Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Павлова С.М. 1
1 Стольный институт
В статье анализируется процесс развития системы непрерывного образования по основным социально-экономическим показателям. Экономика современной Россия вступила в стадию постиндустриального развития. Важным фактором социально-экономического развития в постиндустриальном обществе является постоянно обновляемое знание. В современных условиях одной из основных задач образования состоит в его способности порождать спрос на новые знания. Поэтому образовательный процесс в современных условиях должен быть непрерывным. Таким образом, формирование системы непрерывного образования обусловлено необходимостью обеспечения устойчивого социально-экономического развития современного российского общества и более полного удовлетворения потребностей в образовании широких слоев населения.
 допрофессиональное образование; школьное; начальное
среднее
высшее профессиональное образование
1. Проблемы модернизации высшего образования в России. монография. / под ред. Колесова В.П. и Ломанова П.Н. – М., 2010. – 15 п.л.
2. Россия и интернационализация высшего образования. Материалы международной научно – практической конференции. / под редакцией Колесова В.П., Ломанова П.Н., Жильцова Е.Н. – М., 2005. – 32,5 п.л.
3. Перспективы интеграции России и Единой Европы / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. – М., 2005.
4. Опыт реформирования отечественного и зарубежного высшего образования. монография / под ред. Е.Н. Жильцова, П.Н. Ломанова. – М., 2008. – 9,5 п.л.
5. Актуальные экономические проблемы Российской высшей школы. – М., 2005.
6. Российский статистический ежегодник. – М., 2010.
7. Дубынина Г.И. Методические основы формирования государственной инновационной политики // Инновационное развитие экономики России. / Под ред. В.П. Колесова, Л.А. Тутова.
8. Беляева Т.Б. Инновационные факторы формирования качественного высшего образования. Инновационные факторы развития высшего образования. – М.: Макс Пресс, 2012.

Первые упоминания об идее развития непрерывного образования мы находим в трудах великих мыслителей древности: Платона, Аристотеля, Конфуция, Сенеки и других. В ХIХ веке отдельные элементы непрерывного образования были представлены во взглядах Вальтера, Гете, Руссо, которые связывали идею о непрерывном образовании с достижениями полноты человеческого развития. Идея гуманизма воспитания, создания «истинного человека», гражданина, пропагандируемые В.Г. Белинским, Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским и др., пробудили общественную мысль и ориентировали ее на решение задач и условий непрерывного образования и воспитания человека. Однако основателем современных представлений о непрерывном образовании является Ян Амос Коменский.

Непрерывное образование в России стало предметом научных исследований в конце 80-х годов ХХ века. В работах многих исследователей обосновывались предпосылки и объективная необходимость становления системы непрерывного образования, закладывались теоретические основы ее развития, проводился системно-структурный анализ ближайших перспектив ее становления. В этом контексте изучалось соотношение общественных, личных и профессиональных интересов, рассматривались проблемы преемственности и структурирования содержания непрерывного образования.

Над проблемами непрерывного образования работали и в странах Западной Европы. Так, прошедший в 2000 году в Лиссабоне Европейский саммит определил политику и практику Европейского союза в области образования, утвердив меморандум непрерывного образования, в котором отмечалось, что успешный переход к экономике и обществу, основанных на знании, должен сопровождаться процессом развития непрерывного образования – учения длиною в жизнь. По мнению европейских государственных лидеров, основная идея нового подхода состоит в том, что непрерывное образование перестает быть лишь одним из аспектов образования и переподготовки, оно становится основополагающим принципом образовательной системы и участия в нем человека на протяжении всего непрерывного процесса его учебной и практической деятельности.

По мнению авторов Лиссабонской декларации, к основным принципам непрерывного образования можно отнести:

– развитие новых базовых знаний и навыков для всего населения страны, всем гарантируется всеобщий непрерывный доступ к образованию с целью получения и обновления знаний и навыков, необходимых для включение работающих в информационное общество. Социально-экономические перемены в обществе требуют нового набора необходимых базовых знаний, умений и навыков, которые обеспечивали бы членам общества активное участие в профессиональной, семейной и общественной жизни. К ним следуют отнести:

– компьютерную грамотность, иностранные языки, технологическую культуру, предпринимательство, социальные навыки и др.

– инновационные методики преподавания и учения, основная цель которых заключается в разработке новых методических методов обучения для системы непрерывного образования;

– развитие наставничества и консультирования для обеспечения каждому члену общества свободного доступа к информации об образовательных возможностях в своей и в других странах, к необходимым консультациям и рекомендациям;

– приближение образования к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, а также с помощью информационных технологий, что предполагает создание культурно-просветительских центров в непосредственной близости не только в школах и вузах, но и в торговых центрах, клубах, музеях, библиотеках, религиозных центрах, парках, центрах отдыха и на рабочих местах.

Современная модель непрерывного образования может включать несколько уровней:

1 ступень. Допрофессиональная подготовка (детские дошкольные учреждения, педагогические классы, курсы, начальные подготовительные курсы в средних общеобразовательных школах и др.)

II ступень. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование (ПТУ, колледжи, техникумы, училища, ВУЗы, университеты, академии).

III ступень. Послевузовское образование (аспирантура, докторантура, ИПК, ФПК, курсовая сеть учреждений повышения квалификации и другие послевузовские формы учебы).

Зарождающееся в России многоуровневое непрерывное образование вариативно. Оно позволяет получить обучающимся допрофессиональную, профессиональную и послевузовскую подготовку. Основой содержания образования являются профессиональные образовательные программы, обладающие преемственностью, в основе которых заложена система знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями экономики, развития личности и интересов общества.

Непрерывное образование нами понимается как целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение его духовного мира и состоящий из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих возможность человеку изменения его социального статуса. В центре внимания непрерывного образования находится сам человек, его личность, желания и способности. Основными критериями непрерывного образования является: охват образованием всей жизни человека; преемственность между отдельными этапами и уровнями образования человека; открытость; гибкость системы образования; разнообразие содержания; средств и методик; времени и место обучения; возможность свободного выбора учащимся изучаемых дисциплин, равноправная оценка и признание образования не по способом его получения, а по фактическому его результату; соответствие темпов развития научно-технического прогресса и модернизации экономики страны; наличие механизма стимулирования мотивации личности к учебе и др. Диверсификация образования нами рассматривается как принцип развития системы непрерывного образования и современной типологии профессиональных образовательных учреждений. Непрерывное образование позволяет внести определенный порядок в последовательность различных ступеней (уровней и подуровней) образования, обеспечить оптимальный переход от одной ступени к другой, разнообразить и повысить значимость каждой из них.

Профессиональное образование является важным элементом непрерывного образования. Особенность современного отечественного профессионального образования заключается в том, что оно сложилось и отвечало потребностям плановой экономики периода индустриального развития нашей страны. Задача реформирования российской экономики в последние годы связана с переходом на рыночные условия хозяйствования и инновационную модель развития. В связи с этим встает вопрос о направлениях и перспективах развития отечественного профессионального образования. Для успешной интеграции России в общеевропейское образовательное пространство и занятия достойного места на внутреннем и международном рынках образовательных услуг необходимо проведение последовательной государственной политики, направленной на повышение качества всех уровней образования.

За последнее десятилетие система начального профессионального образования претерпела значительные изменения. Многие отраслевые образовательные учреждения начального профессионального образования с роспуском министерств были закрыты. Соответственно, почти вдвое сократилась численность обучающихся. Сократился также такой важный показатель, как соотношение численности обучающихся в начальных образовательных учреждениях в расчёте на 10 тысяч человек населения.

Сокращение учреждения начального профессионального образования и численности приёма учащихся отразилось соответственно на выпуске квалифицированных рабочих.

В настоящее время в России функционируют 2925 образовательных учреждений среднего профессионального образования [11, с.248]. За период с 2000 года по 2012 год их число выросло незначительно (на 8,2 %) с 2703 до 2925 учреждений. При этом, численность студентов средних профессиональных учреждений сократилась более чем на одну десятую часть (11,8 %) [12, с. 149].

Следует отметить, что в первой половине анализируемого периода (2000–2005 г.г.) данный показатель вырос на 8,5 %, а во второй половине анализируемого периода, наоборот, численность студентов относительно 2000 года сократилась на 11,8 %. Подготовка специалистов в средних профессиональных учреждениях в анализируемом периоде велась по четырем отделениям: очном, очно-заочном (вечернем), заочном отделении и экстерном. Основной формой подготовки специалистов является очная форма. На ее долю в 2000 г. приходилось 63,7 %. К 2010 г. этот показатель значительно вырос и составил 74,2 % от общей численности студентов. На долю очно-заочной формы подготовки специалистов в 2010 г. приходится всего лишь 2,5 %. Однако в начале анализируемого периода (2000 г.) этот показатель составлял 4,0 % от общей численности студентов. Значительное уменьшение доли студентов вечернего отделения произошло в результате почти двойного сокращения их численности за анализируемый период. Численность студентов заочных отделений средних профессиональных учреждений за анализируемый период сократилась на 10,2 %. Однако их доля в общей численности студентов оставалась стабильной и составляла 22,8 %. Экстерном училась незначительная часть студентов, менее одного процента (в 2000 г. – 0,3 %, в 2010 г. – 0,7 %).

Подготовка специалистов среднего профессионального образования осуществляется государственными, муниципальными и негосударственными учебными заведениями. При общем росте числа всех средних профессиональных учебных заведений в анализируемом периоде на 6 %, численность государственных и муниципальных образовательных учреждений сократилось на 4,2 %. Тем не менее, их доля в общей численности всех средних профессиональных образовательных учреждений оставалась высокой. В 2000 г. этот показатель составлял 95,8 %, в 2010 году он сократился до 89,5 %. Значительный рост (в 2,6 раза) числа негосударственных образовательных учреждений (со 114 в 2000 г. до 302 учреждений в 2010 г.) привел к увеличению их доли в общей численности средних профессиональных образовательных учреждений с 4,2 % в 2000 г. до 10,5 % в 2010 г.

Важным показателем развития системы среднего профессионального образования является число студентов, приходящихся на 10 тыс. человек населения страны. В связи с неравномерностью темпов развития государственных, муниципальных и негосударственных средних профессиональных образовательных учреждений значения показателей числа студентов этих учреждений, приходящихся на 10 тыс. человек населения значительно разнятся. Так, если по всем учреждениям среднего профессионального образования, а также по государственным и муниципальным образовательным учреждениям в первой половине анализируемого периода данный показатель имел тенденцию к повышению, то во второй половине анализируемого периода наоборот – наметилась тенденция к понижению данного показателя.

Современная структура подготовки специалистов в средних профессиональных образовательных учреждениях является гипертрофированной. Переход нашей экономики на рыночные условия хозяйствования повлиял на структуру требований рынка труда к рабочей силе. В начальном периоде перехода нашей экономики к рынку потребовалось увеличение одних (например, специалистов в области экономики) и сокращение других специальностей, что привело к стихийному росту численности некоторых специалистов.

В 2012 г. средние профессиональные учебные заведения России подготовили 518,9 тысяч специалистов. Неоправданно массовой стала подготовка специалистов в области экономики и управления. На долю этой группы приходится около четверти (24,2 %) всех подготовленных специалистов. На здравоохранение приходится 10,8 % всех специальностей от общей численности подготовленных специалистов. На третьем месте по количеству подготовленных находятся специалисты в области транспортных средств (8,6 %). Далее по количеству подготовленных специалистов идет образование и педагогика, гуманитарные науки и т.д. На долю остальных специалистов приходится от 5 и менее процентов.

Важным элементом учебно-научного потенциала средних профессиональных учебных заведений являются уровень квалификации преподавателей, от которых зависит учебно-методический и научный уровень учебного процесса. В настоящее время средние профессиональные учебные заведения России полностью обеспечены преподавательскими кадрами высокой квалификации.

Таким образом, в стране сформировалась и функционирует мощная система среднего профессионального образования по подготовке необходимых для народного хозяйства специалистов – практиков по многочисленным специальностям. Для оптимизации нерациональной структуры подготовки специалистов необходимо более четкое государственное регулирование системы подготовки специалистов с учетом требований рынка труда.

В современных условиях определяющим фактором экономического роста и конкурентоспособности страны становятся знания, реализованные в инновациях. Экономическое лидерство страны возможно только при использовании в общественном производстве современной техники и самых передовых технологий. Инновационное развитие экономики определяется высоким уровнем развития системы образования и науки.

В любом обществе развитие высшего образования тесно связано с динамикой социально-экономического развития самого общества, ибо оно является частью последнего. Запросы общества к образованию постоянно растут и видоизменяются, что проявляется в необходимости постоянной его модернизации и в обновлении. В настоящее время общество ожидает от образования перемен по адаптации его к глобализации и технологическим изменениям, приобретающим характер смены технологического уклада.

Особенностью развития вузов в современных условиях является ускоренная динамика темпов роста численности студентов в вузах страны. Наряду с экономической потребностью народного хозяйства в кадрах специалистов у населения появилась социальная потребность в высшем образовании.

Таким образом, важной составляющей частью научного потенциала высшего профессионального образования является профессорско-преподавательский персонал вуза. Уровень квалификации профессорско-преподавательского состава государственных вузов сравнительно высокий. В 2000 г. более половины преподавателей вузов имели ученую степень доктора или кандидата наук (57,9). В 2012 году этот показатель вырос до 63,2 %. Численность докторов наук за анализируемый период в государственных вузах выросла на 50,4 %, а кандидатов наук – на 38,4 %. Почти на треть (32,2 %) увеличилась численность преподавателей государственных вузов с ученым званием профессор и почти на четверть (24,6) с ученым званием доцент.

Отрицательной особенностью структуры профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов является наличие в ней значительной численности совместителей. В настоящее время негосударственные вузы страны систематически наращивают выпуск высококвалифицированных специалистов для отраслей народного хозяйства. Структура подготовки специалистов в негосударственных вузах гипертрофирована. Основная доля специалистов, подготовленных в негосударственных вузах, приходится на такие группы специальностей, как экономика, управление и гуманитарно-социальные специальности, которых в настоящее время в отраслях народного хозяйства избыток.

В связи с присоединением России к Болонскому процессу некоторые вузы страны перешли на двухуровневую модель подготовки специалистов с высшим образованием. Но тем не менее, большинство вузов, по-прежнему традиционно готовят специалистов. Так, в 2010 году доля выпускников, получивших традиционный диплом специалиста с высшим образованием, составила 87,1 %. На долю специалистов, получивших дипломом бакалавра приходилось 11,2 %, а магистров – лишь 1,3 %. Следует отметить, что незначительная часть студентов не окончила вуз, т.е. получила диплом о неполном высшем образовании (2,4 %).

Важным направлением учебно-научной деятельности вузов России является подготовка высококвалифицированных ученых (кандидатов и докторов наук). В 2000году в государственных, муниципальных и негосударственных вузах и научно-исследовательских институтах России училось 117,7 тысяч аспирантов. За анализируемый нами период численность аспирантов увеличилась почти на треть (31,2 %) и составила в 2000 году 154,4 тыс. человек. Значительная часть аспирантов учиться в государственных и муниципальных вузах. В 2000 году доля аспирантов государственных и муниципальных вузов составляла 85,1 % общей численности аспирантов страны. В 2010 году этот показатель вырос до 88,7 % .

Наиболее многочисленными группами аспирантов в 2010 году являлись представители следующих отраслей наук: технических (23,9 %), экономических (17,9 %), медицинских (6,8 %), педагогических (7,0 %), юридических (8,0 %), филологических (4,5 %) и других. На долю остальных двух десятков групп отраслей наук приходится лишь около четверти аспирантов (24,3 %).

Вышеуказанная информация показывает нам, что система высшего образования страны обладает мощным научно-техническим потенциалом, способным решать важные народно-хозяйственные проблемы инновационного развития экономики. Тем не менее для решения проблем инновационного развития экономики имеющийся потенциал высшей школы требует оптимизации ее составляющих.


Библиографическая ссылка

Павлова С.М. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 144-148;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1559 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674