Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

CONFLICT-RESISTANT AND ACCEPTANCE OF OTHERS AMONG STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY AS PART OF A COMPETENCY-BASED APPROACH

Valiullina E.V. 1
1 Kemerovo State Medical University
The article presents a study of the level of conflict-resistant and acceptance of others in medical students as necessary communicative qualities for the formation of General cultural competencies. Willingness to work with people, tolerant of representatives of various social groups and communities, to solve conflict situations using constructive methods are important communicative abilities of future doctors. The leading research methods were tests for «Determining the level of conflict-resistant » and «Diagnosis of the adoption of others on the Fey scale» The study revealed a positive statistically significant relationship between conflict tolerance and acceptance values ​​of others. Conflict-resistant people tend to be tolerant and accepting of others to a greater extent than people with low conflict-resistant. High values of the acceptance of others parameter increase the ability to constructively resolve interpersonal disputes, readiness to find joint solutions to conflict situations, thereby increasing the level of conflict-resistant and overall conflict competence. The results can be used by the faculty of medical universities in the development of curricula in the framework of the competency-based approach, as well as in the implementation of psychological and pedagogical support for future doctors at the training stage.
conflict-resistant
acceptance of others
research
students
competencies

«Психолого-педагогическое сопровождение студентов в образовательном процессе вуза призвано обеспечить им адаптивное вхождение в учебно-профессиональную деятельность и принципиально новые взаимоотношения в социуме, способствовать разностороннему развитию личности в этом процессе, а также формированию основных профессионально важных качеств и выработке необходимых компетенций» [1, с. 59]. Компетентностный подход в современном высшем медицинском образовании предъявляет повышенные требования как к содержанию самого образования, так и к его целям, педагогическим задачам и результатам образовательного процесса, которые выражены в формировании у специалиста необходимых в его профессиональной деятельности компетенций.

Важной составляющей общекультурных и общепрофессиональных компетенций будущего врача выступают готовность работать в коллективе, работать с людьми, толерантно воспринимать культурные, социальные и другие различия, способность конструктивно разрешать конфликтные и спорные ситуации, проявлять устойчивость к воздействию фрустрирующих, конфликтогенных факторов. Таким образом, актуальность изучения коммуникативных способностей у студентов медицинского вуза не вызывает сомнений.

Конфликтоустойчивость как интегральная психологическая способность определяет личностные особенности реагирования при разрешении реальных или потенциальных конфликтных ситуаций. Феноменологию, характеристики, структурность и свойства конфликтоустойчивости можно найти в работах отечественных ученых В.Н. Амелина, А.Я. Анцупова, Е.А. Горенко, Н.В. Гришиной, Ю.П. Платонова, В.В. Рогачева, А.И. Шипилова и др. Наиболее полное определение понятию конфликтоустойчивости дают А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов: это «…специфическое проявление психологической устойчивости, способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми» [2, с. 202]. В.И. Курбатов отмечает, что конфликтоустойчивость выступает важным индивидуально-психологическим условием предупреждения конфликтов, а низкая устойчивость к воздействию конфликтогенных факторов является отрицательным качеством личности [3].

Принятие других как психологическая категория впервые рассмотрена в работах К. Роджерса и А. Маслоу. В концепции А. Маслоу способность к принятию других является обязательной характеристикой здоровой личности: «Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле» [4, с. 236]. Современные исследователи А.Г. Асмолов, В.В. Бойко, Е.Ю. Клепцова, А.Б. Орлов, А. Ребер, Г.У. Солдатова, П.В. Степанов, Л.А. Шайгерова и иные категорию «принятия других» чаще относят к качественным характеристикам толерантности.

Так, А.Г. Асмолов, Г.У Солдатова определяют толерантность через принятие другого человека с проявлением сочувствия и сострадания другому [5, 6]. У П.В. Степанова «признание, принятие и понимание представителей иных культур» – это выражение ценностного отношения человека к людям в аспекте толерантности [7]. Принятие других в качестве критерия коммуникативной толерантности выделяет Г.М. Шеламова наряду с эмпатией и принятием себя [8].

А.Б. Орлов отмечает парадоксальность психологического секрета принятия других людей, когда человек не может принять в других то, что не может принять в самом себе, а непринятие другого – это оборотная сторона непринятия себя [9]. М.А. Хазанова к психологическому содержанию и проявлению феномена принятия относит «уважение, согласие, слушание, веру (от слова «верить»), дружелюбие и положительное отношение к другому» [10, с. 49].

Широкий круг представленных источников свидетельствует о том, что категории принятия других в психолого-педагогических исследованиях уделяется значительное внимание, но в основном эти работы касаются вопросов педагогической деятельности, построения психотерапевтической работы, супружеских взаимоотношений или характеристик коммуникативной толерантности. Конфликтоустойчивость, как правило, рассматривается с позиции общей стрессоустойчивости или в рамках конфликтологических исследований. В контексте профессиональных компетенций как необходимых личностных, социальных, коммуникативных способностей вопросы конфликтоустойчивости и принятия других до сих пор не изучены.

Цель исследования: с целью изучения особенностей конфликтоустойчивости и принятия других у студентов-медиков на этапе обучения было проведено исследование.

Материалы и методы исследования

Респондентами выступили студенты первого курса медицинского университета лечебного и стоматологического факультетов. Всего были опрошены 54 человека, из них 34 девушки и 20 юношей, средний возраст составил 18,57±0,75 года. Для реализации цели исследования были применены профессиональные диагностические методики: тест «Определение уровня конфликтоустойчивости» и опросник «Диагностика принятия других (по шкале Фейя)» [11, с. 112–116], а также методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты психодиагностики представлены в табл. 1.

Таблица 1

Средние показатели параметров конфликтоустойчивости и принятия других

Параметры

Средний показатель

Стандартное отклонение

χ2Эмп

Конфликтоустойчивость

34,22

6,54

71,169*

Принятие других

59,38

6,45

76,342**

Примечание: * – расхождения между распределениями статистически достоверны при p < 0,05; ** – расхождения между распределениями статистически достоверны при p < 0,01.

Конфликтоустойчивость формируется в процессе развития личности и представляет собой совокупность эмоциональных, мотивационных, волевых, интеллектуальных и других составляющих структурных элементов. «Исследователи в области конфликтов выделяют следующие группы факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование устойчивости к конфликтам: когнитивные (связаны с познавательной сферой: вниманием, мышлением, восприятием, памятью и т.д.); психофизиологические (связаны с эмоциональными и волевыми процессами); мотивационные (связаны с потребностной и мотивационной сферой); социально-психологические (связаны с личностными и типологическими качествами человека, уровнем его самооценки и другими характерологическими особенностями)» [12, с. 4].

В категории принятия-непринятия других также выделяют структурные компоненты, такие как аффективный (проявление чувств симпатии-антипатии, привязанности-неприязни), ценностный (признание-непризнание, одобрение-осуждение) и поведенческий (приближение-отдаление, продвижение-отстранение). Процесс становления способности принятия других требует определенных духовных качеств, свойств мотивационной сферы, особенностей регуляторных процессов, динамичности личностного роста. «Выделяют целый ряд факторов, препятствующих правильной оценке и восприятию других людей: наличие заранее заданных установок и сформированных социально-перцептивных стереотипов, стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека, эффекты «проецирования» и »ореола» и пр.» [13, с. 117].

Процентное соотношение уровней конфликтоустойчивости представлено на рис. 1.

valiulin1.wmf

Рис. 1. Процентное распределение уровней конфликтоустойчивости

Методика определения уровня конфликтоустойчивости позволяет выявить вектор направления поведения в потенциальных конфликтных ситуациях или межличностных спорах, т.е. косвенно определить степень устойчивости личности к любым видам конфликтов. Высокий уровень конфликтоустойчивости выявлен у 28 % опрошенных молодых людей. Такие показатели характеризуют адекватную оценку конфликтной ситуации, стратегия поведения направляется на сотрудничество с оппонентом и поиск совместных решений, усилия прилагаются к конструктивному разрешению конфликта.

Наибольшее количество респондентов (38 %) обладают средним уровнем показателя, что свидетельствует об их ориентации на компромисс или избегание в процессе разрешения конфликтных ситуаций, стараются не допустить втянуть себя в эскалацию конфликта, обычно уклоняются от активных действий. Уровень конфликтоустойчивости ниже среднего получен у 22 % студентов-медиков, что показывает определенную степень конфликтности молодых людей. Действия и поведение в конфликтных, проблемных или фрустрирующих ситуациях носят импульсивный характер, молодые люди легко втягиваются в конфликт, заражаются негативными эмоциями окружающих.

Выраженной конфликтностью и стрем- лением к активным действиям в конфликте обладают 12 % первокурсников, у которых оказался низкий уровень конфликтоустойчивости. Такие люди активно и часто конфликтуют, принимают участие во всевозможных спорах и ссорах, реализуя свои характерологические и личные особенности, когда возникшие малейшие межличностные разногласия способны привести к открытому и/или затяжному конфликту.

Конфликтоустойчивость характеризуется наличием определенных компетенций (в психолого-педагогических работах их трактуют как конфликтные компетенции). К критериям сформированной конфликтной компетенции относят: оценку возможности перевода конфликта из деструктивной плоскости в конструктивную; наличие информационной базы теории конфликта и стратегий его разрешения, а также «мотивацию овладения конфликтной компетенцией для повышения эффективности профессиональной деятельности, прогнозирование и моделирование возможных конфликтных ситуаций и выстраивание образцов поведенческого реагирования» [14, с. 89].

Процентное соотношение показателей принятия других представлено на рис. 2.

valiulin2.wmf

Рис. 2. Процентное распределение показателей принятия других

Диагностика по шкале Фейя позволяет оценить степень интенсивности в отношении принятия других людей. Как видно из представленных данных, низкий показатель этого параметра среди студентов-медиков выявлен не был. Средним показателем с тенденцией к низкому обладают лишь 9 % опрошенных молодых людей. Принятие других как качественная характеристика «коммуникативной толерантности» [15] может оказывать влияние на различные ее виды: общую (принятие-непринятие общества в целом), ситуативную (принятие-непринятие конкретного человека, конкретной личности), типологическую (принятие-непринятие людей определенной группы) и профессиональную (принятие-непринятие субъектов своей профессиональной деятельности).

У значительного числа респондентов показатель принятия других имеет средние значения с тенденцией к высокому (41 %), а половина опрошенных первокурсников медицинского вуза (50 %) показали высокие значения принятия других людей. Такие результаты свидетельствуют о том, что молодые люди готовы принимать других людей такими, какие они есть, готовы к сотрудничеству, пониманию и взаимодействию без лишних оценочных суждений, проявляя свойства толерантности, эмпатии и согласия.

В описании общекультурных и общепрофессиональных компетентностей для студентов медицинских специальностей сделан акцент на коммуникативных способностях, в частности на способности и готовности к сотрудничеству и разрешению конфликтов, способности к кооперации с коллегами, готовности к толерантному восприятию социальных, культурных, конфессиональных и иных различий, способности и готовности к реализации деонтологических аспектов в общении с коллегами, другим медицинским персоналом, пациентами и их родственниками. Корреляционный анализ был проведен при помощи r-критерия Спирмена, результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Корреляционные связи параметров конфликтоустойчивости и принятия других

Количество респондентов (N)

Критические значения

Результат

p ≤ 0,05

p ≤ 0,01

rs

54

0,27

0,35

0,49

При проведении корреляционного анализа была получена положительная статистически значимая корреляционная взаимосвязь (при p ≤ 0,01) между параметрами конфликтоустойчивости и показателями принятия других (rs = 0,49).

Заключение

Конфликтоустойчивые люди в большей степени склонны к принятию других личностей, чем лица с низким уровнем конфликтоустойчивости. Высокие показатели принятия других способствуют более конструктивному разрешению возможных межличностных конфликтных ситуаций. Низкий уровень принятия других может усугубить ситуацию конфликта, способствовать появлению неприятия, раздражения, враждебности, агрессии и иного и тем самым снизить личностную устойчивость к проявлениям конфликта.

Таким образом, высокие показатели принятия других положительно влияют на выраженность параметров конфликтоустойчивости личности, позволяют избегать напрасных споров и излишних негативных установочных суждений, повышают конфликтную компетентность, улучшают общую устойчивость личности и саморегуляцию поведения.

Компетентностный подход выступает необходимой составляющей современного высшего медицинского образования, принимая за единицу измерения результата образования компетенцию как интегральный личностный, социальный, поведенческий, профессиональный показатель. Результаты исследования, представленного в данной статье, могут быть использованы при разработке учебных и рабочих программ, а также при подготовке и реализации программ психолого-педагогического сопровождения студентов, в работе различных структур и подразделений медицинского вуза, органов студенческого самоуправления, кураторов и тьюторов студенческих групп.