Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ORGANIZATION OF LEISURE CHILDREN AND TEENAGERS ON THE BASIS SCHOOL CAMPS IN KABARDINO-BALKAR REPUBLIC

Zolotarev Yu.V. 1
1 North-Caucasian Institute a branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
The article considers the relevance of the organization of camps at schools Kabardino-Balkarian Republic. The need for this project is justified by availability of children in the summer holidays, which leads to an increase in crime and contact with children in traffic accidents, the increase in the number of childhood diseases, growth in the segment of children with deviant behavior. On the basis of the camp is to organize various activities of a child and teach him to perceive adequately surrounding validity and to improve the process of socialization in a new social space.
leisure of children and teenagers
school camp
Kabardino-Balkar Republic

Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей и подростков. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени обучающихся. Данный период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием – это место, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение к общественно полезной работе, отвлечения подростков от пагубного влияния улиц. Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации. На реализацию данных задач направлена вся работа летнего лагеря.

В целях реализации мероприятий по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей в 2013–2015 годах в КБР был утвержден план дислокации лагерей с дневным пребыванием детей на 2015 г. Руководителям органов управления образованием муниципальных районов и ГО республики рекомендовано организовать работу лагерей дневного пребывания на базе вверенных образовательных учреждений в период школьных каникул.

Кроме того, руководителям необходимо представлять в Минобрнауки КБР реестр лагерей с дневным пребыванием, акты комиссий по приемке лагерей за 5 дней до начала функционирования лагерей, а также сводный отчет об использовании денежных средств. В плане мероприятий по реализации положения об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей, указаны: наименование мероприятий; исполнители; сроки исполнения. В план дислокации лагерей с дневным пребыванием детей на 2015 г. были включены 10 районов и 3 ГО, где будут располагаться дневные лагери.[1]

Продемонстрируем данные, подтверждающие актуальность необходимости организации детских пришкольных лагерей. Стоимость одного койко-дня пребывания в детских санаторно-оздоровительных учреждениях КБР 827 руб. в сутки. Стоимость в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях 591 руб. в сутки. Совершив несложный математический расчет, мы получим сумму 19841 руб., которую необходимо оплатить родителям за пребывание в детском санатории с продолжительностью отдыха в 24 дня. Учитывая среднюю заработную по региону в 17000 руб. в месяц, напрашивается вывод, что для многих семей это просто нереальная сумма.

Стоимость набора продуктов питания в лагерях с дневным пребыванием с организацией двух разового питания составила 182 рубля в день. Следовательно, за 21 день (количество рабочих дней в дневном лагере) пребывания в таком лагере родители оплатят 3822 руб. Но в этом случае питание, предоставляемое детям, весьма скромное, а основная задача лагеря – обеспечить полноценное сбалансированное питание для детей.

На организацию отдыха в лагерях с дневным пребыванием детей из республиканского бюджета КБР выделено 6 млн рублей. Понятно, что эта сумма не может покрыть потребности всех детей, проживающих на территории всей Республики. Приоритетом являются дети из многодетных, малообеспеченных и неполных семей. Отсюда вывод, что дети из благополучных семей с невысоким доходом остаются вне зоны внимания властей. Последнее может привести к тому, что неорганизованные дети в период летних каникул могут попасть в нежелательные референтные группы.

Численность детей, охваченных отдыхом и оздоровлением в 2015 г. около 14 тыс. детей, из них 8500 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В КБР в 2015 г. функционировало 40 лагерей дневного пребывания. В них отдохнуло более 2 300 учеников в возрасте от 6 до 14 лет. За пределами республики в санаториях КМВ отдохнули 680 детей. На побережье Черного моря отдохнули 311 детей, из которых 281 ребенок отдохнул в Абхазии.

В КБР проживает на сегодняшний день 194,9 тыс. детей в возрасте от 0 до 16 лет, из них 90,3 тыс. человек – в возрасте от 0 до 6 лет и 104,6 тыс. человек – в возрасте от 7 до 16 лет.

Всего в КБР функционируют 112 детских оздоровительных учреждений. За последние годы перестали работать и принимать на оздоровление детей детские лагеря такие как «Коммунальник», «Кара-Су», «Черек», «Адыл-Су», «Тополек», санатории «Нарзан», «Терек», санаторий-профилакторий «Электрон», туристические базы «Чегем», «Башиль», «Голубые озера» (не приняла детей в 1 и 2 смену 2015 года).

В 2015 году были обнаружены 165 нарушений санитарных правил в детских лагерях, что на 52 нарушения больше, чем в 2014-м году. 22 нарушения были выявлены у поставщиков продуктов питания.

За 7 месяцев 2015 года в КБР зарегистрировано 31 ДТП с участием детей и подростков, в которых погибших нет. Ранения получили 32 человека.

За 7 месяцев предыдущего 2014 года произошло 35 ДТП с участием детей и подростков, в которых погибли 6 человек и было ранено 32 человека.

Подростковая преступность тоже настораживает: 220 случаев в 2014 году, в 2015 году их зафиксировано 162.

В КБР в 2014 году состояли на учете 321 ребенок, а в 2015 году на учет поставлены 228 детей.

pic_1.wmf

Рис. 1. Количество детей, отдохнувших в КБР

pic_2.wmf

Рис. 2. Разновидности девиантного поведения детей

Необходимость организации досуга ребенка подтверждается увеличением сегмента детей с разновидностями девиантного поведения.

Подростки неуправляемого типа представляют собой источник повышенной опасности в плане возможности совершения насильственного действия в отношении других обучающихся. Поэтому классному руководителю и администрации школы рекомендуется устанавливать за ними особый контроль как во время пребывания в школе, так и во вне учебное время, а также осуществлять специальные профилактические мероприятия. Летний лагерь является идеальным социальным пространством, где можно контролировать и корректировать поведение ребенка.

Мы видим из представленного графика, что в КБР высок уровень количества детей с нарушениями норм поведения, что требует особого внимания.

Итак, из выше представленной статистики мы наблюдаем сокращение количества детских лагерей за последние годы, незанятость детей в летнее время, невозможность родителей обеспечить полноценный отдых детей из за низкого семейного дохода, увеличение заболеваемости детей, волнующий уровень преступности, попадание детей в ДТП во время каникул.

Через организованный досуг на базе пришкольных лагерей можно добиться снижения преступности, повышения интереса ребенка к различным видам деятельности, адекватному восприятию окружающей действительности.

Досуг следует рассматривать как сложное социальное явление, включающее: отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество. Цель досуговой деятельности – найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности, раскрыть его творческий потенциал в правильно организованной досуговой деятельности. Досуг детей по содержанию делится на ряд групп. Организация пришкольных лагерей с разнообразными формами досуговой деятельности способна:

pic_3.wmf

Рис. 3. Дети, с нарушениями норм поведения

  • Обеспечить сохранение безопасности жизни и здоровья детей и подростков в ходе реализации программы (в том числе отсутствие случаев детского дорожно-транспортного травматизма).
  • Уменьшить количество фактов детско-подростковой безнадзорности и правонарушений.
  • Уменьшить процент детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками.
  • Восстановить психические и физические силы ребенка
  • Увеличить количество детей, посещающих спортивные секции, кружки по интересам, творческие объединения.

Досуг – это одна их форм детской жизнедеятельности. Содержание досуга – это совокупность элементов детских увлечений, интересов, хобби. К структурным элементам содержания досуга можно отнести: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество, книги, экологическая деятельность, спорт, театр, музыка, туризм, коллекционирование и т.д. Наука раскрывает приблизительно более сорока главных составляющих элементов досуга. Каждый элемент имеет свои формы, вариации, модели.

В современных исследованиях досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее: отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество. Цель педагогов – найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности, раскрыть его творческий потенциал в правильно организованной досуговой деятельности. Досуг детей по содержанию делится на ряд групп.

Первая группа связана с восстановлением различных сил ребенка. К ней необходимо отнести прогулки на свежем воздухе, спорт, вечера отдыха, забавы, развлечения, игры. Движение формирует важнейшие качества личности, такие как выносливость, сила, быстрота, ловкость Ярким примером служит организация и проведение конкурса «Безопасное колесо», олимпиады «Дорожная азбука».

Немаловажную роль играют физкультминутки, которые можно проводить в лагере. К спортивным развлечениям, реализуемых в лагере можно отнести: бег, велосипед, спортивное ориентирование на местности, соревнования по технике пешеходного туризма. Все они пользуются огромной популярностью у детей и подростков.

Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям. К ней можно отнести чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, проведение мастер-классов, уроков ораторского мастерства. Данная группа досуга стимулирует познавательную активность детей, способствует освоению общечеловеческой культуры, исторических, литературных ценностей, формированию мировоззрения детей.

Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, активной творческой деятельностью. К данному содержанию досуга можно отнести научно-исследовательскую деятельность, художественно-театральную, спортивно-игровую, трудовую, прикладную деятельность. Включение детей в эту группу досуга развивает активную жизненную позицию, способствует самоопределению личности, ее самоактуализации в творческой деятельности.

Дети с большим энтузиазмом будут посещать занятия творческих объединений по декоративно прикладному направлению. Обучающиеся осваивают основы лоскутного шитья, бисероплетения, миниатюрной живописи, лепки из соленого теста, традиционной глиняной игрушки, вязания на спицах и крючком, изобразительного творчества, креативного конструирования из различных материалов. Педагоги с помощью своего мастерства смогут пробудить детскую фантазию, развить творческие способности у детей и подростков, выявляя подлинно одаренных воспитанников.

Четвертая группа досуговой деятельности реализует потребность в общении. К данной группе необходимо отнести вечера встреч, танцы, дискотеки, «вечеринки», творческие объединения, клубы, кружки. Общение с другими детьми развивает коммуникативные умения, формирует у ребенка способность использовать различные способы межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным социальным ситуациям.

Мы предполагаем, что целенаправленная организация досуговой деятельности будет способствовать целостному развитию детей и подростков, их успешной социализации, раскрытию индивидуализации и творческого потенциала.