Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

USING CASE-TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF TEACHING «BASIC LIFE SAFETY» IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

Sitnikova O.S. 1 Bespyatykh O.Yu. 1
1 Vyatka State University
The article considers with the problem of using modern educational technologies, namely case-technology, in the process of teaching a discipline the «Basics of life safety». Here the concepts are considered as «technology», «educational technology», «pedagogical technology», «case technology», and the didactic principles of the case method are revealed. The research is directed at identifying the possibilities of using case technology as a means of forming practical skills at training the «Basics of life safety» at institutions of secondary vocational education. The purpose of the research is a detection of possibility of application «case technology» as a means of forming of practical skills in the process of teaching a discipline the «Basics of life safety» at institutions of secondary vocational education. For check the effectiveness of the application of «case technology» aimed at forming of practical skills, a pedagogical experiment was held on the basis of the College of the Vyatka State University. The study showed that the results of the experimental group outperformed their opponents from the control group in the level of formation of practical skills.In the process of studying the «Basics of life safety», by students formed such practical skills as the ability to anticipate the occurrence of dangerous and emergency situations on their characteristic grounds, and also to use various information sources and the ability to apply the received knowledge in the field of safety in practice, to design models of personal safe behavior in everyday life and in various dangerous and emergency situations.
educational technology
case technology
case method
basics of life safety
secondary professional education

В качестве основного результата формирования Федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся должны освоить комплекс универсальных образовательных действий, которые позволяют им ставить и решать важные жизненные задачи, с которыми они сталкиваются непосредственно во взрослом возрасте. Кейс-метод является эффективной жизненно-ситуативной технологией обучения [1].

Кейсы, как их характеризует большинство исследователей, считаются одной из групп образовательных технологий. Основное предназначение кейсов – решение конкретных задач, которые ставятся перед учащимся. В кейсе моделируется ситуация из реальной жизни, которая может произойти. Учащиеся должны найти правильный выход из смоделированной обстановки, сформулировать и обосновать алгоритм действий. Это означает, что одной из основных целей использования кейс-технологии является формирование ключевых компетенций среди студентов [2].

Разработка и использование кейсов в учебной практике в контексте реализации ФГОС является актуальной задачей.

В связи с модернизацией российского образования в системе средней профессиональной и высшей школы Российской Федерации ведется поиск новых эффективных методов обучения.

Метод кейс-технологии в среднем профессиональном образовании весьма актуальный, так как:

– обучение направлено на развитие профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, способностей личности, умения перерабатывать большой объем информации, смену стереотипа мышления;

– специалист должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях [3].

Метод проекта, ситуационный анализ, ролевые игры и другие активно применяющиеся методы входят в кейс-технологию. Чтобы осознать и усвоить изучаемый материал, необходимо учащимся работать в группе, когда осуществляется решение общей проблемы. Такая работа в коллективе способствует возникновению у обучающихся понимания и умения – работать совместно и в то же время независимо друг от друга.

Моделируемая в кейс-методе ситуация способствует поиску новых знаний и умений. Поставленная проблема, обладающая практической направленностью, как правило, имеет несколько решений. Процесс решения задачи по изучаемому предмету способствует активизации интереса студентов к нему, как и другие интерактивные методы обучения. В результате у учащихся происходит формирование индивидуальных качеств, а именно: уметь выслушать мнение других людей, уметь высказать свои доводы, обладать социальной активностью, быть коммуникабельным и другое [4].

Несмотря на имеющиеся результаты исследований использования кейс-технологий в системе образования, информации о практическом применении этой технологии недостаточно для формирования практических навыков в обучении основам безопасности жизнедеятельности.

Рассмотрим применение данного метода на практических занятиях в преподавании дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

Можно привести несколько факторов, которые обуславливают применение на занятиях кейс-технологии:

1. Умение применять методы анализа и синтеза, что характеризует успешность использования полученной информации; умение принимать решения быстро и действовать по алгоритму в сложившейся обстановке [5].

2. Более успешное усвоение и закрепление изучаемого материала.

В ходе решения смоделированных ситуаций становится видна деятельность педагога и обучающихся на занятии и взаимоотношения между ними [6]. Кейсы могут иметь разную структуру и содержание [7].

Занятие по кейс-методике выполняется в несколько этапов:

1. Подготовительная работа. Основная задача на данном этапе для преподавателя состоит в том, чтобы логически выбрать учебный материал, сформулировать задание (ситуационное задание).

2. Самостоятельная деятельность обучающихся со смоделированной проблемой.

3. Проверка усвоения учебной информации. Она необходима, так как при самостоятельном изучении материала требуется постоянный мониторинг и проверка его развития. Среди методов проверки могут использоваться как традиционные методы (устный фронт-тест, взаимная проверка, отдельные виды деятельности или карточки с заданиями), так и нетрадиционные методы (тесты, круглые столы, споры, игры-симуляторы и т.д.) и контроль знаний.

Одним из наиболее важных этапов использования кейс-метода на практическом занятии является работа студентов в микрогруппах. Это одна из самых эффективных практик преподавания и обмена. Разделившись на небольшие группы (5 человек) для совместной деятельности, студенты начинают работать самостоятельно.

Для проверки процесса обучения (ситуационной задачи) могут быть использованы различные методики [8].

Цель исследования: выявление возможности применения кейс-технологии, как средства формирования практических умений, при обучении «Основам безопасности жизнедеятельности» в учреждении среднего профессионального образования.

Материалы и методы исследования

Чтобы проверить эффективность применения кейс-технологии, направленной на формирования практических умений, был проведен педагогический эксперимент на базе колледжа ФБГОУ ВО «Вятский государственный университет».

Занятия «Основы безопасности жизнедеятельности» проводились для студентов 1 курса специальности 49.02.01 «Физическая культура». Рассматривался раздел «Государственная система обеспечения безопасности населения». После изучения данного раздела у студента должны сформироваться умения, направленные на установление опасных и чрезвычайных ситуаций и выполнение алгоритма действий при них.

В эксперименте приняли участие 40 обучающихся по специальности 49.02.01 «Физическая культура». Сформировали две группы по 20 обучающихся в каждой: контрольную и экспериментальную.

Студенты, обучающиеся традиционно «Основам безопасности жизнедеятельности» с частичным применением кейс-технологии (на 3 занятиях из 12, в качестве обобщения и закрепления материала), составили контрольную группу.

В экспериментальной группе также применяли традиционное обучение, но с помощью кейс-технологий, направленных на формирование практических умений (на 6 практических занятиях).

Перед началом педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах было проведено входное тестирование с целью выявления уровня сформированности практических умений у обучающихся по выбранным темам. Был использован тест, разработанный на основе материала учебника Смирнова, Хренникова, 2018 г.

Тест включал в себя 16 вопросов из расчета, что на каждый критерий оценивания будет приходиться по 2 вопроса. Были выделены следующие критерии оценивания практических умений:

1. Характеристика мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

2. Анализ системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на объектах экономики и в жилых районах территории страны.

3. Характеризовать аварийно-спасательные и других неотложные работы в очагах поражения на конкретных примерах

4. Анализ правовых организационных норм в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

5. Характеристика сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

6. Проектировка плана безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций.

7. Характеризовать чрезвычайные ситуации на конкретных примерах.

8. Влияние человеческого фактора на безопасность личности, модели поведения.

В конце эксперимента было проведено повторное тестирование с использованием этого же теста. Результаты входного и итогового тестирования проанализированы с применением математических методов.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты входного тестирования в экспериментальной и контрольной группах представлены на рис. 1 и 2. Они показывают примерно равный уровень сформированности практических умений у обучающихся.

Примечание к данному и последующим рисункам: расшифровка критериев оценивания практических умений представлена в разделе «Материалы и методы исследования».

Результаты итогового тестирования в экспериментальной и контрольной группах представлены на рис. 3 и 4. Они свидетельствуют, что в экспериментальной группе обучающиеся отвечают «да» в основном на вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями, а также с мероприятиями по защите населения от чрезвычайных ситуаций, то есть на те вопросы, которые рассматривались с применением кейсов.

sitnik1.wmf

Рис. 1. Результаты входного тестирования экспериментальной группы

sitnik2.wmf

Рис. 2. Результаты входного тестирования контрольной группы

sitnik3.wmf

Рис. 3. Результаты итогового тестирования экспериментальной группы

sitnik4.wmf

Рис. 4. Результаты итогового тестирования контрольной группы

В контрольной группе обучающиеся также отвечают в основном «да» на вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями, а также с мероприятиями по защите населения от чрезвычайных ситуаций, так как на этих занятиях использовались фрагменты кейсов в качестве закрепления материала.

Заключение

Результаты итогового тестирования, в сравнении с входным, показали, что испытуемые экспериментальной группы превзошли своих оппонентов из контрольной группы в уровне сформированности практических умений.

В процессе изучения «Основ безопасности жизнедеятельности» с использованием кейс-технологии у студентов среднего профессионального учреждения формировались практические умения, направленные на установление опасных и чрезвычайных ситуаций и выполнение алгоритма действий при них.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента подтвердили возможность применения кейс-технологии, как средства формирования практических умений, при обучении «Основам безопасности жизнедеятельности» в учреждении среднего профессионального образования.