гущин / Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. – 123 с.
3. Гущин А.В. Методология развития информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования: монография / А.В. Гущин. – Н.Новгород: Мининский университет, 2014. – 165 с.
4. Гущин А.В. Модель проект-концепции электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза / А.В. Гущин // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. – 2016. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24515 (дата обращения: 19.10.2016).
5. Гущин А.В. Модель системы развития информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования / А.В. Гущин // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. – 2015. – № 5; URL: www.science-education.ru/128-21695.
6. Гущин А.В. Особенности развития информационно-технологического обеспечения электронного обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25487 (дата обращения: 17.01.2017).
7. Гущин А.В., Прохорова О.Н. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE. Электронное обучение и электронная образовательная среда» / Прохорова О.Н., Гущин А.В. // Вестник Мининского университета. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. № 3 (11); URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/formirovanie-elektronnoy-informatsionno-obrazovate/ (дата обращения: 19.10.2016)
8. Гущин, А.В. Понятие и значение информационно-технологического обеспечения в развитии электронного обучения высшего педагогического образования / А.В. Гущин // Фундаментальные исследования [Электронный ресурс]. № 12 (ч. 9). – 2014, С. 2003-2008. – URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10005747

Непосредственно вопросам создания и работы электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) образовательной организации посвящено достаточно много научных публикаций. В данной статье мы постарались привести достаточно подробный перечень как показателей сформированности ЭИОС высшей образовательной организации, так и мероприятий необходимых для их достижения и контрольных результатов, подтверждающих их практическую реализацию. При подготовке материала учитывался личный практический опыт, комплексного построения ЭО и ДОТ, создания ЭИОС высшей организации, которые, по сути, представляют собой базовые компоненты системы развития информационно-технологического обеспечения вуза. [1, 2, 3, 8].

Цель исследования – Раскрыть научно-практические основы разработки показателей сформированности электронной информационно-образовательной среды высшей образовательной организации.

В ходе подготовки статьи автором применялись теоретические и эмпирические методы исследования дидактического и методологического аспектов рассматриваемой проблемы.

Результаты исследования

В целом показатели сформированности ЭИОС высшей образовательной организации, мероприятия необходимых для их достижения и контрольные результаты, подтверждающие их практическую реализацию, могут включать в себя:

Показатель 1. Наличие общепринятой IT-стратегии высшей образовательной организации.

Мероприятие 1.1. Определение в структуре образовательной организации ответственности за разработку и реализацию IT-стратегии.

Контрольные результаты: наличие видения IT-стратегии определяющей ответственных за разработку и реализацию политик организации в области развития информационно-технологического обеспечения.

Мероприятие 1.2. Разработка и принятие IT-стратегии, четко определяющей цели, задачи и политики в области развития информационно-технологического обеспечения.

Контрольные результаты: наличие IT-стратегии развития информационно-технологического обеспечения в виде отдельного нормативного документа; IT-стратегия четко ориентирована на повышение качества обучения, содержит пункты, раскрывающие механизмы повышения качества обучения за счет развития информационно-технологического обеспечения; IT-стратегия интегрирована в общую стратегию развития вуза, политики отдельных факультетов, кафедр и других подразделений со-держат цели в области развития информационно-технологического обеспечения.

Мероприятие 1.3. Создание выделенного структурного подразделения и определение ответственных сотрудников на каждом факультете и кафедре отвечающих за реализацию IT-стратегии развития информационно-технологического обеспечения.

Контрольные результаты: наличие выделенного структурного подразделения и ответственных сотрудников на каждом факультете и кафедре отвечающих за реализацию IT-стратегии развития информационно-технологического обеспечения; нормативными документами распределены обязанности и функции по реализации развития информационно-технологического обеспечения между структурными подразделениями вуза.

Показатель 2. Направленность внутренней политики вуза на его развитие в области IT-инфраструктуры.

Мероприятие 2.1. Определение вопросов выделения материально-технических и финансовых ресурсов для реализации основных задач IT-стратегии развития информационно-технологического обеспечения.

Контрольные результаты: произведена оценка необходимых затрат на развитие информационно-технологического обеспечения; определены вопросы финансирования материально-технической базы; определены вопросы финансирования разработки электронных образовательных курсов (ЭОК); решены вопросы оплаты труда преподавателей с учетом специфики работы в среде ЭО и ДОТ.

Мероприятие 2.2. Определение требований к уровню подготовки педагогических и управленческих кадров для реализации IT-стратегии.

Контрольные результаты: документально определены требования к уровню подготовки тьюторов и преподавателей, применяющих ЭО и ДОТ; документально определены требования к уровню подготовки авторов ЭОК; документально определены требования к уровню подготовки сотрудников подразделений, отвечающих за реализацию учебного процесса ЭО и ДОТ; документально определены требования к уровню подготовки персонала, обеспечивающего техническую поддержку реализации IT-стратегии; документально определены требования к аутентификации пользователей ЭО и ДОТ.

Мероприятие 2.3. Определение вопросов безопасности (единой аутентификации пользователей, защиты персональных данных и т.д.) при реализации ЭО и ДОТ.

Контрольные результаты: наличие использования единой аутентификации пользователей для всех ИС, входящих в состав ЭИОС; документально определены требования к защите персональных данных ЭО и ДОТ; документально определены требования к удаленной идентификации пользователей ЭО и ДОТ [7].

Мероприятие 2.4. Определение вопросов интеграции электронной информационно-образовательной среды (информационных систем, обеспечивающих ее функционирование) с другими информационными системами вуза.

Контрольные результаты: определение вопросов интеграции ЭИОС с электронной библиотечной системой вуза; определение вопросов интеграции ЭИОС с электронной системой учета контингента вуза; определение вопросов интеграции ЭИОС с системой электронного документооборота и электронной системой управления вузом.

Показатель 3. Направленность внешней политики вуза на его развитие в области IT-инфраструктуры.

Мероприятие 3.1. Определение вопросов использования средств социальных медиа, социальных сетей в ЭИОС.

Контрольные результаты: разработаны рекомендации для преподавателей по использованию социальных медиа, социальных сетей в учебном процессе; регламентированы способы участия преподавателей и студентов в профессиональных экспертных сообществах в сети Интернет; регламентированы способы организации коллективного взаимодействия студентов и преподавателей с использованием социальных медиа, социальных сетей; определены вопросы интеграции социальных медиа, социальных сетей с ЭИОС вуза [4].

Мероприятие 3.2. Определение вопросов в области виртуальной мобильности студентов и использования ЭОК.

Контрольные результаты: документально определены в рамках реализуемых программ вопросы электронного обучения студентов в других вузах по отдельным курсам или модулям с признанием результатов обучения; документально определены вопросы электронного обучения студентов из других вузов (виртуальной академической мобильности) по отдельным курсам или модулям вуза; документально определены вопросы использования ЭОК, созданных другими организациями, при обучении студентов вуза; документально определены вопросы передачи ЭОК, разработанных в вузе, для использования сторонними организациями.

Мероприятие 3.3. Определение вопросов учета, распределения имущественных прав и публикации (в том числе открытой) созданных в вузе ЭОК.

Контрольные результаты: документально определены вопросы авторских и имущественных прав на ЭОК; документально определены вопросы размещения ЭОК во внутреннем репозитарии (хранилище) ресурсов, доступном студентам вуза; документально определены вопросы размещения ЭОК на открытых Интернет-ресурсах; документально определены вопросы размещения ЭОК в средствах социальных медиа.

Показатель 4. Направленность внешней и внутренней политик вуза на проведение исследований и внедрение инноваций ЭО и ДОТ.

Мероприятие 4.1. Проведение мероприятий по непрерывному улучшению ЭО и ДОТ на основе мониторинга, обратной связи, самооценки, распространения лучших практик и внедрения инноваций.

Контрольные результаты: документально определены мероприятия по непрерывному улучшению ЭО и ДОТ на основе мониторинга функционирования ЭО и ДОТ; документально определены мероприятия по непрерывному улучшению ЭО и ДОТ на основе оценки преподавателями качества функционирования ЭО и ДОТ; документально определены мероприятия по непрерывному улучшению ЭО и ДОТ на основе оценки удовлетворенности потребителей качеством функционирования ЭО и ДОТ; наличие плана мероприятий по непрерывному улучшению ЭО и ДОТ на основе распространения лучших практик и внедрения инноваций.

Показатель 5. Готовность технического обеспечения IT-инфраструктуры вуза для качественного функционирования ЭИОС.

Мероприятие 5.1. Объединение всех компьютеров вуза в высокоскоростную корпоративную вычислительную сеть Intranet (не менее 100 Мбит/с), обеспечивающую доступ к ЭИОС.

Контрольные результаты: более 90% компьютеров вуза, объединены в высокоскоростную Интранет сеть (не менее 100 Мбит/с), обеспечивающую доступ к ЭИОС.

Мероприятие 5.2. Обеспечение из Intranet вуза постоянного (24*365) высокоскоростного (не менее 50 Мбит/с) неограниченного выхода в сеть Internet.

Контрольные результаты: обеспечен высокоскоростной (не менее 50 Мбит/с) доступа к сети Интернет из Интранет вуза; обеспечен постоянный круглосуточный (24*365) доступ к сети Интернет из корпоративной вычислительной сети вуза; обеспечен безлимитный бесплатный доступ к сети Интернет студентам и сотрудникам из Интранет вуза; обеспечен доступ к сети Интернет из Интранет вуза для всех студентов и сотрудников непосредственно с их рабочих мест (как стационарных, так и мобильных).

Мероприятие 5.3. Приобретение серверного оборудования, технические характеристики которого полностью удовлетворяют требованиям к производительности, надежности, отказоустойчивости для функционирования электронной информационно-образовательной среды вуза.

Контрольные результаты: технические характеристики серверного оборудования обеспечивают комфортную одновременную работу (время обработки обычных запросов к сервисам ЭИОС не более 3 с, аналитических запросов – не более 10 с) не менее 20% от общего числа пользователей, включая всех студентов и преподавателей, использующих сервисы ЭИОС; все серверное оборудование имеет средства отказоустойчивого хранения и восстановления данных; обеспечение восстановление информации в ретроспективе не менее 6 месяцев; все серверное оборудование имеет аппаратные или программные средства обеспечения информационной безопасности [7].

Мероприятие 5.4. Оборудование всех лекционных аудитории образовательной организации средствами мультимедиа и интерактивными средствами обучения, обеспечивающими использование и создание электронных образовательных ресурсов при проведении занятий.

Контрольные результаты: более 90 % лекционных аудиторий вуза, оборудованы средствами мультимедиа и интерактивными средствами обучения, а также средствами аудио и видеозаписи и трансляции.

Мероприятие 5.5. Обеспечение возможности подключения по технологии Wi-Fi, мобильных компьютеров и девайсов, студентов и сотрудников к информационным сервисам сети Intranet и Internet на всей образовательной территории кампуса ЭИОС.

Контрольные результаты: до 90% территории вуза имеется возможность подключения мобильных компьютеров студентов и сотрудников к информационным сервисам сетей Интранет и Интернет по технологии Wi-Fi.

Показатель 6. Готовность программного обеспечения IT-инфраструктуры педагогического вуза для качественного функционирования ЭИОС.

Мероприятие 6.1. Определение, разработка / доработка, приобретение и внедрение доступных всем сотрудникам вуза инструментов, полностью решающих вопросы создания, сохранения, доставки и использования ЭОК.

Контрольные результаты: наличие доступных всем сотрудникам вуза специализированных инструментов создания ЭОК (открытые, приобретенные по лицензии или разработанные в вузе, отдельные или интегрированные в ЭИОС), обеспечивающие создание ЭОК в соответствии со стандартами вуза; наличие доступного всем сотрудникам вуза репозитария ЭОК, обеспечивающего хранение ЭОК в соответствии со стандартами вуза; наличие доступных всем инструментов для организации доступа через Интернет портал вуза, студентов к ЭОК; наличие в вузе инструментов, для разработки позволяющих создавать ЭОК, не требующие дополнительного специализированного ПО для их использования студентами, для всех распространенных стационарных (Windows, Linux, MacOS) и мобильных (iOS, Android) операционных систем и платформ.

Мероприятие 6.2. Определение, разработка / доработка, приобретение и внедрение информационной системы /систем, обеспечивающей /(их) функционирование электронной информационно-образовательной среды поддерживающей/(их) модульное подключение сервисов, позволяющих реализацию различных образовательных технологий.

Контрольные результаты: наличие задокументированных интерфейсов программирования приложений (application programming interface (API)) для подключения новых сервисов ЭИОС; интеграция новых сервисов в единый интерфейс личного кабинета преподавателя и студента; возможность формирования единого потока событий для всех включённых в ЭИОС сервисов; возможность поддержки сервисов ЭИОС стандарта Tin Can для передачи информации об образовательных достижениях.

Мероприятие 6.3. Обеспечение поддержки системы управления процессом ЭО и ДОТ различных моделей организации учебного процесса (обучение в академических группах, модульное обучение, индивидуальные траектории обучения).

Контрольные результаты: возможность поддержки системы управления процессом ЭО и ДОТ курсового обучения (поддерживается формирование учебных групп в пределах одного курса, изучение курса не зависит от результатов обучения по другим курсам); возможность поддержки системы управления процессом ЭО и ДОТ модульного обучения (поддерживается создание отдельных учебных модулей, из которых формируются учебные курсы и дисциплины); возможность поддержки системы управления процессом ЭО и ДОТ индивидуальных траекторий обучения.

Мероприятие 6.4. Интеграция базовых сервисов Intranet вуза (e-mail, файловое хранилище, виртуальные рабочие места, видеоконференции) в ЭИОС.

Контрольные результаты: интеграция ЭИОС вуза с корпоративной службой электронной почты; интеграция ЭИОС вуза с файловыми хранилищами корпоративной сети; интеграция в состав ЭИОС виртуальных рабочих мест; интеграция ЭИОС вуза с корпоративной системой видеоконференций и вебинаров и др.

Показатель 7. Реализация образовательных программ вуза через ЭИОС.

Мероприятие 7.1. Решение вопроса реализации образовательных программ с применением ЭИОС с конкретными целями по повышению качества обучения (например, с целью реализации методов активного обучения, организации совместной деятельности студентов и т.п.).

Контрольные результаты: применение элементов ЭИОС в более чем 25% основных образовательных программ (ООП) вуза для реализации методов активного обучения, организации совместной деятельности и самостоятельной работы студентов; применение элементов ЭИОС в более чем 25% ООП вуза для контроля знаний по изучаемым дисциплинам.

Мероприятие 7.2. Решение вопроса реализации образовательных программ, предполагающие применение ЭИОС с целью обеспечения возможности дистанционного освоения этих программ, в том числе лицами с ограниченными возможностями.

Контрольные результаты: наличие программ ДПО, допускающих их освоение без приезда обучающихся в вуз; наличие программ ВПО, допускающих приезд в вуз не более 1 раза в год; наличие программ ВПО, допускающих их освоение без приезда в вуз (за исключением нормативных ограничений); наличие программ ВПО, адаптированных для освоения лицами с ограниченными возможностями.

Мероприятие 7.3. Решение вопроса при реализации образовательных программ применения балльно-рейтинговой системы, предусматривающей формирование итоговых оценок с использованием независимого мониторинга результатов обучения и промежуточного контроля, осуществляемого с использованием ЭИОС вуза.

Контрольные результаты: регулярное осуществление промежуточного контроля знаний при реализации образовательных программ, с использованием ЭИОС; осуществление мониторинга выполнения графика учебного процесса при реализации образовательных программ с использованием ЭИОС; регулярное осуществление независимого мониторинга результатов обучения при реализации образовательных программ с использованием ЭИОС; применение балльно-рейтинговой системы предусматривающей формирование итоговых оценок с применением независимого мониторинга успеваемости и промежуточного контроля при реализации образовательных программ с использованием ЭИОС [7].

Мероприятие 7.4. Решение вопроса при реализации образовательных программ с использованием ЭОК, созданных штатными преподавателями и сторонними разработчиками, и с применением сетевой формы реализации образовательных программ.

Контрольные результаты: наличие договора/(ов) о приобретении или передаче прав на использование ЭОК других вузов; наличие договора/(ов) о сетевой форме реализации образовательных программ с другими вузами или организациями; наличие возможности выбора студентами нескольких модулей, доступных в рамках сетевой формы реализации образовательных программ; решенные вопросы интеграции ЭИОС вуза и ЭИОС других вузов для обеспечения доступа студента к ЭИОС вуза-партнера.

Показатель 8. Наличие сертифицированных электронных учебных курсов на основе ЭУМК по всем образовательным программам, реализуемым через ЭИОС.

Мероприятие 8.1. Создание к каждому курсу описания в едином формате, предполагающем четкую фиксацию результатов обучения и технологии обучения.

Контрольные результаты: наличие стандарта уровня вуза, определяющего требования к описанию электронного образовательного курса (ЭОК), реализуемого с использованием ЭИОС; все ЭОК, реализуемые с использованием ЭИОС, имеют описание в едином формате с указанием всех элементов, входящих в состав курса, которое размещено на общедоступном ресурсе вуза; описание ЭОК, реализуемых с использованием ЭИОС, содержит четкую фиксацию результатов обучения; описание ЭОК, реализуемых с использованием ЭИОС, содержит описание технологии обучения.

Мероприятие 8.2. Разработка стандарта/(ов) уровня вуза (ЭУМК) включающего/(их) единые требования к структуре и технологиям обучения по курсам, реализуемым с использованием ЭИОС.

Контрольные результаты: наличие стандарта уровня вуза, определяющего требования к структуре курса и составу его элементов в зависимости от применяемой технологии обучения; наличие стандарта уровня вуза включающего требования к обеспечению внутри курса корректировки траектории изучения материала в зависимости от результатов промежуточного контроля результатов обучения; наличие стандарта уровня вуза включающего требования к организации взаимодействия участников образовательного процесса (обучающихся, преподавателей, тьюторов) в процессе освоения курса; наличие стандарта уровня вуза включающего требования к оценке результатов обучения на протяжении периода освоения курса, а также определяющего требования к используемым методам оценки.

Мероприятие 8.3. Разработка стандарта/(ов) уровня вуза (ЭУМК) включающего /(их) единые требования к оформлению и технологиям, применяемым при разработке ЭОК.

Контрольные результаты: наличие стандарта уровня вуза применяемого ко всем создаваемым в вузе ЭОК; наличие стандарта уровня вуза вводящего единые требования к оформлению электронных курсов и ЭОК, входящих в его состав; наличие стандарта уровня вуза обеспечивающего импорт и экс-порт ресурсов с использованием международных стандартов IMS, SCORM и т.п.; наличие стандарта уровня вуза обеспечивающего кроссплатформенность ресурсов и работу на мобильных устройствах [5].

Мероприятие 8.4. Решение вопроса разработки ЭОР на регулярной основе.

Контрольные результаты: наличие задокументированного в вузе бизнес-процесса (работы) по созданию ЭОК; наличие графика регулярного создания или актуализации ЭОК; определение задокументированной единой технологии разработки всех ЭОК с использованием специализированного ПО; наличие специализированного подразделения, занимающегося профессиональной консультационной поддержкой по разработке ЭОК, и практикой работы с профессиональными организациями в области раз-работки ЭОК.

Показатель 9. Наличие интеграции электронной библиотечной системы с ЭИОС.

Мероприятие 9.1. Решение вопросов интеграции в ЭИОС электронной библиотечной системы вуза и обеспечения круглосуточного доступа к ЭОК и цифровым образовательным ресурсам (ЦОР) из сети Интернет и Интранет вуза.

Контрольные результаты: интеграция электронной библиотечной системы в ЭИОС вуза; поддержка возможности создания прямой ссылки на библиотечные ресурсы через электронную библиотечную систему; обеспечение возможности доступа к ресурсам электронных библиотечных систем в любое время; обеспечение возможности доступа к ресурсам электронных библиотечных систем из любого места внутренней сети вуза и Интернет.

Показатель 10. Постоянность разно-уровневой доступности системы ЭИОС.

Мероприятие 10.1. Обеспечение доступности и полной работоспособности всех сервисов ЭИОС на широком перечне стационарных и мобильных устройств, требования к которым описаны вузом и предоставлены для ознакомления всем пользователям.

Контрольные результаты: наличие описанных доведенных до всех пользователей требований к устройствам, используемым для работы с сервисами ЭИОС; доступность и полная работоспособность на основных стационарных операционных системах и платформах (Windows, Linux, MacOS) всех сервисов ЭИОС; доступность и полная работоспособность на основных мобильных платформах (iOS, Android) всех сервисов ЭИОС; оказание вузом содействия преподавателям и студентам в приобретении и настройке персональных устройств [5].

Мероприятие 10.2. Адаптация и приспособление сервисов ЭИОС для работы на каналах с плавающей или малой пропускной способностью или обеспечивают автономный вариант работы с ЭОК и ЦОР.

Контрольные результаты: наличие интерфейса ЭИОС для мобильных устройств, приспособленный для работы на каналах с малой пропускной способностью; наличие сервисов ЭИОС приспособленных для работы на каналах с плавающей или малой пропускной способностью; наличие ЭОК и ЦОР, приспособленных для работы на каналах с плавающей или малой пропускной способностью; наличие сервисов ЭИОС обеспечивающих автономный (без подключения к серверам) вариант работы, в том числе на мобильных устройствах.

Показатель 11. Обеспечение сервисами персонализации доступа и использования ресурсов ЭИОС.

Мероприятие 11.1. Обеспечение настройки сервисами ЭИОС пользовательского интерфейса «под себя», включая обеспечение потребностей людей с ограниченными возможностями.

Контрольные результаты: наличие возможности настройки интерфейса с учетом индивидуальных потребностей обучающихся; наличие возможности настройки интерфейса под потребности людей с ограниченными возможностями; наличие возможности настройки интерфейса под разное разрешение экрана настольных и мобильных устройств; поддержка нескольких языков интерфейса на выбор пользователя.

Мероприятие 11.2. Обеспечение сервисами ЭИОС альтернативных форматов представления содержания электронных курсов, в том числе аудио и видео.

Контрольные результаты: поддержка сервисов ЭИОС различных форматов представления контента ЭОК; поддержка сервисов ЭИОС интерактивных ЭОК (виртуальные лабораторные стенды, виртуальные практикумы и т.п.); поддержка сервисов ЭИОС размещения записей занятий в разных форматах (видео, аудио, презентация); поддержка сервисов ЭИОС возможности распечатки ЭОК и ЦОР [6].

Показатель 12. Наличие развитых сервисов мониторинга работы в ЭИОС.

Мероприятие 12.1. Обеспечение сервисами ЭИОС сбора и аналитической обработки данных по установленной в вузе системе показателей активности работы студентов и преподавателей.

Контрольные результаты: наличие возможности сбора и аналитической обработки данных по активности посещения обучающимися ЭИОС; наличие возможности сбора и аналитической обработки данных по активности выполнения заданий обучающимися в соответствии с графиками освоения дисциплин; наличие возможности сбора и аналитической обработки данных по активности посещения преподавателями ЭИОС; наличие возможности сбора и аналитической обработки данных по активности консультирования студентов и рецензирования преподавателями работ, выполняемых обучающимися в соответствии с графиками освоения дисциплин.

Мероприятие 12.2. Обеспечение сервисами ЭИОС поддержки специальных интерфейсов, обеспечивающих доступ к просмотру текущих и итоговых образовательных достижений студентов.

Контрольные результаты: наличие возможности просмотра текущих образовательных достижений обучающихся по отдельным дисциплинам; наличие возможности автоматического формирования электронных ведомостей успеваемости по дисциплинам; наличие возможности формирования сводных ведомостей успеваемости по освоению дисциплин учебного плана; наличие возможности отображения электронной зачетной книжки студента.

Показатель 13. Организация поддержки работы преподавателей, сотрудников и студентов в ЭИОС.

Мероприятие 13.1. Обеспечение вузом регулярного обучения и повышения квалификации преподавателей и сотрудников в направлении ЭО и ДОТ.

Контрольные результаты: наличие курсов повышения квалификации по обучению методам и технологиям применения ЭО и ДОТ; прохождение всеми преподавателями и сотрудниками, участвующих в ЭО и ДОТ, соответствующего обучения и повышения квалификации; наличие плана профессиональных семинаров, конференций с целью распространения передовых практик по обучению с применением ЭО и ДОТ; наличие мониторинга по регулярному повышению квалификации преподавателей и сотрудников в области ЭО и ДОТ.

Мероприятие 13.2. Введение системы поощрения применения ЭО и ДОТ преподавателями и сотрудниками, системы оплаты труда учитывающей особенности работы в ЭИОС.

Контрольные результаты: учет в системе оплаты труда вуза специфики работы в рамках электронного обучения, в том числе оплату тьюторов и тьюторского сопровождения; стимулирование системой оплаты труда разработки и постоянного обновления ЭОК, повышение их качества; учет в системе оплаты труда достигнутых результатов обучения студентами; наличие системы выявления лучших преподавательских практик и поощрения наиболее активных преподавателей в области внедрения ЭО и ДОТ.

Мероприятие 13.3. Решение вопроса обеспечения всех сотрудников и участвующих в ЭО, рабочими местами или персональными устройствами, обеспечивающими комфортную и эффективную работу в ЭИОС.

Контрольные результаты: более 90% сотрудников, участвующих в ЭО и ДОТ, которым обеспечен доступ к стационарным рабочим местам, либо которые имеют персональные устройства, обеспечивающие работу с ЭИОС, в том числе проведение вебинаров, разработку ЭОР.

Мероприятие 13.4. Решение вопроса создания эффективной службы онлайн поддержки сотрудников, преподавателей участвующих в ЭИОС.

Контрольные результаты: наличие онлайн службы административной поддержки по вопросам организации учебного процесса ЭО и ДОТ; наличие онлайн службы педагогической поддержки по вопросам ис-пользования инструментов ЭО и ДОТ (как входящих в состав ЭИОС, так и внешних), по использованию методов ЭО и ДОТ; наличие онлайн службы технической поддержки по вопросам установки и настройки технических и программных средств, использования ЭИОС и т.п.; обеспечение возможности обращения в службу поддержки по телефону/Skype в режиме 12/6.

Мероприятие 13.5. Решение вопроса предоставления студентам рабочих мест для самостоятельной и коллективной работы с сервисами ЭИОС (в том числе при прохождении контрольных мероприятий) и виртуальными рабочими местами со специализированным лицензионным или свободным программным обеспечением.

Контрольные результаты: наличие у студентов возможности использовать рабочие места в учебных корпусах вуза в свободном режиме или по предварительной записи; наличие гарантированного доступа студентам к рабочему месту в объеме не менее 30% от суммарной трудоемкости самостоятельной работы по УП; обеспечение студентам доступа к рабочим местам в территориальных центрах доступа обучения (читальных залах и компьютерных кабинетах корпусов вуза), без приезда в главный корпус вуза; наличие возможности работы со всеми программными продукта-ми, предусмотренными образовательной программой на каждом автоматизированном рабочем месте вуза.

Мероприятие 13.6. Предоставление необходимой информации и оказания помощи студентам в выборе и настройке стационарных и мобильных устройств, обеспечивающих комфортную и эффективную работу с сервисами ЭИОС.

Контрольные результаты: информированность студентов о применяемых в процессе обучения технологиях с указанием требований к оборудованию, каналам связи и программному обеспечению, которое должен иметь студент для прохождения обучения; предоставление студентам помощи в выборе и настройке технических средств, стационарных и мобильных, обеспечивающих комфортную и эффективную работу с сервисами ЭИОС; предоставление студентам полного комплекта программных средств, необходимых для работы с сервисами ЭИОС, через веб портал вуза; наличие специальных программ по предоставлению студентам скидок для приобретения устройств, предоставлению на период обучения или продажи специально сконфигурированных для работы с сервисами ЭИОС устройств.

Мероприятие 13.7. Решение вопроса создания эффективной и разноплановой службы онлайн поддержки студентов участвующих в ЭИОС.

Контрольные результаты: наличие онлайн службы административной поддержки по вопросам организации учебного процесса, оплаты обучения, пересдачи академической задолженности и т.п. в ЭИОС; наличие онлайн службы педагогической поддержки по вопросам использования инструментов ЭО и ДОТ (как входящих в состав ЭИОС, так и внешних), развития учебных навыков, предоставления педагогических рекомендаций; наличие онлайн службы технической поддержки по вопросам установки и настройки технических и программных средств, использования ЭИОС и т.п.; наличие онлайн службы психологической поддержки по вопросам адаптации в вузе, мотивации образования и организации времени, межличностных конфликтов, кризисных жизненных ситуаций и т.п.

Показатель 14. Достижение определёнными IT-стратегией вуза количественных и качественных показателей по развитию ЭИОС.

Мероприятие 14.1. Повышение доли дисциплин/модулей, по которым используются электронные курсы, в общем количестве дисциплин/модулей, в %.

Контрольные результаты: более 60% дисциплин/модулей, по которым используются электронные курсы, в общем количестве дисциплин/модулей.

Мероприятие 14.2. Повышение доли электронных курсов/модулей, предложенных другим организациям для сетевой формы реализации образовательных программ, в общем количестве созданных вузом кур-сов/модулей, в %.

Контрольные результаты: более 25% электронных курсов/модулей, предложенных другим организациям для сетевой формы реализации образовательных программ, в общем количестве созданных вузом курсов/модулей.

Мероприятие 14.3. Повышение доли электронных курсов/модулей других вузов и разработчиков в общем количестве используемых в вузе курсов/модулей, в %.

Контрольные результаты: до 25% электронных курсов/модулей других вузов в общем количестве используемых в вузе курсов/модулей.

Мероприятие 14.4. Повышение доли студентов и слушателей, использующих при обучении в течение года хотя бы один электронный курс, в общем количестве студентов и слушателей вуза, в %.

Контрольные результаты: 100% студентов и слушателей, использующих при обучении в течение года хотя бы один электронный курс, в общем количестве студентов и слушателей вуза.

Мероприятие 14.5. Повышение доли студентов и слушателей, использующих при обучении в течение года электронные курсы по всем изучаемым дисциплинам/модулям, в общем количестве студентов и слушателей вуза, в %.

Контрольные результаты: до 30% студентов и слушателей, использующих при обучении в течение года электронные курсы по всем изучаемым дисциплинам/модулям, в общем количестве студентов и слушателей вуза.

Мероприятие 14.6. Повышение доли преподавателей, обучающих с применением ЭО и ДОТ, в общем количестве преподавателей вуза, в %.

Контрольные результаты: более 60% преподавателей, обучающих с применением ЭО и ДОТ, в общем количестве преподавателей вуза.

Мероприятие 14.7. Повышение доли преподавателей и сотрудников, участвующих в учебном процессе, прошедших обучение и повышение квалификации по программам ЭО и ДОТ, в общем количестве преподавателей и сотрудников вуза, в %.

Контрольные результаты: более 60% преподавателей и сотрудников, участвующих в учебном процессе, прошли обучение и повышение квалификации по программам ЭО и ДОТ, в общем количестве преподавателей и сотрудников вуза.

Заключение

Полагаем, что приведенный подробный перечень ключевых показателей, основных мероприятий их достижения и предполагаемых полученных результатов при реализации намеченных мероприятий формирования электронной информационно-образовательной среды высшей образовательной организации, может являться инвариантным и поможет создать информационно-технологическое обеспечения вузов различного профиля.


Библиографическая ссылка

Гущин А.В. ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 25-33;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1663 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674