Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

О ВАЖНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОИНА

Царева Н.А. 1 Гришина Е.С. 2
1 ВУЗ Мионобороны РФ «Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова»
2 ФГОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет»
Анализируя заявленную проблему, авторы исходят из двух принципов: во-первых, современный Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает систему образования на формирование гармонически развитой личности; во-вторых, целостность личности основана на единстве естественного, духовного и социального компонентов. В силу того, что в профессии военного физическая сила является средством осуществления его профессиональных задач, подробно анализируется такая цель воспитательной работы военного вуза, как совершенствование физического состояния курсантов, привитие потребности в здоровом образе жизни. В контексте поиска педагогических методов достижения этой цели авторы исследуют роль художественной литературы, анализируют традиционные и современные национальные образы героев художественной литературы как духовные ориентиры в формировании гармоничной личности профессионального военного, анализируют методику привлечения внимания курсантов к чтению художественной литературы.
гармоничная личность
здоровый образ жизни
художественная литература
литературный национальный герой
1. Богородская О.Е., Будник Г.А., Котлова Т.Б., Халтурин В.Ю. «История семьи» как вид самостоятельной работы студентов по отечественной истории // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2009. – № 3. – С. 45-47.
2. Гришина Е.С. Образование как пространство культурной идентификации монография / Е. С. Гришина; НОУ ВПО «Ин-т технологии и бизнеса». – Находка, 2010.
3. Гришина Е.С., Царева Н.А., Котлова Т.Б. Традиция как движущая сила культуры // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – № 9-5 (40). – С. 59-61.
4. Гришина Е.С., Котлова Т.Б., Царева Н.А. Тенденции развития военного образования в условиях современных реформ // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 6-4 (48). – С. 75-77.
5. Винникова С.Н. Патриотическое воспитание курсантов средствами художественной литературы: дис… канд.пед.наук. – СПб.: СГПУ, 1998. – 152 с.
6. Вересаев В.В. Избранное. – М.: Союз, 2007. – 320 с.
7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Режим доступа: http://gospatriotprogramma.ru/programma %202016-2020/proekt/proekt.php. Дата обращения: [20.12.2016]
8. Зощенко М.М. О себе, о критиках и о работе // М.М. Зощенко. Избранное. – М.: Художественная литература, 1978. – С. 69-74.
9. Пришвин М. Повести и рассказы. – Минск: Народный свет, 1980. – 194 с.
10. Чехов А.П. Избранное. Мелиховские страницы. – М.: Зебра-Е, 2012. – 348 с.

В современной социокультурной ситуации усиливается внимание к сохранению внутреннего единства каждой отдельной личности. В контексте разорванности бытия человека (М. Хайдеггер) и, соответственно, фрагментарности его восприятия каждым индивидом усиливается разобщенность, обособленность людей, осложняется общение и, как следствие, продуктивность развития общества и каждого отдельного его представителя. Индивидуализм всё дольше обнаруживает неполноту арсенала своих средств в решении проблем сегодняшнего дня, в обеспечении безопасности будущего развития общества. Продолжающееся возрастание роли человеческого фактора в историческом процессе ещё больше осложняет ситуацию. В результате человек всё активнее выходит на путь личностного саморазвития, то есть стремится к самостоятельному и ответственному выбору и действию в контексте общественного интереса. В свою очередь и теоретическая мысль продолжает осмысление методики личностного формирования и развития. Представители гуманистической парадигмы, философы и социологи, психологи (А. Маслоу, Р. Мэй, Э. Фромм, Д. Леонтьев и др.) убеждены, что движущим центром личности является не бессознательное, не стимулы внешней среды, а целостность человеческого существа, его способность к осуществлению свободного выбора.

Проблема становления человека как целостной личности имеет в истории мысли свои традиции. В русской философии понятие гармоничной личности восходит к православному учению о трех элемента, составляющих человеческую личность (теле, душе и духе). В художественной форме идею гармонии внешнего и внутреннего А.П. Чехов сформулировал словами: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Внешний облик, речь и многое другое должно сочетаться с внутренней составляющей – духовным богатством личности, ее знаниями и чувствами. Внутренние элементы личности проявляются в повседневной деятельности человека через внешние.

Продолжая традиции русской философии, современными отечественными мыслителями было выработано понимание целостности личности как гармоничного единства всех внутренних аспектов и внешней деятельности личности (духовное, естественное и социальное) (А.А. Горелов, Д.В. Пивоваров и др.). Все сферы жизни должны быть частью единого целого для понимания человеком своего жизненного назначения. Представители современной гуманитарной мысли активно анализируют методику формирования «личности XXI века» в контексте педагогики и философии образования [1, 2, 3, 4].

Современное образование в русских традициях духовно-нравственного воспитания ориентировано на формирование цельной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое здоровье. И, несмотря на периодически активизирующиеся дискуссии о целесообразности активной деятельности по воспитанию молодого поколения в стенах образовательных учреждений, воспитательная работа продолжает оставаться заботой педагогических коллективов. Так, министерство обороны Российской Федерации в 2008 г. в особом документе «Основы организации воспитательной работы в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ» определяет воспитание курсантов как приоритетное направление деятельности военного вуза. Одной из основных задач воспитания является формирование и развитие «общей культуры и нравственной чистоты, стремления к самосовершенствованию и здоровому образу жизни» [7]. Поставленные задачи определяют основную цель воспитания – формирование гармонично развитой личности. Назовём её основные характеристики. Во-первых, гуманистическое мировоззрение, гармония с самим собой, обществом и семьей, которая достигается благодаря усвоению глубоких фундаментальных гуманистических истин, связывающих поколения. Во-вторых – творческое освоение действительности. В ситуации ускорения динамики социально-исторических процессов человеку необходимо постоянно совершенствовать те качества, которые позволят ему стать неотъемлемым и значимым субъектом современного общества. Саморазвитие личности происходит благодаря проявлениям ее творческих возможностей. Поэтому реализация именно творческих возможностей рассматривается как социальный компонент гармонической личности. В-третьих – физическое здоровье, здоровый образ жизни. Стремление человека к совершенству проявляется как во внутреннем, так и внешнем состоянии. Физическое здоровье – это важнейший аспект и духовного, и социального благополучия личности. Отметим, однако, что понимание этого положения далеко не самое успешное направление современной педагогики. Одним из методов исправления этого положения, на наш взгляд, является изучение художественной литературы.

Действительно, в художественных произведениях сконцентрирован опыт человека, духовное богатство общества. В них авторы выражают свое отношение к многообразному миру. В искусстве в целом отражается духовный мир человека, его чувства, вкусы, идеалы. Художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их в художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на человека, побуждая его размышлять о жизни и её смысле. При этом, художественная литература является самым широко распространённым, доступным и понятным направлением развития художественной культуры. В ряде научных работ [5] о роли художественной культуры в развитии гармонической личности изучались средства и механизмы, которыми обладает всё многообразие художественной культуры для воздействия на внутренний мир человека, формирование его эстетической культуры. Выявлено, что духовный мир человека представлен в единстве трех сфер: рационально-рассудочной, эмоционально-чувственной и побудительно-волевой. Эмоционально-чувственная сфера влияет на разум и волю. Волевые качества важны для каждой личности, но в профессии военного они имеют особое значение. Художественная культура, воздействует на чувственную сферу духовного мира воина, дает знания и воспитывает волю.

Цель настоящей статьи рассмотреть специфику влияния художественной литературы физическое здоровье как фактор в значительной мере определяющий весь образ жизнь, все стороны повседневной материально-практической и духовной жизни человека (манера поведения, стиль одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождение, этикет, речь и т.д.).

Вспомним, что здоровый образ жизни – это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. Отношение человека к образу жизни определяется системой жизненных ценностей и мотиваций. Здоровый образ жизни – это система разумного поведения человека (умеренность во всем: питание, закаливание, одежда и т.д.). Современные социологи, психологи и философы рассматривают здоровый образ жизни как важнейшую сторону жизни общества, от которой зависит развитие разных сторон жизнедеятельности человека, активное и полноценное выполнение им социальных функций. Понятие культуры здорового образа жизни, предполагает не только правильное питание, отсутствие вредных привычек, двигательную активность. Важнейшим компонентом понятия является духовно-нравственное благополучие. Нравственность – обязательное условие здорового образа жизни. А.П. Чехов о единстве физического и нравственного здоровья писал: «Моя святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались» [10, c. 107]. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию, забота о своем теле, пребывание в здоровом состоянии духа (для здорового человека характерно душевное благополучие). Формирование здорового образа жизни осуществляется на личностном и социальном уровне. На социальном уровне к здоровому образу жизни человек приходит на основе пропаганды (просветительских мероприятий). На личностном уровне это происходит благодаря системе ценностных ориентиров, в формировании которых важную роль выполняет художественная культура.

Главной темой художественной литературы всегда был и остается человек. В художественных произведениях человеческое тело, лицо, глаза являются объектом пристального внимания, становятся важнейшим ориентиром человека в системе ценностей. Культ физической красоты способствует развитию культуры здорового образа жизни. При этом, идеал красоты в каждой эпохе был разным, он зависел от религиозных, социальных, экономических и других условий. И в книгах по-разному описывалась красота человеческого тела. Но всегда красивое тело представлялось как здоровое. У каждого народа есть свои художественные идеалы и ценности. С самого начала в русском народном творчестве образ положительного героя складывался как образ физически здорового, красивого человека. В русской культуре физическое здоровье считалось основой красоты человека. Традиционно в России красивой считалась женщина «белолица, да черноброва, да румяна» с полной фигурой и высоким бюстом. Мужчина должен обладать крепким богатырским спортивным телосложением, способным «подковы гнуть, кочергу вязать». Для всей русской художественной культуры характерен культ юности и здорового тела. В «Поучении Владимира Мономаха» одними из нравственных заветов молодому поколению были предостережения: «ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь»; «лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело» и т.д. Художественная культура, призванная преподносить людям этический и эстетический урок, прививает им чувство прекрасного. Отечественная художественная литература формирует ценностный взгляд на здоровье. Произведения литературы показывают путь свободы духа через выражение здорового физического «Я». Не случайно, в России медики часто становились писателями (А.П. Чехов, М. Булгаков, В. Вересаев и др.). Замечательный русский писатель В.В. Вересаев получил медицинское образование и наблюдал за миром глазами врача и писателя. В жизни и в творчестве он пропагандировал необходимость физического развития тела для душевного благополучия. «Принимая выгоды культуры, нельзя разрывать самой тесной связи с природой; развивая в своем организме новые положительные свойства, даваемые нам условиями культурного существования, необходимо в то же время сохранить наши старые положительные свойства… Пусть все больше развивается мозг, но пусть же при этом у нас будут крепкие мышцы, ловкое и закаленное тело…» [6, c. 52]. Благодаря профессиональному, позитивному отношению к здоровому телу и духу создавались яркие и полные образы. Отсюда особое эмоциональное восприятие созданных писателями литературных персонажей. Восхищение, сочувствие или неприятие, которые вызывают художественные образы, стимулируют обращение читателя к духовным ценностям, в том числе ценности здоровья.

В русской культурной парадигме идеал красоты представлен единством красоты внешней и внутренней. Для поэтов и писателей русской классической литературы понятие красоты немыслимо в отрыве от духовного, а для их любимых героев характерно стремление к гармонии души, духа и тела.

В творчестве «великого национального поэта» А.С. Пушкина, по словам Н.В. Гоголя, отражается «душа нации». Пушкин придавал особое значение физическим упражнениям. Он постоянно тренировал кисть руки тяжелой тростью, делал гимнастику, катался на коньках, совершал длительные пешие прогулки и верхом на лошади. Систематические занятия по физическому развитию и закаливанию поэт делал осознанно. Пушкин воспевал физическое и духовное здоровье и полагал, что душевное здоровье является следствием физического. Соразмерность, гармония пронизывают все произведения Пушкина, которые укрепляют мужество и пробуждают чувство красоты у читателя. М. Зощенко писал о своем видении возможности творчества, но слова его открывают секрет художественного дара Пушкина По словам Зощенко, огромное вдохновение – это высокая работа организма, которая возможна при «правильной работе всего организма»: «Вдохновение есть то счастливое сочетание физического здоровья, бодрости, нервной свежести и уверенности в себе, которое позволяет всю силу своей личности бросить в одно место, – в данном случае – в литературу» [8, c. 12].

У М. Пришвина понятие «здоровье» означает не только физическое, но духовное и социальное благополучие: «Здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве, или спине… Но самая суть человеческого здоровья – это когда неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне хорошо – то должно быть и всем хорошо» [9, c. 74].

Возможности духовного выражения у Л.Н. Толстого связаны с «жизнью тела», физическим здоровьем. Нельзя состояние человека разделить на физическое и нравственное, ибо духовная подавленность вызывает болезни, а от физической немощи слабеет дух. В своей жизни писатель выработал свой режим труда и отдыха, свою систему гигиенических мер, принимал активное участие в пропаганде здорового образа жизни. Мысль о влиянии физической нагрузки на настроение Толстой выразил словами: «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно».

Н.Г. Чернышевский видел смысл физического здоровья в том, чтобы сильный телом и духом человек мог помочь страдающему народу. Идеалом целого поколения народовольцев становится герой Рахметов в романе «Что делать?», который постоянными физическими тренировками, трудом, аскетическим образом жизни готовит себя к воплощению великой идеи освобождения народа.

В современной литературе продолжаются традиции классики. Высокая оценка единства тела и духа выражается в том, что положительные герои многих произведений имеют прекрасную физическую форму. Один из самых читаемых авторов Б. Акунин главного героя своих произведений Эраста Фандорина изображает подтянутым, спортивным, владеющим искусством восточных единоборств. Служить Отечеству, выполнять особые государственные задания герою помогают постоянные физические тренировки. Современная литература, формируя культуру здорового образа жизни, помогает человеку воспитывать не только физические, но и моральные качества, приобретать жизненно важные социальные умения и навыки. Здоровье человека означает его физическое, душевное и социальное благополучие.

В разные эпохи представления о красивом теле менялись. Но как бы ни развивался идеал физической красоты человеческого тела, всегда в художественных произведениях воспевался культ здорового образа жизни. Формы могут быть разные, но суть одна – физическая форма должна соответствовать духовной. Физическая красота дополняет духовную. В русской художественной культуре автор, желая усилить впечатление от внутренней красоты героя, всегда подчеркивает его физическую красоту.

В условиях города XXI века усиливается дисгармония между умственным и физическим состоянием. В этой ситуации человеку важно для обретения гармонии иметь примеры для подражания. Ими становятся идеалы русской культуры – гармония внутренней и внешней сторон природного естества человека, «культ тела». Красивое здоровое тело, спортивное телосложение и рельефная мускулатура иллюстрируют в XXI веке высокий статус физической формы. Традиционная эстетика человека остается актуальной традицией, потому что здоровое тело человека, его здоровье не может быть не актуальным. Здоровая нация является условием процветания государства. Быть здоровым сегодня модно, престижно, жизненно необходимо. Физически здоровый человек ловок, быстр, силен, вынослив, он способен преодолевать неуверенность, страх, усталость. Поиск свободы «Я» происходит через совершенствование физического «Я».

Физическое воспитание в военном вузе рассматривается как составная часть системы воспитания личного состава, которая обеспечивает физическую готовность военнослужащих к боевой деятельности. Для военнослужащих Вооруженных Сил физическое воспитание имеет особое значение. В профессии военного физическая сила является средством осуществления его профессиональных обязанностей. История показывает, что физическая сила воина определяет исход поединка. Та армия сильней, в которой численность физически здоровых и выносливых людей больше. В современной войне испытание силы – это длительный процесс, включающий изнурительные марши с колоссальными нагрузками, тяжелый физический труд по строительству укреплений, ремонту боевой техники в любых погодных условиях, отсутствие нормального сна и питания. Только физически сильный, выносливый и здоровый станет воином. Поэтому одной из основных целей воспитательной работы российского военного вуза является совершенствование физического состояния курсантов, привитие потребности в здоровом образе жизни. Физическое воспитание направлено на физическое совершенствование военнослужащих, организацию активного отдыха, укрепление здоровья и закаливания, воспитание морально-волевых, боевых и психологических качеств, способствующих повышению боеспособности и боеготовности как отдельного военнослужащего, так и воинских коллективов. Усилить успех процесса физического совершенствования будущих военных поможет обращение к русской художественной культуре, где традиционно изображается красивое, стройное, здоровое тело. Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограничены. Поэтому они должны быть компенсированы в системе дополнительного образования. Важным дополнением к реализации духовно-нравственного образования является система внеаудиторных занятий, специальных просветительских мероприятиях, акцентирующих внимание на вопросах эстетической культуры.

Исследования военных ученых показывают, что наиболее приемлемыми формами художественно-культурного воздействия на военнослужащих являются тематические кинопоказы, киновечера, просмотр видеофильмов, проведение тематических литературно-художественных вечеров [5]. Результаты социологического исследования, проведённого философским кружком курсантов ТОВВМУ в 2016 году, показали, что хотят приобщаться к художественной культуре на занятиях вне «сетки» расписания 28,5 % опрошенных курсантов. Предпочитают знакомиться с произведениями культуры на выставках, экскурсиях – 71,5 %. В то же время, несмотря на желание посещать культурные мероприятия, последний раз были в театре больше года назад 81,8 % курсантов, в музее – 84. При этом 92 % опрошенных признали, что основными средствами и формами убеждения, применяемыми в ходе социально-культурной деятельности по формированию патриотического сознания курсантов, являются живое слово: слова песен, стихотворения, призывы, монологи и другие вербальные формы художественного творчества. Наибольшую убеждающую силу художественно-культурного воздействия имеют примеры поступков героев произведений. Действительно, при чтении художественных произведений происходит контакт читателя с мыслями и чувствами автора, когда открывается все, что волнует и побуждает автора к созданию произведения. Более того, через индивидуальное мировоззрение автора открывается умонастроение эпохи, система ценностей и норм. Под воздействием сопереживаемого материала формируется сознание личности, убеждения и потребности, специальные знания и умения, необходимые для рационального физического совершенствования личности.

Образы, создаваемые художественной литературой в русле национальной традиции, дают духовные ориентиры в формировании здорового образа жизни у будущего военного. Следовательно, важно уделять особое внимание процессу восприятия художественного произведения. В системе военного образования курсант должен продолжить свои познания в литературе. Он должен самостоятельно развивать и совершенствовать свою эстетическую культуру в целом. И в этой ситуации важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями литературы, научить понимать выразительный язык писателя, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям культуры в целом.


Библиографическая ссылка

Царева Н.А., Гришина Е.С. О ВАЖНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОИНА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 4. – С. 155-160;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1655 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674