Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Галацкова И.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
Данная статья представляет собой описание теоретических аспектов формирования личностных результатов образования учащихся в условиях здоровьесберегающей образовательной среды. На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы выделены основные подходы определению понятий «среда», «пространство», «образовательная среда» особенности здоровьесберегающей образовательной среды. Для достижения личностных образовательных, результатов необходима комфортная развивающая здоровьесберегающая образовательная среда. Образовательная среда трактуется как целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и реально решает в своей деятельности; проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются; содержательно оценивается по тому эффекту в личностном развитии детей, которого она позволяет достичь. Социально-педагогическими задачами здоровьесберегающей образовательной среды являются: становление личности ученика, осознавшего собственную самоценность, способного планировать собственную жизнь в соответствии с целями жизни, осуществлять выбор, принимать решения, умеющего самостоятельно добывать знания, жить и работать в разновозрастном коллективе, уважать другую личность.
здоровьесберегающая образовательная среда
личностные результаты образования
личностное развитие
1. Азитова Г.Ш. Концепции стратегического развития системы образования [Текст] / Г.Ш. Азитова и др.; Красноярск, Изд-во «Научно-инновационный центр», 2012.
2. Александрова Е.А. Педагогогическое сопровождение старшекласcников в процессе разработки и реализации индивидуальных образователь- ных траекторий [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е. А. Александрова. – Тюмень, 2006.
3. Александрова Е.А. Система педагогического сопровождения индивидуальной образовательной траектории [Текст] / Е.А. Александрова // Альманах: «Продуктивное образование»: проекты в продуктивном образовании. – М.: Экшен, 2005. – 195 с.
4. Борытко Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: Автореф. дис. … докт. пед. наук. – Волгоград, 2001. – 46 с.
5. Козырев В.А. Теоретические основы проектирования гуманитарной образовательной среды вуза: Дисс. д-ра пед. наук / В.А. Козырев. – СПб., 1998. – 387 с.
6. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат / В.А. Красильникова // Информатика и образование. – 2003. – № 4. – С. 21–27.
7. Лобачев С.Л. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект [Текст] / С.Л. Лобачев, В.И.Солдаткин. – М.: МЭСИ, 1998. – 127 с.
8. Лукьянова М.И. Готовность учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности: концепция формирования в условиях профессиональной среды [Текст]: монография / М.И. Лукьянова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. – 440 с.
9. Мельникова М.В. Англо-русский словарь словосочетаний и клише для специалиста-исследователя [Текст] / М.В. Мельникова; Пермь, Издательство: ПГТУ, 2000. – 272 с.
10. Модель школы индивидуального выбора [Текст] // Завуч. – 2000. – № 4. – С. 21-28.
11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеол. выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. – 4-е изд. – М.: Азбуковник, 1997. – 939 с.
12. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учебное пособие [Текст] / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.
13. Улановская И.М. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? [Текст] / Улановская И.М., Поливанова Н.И., Ермакова И.В. // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С. 18.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждён приказом Министерством образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждён приказом Министерством образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
16. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
17. Философский словарь [Текст] / под ред. И.Т. Фролова. – М.: Издательство политической литературы, 1980. – 444 с.
18. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 55–62.
19. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов / Хуторской А.В. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
20. Якиманская И.С. Личностно ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки ее деятельности [Текст] / И.С. Якиманская // Директор школы. – 2003. – № 6. – С.27-36.
21. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
22. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
23. Ясвин В.А. Психология и гуманизация образования в XXI веке (Психологическое моделирование образовательных сред) [Текст] / В.А. Ясвин // Психологический журнал. – 2000. – № 4. – С. 79–88.

Для определения сущности здоровьесберегающей образовательной среды как фактора формирования личностных результатов образования учащихся необходимо рассмотреть компоненты понятия «образовательная среда».

Родовым для понятия «образовательная среда» является понятие «среда». В науке нет его однозначного определения. Слово «среда» буквально означает «середина». В современном русском языке так называется то, что находится «посредине», то есть занимает промежуточное положение между рассматриваемыми объектами и является посредником между ними. Английское слово «medium» также означает одновременно «среда» и «посредник» [9]. По-английски одно из значений понятия «среда» выражается словом «context» – контекст [9]. В «Толковом словаре русского языка» СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующее переносное значение «среды» – «условия, благоприятные для существования, порождения чего-нибудь» [11].

Современная философия образования на уровне общей характеристики понятий рассматривает среду как субстанцию, которая в отличие от пустого, незаполненного пространства (вакуума) обладает определенными свойствами, влияющими на перенос взаимодействия между данными объектами.

Философская категория «пространство» как «порядок расположения одновременно сосуществующих объектов» [17] достаточно полно исследована каждой философской школой, вносящей свое понимание этой категории. Но есть и общие позиции, позволяющие обнаружить в категории «пространство» важные характеристики, объясняющие и многие проявления среды. Пространство является формой бытия и как форма бытия ориентирует человека на взаимодействие как внутри пространства, если оно ограничено, так и вне его. Взаимодействие проявляется через событие, то есть определяет связь с категорией времени. Пространство по своей сути задает внешний масштаб, исходную ориентацию и обуславливает более конкретные пространственные движения. Выражая смысл понятий «порядок», «расположение» одновременно существующих в нем объектов, пространство в контексте синергетики можно представить как сочетание хаоса и порядка. Следовательно, при нашем рассмотрении здоровьесберегающей образовательной среды мы представляем, что пространство может быть как самоорганизуемым, так и организуемым, а значит, порядок, взаимосвязи возможно устанавливать в соответствии с определенными целями; например, в соответствии с целью обеспечения доступности образования для учащихся с разными образовательными потребностями, индивидуальными особенностями и возможностями, создания условий для личностного развития учащихся.

Современная философия отрицает детерминированность образования личности социумом, в т.ч. средой, т.е. рассматривает среду как решающий (важный), но не единственный фактор индивидуального развития, представляя ее как сложную систему, включающую человека, который в своей деятельности активизирует, строит те или иные элементы среды и тем самым эмпирически создает ее для себя. Акцент делается на выделении более сложной, многообразной, противоречивой, взаимозависимой и, что очень важно, не плоскостной, а пространственно-объемной связи индивида с окружением.

Образование зависит от среды, в которой протекает развитие человека, оно в большой мере определяет индивидуальный контекст его мировосприятия.

Человек с момента своего рождения пребывает в определенной жизненной среде и находится с нею в постоянном взаимодействии. Между средой и субъектом существуют отношения взаимозависимости и взаимовлияния, изучение данной проблемы имеет давнюю традицию в психологических исследованиях. Диапазон концептуальных представлений располагается между двумя полюсами: признание жесткой зависимости, средовой обусловленности психической организации человека, с одной стороны, и признание приоритета внутренней сущности личности, с другой, общим для всего континуума психологических исследований является признание прочных взаимосвязей человека и окружающей его природной и социальной действительности.

Важно, что среда заключает в себе возможности, которые могут стать реальностью при условии активности человека. Категория возможности подчеркивает активное начало человека-субъекта в освоении окружающей среды.

Ведущую роль в отношениях человека с миром играют те, которые определяются его принадлежностью к социальной системе. Общество является для индивида той системой, в рамках которой его связи и отношения с другими индивидами выступают как существенные и необходимые условия его существования и развития. Конкретный человек является компонентом многих подсистем общества и включен во многие стороны их развития, при этом – различным образом. Это обусловливает и многообразие его качеств. Позиция, которую занимает человек, определяет направленность, содержание и способы его деятельности, а также сферу и способы общения его с другими людьми, что в свою очередь влияет на развитие психологических свойств его личности. Психологические свойства личности вне системы взаимоотношений, в которую эта личность включена, просто не существуют. Важно отметить, что социальная среда не только формирует психологические свойства личности, но и определенным образом влияет на развитие психических процессов.

Одним из важнейших механизмов социализации современного человека является образование, представляющее иерархию целей, задач, приоритетов обучения и воспитания подрастающего поколения, являющееся призмой преломления интересов общества. В современной психолого-педагогической науке образование рассматривается в нескольких планах: как образовательная система, как образовательный процесс, как образовательная деятельность, как индивидуальный или совокупный результат процесса и как образовательная среда.

Педагогический процесс осуществляется в определенном социальном и пространственно-предметном окружении, которое в педагогической психологии получило название «образовательная среда». Качество данного окружения является существенным фактором, влияющим на развитие и становление участников образовательной среды.

Понятие «образовательная среда школы» разрабатывается в последние десятилетия и отечественными, и зарубежными учеными, и рассматривается авторами с разной полнотой отражения сути. И.М. Улановская предлагает рассматривать образовательную среду как целостную качественную характеристику внутренней жизни школы, которая определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности; проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются; содержательно оценивается по тому эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном развитии детей, которого она позволяет достичь [13]. С.Л. Лобачев, В.И. Солдаткин и др. трактуют понятие «образовательная среда образовательного учреждения» как совокупность информационных ресурсов образовательного учреждения, технологий обучения и обеспечения учебного процесса, реализованных в рамках единых принципов построения и обеспечивающих полный цикл или его логически завершенную часть [7].

В.А. Красильникова использует в описании понятия образовательная среда такие характеристики, как целостность, многоаспектность, системность, социально-психологическая реальность, материальные и духовные условия образовательной деятельности, совокупность необходимых психолого-педагогических условий для погружения человека в поток целенаправленно подготовленной информации и способов ее представления к изучению, всестороннему развитию личности [6]. Исследователи анализируют образовательную среду с разной полнотой раскрытия понятия. В.А. Козырев рассматривает образовательную среду в широком смысле как отражение единства социокультурной и духовной жизни общества и непрерывной системы образования, в узком – как системообразующий фактор конкретной образовательной системы [5]. A.B. Хуторской раскрывает понятие «образовательная среда» в контексте личностно ориентированного образования как характеристику внешнего содержания образования, заключающую в себе условия развития личности [19]. Внутренним же содержанием образования, атрибутом образовывающейся личности является преломление внешних условий через опыт учащегося как результат его деятельности. Поскольку ядром образования является личностный рост образовывающегося, задача педагогов состоит в организации культуросообразного и природосообразного взаимодействия школьника с создаваемыми условиями.

Рассмотрение феномена образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как сферы социальной жизни, а среды – как фактора образования. Среда определяется по-разному, например, как совокупность влияний, которые изменяют и определяют развитие жизни; или как все то, что окружает, пронизывает, вовлекает в орбиту деятельности субъекта; либо в качестве предмета, либо как средство, либо как условие.

Основные признаки, уровень, тип и структура образовательной среды дают возможность разносторонне охарактеризовать данную психолого-педагогическую реальность и сформулировать определение, позволяющее ее описать.

В определении можно исходить из:

- теории отношений В.Н. Мясищева, в которой категория «отношение» определяется как избирательная, осознанная связь человека со значимым для него объектом, как потенциал психической реакции личности в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом действительности;

- системы представлений экологической психологии, рассматривающей школу как «социоэкологическую систему» и определяющую образовательную среду как «систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении»;

- антропологического принципа в психологии развития, позволяющего утверждать, что психологической сущностью данной системы является взаимодействие обучающего и обучаемого, создающих базовую составляющую образовательной среды, которая влияет как на обучение, так и на воспитание.

Таким образом, образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение. Психологической сущностью образовательной среды является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса. Фиксация данной реальности возможна через систему отношений участвующих в ней субъектов.

В своем практико-ориентированном раскрытии данное определение должно быть дополнительно уточнением характера условий и возможностей, обеспечивающих позитивное развитие и формирование личностей участников учебно-воспитательного процесса. Как образно пишет А. Маслоу: «...именно хорошая среда является для среднего организма одним из первейших факторов самоактуализации и здоровья. Предоставив организму возможность самоактуализации, она, подобно доброму наставнику, отступает в тень, чтобы позволить ему самому вершить выбор в соответствии с собственными желаниями и требованиями (оставляя за собой право, следить за тем, чтобы он учитывал желания и требования других людей».

Что является существенным признаком благоприятной (для личностного развития) среды? По нашему мнению, таким признаком может выступать её здоровьесберегающий характер.

Здоровьесберегающие аспекты образовательной среды неразрывно связаны с её сущностными особенностями, раскрываемыми в многообразии научно-гуманитарного подхода.

Как «способ формирования человека внутри общества» (Дж. Саймон), образовательная система представляет собой содержательное взаимодействие ее субъектов, пребывающих в формальных (школьные классные группы, методические объединения учителей, педагогический совет, администрация и т.д.) и неформальных (педагоги, школьники, управленцы, родители) объединениях (сообществах) [2; 3].

К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников, относят перегрузку учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагогов и школьников, недостаточный учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании, гиподинамию и др.

Образование – процесс гармоничный. Здоровье в широком смысле этого слова выступает и как одна из целей в процессе получения образования, и как средство достижения «высокой гармонии», и к тому же, как индикатор правильности выбора пути и как условие развития личности. При такой постановке вопроса необходимо рассматривать фактор здоровья в проектном контексте, поверяя им все стороны жизни ребенка.

В условиях современного глобального духовно-экологического кризиса, одним из проявлений которого является продолжающееся ухудшение здоровья человечества, возникает естественный всевозрастающий интерес к проблеме здоровья в ее общенаучном и философско-антропологическом измерениях. Понимая под здоровьем объективное и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта, многие известные ученые отмечают, что здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения [2; 3].

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Ряд кризисных явлений в социальной сфере способствовал изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизил их творческую активность, замедлил их физическое и психическое развитие, вызвал отклонения в социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области, где вся практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, не принесла ощутимых результатов.

Г.Ш. Азитова [1] отмечает, что понятие «здоровьесберегающая педагогика» органически входит в структуру понятия «здоровьесберегающая среда», и выделяет основные функции этой педагогики:

- педагогика, не наносящая ущерба здоровью ученика, учитывающая его резервы и пределы познавательных способностей, способствующая расширению диапазона переносимых эмоциональных, физических и информационных факторов учебного труда;

- формирование потребностей и мотивации подрастают ей личности для построения личной стратегии здоровьесберегающей деятельности;

- системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с учащимися является индивидуально-дифференцированный подход;

- ориентация коллектива педагогов в содружестве с родителями на создание условий для становления личности творческой, интеллектуальной, духовной, ориентированной на ценности здоровья;

- построение образовательного процесса с учетом развития и расширения психофизиологических возможностей школьников;

- признание всеми субъектами педагогического процесса положения о том, что здоровый ребенок школьного возраста является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития;

- любое педагогическое воздействие (в современном понимании – взаимодействие) должно стремиться на динамическое состояние сохранения и развитии здоровья подрастающего человека, его физических, психических, социальных и духовных функций сообразной природе, обществу и самому себе как в сиюминутном состоянии, так и в будущем.

Рассматривая здоровье учащихся как высшую ценность, мы говорим, прежде всего, о создании комфортной среды для ученика, в которой он может реализовывать все свои возможности, а именно: сохранять свое здоровье, развивать индивидуальные способности, склонности, интеллект, самостоятельность, а также умение осуществлять управление и контроль над собственной здоровьесберегающей деятельностью. Таким образом, определилась приоритетная цель – формирование личностных результатов образования в условиях здоровьесберегающей образовательной среды.

Правильная организация пространства по сбережению здоровья школьника может дать эффективные результаты, только при условии активного взаимодействия всех компонентов среды, так как ученик является субъектом, со своим интересом, мнением, мотивом, поднимаясь на качественно новый уровень сознания – формированию культуры здоровья.

В связи с этим нужно отметить, что создание и формирование здоровьесберегающей образовательной среды зависит от профессионализма и компетентности педагогов, именно они являются генератором в формировании этой среды и примером для подражания учащихся.

Основными компонентами рассматриваемой среды выступают: здоровьесберегающая организация образовательного процесса, семья.

Основной целью и результатом здоровьесберегающей среды является разработка согласованных, прогнозируемых мер, обеспечивающих стабилизацию и сохранение здоровья личности школьника, сформированность навыков здорового образа жизни и культуры здоровья на пути его роста и развития. В этой связи содержание здоровьесберегающеей среды направлено на устранение факторов риска здоровью школьников, гуманизацию отношений участников образовательного процесса; нормализацию двигательной активности детей, выбор физиологически обоснованных направлений, оздоровлению учебной и воспитательной деятельности.

Социально-педагогическими задачами здоровьесберегающей образовательной среды являются: становление личности ученика, осознавшего собственную самоценность, способного планировать собственную жизнь в соответствии с целями жизни, осуществлять выбор, принимать решения, умеющего самостоятельно добывать знания, жить и работать в разновозрастном коллективе, уважать другую личность [10].

Считаем, что основными педагогическими идеями здоровьесберегающей образовательной среды школы должны быть: реализация федерального государственного образовательного стандарта; вариативность образования; индивидуализация процесса образования; личностный подход к каждому ученику; формирование познавательных интересов и потребностей ученика; полная интеграция учебного процесса, внеклассной образовательной и внешкольной деятельности, свобода выбора содержания, форм организации учебной и внеучебной деятельности, успех как социально-педагогическое условие образования [10].

Проектирование здоровьесберегающей среды образовательного учреждения – это развивающийся вариативный процесс, результативность которого зависит от всех субъектов образовательного пространства. Таким образом, грамотно продуманное моделирование здоровьесберегающей образовательной среды может способствовать:

- созданию благоприятных условий для формирования личности школьника, способствующих конструированию его индивидуальной траектории развития;

- формированию новых ценностных установок на здоровый образ жизни, умения и навыками вести такой образ жизни;

- разработка воспитательно-образовательных подходов для каждого учащегося; привлечению родителей к здоровьесберагающей работе в условиях школы;

- согласованные действия педагогического коллектива, медицинского персонала, психологической службы, детских спортивных организаций и воспитанников на основе гуманистического и оптимистического подхода к обучению и воспитанию.

Таким образом, целью здоровьесберегающей образовательной среды является гуманизация образования. Здоровьесберегающая образовательная среда обеспечивает гибкость, вариативность и непрерывность обучения, усвоение требований федерального государственного образовательного стандарта второго поколения всеми обучаемыми; создание условий для самореализации обучаемых в учебной деятельности за счет выбора уровня и организационной формы обучения и контроля; предоставление обучаемым возможностей для личностного развития в сфере профессионального (в том числе и дополнительного) образования и в системе самостоятельной подготовки; поддержание комфортного социально-психологического климата в ученическом и педагогическом коллективах.

Реализация содержательного компонента в адаптивной педагогической системе заключается в овладении четырьмя элементами содержания образования: системой знаний, практическими и интеллектуальными умениями и навыками, компонентами творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к окружающей среде.

Деятельностный компонент образовательного учреждения реализуется в согласовании форм, методов и способов организации учебной деятельности учащихся на каждой ступени обучения, отражает усиление ориентации на овладение новыми образовательными технологиями, личностно ориентированными средствами и направлен на развитие познавательного интереса, потребности в получении качественного образования.

Результативный компонент здоровьесберегающей педагогической системы школы главный акцент в оценке эффективности образовательной деятельности ставит не на планирование и реализацию учебного процесса (содержание учебных планов, учебное время и т.п.), а на результаты образования: предметные, метапредметные и личностные. Центр тяжести все ощутимее смещается с характеристик процесса обучения (разработка учебных программ, академическая успеваемость учащихся) на деятельностный подход с сильной ориентацией на личностную успешность. В этих условиях механизмы обеспечения качества становятся центральной составляющей подобного управления системой здоровьесберегающего образования «по результатам».

В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования отмечается, что конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяется сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию [14, 15]. Задача формировать универсальные учебные действия – значит развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), контролировать и оценивать свои достижения (формировать умение учиться). Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Креативную личность, способную к аналитической, продуктивной, самостоятельной работе, к принятию нетрадиционных решений в обществе завтрашнего дня можно воспитать, следуя педагогическим принципам доверия, уважения и сотрудничества.

Считаем важным тот факт, что неординарность личности должна учитываться педагогическим коллективом образовательного учреждения, если он заинтересован в создании эффективной системы образования и воспитания будущего поколения на основе принципов личностно ориентированного обучения. Как известно, главная цель такого обучения состоит в содействии становлению и сохранению неповторимой индивидуальности личности каждого обучающегося. Для достижения этой цели у каждого обучающегося в процессе обучения должна быть возможность выбора своей образовательной траектории, возможности успешного продвижения по ней.

Как известно, в процессе учебы и в силу многих индивидуальных различий перед учеником могут возникнуть разного рода барьеры, то есть совокупность факторов, препятствующих его продвижению в учебной деятельности. Чем больше в образовательной среде школы таких барьеров (т.е. низкий уровень адаптивности), тем менее доступны для ученика развивающие возможности данной среды. Следовательно, сделать доступным – значит ограничить или минимизировать влияние на ребенка тех факторов, которые затрудняли бы его доступ к освоению конкретных знаний, или (другой путь) развить в ребенке ресурсы для преодоления возникающих барьеров, чтобы повысить его адаптивные возможности. Сделать доступным – значит, прежде всего, научить приобретать знания. В условиях научно-технического прогресса и развития новых форм экономической и социальной деятельности наиболее актуальным является сочетание широкого общекультурного образования с глубоким освоением конкретных узкоспециализированных знаний. В современном мире общий культурный уровень является фундаментальным для непрерывного образования на протяжении всей жизни. Сделать доступным – значит, привить вкус к образованию, сформировать отношение к познанию как к ценности. Этот «вкус» и ценностная значимость не могут возникнуть вне познавательной (учебной) деятельности, без включенности в нее. Соответственно, задача школы – приобщить к многообразным формам обучения, – сделать доступными для детского познания различные учебные дисциплины, а для этого между учителем и учеником должен состояться конструктивный диалог [4].

Личностному развитию школьника благоприятствует совокупность физических, социальных и человеческих факторов, формирующих ощущение защищенности и доверия, и способствующих раскрытию и востребованности личностного потенциала подростка, те условия, которые мы определяем как здоровьесберегающую образовательную среду.

Выбор личностных качеств учащихся, приоритетных к развитию и диагностике, обосновывается возможностью их формирования в учебном процессе, а также необходимостью развития у школьников, прежде всего, тех параметров, на которые изначально направленно личностно ориентированное обучение и являются личностными результатами образования при реализации ФГОС.

Излагая идеи личностно-ориентированного обучения, основоположник гуманистической психологии Карл Рождерс подчеркивал, что процесс преподавания (деятельность педагога) представляет гораздо меньшую ценность и значимость, чем процесс учения (деятельность ученика), важность и непреходящую роль которого трудно переоценить. Ценность и осмысленность учения основана на осознании себя субъектом деятельности, соответственно, на самодеятельности, самопознании, саморегуляции. Ученик должен обучаться сам, т.к. учение – это не усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта ученика, связанного со всей его личностью [8].

Современное общество востребует граждан, проявляющих достаточно высокий уровень развития личности в аспекте субъектной позиции, творческой активности, предприимчивости и ответственности. Соответственно в качестве общественно и личностно значимого результата образования рассматривается высокий уровень развития личности выпускника школы.

Сложность, глубинный характер, неоднозначность процессов развития личности учащегося часто в условиях школы приводят к тому, что ребенок сталкивается с проблемами, препятствующими и деформирующими его личностное развитие. В этих условиях учащийся нуждается в специально организованной профессиональной помощи педагога, в педагогическом сопровождении собственного личностного развития.

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по вопросам, связанным с педагогическим сопровождением личностного развития учащихся школы, можно сделать вывод о том, что в науке разработаны ключевые идеи, использование которых позволяет детально проработать, обосновать, экспериментально верифицировать процесс педагогического сопровождения личностного развития учащихся в здоровьесберегающей образовательной среде школы.


Библиографическая ссылка

Галацкова И.А. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 4. – С. 15-22;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1636 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674