Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

FORMATION OF MORAL AND PATRIOTIC FEELINGS TOWARDS THE HOMELAND IN PRE-SCHOOL AGE

Lobanova O.B. 1 Kolokolnikova Z.U. 1 Mazurova N.A. 1
1 Lesosibirsk Pedagogical Institute – branch of Siberian Federal University
The article shows that moral upbringing of senior preschool children it is necessary to use a variety of methods (discussions, games, excursions, etc.); different types of children’s activities; the products of their native culture (music, literature, painting, cartoon, etc.); noted that only a comprehensive, collaborative activities teacher-parent-child will give the best result; on the basis of experimental work it is concluded that the necessary integration of the existing theoretical approaches based on the identification of their relationship and justification of the possibility of combinations at different stages of the moral education of children of preschool age. The experimental work was organized with the purpose of formation of moral-Patriotic attitude and a sense of belonging to family, city, nature, culture based on historical, national and natural features of his native land. In the preschool age lays the foundations of all the basic concepts and skills necessary for later life; at this time is the orientation of a child of the people, collects the first experience of independent, morally-directed actions, develop the ability to act in accordance with the affordable children’s understanding of ethical norms and rules. Moral education of senior preschool children is one of the important problems of pedagogy at the present stage of Russia’s development, which has received great attention from scientists, teachers-researchers and teachers-practitioners.
moral education
patriotism
citizenship
senior preschooler
diagnosis

Нравственное воспитание старших дошкольников является одной из важных проблем педагогики на современном этапе развития России, которой уделяется огромное внимание со стороны учёных, педагогов-исследователей и педагогов-практиков. Дошкольное детство – это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. В дошкольном возрасте закладываются основы всех основных понятий и навыков, необходимых для дальнейшей жизни. В это время происходит ориентирование ребенка в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию детей этическими нормами и правилами.

О важности проблемы нравственного воспитания дошкольников говорится в государственных документах: ФГОС ДО (17.10.2013) [1], Законе «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012) [2], Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (30.12.2015) [3] и др. В ФГОС ДО отмечается, что сегодня процесс обучения и воспитания строится на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Проблема нравственного воспитания была актуальна во все времена. Об этом свидетельствуют работы зарубежных и отечественных педагогов прошлого (Я.А. Коменский, П.Ф. Каптерев, В.Ф. Одоевский, Н.И. Пирогов, А.С. Симонович, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.). О важности проблемы нравственного воспитания дошкольников в современных условиях свидетельствует большое количество исследований, авторы которых рассматривают различные ее аспекты: педагогическая поддержка семьи в нравственном воспитании дошкольника (М.А. Арсенова, Е.А. Кудрявцева, Т.В. Першина, Е.И. Тимошина и др.); нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства (Г.Т. Тимеркаева и др.); нравственное воспитание дошкольников на примере художественной литературы (Н.А. Дядюрина, Л.Е. Климова, С.В. Кузьмина, О.А. Фадеева и др.); нравственное воспитание дошкольников в проектной деятельности (М.С. Мартынова, Л.В. Ситникова, Л.В. Чепикова и др.); нравственное воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности (Г.М. Киселева, Е.М. Французова и др.); общие основы нравственного воспитания дошкольников (О.М. Беляева, И.Д. Му-Горяева, Е.С. Конюхова, В.П. Макеенок, А.А. Петрова, Г.А. Семешко, Л.М. Тарантей и др.); нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиций (Л.М. Александрова, Б. Асранкулова, Н.В. Лазько, А.А. Ооржак и др.); нравственное воспитание дошкольников средствами сказки (Е.С. Вареца, Е.А. Голубова, А.П. Орлова и др.); нравственное воспитание дошкольников в контексте ФГОС (В.Ф. Гордеева, Т.Н. Козина, Р.Р. Тахавиева, С.В. Часниченко и др.); нравственное воспитание дошкольников средствами природы (К.В. Васильева, Д.А. Гусева, В.В. Замятина, А.А. Иванова и др.); нравственное воспитание дошкольников средствами мультипликации (Е.В. Брянская, Л.И. Красильникова, Г.М. Синдикова, А.А. Стручалина и др.); нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики (М.А. Арсенова, А.В. Груздева и др.); роль педагога в нравственном воспитании дошкольников (М.В. Полянцева, Е.А. Попова и др.); взаимодействие ДОУ и семьи в нравственном воспитании (А.Р. Алиева, И.А. Волкова, Т.Г. Гоч, Е.С. Ранговская, А.В. Сергеева и др.). Авторы на обширном аналитическом материале показывают, что нравственное развитие ребенка является одним из важнейших компонентов развития личности в целом. Развитие у детей таких нравственных качеств, как сочувствие, доброта, готовность прийти на помощь, оказать поддержку, умение поделиться с другим, т.е. тех качеств, которые ребенок может проявить при общении со сверстниками, а более широко – с другими людьми, понимается как способность жить среди людей, уметь общаться с ними, находить общие решения в конфликтных ситуациях, уметь сотрудничать, развивать чувства «Мы» в детском коллективе [4].

В педагогике под нравственным воспитанием понимают целенаправленный процесс формирования нравственных представлений, нравственных чувств и нравственных поступков. Большинство концепций нравственного воспитания рассматривают патриотическое воспитание как часть нравственного. Важную роль в нравственном воспитании играют патриотические чувства, об этом свидетельствуют исследования, посвященные различным аспектам нравственно-патриотического воспитания: организация нравственно-патриотического воспитания в ДОУ (Г.Н. Белослудцева, Е.Н. Бородина, Е.Н. Запасник, О.В. Кириленко, Н.И. Логачева, С.Н. Писаренко, Л.Н. Петренко, О.В. Чубич и др.); взаимодействие семьи и ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников (М.Н. Журахова, О.А. Крайнова, А.А. Кузина, Н.А. Нетребина, Г.А. Новикова, Л.Р. Хабибуллина и др.); нравственно-патриотическое воспитание посредством проектов (Н.Г. Степанова и др.), музыки (О.А. Витт и др.), устного народного творчества (О.М. Зиньковская и др.), художественной деятельности (Е.Н. Бородина и др.). Авторы работ подчеркивают важность воспитания нравственных чувств и гражданского сознания у дошкольников как направления нравственно-патриотического воспитания, которое должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, социального опыта постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России [5].

В настоящей статье авторы представляют результаты экспериментального исследования по изучению проблемы воспитания нравственно-патриотических чувств к малой родине, родному городу и воспитания толерантного отношения к лицам других национальностей. Исследование проводилось в МБДОУ Красноярского края (выборка составила 126 детей старшего дошкольного возраста).

Экспериментальное исследование «Знакомство с родным краем» разработано с учетом основных документов образования: Закона «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012); Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (30.12.15), Программы, реализуемой в дошкольном учреждении «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Исследование не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации. Темы непосредственной образовательной деятельности тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: познавательной, продуктивной, игровой.

Цель экспериментального исследования: изучение особенностей формирования нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края; воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

С детьми индивидуально проводилась диагностика с целью выявления уровня знаний родного края, уровня нравственной воспитанности, обследование проводилось в течение 15 минут. Результаты оценивались по 3-х бальной системе.

Обработка результатов методики:

3 балла (высокий уровень) – ребенок хорошо ориентируется в основных понятиях, названиях, связанных с Родиной. В личностном компоненте проявляет дружелюбие, заботу о близких людях, знает основные правила поведения в природе, в городе. Практически без наводящих вопросов, находит выход из моделируемых ситуаций в соответствии с принятыми нормами морали, этики. Хорошо, в соответствии с возрастом, контролирует свои эмоции, чувства, активно идет на контакт со сверстниками и взрослыми, умеет договариваться.

2 балла (средний уровень) – ребенок затруднительно ориентируется в понятиях, названиях, связанных с Родиной. В личностном компоненте проявляет дружелюбие, заботу о близких людях, плохо знает нормы, правила поведения в природе, городе или затрудняется ответить, но после наводящих вопросов откликается, рассуждает. Попадая в моделируемые ситуации, не сразу находит правильный выход, но после наводящих вопросов поправляется, находит другой выход. Эмоции контролирует, но не всегда идет на контакт. Договаривается с трудом.

1 балл (низкий уровень) – ребенок практически не знаком с понятиями, названиями, связанными с Родиной. В личностном компоненте не проявляет дружелюбие, плохо идет на контакт, не знает норм, правил поведения в природе, городе, после подсказок, нескольких наводящих вопросов может частично ответить. Попадая в моделируемые ситуации, находит правильное решение только с помощью педагога.

Диагностика проводилась по двум направлениям: уровень нравственного воспитания и уровень знаний о родной стране.

Результаты диагностики уровня нравственного воспитания: низкий уровень показали 30 % дошкольников, средний уровень – 70 %. Детей с высоким уровнем нравственной воспитанности не оказалось.

Уровень знаний о родной стране на констатирующем этапе экспериментального исследования следующий: низкий – 20 %, средний – 70 %, высокий – 10 %.

Констатирующий эксперимент показал, что 25 % детей имеют низкий уровень по результатам двух диагностик (развития нравственно воспитания и знаний о родной стране); 70 % – средний уровень; 5 % – высокий. Большинство детей знают название страны, города, но не все знают адрес проживания; знают гимн, флаг, а герб уже вызывает затруднение; природу Красноярского края знают как природу города Лесосибирска; затрудняются ответить, чем богат край, но часть детей ответили с помощью наводящих вопросов.

Личностный компонент выявил готовность прийти на выручку, помогать родным, воспитателям, друзьям. Дети охотно рассказывают, как они помогают дома маме, папе и т.д. Знают о Великой Отечественной войне, гордятся дедами, прадедами. Была предложена ситуация: «Ты захотел поиграть конструктором в детском саду, но из некоторых деталей уже построили дом Аня и Миша, тебе тоже очень хотелось построить башню, а деталей тебе не хватает. Что ты будешь делать?». Ответы были разнообразные: дети отвечали, что могут договориться, попросить деталь, забрать, пожаловаться воспитателю и др.

Далее мы пытались вместе анализировать поступки, ребенка и его друзей. «А как ты бы хотел,чтобы поступили дети?», «А если бы ты был на месте этого ребенка?», «Считаешь ли ты свой поступок правильным? Почему?» и т.д. Дети охотно анализировали поступки других. Большинство старших дошкольников хорошо знает нормы морали и нравственности.

На формирующем этапе была проведена система занятий по трем разделам:

В первом разделе «Где мы живем?» даются элементарные представления о географическом расположении страны, края, города на карте. Рассматривается климат, символика страны, края, города.

Задачи:

– формировать представления детей о географических особенностях их Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: Символика страны, края, города. Местоположение города, климат округа, округ и город на карте России; природа и полезные ископаемые округа; символика родного края;

– формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края;

– расширять представления о природных богатствах Красноярского края, в особенности города: растительном и животном мире, полезных ископаемых;

– учить детей устанавливать взаимосвязи между отношением человека к природе и его здоровым образом жизни;

– воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.

Нами была организована НОД на тему «Символика нашей Родины».

Во втором разделе «Город, в котором я живу», даются элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной войны, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.

Задачи:

– формировать представления об исторических корнях города;

– расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости поселка;

– воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной войны.

Во втором разделе была организована НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Люблю тебя, мой край родной» и совместное родительское собрание.

Включение третьего раздела «Кладовые города» обусловлено тем, что он является связующим звеном между представлением дошкольников о народах, живущих в городе, и культурой, которую они представляют.

Задачи:

– формирование представлений об основных профессиях жителей города;

– формирование интереса к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям;

– воспитание интереса и желания как можно больше узнать о своей малой Родине.

Была организована совместная деятельность с детьми на тему «Россия от края до края».

В ходе нашего экспериментального исследования огромное внимание уделялось бережному отношению к окружающей природе, заботе о близких людях, умению выслушать и договориться, патриотическому воспитанию, знаниям этнокультуры, особенностям родного города и края.

По завершению формирующего эксперимента была проведена контрольная диагностика по тем же методикам, что и констатирующий эксперимент.

На констатирующем этапе нами было выявлено, что у многих детей вызывает затруднение рассказать о природе всего края, природных зонах, ландшафте. В ходе контрольного этапа дети показали более высокий уровень знаний и о родном крае, с интересом и увлеченностью рассказывали о природе, богатствах, народах, живущих на территории края.

Контрольный этап эксперимента показал, что 20 % детей имеют низкий уровень по результатам двух диагностик (развития нравственного воспитанияи знаний о родной стране); 75 % – средний уровень; 5 % – высокий. Несмотря на незначительную динамику, в целом она показывает, что разработанная программа формирующего эксперимента результативна.

Уровень нравственного воспитания после проведенной системы занятий: низкий – 25 %, средний – 75 %, высокий – нет.

Процентное соотношение нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе экспериментального исследования следующий: низкий – 15 %, средний – 75 %, высокий – 10 %.

Таким образом, доказано, что реализация разработанной системы занятий для повышения нравственно-патриотического воспитания дала положительные результаты. Уровень знания родной страны и, соответственно, средний уровень нравственного воспитания повысился на 5 %. Незначительная динамика полученных результатов вполне ожидаема и обусловлена тем, что разработанная система занятий проводилась в течение всего двух месяцев. При организации нравственного воспитания старших дошкольников необходимо использовать разнообразные методы (беседы, игры, экскурсии и др.); различные виды детской деятельности; продукты родной культуры (музыка, литература, изобразительная деятельность, мультфильм и др.). Только комплексная, совместная деятельность педагог – родитель – ребенок даст наилучший результат. Это свидетельствует о необходимости интеграции существующих теоретических подходов на основе выявления их взаимосвязей и обоснования возможности сочетания на разных этапах нравственного воспитания детей дошкольного возраста.