Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF TEENAGERS IN THE CONDITIONS OF THE CAMP AS A WAY OF PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR

Shurukhina A.A. 1 Nikitskaya E.A. 1
1 Moscow University of the MIA of Russia named after V.J. Kikotya
The analysis of the relevant literature, through which the definitions of key concepts, including professional orientation is a scientifically based system of training young people for the subsequent independent choice of profession, designed to take into account both the individual characteristics of each individual and the need for the distribution of labor resources of territorial regions of professional activity of adolescents. Developed a comprehensive summer camp session on the basis of the camp FGKU zdp «DOL «Rusichi» interior Ministry of Russia», aimed at vocational guidance for older adolescents who have symptoms of deviant behavior, which is based on role-playing game where because of the specificity of the social life of adolescents, special emphasis was focused on the structure of the interior Ministry and other government and law enforcement agencies. Also, on the first and last day of the summer vocational guidance change of children’s health camp, a survey was conducted to identify the level of professional self-determination in adolescents, where the result of the developed career guidance program was an increase in the number of those wishing to link their future professional life with the system of the Ministry of internal Affairs of Russia, as well as an increase in the number of adolescents determined in the direction of their professional activities not related to law enforcement agencies.
vocational guidance
professional self-determination of adolescents
prevention of deviant behavior
summer camp shift
children’s health camp

Несмотря на то, что вопрос профессионального самоопределения появляется в головах подростков уже начиная с 12–13 лет, лишь немногие из них имеют твердые представления о своей будущей профессии вплоть до окончания старших классов и сдачи Единого государственного экзамена. Обусловлено это тем, что на сегодняшний день спектр различных профессий существенно увеличился, из обихода ушли многие привычные должности, в основном в сфере заводов, производств, и остальных, чей труд стал заменен механическими и компьютерными технологиями, и появились такие специализации, некоторые из которых известны своими интересными иностранными названиями, но не более того. Помимо этого, несмотря на все стремления создания разностороннего и многогранного образовательного процесса, почти исчезли общедоступные кружки по интересам, дополнительное образование стремительно перебирается в пространство Интернета, в виде онлайн-курсов, вебинаров и подобного, что влечет, с одной стороны, возможность в любой момент к ним обратиться, а с другой, снижается желание заниматься саморазвитием, ввиду слишком большого выбора развлечений и недостаточной мотивации подростков.

Недостаточная информированность подростка в области профессиональной деятельности, отсутствие практического опыта и мотивации к личностному развитию, частичные знания о своих способностях, возможностях и предпочтениях в профессиональной сфере, а также недостаточно разработанная программа профориентационной работы с подростками или вовсе ее отсутствие в системе школьного образования существенно затрудняет процесс осознанного выбора подростком своей будущей профессиональной реализации.

Профориентационную работу необходимо рассматривать как естественную составную часть образовательного и воспитательного процессов, тесно связанных с различными направлениями деятельности образовательных и воспитательных учреждений. Тем не менее, профориентация имеет свой предмет, цели, задачи, методы и формы. Иногда профориентацию выделяют как самостоятельную область знаний, находящуюся на стыке различных наук, таких как педагогика, психология, социология, экономика, физиология и другие.

С точки зрения практики в педагогике профориентация рассматривается как система социально-педагогических мер, которые направлены на подготовку подростков к сознательному выбору своей будущей профессии.

Профессиональная ориентация – это «научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать, как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость распределения трудовых ресурсов» [1, с. 7].

В чем же заключается сущность профориентации как важнейшей общественной проблемы? В том, что с ее помощью ставиться главная цель преодоления противоречий между сложившимися потребностями общества посредством структуры кадров и профессиональными желаниями, стремлениями подростков.

Профориентация подростка является неотъемлемой частью гармоничного и всестороннего развития личности, которую необходимо рассматривать как единство нравственного, трудового, интеллектуального, политического, эстетического и физического развития личности. Таким образом, подготовка к выбору профессии напрямую связана со всем воспитательным и образовательным процессом.

Рассматривая подростковый возраст, необходимо отметить, что сам по себе он представляет своеобразную группу риска, в которой с каждым днем все определённой и отчетливей становится индивидуальный облик каждого подростка, все ярче становятся его индивидуальные особенности, определяющие в совокупности склад его личности. В связи с этим крайне актуальной становится проблема адекватной профориентации подростка, склонного к девиантному поведению. Концепция Модернизации Российского образования на период до 2025 года в приоритетных направлениях образовательной политики отмечает, что «дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены индивидуальным социально-педагогическим сопровождением. Недооценка важности воспитательной работы педагога с такими детьми приводит к тому, что дети утрачивают способность к общению, сопереживанию, сочувствию, у них обнаруживается агрессивность или, наоборот, чрезмерная замкнутость, что нарушает экологию детского сообщества. Преодоление социальной дезадаптации детей и подростков возможно только в условиях специально организованного учебно-воспитательного комплекса мер» [2, с. 78]. Данное категоричное суждение основано на двух положениях, где, во-первых, организуется специальная педагогическая помощь, выраженная в преодолении социальной дезадаптации детей посредством оказания социальной помощи ребенку, его родителям или лицам их заменяющим; и, во-вторых, необходима организация целенаправленной педагогической помощи, благодаря которой, как показывает опыт педагогики, условия жизнедеятельности подростка, которые способствуют прогрессивному педагогическому развитию, могут быть спроектированы с необходимыми заранее заданными свойствами. Профессиональная ориентация подростка как неотъемлемая часть личностного развития происходит под влиянием ряда внутренних и внешних факторов, описанных в предыдущем параграфе, соответственно, процесс самоопределения подростков с девиантным поведением априори становится существенно затрудненным в силу дисгармоничности личностного развития и негативного воздействия социальных факторов. Отсюда следует вывод, что подростки с девиантным поведением как отдельная категория требует профессиональной помощи в решении вопросов выбора будущей профессии, иначе процесс социализации и интеграции подростка в общество приведет к негативным последствиям, которые найдут свои отражения в нравственной, моральной и духовной деградации личности, представляющей опасность для общества [3].

Что касается решения указанной проблемы, достигать ее необходимо с помощью, прежде всего, принципов гуманизации, обеспечения вариативности и адаптивности воспитательной деятельности, а также открытием специализированных общеобразовательных учебных заведений для детей и подростков, склонным к девиантному поведению, в виде учебно-воспитательных учреждений открытого типа, призванные для обеспечения психологической, медицинской и социальной реабилитации, в том числе коррекции поведения подростков и их адаптации в обществе, а также, создание благоприятных условий полноценного развития личности [4, с.251].

Одним из таких учреждений на наш взгляд является специализированный детский оздоровительный лагерь, а именно летняя лагерная смена, направленная на профориентацию подростков и профилактику девиантного поведения, так как летние каникулы в детском оздоровительном лагере профориентационной направленности – самый благоприятный период для физического, интеллектуального и социального оздоровления детей и подростков, возможность расширения культурного пространства самореализации личности через участие в различных видах деятельности, а также приобщения к социокультурным ценностям современного общества, возможность реализации интересов и развития потенциала личности подростка, свободы выбора занятий, восстановления его здоровья, восполнения израсходованных в течение учебного года сил и разрядки накопившейся напряженности, и в том числе возможность формирования и совершенствования различных лидерских, творческих, организаторских и технических компетенций подростков с помощью создания соответствующих условий.

Таким образом, летний отдых, по праву, является самым оптимальным периодом для организации социально-полезного, развивающего и активного отдыха для детей и подростков, ведь именно летом у детей появляется полноценная возможность в игровой форме получать новые знания, умения и навыки, необходимые им в течение всего жизненного пути. Благодаря такого рода профориентационной деятельности, подросток через отдых и обучение получает информацию о своих профессиональных склонностях, слабых и сильных сторонах, способностях и возможностях., при этом помогая осознать свои предпочтения и мотивы. Организация профориентационной деятельности в детском оздоровительном лагере необходима для тех подростков, которые не могут определиться между несколькими профессиональными сферами и хотят больше узнать о каждой из них, а также о том, какая именно больше всего подойдет каждому из подростов, а также подобрать предпочитаемые сферы профессиональной деятельности тем, кто не может определиться ни в одном из направлений. Но самое важное – это то, что профориентационная смена в детском оздоровительном лагере подарит подростку незаменимый опыт практического погружения в профессию, соприкосновения с реальной профессиональной средой.

Таким образом, в июле 2018 года на базе ФГКУ ЗДП «ДОЛ «Русичи» МВД России» нами была разработана и апробирована комплексная программа летней лагерной смены «Город детства», направленная на профессиональное самоопределение подростков, где ввиду специфичности социальной жизни подростков особый уклон был нацелен на структуру МВД и иных государственных и правоохранительных органов.

Актуальность смены «Город детства» подтверждается необходимостью повышения эффективности профессиональной ориентации подростков, в том числе в связи с нарастанием потребностей в кадрах государственных служащих, в первую очередь сотрудников полиции всех специальностей, в особенности в регионах и областях [5].

Целью смены является способствование осознанному выбору профессии с учетом социокультурной и экономической ситуации в современном обществе, а именно профессий правоохранительной направленности.

Профильная смена проводится для освоения ее участниками, развития и совершенствования профессиональных или специальных знаний и навыков, приобщения к техническому творчеству, расширению социального опыта. Смена «Город детства», основанная на сюжетно-ролевой игре, предполагает не только отдых и развлечения участников смены, но и практическую обработку знаний в кружках и секциях, проектную деятельность и как результат – защиту проектов. В лагере ежедневно рекомендуется проводить час творчества (профильные пробы) – это работа кружков технической, художественной, спортивной творческой (и не только) направленностей.

Подводя итоги проведенной смены, хотелось бы отметить, что ее результатом явились следующие аспекты:

1. В процессе знакомства подростков с профессиями у них сформировались представления о мире профессий, с особым уклоном на профессию сотрудника полиции.

2. Занятия в кружках разных направленностей и в творческих мастерских, проведение мастер-классов способствовало формированию подростков определенного опыта профессиональных действий, ранней профессиональной ориентации, интереса к творчеству, выявлению и развитию предрасположенности к различным профилям деятельности.

3. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий сориентировало подростков на здоровый образ жизни, сознательное отношение к укреплению здоровья.

4. Успешность подростков в различных мероприятиях повысило их социальную активность, дало уверенность в своих силах и талантах.

5. Получение положительного эмоционального заряда в целом от летнего отдыха.

6. Пополнилась Большая книга проектов ФГКУ ЗДП «ДОЛ «Русичи» МВД России», расширилась экспозиция лагеря.

7. Реализация данной модели профильной смены дала возможность подростку стать успешным в профессиональной деятельности, а также позволит:

А) наметить индивидуальную траекторию развития, наполнить индивидуальное образовательное пространство личностными ценностями и содержанием;

Б) открыть новые возможности овладения знаниями на основе индивидуальной и коллективной проектной деятельности;

В) осуществить обмен знаниями и опытом с участниками совместной деятельности, расширить возможности межличностного общения, освоить новые источники и способы получения информации;

Г) развить готовность к взаимодействию и сотрудничеству для решения задач местного сообщества;

Д) повысить уровень компетентности по различным направлениям профессиональной ориентации.

В заключение хотелось бы привести в пример самый важный результат данной профориентационной смены в ФГКУ ЗДП «ДОЛ «Русичи» МВД России», отражающий эффективность деятельности разработанной программы данной научно-исследовательской работы, заключающийся в том, что в первый и в последние дни смены было проведено анкетирование для выявления уровня профессионального самоопределения у подростков.

Результатом профориентационной программы данной научно-исследовательской работы стало повышение числа желающих связать свою дальнейшую профессиональную жизнь с системой МВД России (на 24 %), а также возросло количество подростков, определившихся в направленности своей профессиональной деятельности, не связанной с правоохранительными органами (на 27 %). Количество подростков, которые все еще не нашли себя в профессиональном плане явно снизилось на целых 45 %. Соответственно, отсюда следует вывод, что проведенная программа может считаться эффективной.