Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

STUDENTS’ LEARNED SOCIETY AS AXIOLOGICAL POTENTIAL OF LINGUO-PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF MEDICAL STUDENTS

Zabolotnaya S.G. 1
1 Orenburg state University
The importance of the students’ work in the SLS (Students’ Learned Society) in the process of professional formation of medical students’ personality is considered in this article. The SLS is stated by the author as social, voluntary, axiologically important unity of medical students, who interact on the basis of the community of scientific interests and actively do scientific and innovative work. The ground of early attraction of students to the work at the SLS is also given. The author points out the significance of the SLS for linguo-professional development of future specialists in medicine. Linguo-professional development of medical students during their work in the SLS helps bring up professionals of new formation, able and ready to solve research, scientific and professional tasks by means of the foreign language. The main vector of the development of students’ science is wider introduction of elements of scientific investigations into the educational process of medical higher school. Knowledge received by the students as a result of their scientific creative search under the guidance of the lecturer is of axiological importance. Participation of the medical students in the SLS work promotes motivation formation towards the exploratory activity and contributes acquisition of modern scientific methods of cognition, profound and constructive knowledge deepening. The involvement of medical students into scientific activity finds its reflection in rapprochement of medical education and modern scientific schools.
SLS
medical students
medical students
axiological potential

Развитие современной медицины диктует новые условия подготовки будущих специалистов в данной области. Обеспечение инновационного характера медицинского образования в стремительно меняющемся мире является необходимым условием формирования и развития личности высококвалифицированного специалиста в области медицины [1]. Особая значимость в реализации инновационного подхода к медицинскому образованию состоит в гармоничном сочетании теоретической и практической подготовки, сближении высшего медицинского образования и современных научно-исследовательских школ, создании научно-образовательных кластеров. Все это дает возможность студентам медицинских вузов с первых дней обучения в вузе активно участвовать в исследовательской, а далее и научной работе.

Именно в студенческом научном обществе (СНО) будущие специалисты в области медицины делают свои первые шаги в науке, приобщаясь к исследовательской и научной культуре. Студенческое научное общество представляет собой общественное добровольное, аксиологически значимое, объединение студентов медицинского вуза, взаимодействующих на основе общности научных интересов и активно занимающихся научно-исследовательской и инновационной работой. Целью СНО является активизация профессионального роста студентов-медиков, объединения их усилий для решения актуальных научных проблем и приоритетных научных задач. Участие студентов медицинского вуза в работе СНО способствует формированию мотивации к исследовательской деятельности и содействует овладению современными научными методами познания, углубленному и творческому освоению учебного материала. Основным вектором развития студенческой науки, прежде всего, является все более широкое внедрение элементов научных исследований в образовательный процесс медицинского вуза. Аксиологически значимыми являются знания, полученные студентами в результате научного творческого поиска под руководством преподавателя.

Система поэтапного включения студентов медицинского вуза в перспективные медицинские исследования включает два направления:

– познавательное, подразумевающее участие в факультативах, работу с литературой и профессионалами – специалистами в области медицины;

– профессионально-творческое, означающее участие студентов в учебно- и научно-исследовательской работе, а также занятость будущих специалистов в области медицины в профессионально ориентированной деятельности.

С элементами исследовательской деятельности студенты впервые знакомятся на практических занятиях при проведении учебно-исследовательской работы (УИРС). УИРС выполняется в учебное время на занятиях, согласно регламенту учебного плана дисциплины. УИРС предусматривает (в качестве теоретической части) изучение студентами методологии проведения исследовательской работы с последующим закреплением умений и навыков проведения исследования (практическая часть). Использование УИРС в процессе обучения студентов медицинского вуза направлено на формирование у будущих специалистов в области медицины умений самостоятельного пополнения знаний в частности, а также навыков самостоятельной работы в целом, что способствует развитию у них клинического мышления и естественным образом оценивается как средство повышения качества подготовки будущих специалистов в области медицины. Следовательно, основной задачей УИРС является приобретение студентами навыков самостоятельной работы теоретического и экспериментального характера, а также развитие познавательного интереса.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), проводимая в рамках СНО, осуществляется во внеурочное время и является одним из важнейших средств повышения уровня подготовки будущих врачей в аксиологически значимом образовательном пространстве медицинского вуза. НИРС представляет собой непосредственное сочетание теории и практики, поскольку позволяет студентам не только ставить перед собой реальные задачи, но и проектировать их решения, реализуя свои предложения на практике. Участие студентов в УИРС и НИРС в пространстве вузовского образования мы можем охарактеризовать следующими критериями:

– ценностно-мотивационный (определяет характер мотивации, осознание личностной и социальной ценности и значимости будущей профессии);

– когнитивный (подразумевает степень ознакомления студентов с профессиональной деятельностью; включенность в деятельность по освоению общих и специфических свойств профессии; степень развития профессионально – значимых качеств). Работа в СНО способствует выработке таких аксиологически значимых для врача качеств, как умение брать на себя ответственность, дисциплинированность, ответственность, требовательность, сострадание, милосердие, коммуникабельность;

– практико-ориентированный или деятельностный (определяет степень владения основными приемами деятельности, а также степень удовлетворенности деятельностью и ее результатом).

При привлечении студентов к НИР и ее реализации, особое внимание уделяется воспитанию познавательного интереса, созданию положительной мотивации к получению практико-ориентированных знаний, развитию интеллектуальной сферы личности, а также познавательной активности и самостоятельности, что позволяет студенту сформировать собственный стиль деятельности и развить профессиональное (клиническое) мышление.

Таким образом, НИРС представляет собой особую форму деятельности студентов под руководством научного руководителя или консультанта, направленную на расширение и обогащение имеющихся знаний, формирование навыков аналитической, практической, творческой и исследовательской деятельности, а также на выработку умения осуществления исследовательской и экспериментальной работы. Немаловажную роль в формировании ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности у студентов медицинского вуза играют различные формы и подходы к осуществлению УИРС и НИРС. Разнообразие форм НИРС (реферативная и экспериментальная работа, участие в предметных олимпиадах, конференциях, выполнение конкурсных работ, рецензирование историй болезни, подготовка таблиц и тематических альбомов, учебные конференции, публикация результатов исследований и др.) ставит студента перед необходимостью не только овладевать все возрастающим объемом информации, отбирать, перерабатывать, но и, что самое главное, использовать ее должным образом в своей профессиональной деятельности. Это позволяет студенту быть готовым к выработке индивидуального маршрута собственного личностного и профессионального развития. Подобная готовность возможна в том случае, когда студент осознает свой собственный интеллектуальный потенциал, ресурсы и резервы интеллектуального развития, выявлению которых способствует работа в СНО. Выполнение студентами медицинского вуза целого комплекса различных видов работ в рамках СНО способствует развитию их инициативы и творческого подхода к достижению поставленной цели. Студенты получают возможность увидеть реализацию результатов своего труда на практике, опубликовать их, подготовить сообщение и выступить перед аудиторией, в том числе и на иностранном языке. Подготовка материала к публикации или выступлению помогает совершенствовать навыки работы со специальной профессиональной литературой (в том числе и на иностранном языке), анализа и обобщения полученного материала, активизируя иноязычную компетенцию. Успешное выступление приносит студенту моральное удовлетворение, уверенность в себе и желание более глубокого проникновения в изучаемую проблему. В ходе нашего исследования 24,3 % студентов, в рамках реализации программы по академической мобильности, приняли непосредственное участие в перспективных научных исследованиях в Самаре, Воронеже, Ульяновске, Лиссабоне, Братиславе.

Не вызывает сомнения тот факт, что участие студентов в работе СНО формирует культуру умственного труда: умение работать с профессионально ориентированной литературой, осуществлять поиск и переработку информации (в том числе и иноязычную), выделять главное в полученной информации, анализировать и обобщать. Знание иностранных языков, возможность их активного применения непосредственно сказывается на доступности актуальной медицинской информации. Становление личности профессионала, специалиста в области медицины, в условиях глобализации невозможно без совершенствования его ценностной структуры в аксиологически значимой образовательной иноязычной среде. Таким образом, особую значимость получает лингво-профессиональное развитие будущих специалистов в области медицины.

Действенным средством лингво-профессионального развития студентов в рамках СНО стало участие будущих врачей в научных онлайн-конференциях, позволяющих транслировать аудио- и видео-материалы в режиме реального времени. Участие студентов в подобных конференциях по различным отраслям медицины способствует обеспечению связи теории с практикой, стимулирует познавательный и научный интерес участников за счет возможности работать с клиническим демонстрационным материалом, содействуя формированию информационной компетентности, воспитанию творческого отношения к своей профессии через научную и исследовательскую деятельность. В процессе лингво-профессиональной подготовки студентов медицинского вуза происходит присвоение профессиональных ценностей, формирование как лингвистических, так и профессиональных умений и навыков [2]. Совокупность ценностных ориентаций личности будущего специалиста в области медицины составляет аксиологический компонент лингво-професионального развития, включая систему ценностных ориентаций, жизненных установок, ценностного отношения жизни и здоровью человека [3].

В рамках нашего исследования все студенты принимали участие в лингвострановедческих конференциях, самостоятельно выбирая и разрабатывая тему, определяя средства и способы достижения цели, представляя результат работы и принимая участие в обсуждении. Студенты, члены СНО, участвовали в подготовке анатомических, физиологических, биохимических и др. препаратов; реферативной работе по различным клиническим темам. Однако следует отметить, что в СНО приходят студенты, как правило, успешно занимающиеся по основным учебным дисциплинам и обладающие довольно высоким интеллектуальным уровнем. В отличие от УИРС (при 100 % охвате студентов), в кружках СНО (являющихся факультативными) занимаются студенты (меньшая часть), проявляющие интерес к науке. Исследование показало, что работа в СНО, участие в викторинах, конкурсах рефератов, предметных олимпиадах, непосредственной исследовательской работе, а в дальнейшем и научной работе стимулирует интерес, активность и самостоятельность студентов в применении полученных знаний на практике, развитию коммуникативных умений, адекватной работе в коллективе. Все это свидетельствует о стремлении будущих специалистов в области медицины к достижению цели, успеху и признанию.

Согласно результатам анализа полученных данных, 40,54 % студентов достигли успеха и признания за работу в СНО; 13,5 % студентов получили грамоты за участие в конкурсе наглядных пособий; 32,43 % студентов – за участие в викторине «Знаешь ли ты страну изучаемого языка?», 45,94 % студентов – за участие в викторине «Выдающиеся ученые-медики»; 18,9 % студентов приняли участие в межвузовских научно-практических конференциях; 16,2 % студентов приняли участие в конференциях с международным участием (наличие призовых мест); 13,5 % студентов приняли участие в конкурсе рефератов; около 19 % студентов выступили с публикациями в сборниках научных трудов (Оренбург, Самара, Тюмень, Красноярск, Чебоксары); 13,9 % участвовали в лекторской группе при реализации просветительской и профориентационной работы; от 27,02 % до 34,7 % студентов приняли участие в предметных олимпиадах; 100 % студентов приняли участие в конкурсе переводов профессионально ориентированных текстов, из них 13,5 % студентов завоевали призовые места. Признание результатов деятельности побуждает студентов работать активнее в этом направлении, стимулируя интерес, делая исследовательскую деятельность личностно значимой. Достаточно высокая результативность исследовательской работы не только подразумевает ее эффективность, но и побуждает студентов к тому, чтобы доводить начатое дело до конца, преобразуя свои ожидания в реальные успехи. Эффективной формой активизации самостоятельности и познавательной активности студентов медицинского вуза становится проведение факультетских и межвузовских билингвальных конференций СНО, что позволяет реализовать принципы диалогичности, аксиологичности, этапности, преемственности и интеграции. При проведении подобных конференций происходит выстраивание диалога между студентами разных лет обучения, преемственности в исследовательской работе в контексте лингво-профессионального развития личности студента медицинского вуза, его ценностного отношения к собственной деятельности и деятельности своих коллег. Безусловно, это оказывает положительное влияние на студентов первого курса, поскольку они получают возможность увидеть перспективы развития своего научного творчества, принять участие в более сложных исследовательских проектах. Студенты старших курсов, в свою очередь, получают навыки планирования и организации хода работы. Обеспечение интегративных связей достигается путем участия в конференциях студентов, обучающихся на разных факультетах, делает возможным целостное понимание определенной исследуемой проблемы.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что участие студентов в перспективных научных исследованиях на кафедрах гуманитарного, медико-биологического и клинического циклов способствует приобретению навыков исследовательской работы, ориентации студентов на постоянное самообразование, формированию умения решать задачи исследовательского характера, развитию профессиональной самостоятельности, самосознания, познавательного интереса, творческой инициативы и социальной ответственности за здоровье людей.

Следовательно, работа в СНО представляет собой действенную форму профессионального воспитания будущего специалиста в области медицины, способствуя переводу студента из объекта в субъект деятельности.

Включение студентов в поэтапную, постепенно усложняющуюся исследовательскую деятельность в режиме УИРС – НИРС – СНО доказывает свою высокую эффективность, поскольку дает студентам возможность убедиться в правильности выбора профессии, познать мир будущей профессии, быстрее адаптироваться не только к учебной, но и к профессиональной деятельности; подняться на более высокую ступень творческого и профессионального (клинического) мышления. Преемственность научных исследований на этапе профессиональной подготовки обеспечивает подготовку специалистов новой формации, готовых находить нестандартные профессиональные и жизненные решения, средствами в том числе и иностранного языка, обретающие в дальнейшем уникальное значение.

Следует отметить, что СНО создает условия для развития научного творчества студентов медицинского вуза, что, в свою очередь, положительно влияет на степень удовлетворенности сделанным студентами профессиональным выбором, оказывая закономерное воздействие на структурную организацию системы регуляции личностной активности [4]. Студенты, принимающие активное участие в работе СНО, проявляют себя как более инициативные, адаптированные к современным условиям обучения в вузе и жизни в целом, более реалистично представляют свое будущее, чему способствует активное вовлечение студентов медицинского вуза в профессиональное научно-образовательное пространство медицинского вуза. Значительный акцент в личностном развитии будущего профессионала в области медицины делается на саморазвитие, творчество, активность и самостоятельность, ориентированные на выработку каждым студентом медицинского вуза реалистичных прогнозов и планов развития своей жизни и профессиональной деятельности в будущем [5]. Участие студентов медицинского вуза в работе в СНО способствует эффективному лингво-профессиональному развитию личности студента-медика через принятие им субъектной позиции, основанной на присвоении ценностей будущей профессии, формировании позитивного отношения к миру выбранной профессии и к самому себе как субъекту учебно-профессиональной деятельности, направленной на сохранение жизни и здоровья людей.

Интересной, на наш взгляд, является двойственная особенность работы в СНО. С одной стороны, работа в СНО является идеальной моделью формирования готовности студентов медицинского вуза к обучению, с другой стороны, она служит показателем эффективности и результативности проделанной ими работы.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что СНО служит действенным аксиологическим потенциалом лингво-профессионального развития будущих специалистов в области медицины. К тому же, работа в СНО, представляя собой интеграцию науки и образовательного пространства медицинского вуза, является первым шагом на пути к развитию и совершенствованию профессионального медицинского образования, что в итоге является одним из основных условий модернизации как медицинского образования в частности, так и российского здравоохранения в целом.