Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

LITERATURE AS A MEANS OF FORMATION OF HUMANISTIC CULTURE OF STUDENTS

Polyakova N.А. 1
1 Perm State Academy of Art and Culture
The article deals with the specifics of literature as a humanitarian discipline designed and capable of forming the basis of humanistic culture of students. The significance of the concept of «humanistic culture» in the modern scientific sense of the term. Presents pedagogical aspects of teaching literature in the context of humanization of education and the formation of humanistic consciousness of students.
literature
humanistic culture
the culture of the individual
universal values of art

Гуманистическую культуру исследователи определяют как «синтетическую, интегральную личностную характеристику, в которой отражается степень усвоения общечеловеческих моральных ценностей, их реализации в различных видах социальной практики» [8, с. 103].

Состояние духовной культуры современной молодежи свидетельствует об остроте проблемы формирования гуманистической культуры личности. С этой точки зрения задача воспитания высоконравственной, гуманистически направленной личности представляется актуальной и важной для современного цивилизованного общества. Социальная потребность в возрождении духовно-нравственной культуры россиян ставит важнейшую педагогическую проблему – гуманизации личности на основе осмысления общечеловеческих ценностей и возрождения культурно-национальных традиций.

В связи с этим возрастает роль гуманитарного образования, которое предполагает формирование гуманистических убеждений и гуманистических ценностей учащейся молодежи.

Потенциальные возможности дисциплины «История русской литературы» в гуманизации образования студентов основаны на преобразующей функции такого педагогического феномена, как «интеграция знаний» в воспитании гуманной личности, что способствует формированию гуманистических убеждений студента, его взглядов на место человека в природе и в обществе, на характер отношения к коллективу и к самому себе.

При изучении литературы осуществляется воспитание важнейших моральных качеств личности: патриотизма и гуманизма, т.к. художественная литература направлена на познание человека и его места в мире.

Изучение литературы приносит неоценимые плоды в процесс гуманизации личности: происходит приобщение к богатствам национальной и мировой художественной культуры, что способствует формированию диалектического мировоззрения, гуманистических убеждений студентов, их активной жизненной позиции. Главный акцент делается на анализе литературного текста, его ценности как самостоятельного литературного явления, на подготовку студентов к его полному восприятию. В процессе анализа текста происходит извлечение содержащихся в нем идей для обогащения студентов системой общегуманистических ценностей. Художественные произведения представляют богатый материал для анализа проблемы гуманизма и таких нравственно-философских проблем, как сущность бытия, смысл жизни, долг, честь, совесть, добро и зло.

Особое значение в формировании у студентов гуманных качеств личности имеет воспитание их в духе национальной толерантности. Художественные произведения русскоязычных писателей содержат достаточно богатый материал, чтобы показать студентам общечеловеческие ценности, объединяющие народы. Также благодатным материалом, формирующим основы гуманитарного сознания студентов, является изучение жизни и творчества писателей. Примечательно в этом отношении высказывание А. Эйнштейна о том, что моральные качества выдающейся личности имеют, возможно, большее значение для становления поколения и всего хода жизни, чем чисто интеллектуальные достижения [7, с. 78].

Изучение художественных произведений дает благоприятные возможности обратить внимание студентов на человека как субъекта деятельности, творчества, и с этих позиций помочь им вникнуть во внутренний мир героев произведений, используя их идеалы для формирования собственных гуманистических убеждений. В процессе изучения художественных произведений у студентов вырабатывается чувство гуманности, которое начинается с умения сопереживать другому человеку, понять чужой образ жизни, склад мышления. Литературное образование, согласно точки зрения М.В. Черкезовой, – это воспитание и развитие личности в процессе изучения художественной литературы [5].

Культура – явление процессуальное, диахроническое. Наиболее адекватной формой ее ретрансляции представляется образное слово как выражение жизни духа, нашедшей воплощение во времени. Это явление в исследованиях по русской литературе ХIХ–ХХ вв. определяется как литературоцентричность. Литература как вид искусства, сосредоточенный на человеческом микрокосме, становится ключевым фактором формирования гуманистического сознания и гуманистической культуры.