Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

НОВЫЕ ЖАНРЫ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ

Имангожина О.З. 1
1 Университет «Астана»
В статье сделан акцент на роль образования в современном мире. Отмечено, что перед системой образования встают новые задачи, которые диктуют необходимость создания образовательного учреждения инновационного типа. В связи с этим возникают и новые подходы. Важным звеном является современная учебная литература. Дана краткая характеристика новым видам учебной литературы.
учебная литература
современные издания
концепция
жанры учебных изданий
пособие
практикум
справочник
наглядное пособие
1. Кусаинов А.К. Асылов У.А. Актуальные проблемы учебниковедения изд. – М.: Просвещение 2003.
2. Таубаева Ш.Т. Концептуальные основы создания учебников нового поколения // Материалы III Международной научно-практической конференции. – Алматы 2003. – С. 62.
3. Учебник третьего тысячелетия // Материалы Международной научно-практической конференции. – Алматы, 2003.
4. Современные тенденции совершенствования учебников в системе непрерывного образования: материалы IV Международной научно-практической конференции 28–29 октября. – Алматы, 2004.
5. Проблемы школьного учебника: сборник статей. – М.: Просвещение, 1990.
NEW GENRES OF EDUCATIONAL EDITIONS

Imangozhina O.Z. 1
1 University «Astana»

Abstract:
The following paper deals with the role of education nowadays. Its key idea to introduce the new tasks which stay for educational institutions of innovative type. There are new approaches are regarded. Particular attention is given to the modern educational literature. The material presented can open new prospects for further research studies. It seems to be interesting to those who work in the field of educational literature because it gives also the short characteristic of them.

Keywords:
educational literature
modern editions
conception
genres of educational editions
grant
practical work
reference book
visual aid

Развитие системы образования в данный исторический период может служить индикатором направленности социально-экономических изменений. В последнее десятилетие знания и компетенция все чаще рассматриваются как один из основных экономических ресурсов. Принципиальные изменения в экономике, информационных технологиях требуют от специалистов более широких компетенций, которые могут быть перенесены из одной сферы деятельности в другую. Возрастает роль социальных и коммуникативных умений, способности работать в команде, принимать решения и пр. В связи с этим роль образования приобретает особую значимость, как для стратегии развития отдельной личности, так и для работодателя и для общества в целом. Становление глобального рынка труда и политические перемены предъявляют новые требования к качеству подготовки специалиста. И на первое место выходит такая качественная характеристика результата обучения в школе, колледже, вузе как актуальность приобретенных знаний и навыков, т.е. конкурентоспособность выпускника. Качество – это степень соответствия выпускника предъявленным требованиям рынка труда, в контексте Болонского соглашения, не только одной страны рынка труда, но и Европейского. Новые задачи диктуют необходимость создания образовательного учреждения инновационного типа. Одним из путей решения данной проблемы является более широкое внедрение новых информационных технологий в образовательную среду, а именно в процесс создания, диагностирования и издания учебной литературы.

В настоящее время формируется представление об учебниках нового поколения, который, прежде всего, должны создаваться на основе оригинальной концепции, отличающей издание от уже имеющихся в системе образования. Появились новые жанры учебных изданий. Рассмотрим некоторые из них.

1. Концепция курсов. Авторы разных учебников и пособий по разному относятся к этому вопросу. Одни считают, что нужна концепция учебного издания, а другие считают, что материалы концепции можно отразить в пояснительной записке к программе. Единого подхода не существует. На мой взгляд, концепция нужна, так как автор в ней систематизирует свои мысли, ставит конкретные задачи и указывает каким образом достичь конечной цели и что это даст.

2. Учебники-тетради. У такой книги очень короткий срок использования в школе, что способствует удорожанию образовательного процесса, но тем не менее есть необходимость создания данного учебного издания. К примеру, Учебная тетрадь, созданная мною и моим коллегой Каламыциным «Школа здорового питания» вызвала большой интерес среди учителей, учеников, родителей городов Астаны и Алматы. Яркая рабочая тетрадь с сюжетной линией и полюбившимся детям персонажем казахских сказок Алдар – Косе в роли помощника учителя в объяснении «вкусного и полезного материала». Герои рабочей тетради – современные дети, такие есть в каждой школе. Персонажи «Школы здорового питания» говорят с ребенком на одном языке, они близки и понятны. Задания подобраны таким образом, чтобы ребенок смог дополнить полученные знания своим собственным опытом и воображением. Главная задача рабочей тетради привить интерес к знаниям и самостоятельно дойти до конечного результата получаемых знаний и опыта.

3. Учебник-практикум, например по литературе, не всегда может заменить учебник, который представляет целостное систематическое изложение содержания учебного курса. Учебник-практикум содержит не только теоретические сведения, но и систему практических заданий на основе текста, что создаёт условия для реализации взаимосвязи уроков русского языка и литературы. Такие учебники предназначены для дополнительных занятий по любому предмету во всех звеньях общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, для факультативных занятий, а также для самостоятельной работы старшеклассников при подготовке к экзаменам (тестированию). Учебник входит в учебно-методический комплект, включающий программу, методические рекомендации, дидактические материалы. К примеру, в УМК для учащихся 11 класса «Русская литература XX века Писатель и эпоха», В УМК для учащихся 11 класса «Русская литература XX века Писатель и эпоха» Алматы, издательство «Жазушы» имеется: учебник, хрестоматия и методические рекомендации для учителя. В хрестоматии даны не только отрывки из произведений, но практические задания, которые способствуют самостоятельному усвоению материала и дают возможность делать выводы учащихся самостоятельно.

4. Учебное пособие – учебное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утверждённое в качестве данного вида изданий.

В школе, колледже, вузах к учебным пособиям относятся: хрестоматии, сборники задач и упражнений по изучаемой дисциплине различные справочники и словари (орфографические, иностранных слов), математические таблицы и т.д.

В хрестоматиях в зависимости от задач обучения определённому методу подбираются литературно-художественные или научно-популярные произведения (отрывки из них). Хрестоматии, включающие научно-популярные произведения, называют, как правило, книгами для чтения. Они предназначены для внеклассного чтения. Учебник и учебное пособие имеют гриф, который проставляется на титульном листе.

Практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению, закреплению пройденного и проверке знаний.

Учебно-методическое пособие – учебное издание, включающее материалы по методике преподавания учебной дисциплины, её раздела, части или по методике воспитания.

Содержание книг учебно-методической тематики разнообразно. В них освещается передовой опыт учителей, раскрывается специфика преподавания конкретных предметов. Издаются методические пособия, в которых раскрывается способ обучения. Эти издания называют методическими пособиями для учителей.

Методические пособия выпускаются по всем дисциплинам, изучаемым в общеобразовательных школах, колледжах, вузах. Характер пособий различен. Некоторые из них охватывают преподавание одного учебного предмета во всех классах школы, колледжа, вуза другие – изучение отдельных предметов в разных классах, группах, курсах или изучение отдельных тем программы. Пособия содержат методические указания к учебникам, методические разработки и планы уроков, темы контрольных работ, тестовых заданий, сочинений, библиографические списки и т.д.

Учебное наглядное пособие – учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию. Примером учебного наглядного пособия являются картографические издания по истории Казахстана, используемые при изучении истории Казахстана в средней школе. В этом направлении много учебно-наглядных пособий для учащихся начальной школы, для студентов колледжей, вузов по специальностям строительства, архитектуры, дизайна и т.д.

Производственное издание включает сведения по технологии, технике и организации производства, оно рассчитано на специалистов различной квалификации, занятых в сфере практической деятельности.

Производственные издания необходимы для тех, кто работает на предприятиях разного направления. Больше всего встречается в банковской структуре, на заводах, фабриках. Это: официальное, научное, научно-популярное, производственное, учебное, общественно-политическое, справочное и энциклопедические. К примеру, стандарты – нормативное производственно – практическое издание, содержащее комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, которые устанавливают на основе достижений науки, техники и передового опыта и утверждают в соответствии с действующим законодательством. Стандарты существуют и используются во всех отраслях, в том числе и в системе образования (ГОСО Р.К. по всем ступеням обучения, Положения и правила о деятельности учебных заведений, предприятий, банков и т.д.)

Практические руководства содержат преимущественно описательно-эмперический материал и служат повышению квалификации специалистов или рассчитаны на лиц, желающих самостоятельно овладеть какой-либо профессией или навыками работы. Практические руководства, методические рекомендации также используются в различных отраслях, в зависимости от направления деятельности (медицине, образовании).

Справочное издание содержит краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания. К справочным изданиям принадлежат отраслевые энциклопедии, словари, разнообразные по своему характеру справочники. Как пример этого вида изданий можно назвать «Педагогическую энциклопедию» и «Педагогический словарь».


Библиографическая ссылка

Имангожина О.З. НОВЫЕ ЖАНРЫ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 4. – С. 13-15;
URL: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1517 (дата обращения: 29.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074