Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Гребнева Д.М. 1
1 ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования подготовки учащихся в школе, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные, личностные потребности и интересы. В связи с гуманизацией образования, в настоящее время в оценивании учащихся необходимо учитывать не только объективные, но и субъективные показатели: эмоциональное отношение к учебной деятельности, признание личных достижений и достижений других, удовлетворенность полученным результатом и др. Интегративный результат деятельности, который проявляется как в объективных, так и субъективных показателях, называется успешностью. В статье приведен обзор научных работ, посвященных проблеме общей учебной успешности обучающихся. Уточнено понятие об учебной успешности по информатике как интегративном результате учебной деятельности и определены три направления его проявления: мотивационно-ценностное, деятельностное и когнитивное. Определены организационно-педагогические условия развития учебной успешности по информатике: необходимые уровни развития алгоритмического мышления, фонда предметных действенных знаний, внутренней мотивации к изучению информатики, саморегуляции, опыта результативной знаково-символической деятельности и коммуникабельности.
учебная успешность
учебная успешность по информатике
условия развития учебной успешности по информатике
1. Бешенков С. А., Трубина И.И., Миндзаева Э.В. Курс информатики современной школе: доклад на 7–м заседании семинара «Методологические проблемы наук об информации» – М.: ИНИОН РАН, 2012. – 9 с.
2. Гин А. А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-пресс, 2005. – 112 с.
3. Гоббс Т. Основы философии. – М.: Мысль, 1989. – 622 с.
4. Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. – 2002. – №2.
5. Ершов А.П., Звенигородский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы) Предпринт / АН СССР. Сиб. отд-ние. ВЦ. – Новосибирск, 1979.
6. Куклина Е. Н Проблемно-рефлексивный подход к построению процесса формирования опыта исследовательской деятельности у студентов педагогического вуза: автореф. ... дис. канд. пед. наук: 13.00.08. – Сочи, 2004. – 233 c.
7. Курапова Т. Ю. // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). – СПб.: Реноме, 2011. – С. 106–109.
8. Курганова Н. А. Развитие знаково-символической деятельности учащихся в процессе обучения информатике на основе семиотического подхода: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.02. – Омск, 2006. – 25 с.
9. Куркин Е. Б. Организационное проектирование в образовании. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 400 с.
10. Кушниренко А.Г., Леонов А.Г. Методика преподавания основ алгоритмизации на базе системы «КуМир» – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. – 64 с.
11. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.
12. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться: из опыта работы учителя начальных классов московской школы 587. – М.: Педагогика, 1985. – 176 с.
13. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
14. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – СПб.: Лениздат, 2010. – 352 с.
15. Ногин В.Д. Принятие решений в многокритериальной среде: количественный подход. – М.: Физматлит, 2002.
16. Печников А.Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pedlib.ru/Books/1/0224/1_0224–1.shtml (дата обращения 12.12.2016).
17. Реан А.А. Психологический атлас человека. – СПб.: Прайм-еврознак, 2006. – 651 с.
18. Семакин И.Г. Эволюция школьной информатики // Информатика в школе. – 2011. – №5. – С. 2–7 .
19. Симонович В.С. Информатика базовый курс. – СПб.: Питер, 2003. – 640 с.
20. Степанов Ю.С. Семиотика. – М.: Радуга. 1983. – 638 с.
21. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2006. – 288 с.
22. Тищенко В.А. Формирование коммуникативных умений старшеклассников средствами информатики: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Ставрополь, 2006.
23. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (Электронный ресурс) // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/543. (дата обращения 10.12.16).
24. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
25. Шабалина М.Р. Педагогические условия повышения академической успешности студентов: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 2009. – 26 с.

В связи с развитием гуманистической тенденции в образовании в настоящее время главная цель школьного образования – самоопределение личности и достижение успешности в реализации учебных и профессиональных интересов на протяжении всей жизни. В современных условиях самоопределение, а не приспособление к жизни становится ведущим механизмом социализации. В ряде исследований (Е.Б. Куркин и др.) показано, что важнейшими факторами самоопределения и благополучного развития личности являются успехи в школе [8].

По мнению многих исследователей (У. Глассер, Е.И. Казакова, Н.П. Локалова, С.Н. Лысенкова, и др.) ученик, способный добиться успеха в школе, имеет больше шансов для достижения успеха в будущей профессиональной деятельности и в целом в жизни. Вследствие этого в последнее время возросло значение исследования психологических и педагогических аспектов развития учебной успешности учащихся с точки зрения различных взглядов и подходов.

Учебная успешность понимается как интегративный результат учебной деятельности, который проявляется в эмоционально-ценностном отношении к обучению, уровне владения способами деятельности, учебных достижениях и качестве знаний (И.Л. Медведева, С.В. Фомина, И.И. Цупикова и др.). Понятие «учебная успешность» подчеркивает активную позицию ученика, проявление в учебной деятельности его когнитивных и личностных особенностей самостоятельности, наличие ответственности за процесс обучения.

Как показал анализ научной и педагогической литературы, большинство работ, посвященных развитию учебной успешности (Ю.В. Братчикова, С.Н. Лысенкова и др.), касаются учеников младшей школы. Исследования проблемы учебной успешности в основной школе составляют незначительную долю. В последнее время интерес к данной проблеме возрос в связи с новыми задачами обучения, новым пониманием успешного выпускника. Современный человек живет в динамичном, быстро меняющемся мире, и научить жить ученика в таком мире – одна из основных задач школы (А.А. Гин и др.). Кроме того, в связи с переходом на профильное обучение к концу 9-го класса ученики должны определиться с выбором будущей специализации, что создает для них дополнительные трудности. С нашей точки зрения, целенаправленное формирование учебной успешности будет способствовать решению основных проблем обучения учеников 7–9 классов.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам выделить ряд проблем, обусловливающих объективную трудность в разработке эффективных технологий развития учебной успешности учащихся. С нашей точки зрения, основной трудностью, с которой сталкиваются педагоги-исследователи, является объем и динамичность содержания понятия «учебная успешность». Оно во многом зависит от социокультурных условий (доминирующие в обществе ценности, идеалы и др.), микросредовых приоритетов (тип школы, специфика региона и др.) и в целом достаточно быстро меняется со временем.

Вопросам содержания и структуры понятия «учебная успешность» посвящены исследования С.В. Фоминой, М.Р. Шабалиной и др. Анализ работ данных авторов показал, что в основу современного представления об учебной успешности учащихся положено несколько основных идей из двух разных подходов к пониманию успешного человека, представленных в философии.

В философии можно выделить две модели успешности человека. Первая модель, которая была разработана в рамках философского течения «прагматизм», основывается на достижении человеком материального благополучия. Прагматизм нередко называют философией дела, действия, подчеркивая его практическую нацеленность. Согласно прагматизму, единственным критерием истинности выступает успех какого-либо начинания, поступка, дела. Примечательно высказывание Т. Гоббса – одного из идеологов науки Нового времени: «Знание есть только путь к силе. Теоремы служат только решению проблем. И всякое умозаключение, в конечном счете, имеет целью какое-нибудь действие или практический успех» [3, c. 94]. В качестве цели человеческого существования прагматизм выдвигает индивидуальное благополучие и возможность достижения богатства и счастья. Основным героем философии прагматизма является энергичный человек, умеющий быстро действовать, проникнутый духом индивидуализма, привыкший опираться во всем на свои силы, добивающийся личного успеха.

Вторая модель успешного человека основывается на познании, принятии человеком самого себя. Основоположником разработки данной модели можно считать Ф. Ницше, выдвинувшего идею «сверхчеловека». Сверхчеловек, по мнению Ф. Ницше, – независимая, самостоятельная личность, полюбившая себя, принявшая себя, осознавшая свои желания и потребности. Это человек, превзошедший себя, оторвавшийся от «толпы», способный критически взглянуть на мир вокруг себя, на устоявшиеся ценности [14].

Учение Ф. Ницше о «сверхчеловеке» получило свое развитие в работах американского психолога А. Маслоу, который связал успешность и мотивацию деятельности человека [13]. С точки зрения А. Маслоу, мотивация обычного человека – стремление к отсутствующему удовлетворению базальных потребностей (физиологических потребностей, потребностей в безопасности, в социальных связях). Успешный же человек – это человек, ориентированный на удовлетворение потребностей более высокого уровня – «потребностей роста»:

– потребностей в уважении, которые включают, во-первых, потребности в самоуважении – желание чувствовать компетентность и личные достижения, во-вторых – уважение со стороны других, то есть признание обществом личностных качеств и достижений. Если эти потребности не удовлетворены, то человек начинает чувствовать себя приниженным, слабым или беспомощным. Нормальное самоуважение складывается из личных стремлений, которые приводят к достижениям, а также из заслуженного уважения другими.

– потребностей самоактуализации – это потребности личности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, в росте собственной личности, в понимании, осмыслении и развитии собственного «Я».

Итак, исходя из первой модели, основным критерием, определяющим успешность человека, является успех его деятельности. Чтобы человеку быть успешным, нужно обладать, прежде всего, такими личностными качествами как активность, индивидуализм. В прагматической модели не уделяется внимание эмоциональной сфере, когнитивному развитию – важен только результат. Применяя данную модель к ученику, единственным критерием учебной успешности будут выступать его количественные учебные достижения (отметки, призовые места в конкурсах и олимпиадах и др.). При этом не принимаются во внимание ни усилия, которые приложил ученик, чтобы достичь того или иного результата, ни его эмоциональное состояние.

Согласно второй модели успешный человек получает знания для саморазвития и самоактуализации. Показателем его успешности являются уровень развития когнитивной сферы и степень эмоциональной удовлетворенности. Его признают успешным, если «он сам считает себя успешным и окружающие люди с этим согласны» [2]. В современном обществе важно, чтобы человек стремился к знаниям. Однако это должны быть «не знания ради знаний», а практически ценные знания, которые человек может применять для решения актуальных жизненных задач.

Таким образом, в настоящее время в обществе интегрируются описанные выше модели успешного человека, что находит отражение в понимании успешного ученика. С одной стороны – это целостная личность обучающегося, стремящаяся максимально реализовать свои возможности через самопознание, саморазвитие, самоопределение и др. С другой стороны, успешный ученик должен достичь определенного успеха в учебной деятельности: сдать на высокий балл итоговый экзамен, победить в конкурсе или олимпиаде и др. Предъявляемые высокие требования к ученику ставят перед специалистами системы образования закономерный вопрос «Какие условия будут способствовать развитию учебной успешности школьников?».

Большинство авторов (Н.П. Локалова, С.В. Фомина и др.) классифицируют условия развития учебной успешности по трем сферам: когнитивной, эмоционально-ценностной и деятельностной.

В большинстве работ по педагогике и психологии, посвященных проблеме учебной успешности, к когнитивной сфере относят интеллект и знания учащихся (Н.П. Локалова, С.В. Фомина и др.); к эмоционально-ценностной сфере: мотивацию и саморегуляцию; к деятельностной сфере: коммуникабельность и опыт результативной деятельности. Следует отметить, что здесь понятие учебной успешности рассматривается в общем плане безотносительно к какому-либо школьному предмету. Принимая во внимание тот факт, что успешное изучение каждого учебного предмета требует сформированности у учеников разных особенностей мышления, знаний, мотивационных установок и др., с нашей точки зрения, целесообразно различать общую и предметную учебную успешность.

Как было отмечено выше, понятие «общая учебная успешность» является интегративным и объединяет такие характеристики школьника, как учебная мотивация, эмоциональный опыт ученика, сформированность общих способов деятельности, от которых зависят уровень его учебных достижений и качество знаний. Предметная учебная успешность характеризуется особыми когнитивными качествами, мотивационными установками, методами деятельности учащихся, развитию которых, в основном, способствует обучение (изучение) того или иного школьного предмета. Например, можно выделить учебную успешность по информатике, математике, русскому языку и др.

Следует отметить, что на фоне большого числа работ в области общей учебной успешности незначительную часть составляют исследования, посвященные проблеме предметной учебной успешности. Проведенный анализ методической литературы показал, что понятие предметной учебной успешности как интегративного результата учебной деятельности учеников часто подменяется понятием успеваемости по предмету. В связи с этим подчеркнем, что успеваемость служит лишь одним из ряда показателей учебной успешности, который, как правило, не учитывает ни эмоциональное состояние учащихся, ни значимость тех или иных знаний и умений для их личностного роста. Непонимание данного факта учителем и учащихся, по мнению М. Р. Шабалиной «…стимулирует стремление обучающихся добиваться учебных целей любой ценой; поддерживает мотивы соревнования и конкуренции, не подкрепляя достигнутые результаты их значением для личностного развития» [24, c. 4].

В связи с повышением роли изучения информатики в школе, ее межпредметным характером и значением для формирования целостного мировоззрения учащихся в современном информационном обществе, в данной работе мы остановимся на проблеме учебной успешности по информатике учащихся 7–9 классов.

Для определения условий развития учебной успешности по информатике приведем их в сравнении с условиями развития общей учебной успешности.

Условия развития общей учебной успешности, относящиеся к когнитивной сфере. В ряде работ (Н.П. Локалова, С.В. Фомина, Т. Хорн и др.) в качестве внутреннего условия развития общей учебной успешности рассматриваются когнитивные качества личности: накопленные знания и опыт учащихся. Это объясняется тем, что успех любой деятельности, в том числе и учебной, зависит от уровня интеллектуального развития.

В настоящее время, в условиях динамичного нарастания объема и обновления информации, особую актуальность для учебной успешности приобретают такие когнитивные качества как быстрота и экономичность мышления, способность к решению нестандартных проблем, готовность воспринимать и анализировать противоречивую информацию. Обобщенным показателем уровня развития перечисленных качеств является интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида [10, c. 52]. Несмотря на широкое употребление данного понятия в психологии и педагогике, вопрос о его содержании и критериях оценивания остается неоднозначным. В данной работе мы будем придерживаться образовательного подхода (Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова и др.) к пониманию интеллекта. Главная идея данного подхода состоит в том, что важный вклад в работу интеллекта вносит личный опыт обучающихся (их знания, прошлый опыт, навыки, эмоции, мотивация). Например, ученик, хорошо читающий по-английски, может не читать по-японски, но не из-за нарушения восприятия, а в связи с отсутствием необходимых знаний языка. Образовательный подход, таким образом, предполагает сильную связь интеллектуальных процессов с уровнем достижений учащихся и составляет основу общей учебной успешности.

В когнитивную сферу общей учебной успешности, помимо интеллекта, включают знания учащихся. Однако это должны быть не формальные, а действенные знания, дающие возможность широкого и разностороннего оперирования ими. Условием развития общей учебной успешности учащихся, относящимся к когнитивной сфере, следует считать «не любые имеющиеся у школьников знания, а фонд действенных знаний, которые находят применение для широкого круга задач, могут быть использованы в варьирующихся условиях действительности» [10, c. 10].

Условия развития учебной успешности по информатике, относящиеся к когнитивной сфере. Необходимость специальных когнитивных умений для успешного изучения информатики возникает, прежде всего, в связи с особенностями решения задач с использованием компьютера. К ним относят: необходимость планирования решения задачи до ее непосредственного выполнения средствами компьютера; необходимость выбора оптимального программного средства для решения задачи и др. Таким образом, в успешном изучении информатики немаловажную роль играет не только развитый интеллект в целом, но и особый тип мышления, названный алгоритмическим мышлением. В данной работе мы будем придерживаться понимания алгоритмического мышления А.П. Ершова, Г.А. Звенигородского и Ю.А. Первина, которые включают в данный тип мышления «…умение планировать структуру действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств» [4]. Целесообразность включения алгоритмического мышления в условия развития учебной успешности по информатике подчеркивается тем, что цель формирования данного типа мышления обозначена в качестве приоритетной в федеральном государственном образовательном стандарте по информатике [23].

Аналогично условиям развития общей учебной успешности к когнитивным условиям развития учебной успешности по информатике мы относим фонд действенных знаний учащихся по предмету. Особенностью предметных знаний по информатике является их тесная связь с практикой, возможность применить их «напрямую и немедленно» [19, c. 8]. Однако динамичное развитие сферы информационных технологий, влечет за собой быстрое устаревание знаний. В настоящее время даже своевременное реагирование на научно-технические достижения не всегда позволяет обеспечить уровень знаний учеников, адекватный современному развитию науки. Решению данной проблемы способствует выделение фундаментального содержания информатики и обучение учащихся методами работы с информацией. Таким образом, фонд действенных знаний по информатике целесообразно представить в виде формулы: фундаментальные понятия + знание методов работы с информацией.

Условия развития общей учебной успешности, относящиеся к эмоционально-ценностной сфере. Уровень когнитивного развития, безусловно, влияет на уровень развития общей учебной успешности и является неотъемлемой ее частью. Логично предположить, что чем быстрее и легче приобретаются новые знания, тем выше уровень их усвоения, и, следовательно, ученик имеет больше внутренних потенциальных возможностей, чтобы успешно проявлять себя в учебной деятельности. Однако связь между интеллектом ученика и его общей учебной успешностью в действительности неоднозначная. В исследованиях Н. А. Менчинской показано, что сам по себе высокий уровень умственного развития обучающегося не всегда гарантирует его успех учебной деятельности и наоборот – невысокий уровень интеллекта далеко не всегда ведет к неуспешности. Это объясняется тем, что общая учебная успешность обуславливается не только уровнем развития у ученика того или иного когнитивного качества, но и наличием необходимых качеств эмоционально-ценностной сферы (мотивации, значимых для ученика ценностей, силы воли, ответственности). Развитие на должном уровне данных качеств, по мнению ряда ученых (А. А. Реан и др.), может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких когнитивных способностей или недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений и навыков [17]. Помимо этого без сформированной на должном уровне мотивации, силы воли, ответственности невозможно проявление активности, самовыражения учащихся в учебной деятельности. Например, школьник может выучить понятие, разобраться с его содержанием, но не быть активным при ответе на вопросы в классе; иметь богатый запас знаний, но отказываться принимать участие в конкурсах и олимпиадах и т.п. Таким образом, эмоционально-ценностная сфера выступает, в некоторой степени, связующим звеном между когнитивным развитием и его проявлением, реализацией в учебной деятельности.

К условиям развития общей учебной успешности, относящимся к эмоционально-ценностной сфере, относят мотивацию на успех и саморегуляцию учащихся.

Многие исследователи (А. А. Реан, М. Р. Шабалина и др.) рассматривают мотивацию на успех как наиболее важное условие развития общей учебной успешности. Мотивация на успех является стимулом для самостоятельной работы учащихся, связанной, прежде всего, с определением объекта, средств деятельности, ее осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Есть успех – есть интерес, это понятно каждому взрослому по своему личному опыту и каждому ребенку в его учебной деятельности.

Этапы процессов саморегуляции по отношению к учебной деятельности можно представить как состоящие из следующих звеньев: принятие цели; выделение и осознание условий, необходимых для достижения данной цели; непосредственное выполнение задания; соотнесение полученного результата с заданным, исправление ошибок и внесение изменений в систему саморегулирования.

Как отмечает Н.П. Локалова, «…от степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность и продуктивность любой произвольной активности человека, в том числе и деятельности по усвоению знаний» [10].

У школьников с недостаточным развитием саморегуляции учебная успешность постепенно переходит на более низкий уровень: образуются пробелы в знаниях, которые препятствуют усвоению нового материала; замедляется развитие свойств умственной деятельности, таких как активность, мобильность и самостоятельность; закрепляются дефекты внутренней организации учебной деятельности, самоконтроля и самостоятельной рефлексии на решение учебных задач, на оценку требований к успеваемости. Неорганизованность, неумение выполнить намеченное, нехватка времени порождают неуверенность в своих силах, создают атмосферу эмоционального дискомфорта, тревоги и напряженности, что отрицательно сказывается на общей учебной успешности в целом.

Условия развития учебной успешности по информатике, относящиеся к эмоционально-ценностной сфере. Конкретизируя роль мотивационной составляющей учебной успешности по информатике, следует отметить, что в подростковом возрасте (основная школа) интерес проявляется применительно к узкому кругу предметов (В.С. Мухина и др.). В зависимости от того, входит ли информатика в круг приоритетных предметов обучающегося, в начале обучения в одном классе мы имеем учеников с разной направленностью мотивации. Известно, что в мотивационной сфере каждого ученика в один и тот же момент присутствуют несколько мотивов, имеющих разный характер возникновения: в ходе самостоятельной работы – внутренний и под влиянием образовательной среды – внешний.

В качестве условия развития учебной успешности по информатике мы рассматриваем внутреннюю мотивацию к изучению предмета, ориентированную на длительную временную перспективу.

Этапы саморегуляции: принятие цели, выделение условий, выполнение задания, соотнесение полученного результата с заданным, исправление ошибок и внесение изменений в систему саморегулирования – соотносятся с последовательностью решения учебных задач по информатике. Например, в задании «Составить алгоритм движения исполнителя по квадрату» ученик выполняет следующие действия:

Таблица 1

Соотношение этапов саморегуляции и решения задач по информатике

Этапы решения задачи

Этапы саморегуляции

1. Ученик читает поставленную задачу.

Принятие цели

2. Анализирует условие задачи и соотносит его с тем, что требуется сделать, то есть определяет тип задачи, актуализирует обобщенный способ ее решения, мысленно планирует действия.

Выделение условий

3. Записывает действия исполнителя.

Выполнение задания

4. Проверяет полученный результат.

Соотнесение полученного результата с заданным

5. В случае наличия ошибок определяет их характер и корректирует их.

Исправление ошибок и внесение изменений в систему саморегулирования.

Условия развития общей учебной успешности, относящиеся к деятельностной сфере. Использование системно-деятельностного подхода, являющегося основой для проектирования нового образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, предполагает овладение учащимися не только знаниями, умениями, навыками, но и способами деятельности, формирования и совершенствования «умения учиться». Основная идея современного образования в том, что ученик должен обучаться сам, так как учение – это не усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта ученика, связанного со всей его личностью, когда процесс обучения вовлекаются чувства, отношения, мысли, и действия самого школьника. Он должен уметь работать и общаться в коллективе, отстаивая свою точку зрения, с одной стороны, и учитывая позицию собеседников, с другой. Таким образом, к условиям развития общей учебной успешности обучающихся, относящихся к деятельностной сфере, ряд исследователей относят опыт результативной деятельности (А.В. Хуторской и др.) и коммуникабельность (Т.А. Тищенко и др.).

По мнению А.В. Хуторского, успешный ученик «…имеет опыт реализации своих способностей в форме выполнения и защиты творческих работ, проведения конкурсов, олимпиад и т.д.» [24]. Как показал анализ научно-педагогической литературы, наибольшее число исследований посвящено проблемам формирования опыта творческой (В.В. Богданова, Н.В. Мартилова и др.), исследовательской (Е.Н. Куклина, О.С. Кононенко) и проектной деятельности (Н.А. Бем, Е.Ф. Бехтенова) школьников. Имеющийся опыт результативной деятельности позволяет учащимся прогнозировать достижение успеха, отдавая предпочтение тому или иному стилю поведения, методам, средствам или приемам работы. Опрос, проведенный нами среди учеников, окончивших 9 класс, показал, что именно опыт результативной деятельности (участие в олимпиадах, конкурсах, публичная защита проектов и т.д.) имеет для них наибольшую ценность.

Коммуникабельность становится неотъемлемым условием развития общей учебной успешности в связи с глобализацией и интеграцией информационного пространства, когда одной из самых распространенных форм взаимодействия людей в социальной и профессиональной деятельности становится кооперация. В настоящее время для эффективного решения большинства производственных, научных и других профессиональных задач необходимы именно коллективные усилия, что требует от будущего выпускника сформированного умения строить продуктивное сотрудничество с партнерами. Для формирования и совершенствования коммуникабельности учащихся применение системно-деятельностного подхода обусловливает переход «от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения».

Условия развития учебной успешности по информатике, относящиеся к деятельностной сфере. В связи с тем, что в современном мире объем информации возрастает в геометрической прогрессии, в повседневной жизни человек практически полностью погружен в мир знаков и текстов, часто имеющих очень слабые связи с реальностью. Как подчеркивает С.А. Бешенков, данный факт опасен тем, что в конечном счете «…человек не знает и не понимает окружающего мира, прежде всего физической реальности…» [1, c. 8]. Развитию способности ученика адекватно воспринимать информацию разных видов, изучать и критически оценивать факты культурной и общественной жизни способствует знаково-символическая деятельность (Н.А. Курганова, С.А. Бешенков и др.). По мнению Н.А. Кургановой, развитие знаково-символической деятельности помогает подростку «…не впасть в зависимость от возрастающего количества информации и обрести умение сосредотачивать внимание на смыслообразующих звеньях информационного потока…» [7, c. 7]. Опыт результативной знаково-символической деятельности учащихся, формируемый на уроках информатики при изучении информационных моделей, языков программирования, интерфейса программных средств и др., позволяет учащимся правильно интерпретировать информацию различного вида и эффективно доносить ее до собеседников; соотносить информационные объекты с реальностью; способствует формированию потребности проверять полученный с помощью компьютера результат с действительностью. Данный опыт важен для будущей успешной социальной и профессиональной деятельности всех учеников независимо от сферы деятельности.

Тот факт, что в настоящее время информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемым средством общения, с нашей точки зрения, можно говорить об особенностях коммуникабельного человека в современном информационном обществе. Как отмечает В.А. Тищенко, в процессе обучения компьютер может выступать, с одной стороны, как инструментальное средство общения учеников (электронная почта, система мгновенных сообщений, форумы и др.), с другой стороны – как полноправный партнер коммуникации (поиск информации, работа с интерактивными обучающими программами и др.) [21]. Присутствие компьютера в роли связующего звена позволяет выделить специальные коммуникативные умения: эффективный поиск и критическая оценка информации сети Интернет, конструктивное общение на форумах, ведение электронной переписки, участие в совместных web-проектах и др. Выделенные коммуникативные умения, с нашей точки зрения, определяют успешность деятельности ученика в виртуальном информационном пространстве, результаты которой тесно связаны с результатами индивидуальной и коллективной исследовательской, проектной и др. деятельности.

Результаты проведенного анализа условий развития общей учебной успешности и учебной успешности по информатике представлены в табл. 2.

Таблица 2

Анализ условий развития общей учебной успешности и учебной успешности по информатике

Общая учебная успешность

Учебная успешность по информатике

Условие

Краткая характеристика

Условие

Краткая характеристика

Интеллект

Характеризуется показателями общих когнитивных особенностей учащихся (память, внимание, воображение и др.)

Алгоритмическое мышление

Характеризуется умением планировать структуру действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств.

Фонд действенных знаний

Характеризуется практически ценными знаниями из разных научных областей.

Фонд предметных действенных знаний

Характеризуется практически ценными знаниями по информатике, которые можно применить для решения жизненных задач.

Мотивация на успех

Характеризуется направленностью ученика на достижение, положительным эмоциональным фоном.

Внутренняя мотивация к изучению информатики

Характеризуется личностной значимостью изучения информатики.

Саморегуляция

Характеризуется умением учащегося доводить до конца решение задачи и оценивать ее эффективность.

Саморегуляция

Характеризуется тем, что помимо самостоятельного решения задачи, ученик должен «объяснить» ее компьютеру.

Опыт результативной деятельности

Характеризуется умением выбрать оптимальные средства методы, приемы для достижения успеха в выбранной деятельности.

Опыт результативной знаково-символической деятельности

Характеризуется умением правильно интерпретировать информацию, представленную в разных видах и эффективно доносить ее до собеседников.

Коммуникабельность

Характеризуется традиционными коммуникативными умениями: умение вести диалог, слушать собеседника и др.

Коммуникабельность

Акцент на специальные коммуникативные умения: поиск и оценка информации, дистанционное общение и др.

Таким образом, определенные нами выше условия развития учебной успешности по информатике учитывают, с одной стороны, особенности предмета, с другой – требования к ученику современного общества. По сравнению с условиями развития общей учебной успешности, условия развития учебной успешности по информатике более конкретны и предполагают применение определенных методик для их создания.

Как показывает анализ психолого-педагогической литературы и школьной практики, проявление учебной успешности учащихся по информатике заключается в успеваемости учеников по предмету, их мотивации к изучению информатики, активности на уроках, учебных достижениях и др.

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что учебная успешность по информатике представляет собой интегративный результат учебной деятельности по предмету, который обеспечивается комплексом условий: уровнем развития алгоритмического мышления, фонда действенных знаний, саморегуляции, внутренней мотивации к изучению предмета, знаково-символической деятельности, коммуникативных навыков и проявляется в учебных достижениях учеников. Деление учебной успешности на общую и предметную, в частности на учебную успешность по информатике, позволяет перейти от общих теоретических основ развития данного интегративного результата учебной деятельности к их практической реализации в частной методике.


Библиографическая ссылка

Гребнева Д.М. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 69-76;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1545 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674