Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

РОЛЬ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Гаврилова И.В.  1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
В статье рассматривается роль научной школы в процессе подготовки научных кадров. Показано, что научная школа, которая представляет собой объединение ученых на основе общих научных интересов, выступает важным системообразующим фактором, обеспечивающим преемственность научных исследований, а также коллективную разработку научных тем. По этой причине наличие научной школы, привлечение к её исследованиям студентов, позволяет решить две проблемы: сохранить и развить идеи научной школы и подготовить новое поколение ученых. Только в рамках научной школы можно обеспечить формирование у студентов опыта научно-исследовательской деятельности в полевых условиях. Работа в научной школе развивает самостоятельность мышления, творческие способности, позволяет овладеть методологическим аппаратом научных исследований, формирует научный кругозор студента, даёт возможность выбора направления дальнейших исследований.
научная школа
опыт научно-исследовательской деятельности
высшая школа
подготовка научных кадров
1. Важная форма развития научного потенциала высшей школы – научные школы / Л.Ф. Глущенко, Н.А. Глущенко Н.А., Н.Г. Лаптева // Современные наукоемкие технологии. – 2007. № 3. – С. 49.
2. Кузьмина Н.В. Акмеология – новый этап развития Петербургской научной школы психологов Б.Г. Ананьева, 1998. – URL: http://akmeolog.narod.ru/kus.html#3 (дата обращения 03.01.2017).
3. Мареев В.И. Теоретические основы исследовательской деятельности преподавателей педагогического ВУЗа: дисс. … д-ра пед. наук. – Волгоград: ВГПУ, 1999. – 292 с.
4. О научных исследованиях и научных школах. Евразийское пространство / Ред. кол.: В.А. Садовничий и др. – М.: Изд-во Московского университета, 2010. – 256 с.
5. Попова И.В. Исследовательская подготовка будущих специалистов по информационным технологиям в университете: монография / И.В. Попова; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Магнитогорский гос. ун-т». – Магнитогорск, 2008.

В настоящее время, когда развитие технологий имеет экспоненциальный характер, последние достижения науки проникают в повседневную жизнь каждого человека настолько быстро, что в них легко потеряться, необходимы специалисты, имеющие хорошую научно-исследовательскую подготовку, которая во многом определяется опытом научно-исследовательской деятельности, приобретённым в процессе обучения в вузе.

Традиционно при толковании понятия «опыт» выделяют четыре смысловые линии: опыт как процесс, опыт как результат, опыт как метод научного исследования и опыт как попытка осуществления чего-либо. В рамках данной статьи под опытом научно-исследовательской деятельности будет пониматься результат единства знаний, умений и навыков, направленных на получение точного, объективного и системного знания о действительности [5].

Любой вуз с формальной точки зрения можно рассматривать как бюрократическую организацию, где обязанности администрации и профессорско-преподавательского состава четко распределены, а приоритетная функция – обеспечение образовательного процесса. Первые университеты, появившиеся в Западной Европе в XII в, представлявшие собой свободные корпорации ученых, преподавателей и студентов, открыли новую эпоху в развитии науки именно потому, что организовали ученых и создали необходимые условия для коллективного научного поиска.

Бюрократическая организация вуза позволяет соединять научную и преподавательскую деятельность, обеспечивает необходимые организационные, финансовые, технические и прочие условия для объединения ученых. История и логика университета, как учебного и научного центра, предполагает совмещение в нем двух начал: бюрократического (формального) и свободного (неформального). Первое составляет основу, на которой самоорганизуется система, обеспечивающая развитие вузовской науки посредством объединения преподавателей в границах определенной научной школы.

Научная школа – это свободное объединение ученых на основе общности научных интересов. Как всякая организация, она имеет определенную иерархическую структуру: во главе находится основатель научной школы, идеи которого развиваются в разных аспектах несколькими поколениями ученых. В своей профессиональной деятельности ученый погружен одновременно в два мира: мир текстов, фактов, сведений и т. п. и в мир общения с коллегами. И если первый мир обеспечивает общие предпосылки творчества, то второй создает его атмосферу, среду, ауру, формирует его импульс и побудительный мотив. Сообщество творцов закономерным образом, само собой, без всякого внешнего воздействия и без использования каких-либо формальных процедур разделяется на учителей и учеников. Группа, объединенная вокруг определенного учителя, становится научной школой. В сущности, это основной признак научной школы. [2] В качестве второстепенных можно выделить следующие признаки:

– общие истоки или научные «корни»;

– общие принципы вычленения объекта и предмета исследований;

– единственная система научных понятий;

– наличие общей одной или нескольких парадигм;

– общие принципы в выборе методов исследования и в его организации [2, 3].

Принадлежность к научной школе определяет для ученого многое: генеральные идеи, из которых он исходит, стиль мышления, способ интерпретации полученных результатов, круг авторитетов, на которые он ориентируется. [ 2] Исследования Мареева В.И. показали, что только около 8 % преподавателей видят будущее своих научных работ. Эти преподаватели, как правило, вносят существенный вклад в теорию науки, и они же могут составить основу для становления научных школ в вузах [3]

В деятельности научной школы происходит оптимальное сочетание фундаментальных и модернистских направлений исследований за счет вхождения в определенную научную традицию. [4] Научная школа как форма организации научно-исследовательской работы нескольких поколений преподавателей, во-первых, сама создает определенную научную традицию в вузе, во-вторых, является ступенью исторического развития.

Научная школа представляет собой открытую систему, открытую, в том числе и для критики. Всякие попытки ее изоляции от других школ и от науки в целом, чрезмерная концентрация школы на самой себе, на идеях ее основателя неизбежно приводят к научной деградации и резкому снижению творческих возможностей. Лучшее средство для преодоления изоляционизма, губительного для научной мысли, – понимание научной школы как ступени в историческом развитии науки. Смысл научной школы состоит в том, чтобы организовать и направить усилия многих исследователей (формирование навыков коллективной работы) на теоретическую и практическую разработку одной перспективной концепции. Эта задача решается при наличии достаточно четкой научной организации, основанной на высоком авторитете основателя школы и подкрепленная организационной структурой вуза, его финансовыми, техническими и прочими возможностями.

Источником развития научной школы в университете выступают, в том числе, студенты. Работа в научной школе развивает самостоятельность мышления, творческие способности, позволяет овладеть методологическим аппаратом научных исследований, формирует научный кругозор студента, даёт возможность выбора направления дальнейших исследований. Радость научных побед является мощнейшим стимулом к дальнейшему развитию научного потенциала студента-исследователя [1].

Научная школа представляет собой основную форму организации науки в вузе, адекватную процессу научного исследования. В отсутствии научной школы вузовская наука не может развиваться успешно, а сам вуз не способен преодолеть собственный провинциализм. Только научная школа может наиболее эффективно обеспечить преемственность научных кадров.


Библиографическая ссылка

Гаврилова И.В.  РОЛЬ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 36-37;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1541 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674