Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE MAIN METHODS AND TECHNIQUES OF FAMILIARIZATION WITH THE STATE SYMBOLS

Baukov A.S. 1
1 Branch of Stavropol State Pedagogical Institute
Currently, the education system pays great attention to the civic and Patriotic education of children. The topic of civil and Patriotic education in the preschool period is of particular relevance. Preschool age is the most favorable age for familiarizing the child with the national culture, at this time the foundations of spirituality, attitude to the homeland, the family hearth are laid. In the pre-school period, it is necessary to create conditions for civil and Patriotic education, gradually introduce children to the history, cultural and historical values of their country in the volume and forms available to children. A well-organized educational process will teach children to respect the symbols of their country (flag, anthem, coat of arms), to feel part of the state, to feel like a worthy citizen. During the research we used a set of methods, including theoretical analysis, study and analysis of pedagogical experience, pedagogical experiment, observation. The theoretical significance is to identify the essence, objectives, content, ways to effectively familiarize preschoolers with state symbols, justification of effective methods and techniques of training. The practical significance lies in the introduction into practice of effective methods and techniques of familiarization of preschool children with the state symbols.
state symbols
effective methods
preschool education

В дошкольных образовательных учреждениях одним из приоритетных направлений образовательных программ является приобщение ребенка к социокультурному наследию общества и государства. Вопросы гражданско-патриотического воспитания рассматриваются в нормативных документах различного уровня, в том числе и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Без уважения к истории и культуре своей страны, государственности, осознания уникальности, неповторимости культурных традиций невозможно воспитать всесторонне развитую личность.

Роль педагога в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников трудно переоценить: он должен помочь дошкольникам понять, осмыслить государственные символы, их происхождение, значение, функции, раскрыть смысл элементов государственной символики. Несмотря на безусловную значимость изучения государственной символики и сложность ее восприятия и понимания в дошкольном возрасте, принципы, методы и приемы в программах и методической литературе раскрыты недостаточно.

Целью исследования является теоретическое и практическое исследование современных методов и форм учебно-воспитательной работы, обеспечивающих высокий уровень ознакомления с государственной символикой детей старшего дошкольного возраста.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу нашего исследования составляют труды отечественных психологов, педагогов, раскрывающие основы развития личности дошкольника: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, К.Д. Ушинского и др. Гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников посвящены исследования Н.В. Виноградовой, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, проблему знакомства с государственной символикой дошкольников изучали Т.Н. Антонова, Т.И. Оверчук, Н.А. Князева и др.

В ходе теоретического и эмпирического исследования мы использовали следующие методы: теоретический анализ, изучение и анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение.

Результаты исследования и их обсуждение

Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении – это систематический целенаправленный процесс взаимодействия с воспитанниками. Параллельно с педагогами на детей воздействует ряд других факторов: средства массовой информации, родители, родственники, прохожие, одногруппники, которые представляют собой образцы поведения для подрастающего поколения. Эти факторы в большинстве являются стихийными и не оказывают целостного, систематического воздействия на ребенка. Особая роль в формировании гражданственности отводится именно дошкольному образовательному учреждению, потому что педагог имеет возможность систематически, целенаправленно взаимодействовать с детьми по заранее составленному и продуманному плану, а также может видеть результаты взаимодействия с детьми по формированию гражданственности.

Формирование гражданственности, гражданское воспитание являются важной, значимой задачей современного дошкольного образовательного учреждения. Нормальные взаимоотношения в обществе, со сверстниками невозможны, если человек будет игнорировать основы морали и нравственности, которые установились в определенной социальной среде. Для того чтобы стать достойным гражданином своей страны, необходимо еще и с уважением относиться к государственным символам, соблюдать законы, поступать соответственно своим правам и обязанностям гражданина.

Гражданское воспитание мы начинаем с дошкольного возраста, в содержание мы включаем основные сведения о символах и законах, нормах морали и нравственности, ценностные ориентации, образцы поведения в Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС.

В настоящее время мы наблюдаем рост показателей социальной активности подрастающего поколения, повышение гражданственности и патриотизма у молодежи. Нам важно, чтобы новое поколение также проявляло интерес и активную гражданскую позицию, патриотизм, гражданственность, с легкостью преодолевало различные разрушительные тенденции в мире, с честью и достоинством исполняло свой долг перед Родиной. Любовь к Родине, гордость и желание приумножать богатства нашей страны, служить интересам государства – это основа сильного государства. Все это во многом по-новому ставит вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в дошкольном образовательном учреждении.

В ходе исследования представляется интересным изучение психологических особенностей детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития многих значимых качеств ребенка: интенсивно развиваются психика ребенка, произвольное внимание и память, ощущения, восприятие.

Знакомство с государственной символикой дошкольников представляет собой достаточно сложную задачу для педагога. В силу возрастных особенностей детям тяжело представить герб, флаг и гимн нашей страны и города, края, смысл этих понятий, значимость. Объяснение этим сложностям мы можем найти в возрастной психологии: пространственно-временные связи, образное мышление дошкольников находятся на этапе формирования. Именно поэтому история страны, города, пути возникновения официальных и неофициальных символов даются детям с большим трудом. Но не проводить такую работу с дошкольниками тоже нельзя, так как это является основой патриотического воспитания, формирует гордость своей малой родиной, страной в целом.

В своей практической деятельности мы ведем постоянный поиск наиболее подходящих, эффективных, доступных методов, способов, приемов ознакомления с государственной символикой детей дошкольного возраста. Для начала обратимся за помощью к психологии и педагогике. Для облегчения восприятия детьми знаний о государственной символике используем принцип педагогики «от простого к сложному»: работу необходимо вести последовательно, от близкого и понятного к более далекому [1]. Из психологии мы знаем, что дети старшего дошкольного возраста способны устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют знакомить детей с различными видами гербов, флагов и их основным назначением [2].

Для ознакомления детей с государственной символикой используются различные методы, приемы и средства. Особую актуальность в настоящее время в дошкольной педагогике приобретают словесные методы: беседа, рассказ, объяснение, чтение литературных произведений; наглядные методы: иллюстрации, показ слайдов или видео, схемы; практические: моделирование, рисование, лепка; объяснительно-иллюстративный [3].

Исходя из опыта своей практической деятельности мы считаем, что одной из эффективных форм ознакомления дошкольников с государственной символикой является практическая деятельность. Так, мы провели виртуальную экскурсию по улицам города и площадям в канун празднования Дня Победы, обратили внимание детей на использование государственной символики, оформление улиц и площадей, затем в практической деятельности совместно оформили группу, площадку к празднику с применением государственных символов. В ходе практической работы мы акцентировали внимание детей на том, что подготовка к государственным или национальным праздникам, соответствующее оформление улиц, домов, грамотное использование государственной символики на зданиях и прочее создают ощущение объединения людей – граждан нашей страны, способствуют появлению чувства сопричастности людей к каждому значимому событию в стране. На таком примере дети уясняют суть объединительной функции при знакомстве с государственной символикой России, которая наиболее доступна для дошкольников.

Дети 3–7 лет понимают отличительную функцию государственной символики. Например, на денежных знаках изображен герб, это позволяет различать монеты и денежные купюры в разных странах. Сначала с использованием объяснительно-иллюстративного метода мы рассказали детям об особенностях в изображении государственных символов на различных денежных знаках Российской Федерации, сравнили с купюрами и монетами в других странах, рассмотрели изображение государственных символов на транспортных средствах. Далее мы провели практическую работу, в ходе которой определили сходство и различие в изображении государственной символики на купюрах и монетах, затем попытались создать свою купюру с использованием готовых символов.

Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственная символика отражает особенности культуры страны, моральные и нравственные ориентиры людей [4]. Мы провели знакомство с гербом России с помощью рассказа с иллюстрациями, показали видеоролик о происхождении герба как символа.

Безусловно, что в усвоении государственной символики главная роль отводится воспитателю, который руководит учебно-воспитательным процессом, является примером для воспитанников. Мы старались так построить учебно-воспитательный процесс, чтобы имело место эмоциональное восприятие учебного материала, тогда дети лучше запомнят изученное. Воспитатель своим примером показывал трепетное, уважительное отношение к государственной символике, бережно относился к символам.

В подготовке к занятиям по ознакомлению с государственной символикой важно особое внимание уделять подбору, эффективному использованию имеющегося наглядного и дидактического материала и изготовлению или покупке новых пособий, дидактических игр. Педагог сам должен понимать значимость государственной символики, не допускать, чтобы дети без должного уважения относились к символам, хватали картинки грязными руками, мяли, бросали. Ему лично следует придерживаться определенных правил при использовании наглядности, составлении дидактических игр с государственной символикой. Например, нельзя разрезать государственные символы на кусочки, нарушающие целостность изображения. Недопустимо использовать раскраски с государственной символикой, так как может произойти искажение цветовой гаммы изображения. Но возможно самостоятельное изображение герба или флага; стремление рисовать символику следует поощрять, при необходимости исправлять допущенные дошкольниками ошибки [4].

В учебно-воспитательном процессе важно сочетать игровую и продуктивную деятельность. Так, получать знания лучше в процессе игровой деятельности, а закреплять можно и в продуктивной деятельности: в рисунке, в поделках. К тому же изобразительное искусство развивает эстетическое восприятие, любовь к прекрасному, улучшает мелкую моторику. Основу символических значений цвета составляют краски природы, это позволило нам на некоторых занятиях объединить символику с окружающим миром, красотой страны и ее национальными особенностями [5].

Занятие по ознакомлению с флагом и гербом России мы провели на основе народного творчества и фольклора. Тему занятия мы связали с песнями и сказками, знакомыми детям. Таким способом мы создали положительное восприятие государственной символики детьми. При знакомстве с гербом и флагом нельзя упрощать учебный материал, придумывать новые легенды, создавать сказочных животных и сказки про них. Иллюстративно-дидактические средства позволили детям более качественно усвоить учебный материал. Например, на этом занятии мы предоставляли детям видео- и фотоматериалы для самостоятельного ознакомления. В целях закрепления изученного материала в свободное от занятий время (например, в процессе индивидуальных бесед с детьми) мы предлагали рассмотреть рисунок государственного герба нашей страны, репродукцию портрета русской женщины, иконы, вышивки [6].

В своей работе мы использовали устное народное творчество. Пословицы, поговорки выбирали те, которые рассказывают о любви к Родине. Пословицы и поговорки являются составляющим компонентом патриотического и нравственного воспитания. Интересны для детей загадки, которые также помогают усвоить материал, развивают мышление детей.

В ходе ознакомления с государственной символикой целесообразно использовать произведения русских писателей, детские стихотворения о флаге и гербе, пояснять детям непонятные слова – так будет развиваться речь малышей.

Игра является основой для развития дошкольника. Для ознакомления с символикой или для закрепления изученного материала мы использовали различные дидактические игры. Дидактические игры отличаются от других видов определенной структурой, наличием цели и задач, правил игры и необходимостью выполнения нужных действий. Для ребенка игровая деятельность является естественной, он получает необходимые знания без напряжения, без насилия над его личностью, в интересной деятельности.

Изучение методической литературы, опыта работы педагогов позволило выявить наиболее эффективные и часто употребляемые дидактические игры, которые используются педагогами при изучении государственной символики в старших группах детских садов:

– найди государственные символы России;

– выбери гимн России;

– назови атрибуты власти на гербе России;

– собери слова РОДИНА, ОТЧИЗНА, РОССИЯ, ОТЕЧЕСТВО из слогов [7].

Применение различных приемов при изучении государственной символики дает положительные результаты в усвоении учебного материла и в общем развитии ребенка.

Заключение

В ходе изучения научно-методической литературы мы выявили, какие методы и приемы эффективны для восприятия государственной символики, воспитания гражданственности и патриотизма. Нами были изучены разнообразные методические приемы, которые помогают познакомить детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой Российской Федерации, среди которых наиболее применяемыми являются наглядные, словесные и игровые приемы, а также их сочетание:

– пример педагога;

– показ образца;

– вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности;

– пояснение;

– объяснение;

– педагогическая оценка;

– беседа;

– дидактические игры;

– использование пословиц и загадок;

– введение элементов соревнования;

– создание игровой ситуации.

Гимн, герб и флаг – главные государственные символы нашего государства, они отражают наши национальные особенности, историю становления, культурные традиции – то, что является отличительными особенностями нашего государства. Знание и понимание государственных символов с дошкольного возраста являются основой воспитания гражданско-патриотических чувств подрастающего поколения.

Мы считаем, что дети с раннего возраста должны понимать значимость государственных символов, уважительно, бережно к ним относиться, ценить свою национальную культуру, уважать моральные и нравственные ценности, заложенные историей развития государства. Для этого необходима последовательная, систематическая работа в данном направлении с учетом возрастных особенностей детей, с использованием современных технических возможностей и исследований педагогической науки. Только так мы сможем воспитать всесторонне развитую личность, достойного гражданина нашей страны.